Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль
рабочая программа по музыке
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.
Срок реализации: 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_modul_spetsialnost.docx | 311.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Пояснительная записка 3
II. Учебно-тематический план 8
III. Календарный учебный график 9
IV. Рабочая программа I года обучения 10
V. Рабочая программа II года обучения 15
VI. Рабочая программа III года обучения 20
VII. Содержание программы 25
VIII. Формы и методы контроля. Критерии 30
IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы 33
- Пояснительная записка
Общеразвивающая программа «Музыкальный инструмент (скрипка) разработана на основе примерной программы Министерства культуры РФ (Москва 1989) а также в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы (утверждена Минкультуры России 29.12.2014);
- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа - Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);
- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Направленность программы - художественная. Уровень программы-базовый.
Актуальность программы заключается в возможности музыкального развития ребёнка, который в связи с возрастом (9 – 16 лет) не может обучаться по предпрофессиональной программе, но желает получить основы музыкального исполнительства для возможности музицирования на инструменте «скрипка».
Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Предмет «Музыкальный инструмент» (скрипка) является основным по освоению исполнительских навыков игры. Учебный план также включает предмет «Ансамбль».
Игра на инструменте помогает раскрыться индивидуальности ребёнка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.
Учебный предмет направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание музыкальной терминологии;
- навыков чтения с листа несложных произведений;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
- навыков сольного исполнения;
- навыков концертных выступлений;
- воспитание активного слушателя.
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному образованию срок реализации общеразвивающей программы по учебному предмету « Музыкальный инструмент (скрипка)» составляет 3 года.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 9 – 16 лет, при наличии достаточного уровня способностей.
Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Количество недель | 15 | 19 | 15 | 19 | 15 | 19 | |
Аудиторные занятия | 15 | 19 | 15 | 19 | 15 | 19 | 102 |
Самостоятельная работа | 15 | 19 | 15 | 19 | 15 | 19 | 102 |
Максимальная учебная нагрузка | 30 | 38 | 30 | 38 | 30 | 38 | 204 |
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» при трехлетнем обучении составляет 204 часов. Из них: 102 часа – аудиторные занятия, 102 часа – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
- 3 года обучения – по 1 часу в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
- 3 года обучения – по 1 часу в неделю.
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные способности и возможности и построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Целью учебного предмета является формирование основ музыкального исполнительства для возможности музицирования на инструменте «скрипка».
Задачи
Обучающие
- дать знания основ начальных базовых знаний, умений и навыков игры на скрипке, позволяющих исполнять музыкальные произведения;
- научить музыкальной грамоте;
- научить чисто интонировать;
- научить навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа:
- научить анализировать отдельные элементы музыкальной речи.
Развивающие
- содействовать развитию:
мелодического слуха,
чувства лада,
музыкальной памяти,
творческих способностей,
- эмоциональной сферы, артистизма,
- опыта творческой деятельности и концертных выступлений.
Воспитательные
- создавать условия:
для творческой активности,
потребности в слушании музыки;
- содействовать воспитанию художественного вкуса и потребности общения с произведениями искусства, формирование у учащихся культурного кругозора.
Методы:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно - слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);
- практический (работа на инструменте, упражнения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- игровой (в форме игры с начинающими скрипачами);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).
Технологии:
- личностно-ориентированные, направленные на создание комфортных условия для творческого и индивидуального развития детей;
- игровые, в основе которых педагогическая игра – основной вид деятельности;
- коллективной творческой деятельности, направленной на самовыражение;
- развивающего обучения, при котором создаются условия для развития способностей, интересов, личностных качеств;
- здоровьесберегающие – рационально организован учебный процесс;
- информационные, использование современных средств в процессе обучения.
Размеры скрипок подбираются по антропометрическим параметрам: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4,4/4. Соответствующего размера должны быть и смычки: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4.
Кадровое обеспечение программы – преподаватель по классу скрипки.
Планируемые результаты
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» является приобретение учащимися базовых знаний следующих, умений и навыков:
- исполнить музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;
- использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа;
- самостоятельно разучивать несложные музыкальные произведения и читать с листа;
- знать основы музыкальной грамоты;
- знать наиболее употребляемые музыкальные термины;
- обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.
Метапредметные результаты:
- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;
Личностные результаты:
- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;
- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.
II. Учебно-тематический план
1-3 годы обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Развитие игровых, постановочных навыков | 18 | 6 | 12 | Прослушивание |
2. | Развитие технических навыков | 18 | 6 | 12 | Прослушивание |
3. | Работа над музыкальными произведениями | 18 | 3 | 15 | Контрольный урок |
4. | Транспонирование | 12 | 3 | 9 | Прослушивание |
5. | Подбор по слуху | 18 | 6 | 12 | Выполнение задания |
6. | Навыки музицирования | 12 | 3 | 9 | Прослушивание |
7. | Творческие задания | 6 | 3 | 3 | Выполнение задания. Обсуждение. |
всего | 102 | 30 | 72 | 72 |
III. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09. | 30.05. | 34 недели | 34 | 1 раз в неделю по 1 часу |
2 год | 01.09. | 30.05. | 34 недели | 34 | 1 раз в неделю по 1 часу |
3 год | 01.09. | 30.05. | 34 недели | 34 | 1 раз в неделю по 1 часу |
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
города Когалыма
Рабочая программа
«Музыкальный инструмент»
скрипка
(I год обучения)
Автор/составитель
преподаватели по классу скрипки
Задачи I года обучения
Обучающие
- обучить основным навыкам игры на скрипке;
- научить музыкальной грамоте;
- научить чисто интонировать.
Развивающие
- содействовать развитию:
мелодического слуха,
музыкального слуха;
чувства лада;
музыкальной памяти;
творческих способностей.
Воспитательные
- воспитывать серьёзное отношение к занятиям на инструменте;
- создавать условия:
для творческой активности;
потребности в слушании музыки.
Планируемые результаты
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- исполнить музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;
- использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа (динамические, штриховые, аппликатурные обозначения);
- знать наиболее употребляемые музыкальные термины;
- обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.
Метапредметные результаты:
- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.
Личностные результаты:
- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;
- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Развитие игровых, постановочных навыков | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
2. | Развитие технических навыков | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
3. | Работа над музыкальными произведениями | 6 | 1 | 5 | Зачёт |
4. | Транспонирование | 4 | 1 | 3 | Прослушивание |
5. | Подбор по слуху | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
6. | Навыки музицирования | 4 | 1 | 3 | Прослушивание |
7. | Творческие задания | 2 | 1 | 1 | Выполнение задания. Обсуждение. |
всего | 34 | 10 | 24 |
Учебный материал
1год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений. Начальное развитие музыкально-образного мышления. Формирование начальных представлений о музыке на основе конкретно-чувственного её восприятия.
Формирование предпосылок к чтению нот с листа.
Формирование основ пальцевой техники левой руки
Развитие музыкально- слуховых представлений. Работа над интонацией, ритмом, памятью, изучение штрихов деташе, легато 2 и 4, мартле.
Простейшие виды распределения смычка, соединение струн. Разучивание в течение года 6 -8 разнохарактерных произведений. Знакомство с третьей позицией. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.
Темпы освоения инструментального материала определяются педагогом в зависимости от степени одаренности, работоспособности и мышечной управляемости ученика.
Примерный перечень произведений:
- И.С.Бах «Гавот».
- Н.Бакланова: «Хоровод»; «Мазурка»; «Романс».
- К.Вебер «Хор охотников».
- П.Шольц «Этюд».
- А.Жилин «Вальс».
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
города Когалыма
Рабочая программа
«Музыкальный инструмент»
скрипка
(II год обучения)
Автор/составитель
преподаватели по классу скрипки
Задачи II года обучения
Обучающие
- обучить основным навыкам игры на скрипке, позволяющих исполнять музыкальные произведения;
- научить музыкальной грамоте;
- научить чисто интонировать;
- научить навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа.
Развивающие
- содействовать развитию:
мелодического слуха,
чувства лада,
музыкальной памяти,
творческих способностей,
- эмоциональной сферы, артистизма,
- опыта творческой деятельности и концертных выступлений.
Воспитательные
- создавать условия:
для творческой активности,
потребности в слушании музыки;
- содействовать воспитанию художественного вкуса и потребности общения с произведениями искусства, формирование у учащихся культурного кругозора.
Планируемые результаты
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- исполнить музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;
- использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа (динамические, штриховые, аппликатурные обозначения);
- знать наиболее употребляемые музыкальные термины;
- обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.
Метапредметные результаты:
- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.
Личностные результаты:
- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;
- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.
Календарно-тематический план
2 год обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Развитие игровых, постановочных навыков | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
2. | Развитие технических навыков | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
3. | Работа над музыкальными произведениями | 6 | 1 | 5 | Зачёт |
4. | Транспонирование | 4 | 1 | 3 | Прослушивание |
5. | Подбор по слуху | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
6. | Навыки музицирования | 4 | 1 | 3 | Прослушивание |
7. | Творческие задания | 2 | 1 | 1 | Выполнение задания. Обсуждение. |
всего | 34 | 10 | 24 |
Учебный материал
2 год обучения
Дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений и метроритмических ощущений, навыков звукоизвлечения. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления, формирование начальных представлений о музыкальной форме. Продолжение работы по формированию постановочных и двигательно-игровых навыков. Развитие штриховой техники: штрихов деташе, легато и их комбинаций, дубль – штрих, стаккато, мартле. Дальнейшее развитие навыков транспонирования, чтения нот с листа. Приобщение к совместному музицированию.
В течение учебного года ученик должен освоить: 1-2 гаммы и арпеджио трезвучий, 4-5 этюда, 5-6 разнохарактерных пьес.
Примерный перечень произведений:
- И.С.Бах «Гавот».
- А.Айвазян «Песня».
- Б.Дварионас «Вальс»
- Дженкинсон «Танец»
- А.Ильинский «Колыбельная»
- Д.Кабалевский «Клоуны»
- А.Комаровский «Марш нашего звена»
- В.Косенко «Мазурка»
- В.Косенко «Скерцино»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
города Когалыма
Рабочая программа
«Музыкальный инструмент»
скрипка
(III год обучения)
Автор/составитель
преподаватели по классу скрипки
Задачи III года обучения
Обучающие
- обучить основным навыкам игры на скрипке;
- научить музыкальной грамоте;
- научить чисто интонировать;
- научить навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа;
- самостоятельно разучить простые мелодии;
- научить анализировать отдельные элементы музыкальной речи.
Развивающие
- содействовать развитию:
мелодического слуха;
музыкального слуха;
чувства лада;
музыкальной памяти;
творческих способностей,
- эмоциональной сферы, артистизма,
- опыта творческой деятельности и концертных выступлений.
Воспитательные
- создавать условия:
для творческой активности,
потребности в слушании музыки;
- содействовать воспитанию художественного вкуса и потребности общения с произведениями искусства, формирование у учащихся культурного кругозора.
Планируемые результаты
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- исполнить музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;
- использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа (динамические, штриховые, аппликатурные обозначения);
- самостоятельно разучивать несложные музыкальные произведения и читать с листа;
- знать наиболее употребляемые музыкальные термины;
- обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.
Метапредметные результаты:
- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.
Личностные результаты:
- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;
- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.
Календарно-тематический план
3 год обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Развитие игровых, постановочных навыков | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
2. | Развитие технических навыков | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
3. | Работа над музыкальными произведениями | 6 | 1 | 5 | Зачёт |
4. | Транспонирование | 4 | 1 | 3 | Прослушивание |
5. | Подбор по слуху | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
6. | Навыки музицирования | 4 | 1 | 3 | Прослушивание |
7. | Творческие задания | 2 | 1 | 1 | Выполнение задания. Обсуждение. |
всего | 34 | 10 | 24 |
Учебный материал
3 год обучения
Дальнейшая работа над музыкально-образным мышлением, интонацией, звукоизвлечением, динамикой, изучение 2-х октавных гамм.
Развитие штриховой техники: штрихов деташе, легато и их комбинаций, дубль – штрих, стаккато, мартле. Дальнейшее развитие навыков транспонирования, чтения нот с листа. Приобщение к совместному музицированию.
В течение учебного года ученик должен освоить: 1-2 гаммы и арпеджио трезвучий, 4-5 этюда, 5-6 разнохарактерных пьес.
Примерный перечень произведений:
- И.С.Бах «Менуэт».
- А.Верстовский «Вальс».
- М.Глинка «Чувство»
- Й.Гайдн «Менуэт быка»
- Р.Глиэр «Ария»
- А.Живцов «Мазурка»
- Д.Кабалевский «В пути»
- Т.Кулиев «Танец»
- А.Спендиаров «Колыбельная»
VII. Содержание программы
1.Раздел
Развитие игровых, постановочных навыков
Усвоение элементарных навыков постановки рук на скрипке и смычке представляет собой трудный и длительный процесс приспосабливания ученика к инструменту. Движение рук, положение корпуса ученика во время игры на скрипке для него сложны, поэтому необходимо выделить их из постановки как самостоятельный элемент и осваивать без инструмента. Трудность периода освоения навыков постановки заключается в том, что ученик не умеет фиксировать свои ощущения. Задача подготовительных упражнений – научить его отличать лёгкость, свободу от зажатости, скованности, научить ощущать различное состояние своих рук.
Правильная перспективная постановка является основой на которой педагог осуществляет свои творческие замыслы, создавая все возможности для наиболее полного развития ученика.
2.Раздел
Развитие технических навыков
Одной из основных задач – формирование технических навыков юного скрипача, которое включает в себя сложный комплекс образно-художественных, музыкально-звуковых и двигательно-игровых компонентов, закладывающийся на начальном периоде обучения. Многолетний опыт работы с учащимися, позволил мне выработать систему методов и педагогических технологий, способствующих наиболее эффективному техническому развитию учащихся. Эта система характеризуется: доступностью и простотой методов и средств формирования навыков; развитием активного интереса к выполняемой учебной работе; формирование навыков повышающих результативность обучения.
3.Раздел
Работа над музыкальными произведениями
Работа над музыкальными произведениями занимает особенно значительное место в решении задач воспитания и обучения учащихся. В процессе её развиваются такие важнейшие качества исполнителя, как способность проникать в содержание изучаемых произведений, а затем возможно более художественно доносить его до слушателя. Изучая с учеником педагогический репертуар, необходимо обобщать типичные закономерности работы над музыкальным произведением, для развития аналитического мышления и логической памяти эффективны следующие формы работы:
- устный отчёт о подготовке домашнего задания;
- самостоятельный анализ своего исполнения;
- самостоятельный разбор – устный и на инструменте – заданного сочинения в классе под наблюдением педагога.
При работе над произведением важно целесообразно последовательно концентрировать своё внимание на разных задачах. На начальном этапе подобрать подходящую аппликатуру, способствующей решению требуемых художественных задач. На серединном этапе требуется более углублённая работа над характером музыки. На завершающем этапе главным становится охват произведения в целом, «собрать» воедино отдельные его разделы помогает ощущение их роли в структуре целого, а также выбор темпа, способствующего органичному сочетанию всех разделов друг с другом.
4.Раздел
Транспонирование
У детей, принятых в музыкальную школу бывает разная степень развитости слуха.
У пианиста нет необходимости беспокоиться о чистом интонировании извлекаемого звука. Значительно сложнее дело обстоит у скрипача. Не имея никаких внешних ориентиров на грифе, он должен научиться по слуху, находить пальцем место для каждого звука. Единственным слуховым ориентиром для него является звучание открытой струны, от которой он может находить последующие звуки.
Для более быстрого развития мелодического слуха нужно тренироваться в транспонировании выученных песенок, в также в пении мажорной гаммы от любого звука (на слоги та или ту ).
Естественно, что все транспонируемые пьесы должны исполняться выразительно.
В процессе занятий транспонированием необходимо следить за тем, чтобы оно протекало в условиях максимальной активизации слуха учащихся.
Приступая к транспонированию, ученик должен хорошо знать материал на помять, иметь о нем ясное слуховое представление.
Настраиваясь на новую тональность, ученику следует проинтонировать в ней внутренним слухом транспонируемую музыку. Такой путь сделает занятия максимально эффективными для музыкального развития ученика.
5.Раздел
Подбор по слуху
Важным компонентом обучения музыке является подбор по слуху. Эта форма обучения способствует формированию музыкального мышления детей, их слуха, помогает им тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более художественно их исполнять. Вся эта работа проводится в тесном контакте с педагогами теоретического отдела. Общая направленность должна быть соотнесена с программой по сольфеджио. Подбор по слуху начинают с несложных попевок и детских песен. В дальнейшем мелодии постепенно усложняются в интонационном отношении и дополняются различными видами сопровождения.
6.Раздел
Навыки музицирования
Одной из важных задач, обуславливающих успешную работу в ансамбле, является развитие у учащихся навыков чтения с листа.
Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, в голосах партитуры ансамбля значительно активизирует процесс работы, способствует более тщательному разбору и анализу музыкального произведения, закреплению навыков беглого чтения с листа и развитию «внутреннего слуха» и «предслышания». Предпосылками осмысленного, грамотного прочтения нотного текста являются навыки быстрого определения ладотональных и метроритмических особенностей, умение распределять внимание на относительно законченные музыкальные построения. Имеющие в тексте обозначения и авторские указания, свободное владение грифом, штриховыми и аппликатурными приёмами как важными техническими, так и художественно-выразительными средствами исполнения. Как правило, для чтения нот с листа следует выбирать такие произведения, которые по своему содержанию, фактуре, выразительности были бы доступны ученику, вызывали у него интерес к работе и стремление активно и самостоятельно знакомиться с музыкальной литературой.
Важным компонентом в обучении музыке также является подбор по слуху. Эта форма обучения способствует формированию музыкального мышления, слуха, помогает тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более художественно их исполнять. Вся эта работа проводится в тесном контакте с педагогами теоретического отдела. Подбор по слуху начинают с несложных детских песен. В дальнейшем мелодии постепенно усложняются в интонационном отношении и дополняются различными видами сопровождения
7.Раздел
Творческие задания
Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках специальности активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус.
На начальном периоде обучения творческие задания осуществляются главным образом во время урока и под руководством преподавателя. По мере освоения учащимися навыков игры на инструменте, работа может быть организована в двух формах: под руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося. Таким образом, идёт освоение учебного материала и развивается творческий потенциал ученика.
VIII. Формы и методы контроля. Критерии.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся;
- промежуточный контроль;
- итоговый контроль.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
- качество выполнения домашних заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Промежуточный контроль проводится как дифференцированный зачет в форме академического концерта.
1 год обучения
I полугодие
- технический зачёт (гамма);
- дифференцированный зачет в форме академического концерта (исполняется 1 произведение наизусть)
II полугодие
- технический зачёт (гамма);
- дифференцированный зачет в форме академического концерта (исполняется 2 произведения наизусть)
2 год обучения
I полугодие
- технический зачёт (гамма);
- дифференцированный зачет в форме академического концерта (исполняется 1 произведение наизусть)
II полугодие
- технический зачёт (гамма);
- дифференцированный зачет в форме академического концерта (исполняется 2 произведения наизусть)
3 год обучения
I полугодие
- технический зачёт (гамма);
- дифференцированный зачет в форме академического концерта (исполняется 1 произведение наизусть,1 произведение по предмету «ансамбль» по нотам)
II полугодие
- технический зачёт (гамма);
- дифференцированный зачет в форме академического концерта
( 1 произведение наизусть, 1 произведение по предмету «ансамбль» по нотам).
По итогам выступления выставляется оценка: «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно».
Учащиеся на итоговом академическом концерте должны продемонстрировать достаточный уровень владения скрипкой, осмысленное исполнение и раскрытие художественного образа исполняемых произведений.
Критерий оценки
5 («отлично») | Технически совершенное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | Оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом, так и в художественном плане) |
3 («удовлетворительно») | Исполнение с большим количеством недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата |
2 («неудовлетворительно») | Комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. |
«зачет» (без отметки) | Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1.Список учебной литературы, рекомендуемой для родителей и учащихся
1.Большой энциклопедический словарь «Музыка», М. 1998г
2.О.Иванова «Музыкальный букварь», Ростов - на – Дону,2006
3.Н Ветлугина «Музыкальный букварь», М. «Музыка»,1986
4.Л.Венгерова «Педагогический этюд», М. 2003
5.О.Иванова «Музыкальный букварь» «Проф – Пресс», 2006
6.Г.Струве «Ступеньки музыкальной грамотности», СПб 1999
2. Список рекомендуемой учебной литературы
1. «Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепиано» 1-II классы
«Государственное музыкальное изд-во» 1962
2.«Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы» Москва, «Музыка» 1986
3.«Хрестоматия для скрипки 2-3 класс»,составитель Ю.Уткин, Москва, «Музыка» 1989
4.«Юный скрипач» (вып.1), составитель К.А. Фортунатов; Москва, «Музыка» 1992
5.«Юный скрипач» (вып.II),составитель К.А.Фортунатов; Москва, «Музыка» 1992
6. «Избранные этюды для скрипки I-Шклассы»,составитель К.Фортунатов; Москва «Музыка» 1976
7. «Этюды для скрипки на разные виды техники IIкласс», Киев, «Музыкальная Украина»1976
8.«Этюды для скрипки на разные виды техники III класс», Киев, «Музыкальная Украина»1978
9.Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000
10.Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962
11.Якубовская В. Вверх по ступенькам. С-Пб «Композитор», 2003
12.Гуревич Л. – Зимина Н. Скрипичная азбука 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998
13.Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986
14.Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980
15.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы). Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990
3.Список рекомендуемой методической литературы
1. Беленький Б., Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М.Цейтлина. М., Музыка»,1990
2. Берлянчик М. Основы учения юного скрипача. М.,1993
3. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства. Вып.1. М., «Музыка», 1990
4. Н.А. Гарбузов «Внутризонный интонационный слух и методы его развития», изд. 1951 г.;
5. А.Л. Готсдинер «Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классе скрипки», изд. 1963 г., Ленинград;
6. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. Пути формирования и развития. М., «Музыка»,1985
7. К.М. Семенцов-Огиевский «Искусство скрипичных смен», изд. 1996 г., Москва;
8. Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., «Музыка», 1966
9. А.А. Марков «Система скрипичной игры», изд. 1997 г., Москва.
10. Суслова Н., Боярская Н. О путях профессионализации в детской музыкальной школе. /Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.3. М., «Музыка», 1991
11. Б.А.Струве «Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов». М., 1981.
12. Шиндер Л. Штрихи струнной группы симфонического оркестра. СПб, «Композитор», 2000
13. .Г.Турчанова «Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей». М., 1981г.
14. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства»
Парикмахерское искусство существует давным-давно. Во все времена люди хотели выглядеть красиво и привлекательно и прилагали для этого немало усилий, изобретали спец...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"
Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» II ступень
Дополнительная общеобразовательнаяОбщеразвивающая программав области музыкального искусствапо учебному предмету«Музыкальный инструмент (фортепиано)»II ступень Возраст обучающихс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» (фортепиано)
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программав области музыкального искусства«Музыкальный инструмент»(фортепиано) Возраст обучающихся: 6,6 - 9 лет.Срок реализации: 3 год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...