ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкальной грамоты»
рабочая программа по музыке на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Оркестровые инструменты», «Хоровое пение», «Сольное пение», «Фольклор» является новой редакцией. Программа переоформлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в ДМШ и ДШИ по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа в области музыкального искусства «Основы музыкальной грамоты» | 67.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
титульник
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Основы музыкальной грамоты»
Армавир, 2014
Организация-разработчик: МБОУ ДОД ДМШ МО г. Армавира
Разработчик: преподаватель высшей категории МБОУ ДОД ДМШ МО г. Армавира, Мартынова Сюзанна Кареновна
Рецензент: преподаватель высшей категории МБОУ ДОД ДМШ МО
г. Армавира, Новикова Татьяна Ивановна
Год составления: 2014.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Оркестровые инструменты», «Хоровое пение», «Сольное пение», «Фольклор» является новой редакцией. Программа переоформлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в ДМШ и ДШИ по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru).
Актуальность программы – теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Разделы данной программы “Воспитание музыкального восприятия” и “Воспитание творческих навыков” позволяют на практике осуществить и проверить свои теоретические познания.
Назначение программы - развитие логического мышления, умения анализировать информацию, сопоставлять и систематизировать полученные знания, соотносить теоретические понятия с практической деятельностью.
Новизна программы – отличительной особенностью данной программы является то, что в учебно-тематический план включены новые темы; изменены формулировки, порядок и методика изучения тем; более логично и детализированно выстроена линия ознакомления с музыкальным синтаксисом и музыкальными формами; разделы «Сольфеджирование и пение с листа» и «Вокально-интонационные навыки» объединены, так как имеют одни методические задачи; список рекомендуемой литературы, произведений для слухового анализа и пения обновлены (в них включены учебники и пособия, появившиеся в последнее время); формы подведения итогов приведены в соответствие с учебными планами.
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Возраст учащихся: 6 – 18 лет.
Цель программы – формирование художественно-творческой направленности личности, потребности подростков в общении с музыкальной культурой, воспитание эстетического вкуса, расширение музыкального кругозора.
Задачи программы:
- способствовать развитию памяти, интеллекта, росту общей культуры юного музыканта, подготавливает к самостоятельному общению с классической или популярной музыкой;
- формировать слуховое восприятие, использовать приобретенные знания и навыки для слушания серьезной музыки или собственного музицирования;
- помочь детям в небольшой срок обучения освоить музыкальную грамоту, научить слушать и понимать музыку;
- развить музыкально-слуховые способности обучающихся, музыкальное мышление и музыкальную память, как основу для практических навыков;
- способствовать приобретению детьми навыков коллективной творческой деятельности, воспитанию чувства музыкального стиля, приобщению к лучшим образцам современной, классической и народной музыки.
Зачастую, осознанный интерес к музыкальным занятиям возникает у ребенка в среднем и старшем возрасте. У подростка появляется собственное осознанное стремление постичь азы музыки – научиться музицировать на любительском уровне, подбирать или сочинять небольшие музыкальные формы.
Особенностью программы является ее общеразвивающая направленность. За время обучения учащиеся должны приобрести целый ряд практических навыков: уметь самостоятельно разбирать и разучивать популярные пьесы, исполнять песни с собственным аккомпанементом, записывать или подбирать по слуху несложные мелодии.
Предлагаемый адаптированный теоретический материал должен обязательно сочетаться и перекликаться с другими предметами: с изучаемым инструментом (в домашних занятиях и в классе по подбору мелодий, аккомпанементов, транспонировании), с музыкальной литературой (слуховой анализ формы, характера, жанра произведений).
При обучении по данной программе рекомендуется широкое использование видео, аудиозаписей, фонограмм.
Структура предмета в 1 классе предполагает соединение музыкальной грамоты и сольфеджио, так как изучение теории музыки без слуховой базы невозможно. Курс представлен в виде следующих основных разделов:
- вокально-интонационные навыки и сольфеджирование;
- воспитание чувства метроритма;
- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
- элементарное музицирование;
- теоретические сведения и музыкальная грамота.
Основной формой учебной работы является мелкогрупповой урок, занятия проводятся раз в неделю, продолжительность урока в 1 классе –40 минут; во 2-3 классе – 70 минут.
Организация образовательного процесса - программа предусматривает групповую форму учебной работы с учащимися. Групповая работа позволяет оптимизировать учебный процесс и облегчает проведение урока. Освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы, что требует разумного планирования учебного процесса в целом. Наполняемость групп - в среднем 4-10 человек. Наполняемость групп зависит от смены обучения.
Сроки и этапы образовательного процесса – программа рассчитана на 3-4 года обучения. Объём программы –192,5 часа, которые распределяются следующим образом:
1 класс – 35 часов (1час в неделю)
2 класс – 35 часов (1час в неделю)
3класс – 35 часов (1час в неделю)
4 класс – 35 часов (1час в неделю)
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результаты освоения общеразвивающей учебной программы «Музыкальная грамота» должны отражать сформированный комплекс знаний, умений и навыков, наличие у обучающихся художественного вкуса, чувства лада и метро-ритма.
В том числе:
- первичные теоретические знания по музыкальной грамоте, профессиональной музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;
- записывать несложные мелодии;
- владеть элементарными вокально-интонационными навыками.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
I четверть | ||
1 | Организационный урок. Пение знакомых песен | 1 |
2 | Название звуков. Знакомство с фортепианной клавиатурой. | 1 |
3 | Нотный стан. Регистры. Октавы. | 1 |
4 | Первоначальные навыки нотного письма. | 1 |
5 | Расположение нот на нотоносце. Правописание штилей. | 1 |
6 | Скрипичный ключ. Ноты первой и второй октавы. | 1 |
7-8 | Понятия: мажор, минор, интервал, трезвучие. | 2 |
9 | Длительности нот. | 1 |
Итого: | 9 час. | |
II четверть | ||
1 | Гамма. Тон, полутон. Знаки альтерации. | 1 |
2 | Строение мажорной гаммы. Гамма До мажор. | 1 |
3 | Цифровое обозначение ступеней. | 1 |
4 | Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение. | 2 |
6 | Тоника, тоническое трезвучие. | 1 |
7 | Вводные звуки. | 1 |
Итого: | 7 час. | |
III четверть | ||
1 | Размер 2/4. Такт, тактовая черта. | 1 |
2 | Метроритм. Сильная и слабая доля. | 1 |
3 | Устойчивые и неустойчивые ступени в гамме До мажор. | 1 |
4 | Опевание устойчивых ступеней. | 1 |
5 | Размер 2/4. Такт, тактовая черта. | 1 |
6-7 | Гамма Соль мажор. | 2 |
8 | Паузы. Затакт. | 1 |
9 | Тетрахорды. | 1 |
10 | Размер 3/4. | 1 |
Итого: | 10 час. | |
IV четверть | ||
1 | Схема дирижирования на 3/4. | 1 |
2 | Сильная и слабая доли в размере 3/4. | 1 |
3-4 | Гамма Фа мажор | 2 |
5 | Порядок записи диезов. | 1 |
6 | Порядок записи бемолей. | 1 |
7 | Размер 4/4. | 1 |
8 | Схема дирижирования на 4/4. | 1 |
9 | Контрольный урок. | 1 |
Итого: | 9 час. |
2-й класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во занятий |
I четверть | ||
1 | Повторение пройденного материала в 1 классе. | 2 |
2 | Динамические оттенки. Реприза. Фермата. | 1 |
3 | Строение минорной гаммы. Гамма ля минор. | 1 |
4 | Три вида минора. | 2 |
5 | Гамма ре минор. | 1 |
6 | Параллельные тональности. | 1 |
7 | Интервалы: ч.1, ч.8, секунда (большая и малая). | 1 |
Итого: | 9 | |
II четверть | ||
1 | Интервал терция (большая и малая). | 1 |
2 | Интервалы (гармонические, мелодические). | 1 |
3 | Обращение интервалов. Разрешение. | 2 |
4 | Тональность ми минор (3 вида). | 2 |
5 | Мотив. Фраза. | 1 |
Итого: | 7 | |
III четверть | ||
1 | Гамма Ре мажор. Тоническое трезвучие с обращением. | 2 |
2 | Интервал: чистая кварта. | 2 |
3 | Тоническое трезвучие с обращением в пройденных гаммах. | 2 |
4 | Главные ступени лада. | 1 |
5 | Тональность си минор (3 вида). | 2 |
6 | Параллельные тональности. | 1 |
Итого: | 10 | |
IV четверть | ||
1 | Гамма Си-бемоль мажор. | 2 |
2 | Интервал: чистая квинта. | 1 |
3 | Гамма: соль минор | 2 |
4 | Транспонирование мелодии. Анализ интервалов в мелодии. | 2 |
5 | Закрепление пройденного материала. | 2 |
Итого: | 9 | |
3-й класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во занятий |
I четверть | ||
1 | Тональности до двух знаков в ключе | 2 |
2 | Параллельные тональности. | 1 |
3 | Одноименные тональности. | 1 |
4 | Главные трезвучия лада. | 2 |
5 | Интервал: секста (большая и малая). | 1 |
6 | Размер 3/8. Группировка длительностей. | 2 |
Итого: | 9 | |
II четверть | ||
1 | Гамма Ля мажор, фа# минор | 2 |
2 | Пунктирный ритм. Канон. | 1 |
3 | Интервал септима (большая и малая). | 1 |
4 | Знакомство с музыкальными терминами. | 1 |
5 | Аккорды в мажоре и миноре (от звука). | 2 |
Итого: | 7 | |
III четверть | ||
1 | Тритоны в ладу. | 3 |
2 | Мажорное и минорное трезвучие от звука. | 2 |
3 | Ритмические группы. | 1 |
4 | Интервалы и их обращения. | 1 |
5 | Септаккорды. Доминантсептаккорд в ладу. | 3 |
Итого: | 10 | |
IV четверть | ||
1 | Гамма Ми бемоль мажор и до минор. | 2 |
2 | Построение пройденных интервалов от звука. | 2 |
3 | Транспонирование мелодий. | 2 |
4 | Построение пройденных аккордов от звука. | 1 |
5 | Закрепление пройденного материала. | 2 |
Итого: | 9 | |
4-й класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во занятий |
I четверть | ||
1 | Повторение пройденных тональностей до 3-х ключевых знаков. | 2 |
2 | Повторение пройденных интервалов. | 2 |
3 | Повторение главных трезвучий лада. Д 7. | 2 |
4 | Повторение аккордов в мажоре и миноре от звука. | 2 |
5 | Проигрывание на инструменте пройденных интервалов и аккордов. | 1 |
Итого: | 9 | |
II четверть | ||
1 | Размер 6/8. Схема дирижирования. | 2 |
2 | Уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора и гармонического минора. | 2 |
3 | Уменьшенное трезвучие на II ступени минора и гармонического мажора. | 2 |
4 | Квинтовый круг тональностей. | 1 |
5 | Повторение буквенного обозначения звуков и тональностей. | 1 |
Итого: | 7 | |
III четверть | ||
1 | Анализ мелодии: фраза, предложение, период. | 1 |
2 | Характерные интервалы – ув.2 и ум.7. | 2 |
3 | Переменный размер. Ритмические группы. | 1 |
4 | Гамма Ми мажор и до# минор. | 2 |
5 | Одноименные тональности. | 1 |
6 | Пунктирный ритм. Секвенции. | 2 |
7 | Обращения Д 7. | 1 |
Итого: | 10 | |
IV четверть | ||
1 | Гамма Ля бемоль мажор и фа минор. | 2 |
2 | Внутритактовая синкопа. Синкопа с паузой на сильной доле. | 2 |
3 | Ритмические группы. Триоли. | 2 |
4 | Последовательности аккордов. | 1 |
5 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
Итого: | 9 | |
Содержание программы
1 класс
Развитие вокально-интонационных навыков
Сольфеджирование. Чтение с листа.
Пение
● 2-3 ступеневых песенок-попевок с постепенным расширением диапазона: V-VI-V,III-II-I, V-IV-III, V-III-I и т.п.
● гамм вверх и вниз, тетрахордов, тонического трезвучия, разрешение неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней, вводных ступеней, главных ступеней лада;
● простейших диатонических секвенций;
● интервалов: м.и б.3 как I-III в мажоре и миноре, ч.5 как I-V ,ч.4 как V-I, м.2 как VII-I , б.2 как V-VI, I-II;
● мелодий с названием нот и дирижированием на 2/4,3/4,4/4 в пройденных тональностях. Разучивание песен с аккомпанементом преподавателя.
Воспитание чувства метроритма.
- показ пульсации метрических долей, а также 2-х и 3-хдольности метра;
- чтение ритмических рисунков с длительностями, ритмослогами; простукивание;
- запись ритмических рисунков к стихам;
- ритмические рисунки с паузами и затактами;
- проработка размеров 2/4, ¾, 4/4, дирижирование в этих размерах;
- одновременный показ пульса (левой рукой) и ритма (правой рукой);
- ритмическое остинато;
- ритмические партитуры;
- ритмические диктанты;
- сольмизация;
- сольфеджирование номеров с дирижированием.
Воспитание музыкального восприятия.
Определение на слух:
- характера звучащего произведения;
- жанров (марш, танец, песня);
- лада (мажор и минор);
- элементов формы (мотив, фраза, количество фраз, повторность фраз);
- устойчивость и неустойчивость ступеней;
● динамических оттенков, темпа.
Узнавание на слух мелодических движений:
● поступенного вверх и вниз;
● повторности звуков;
● опевание звуков;
● скачков V-I;
● движение по трезвучию.
Определение на слух:
● мажорного, минорного трезвучий;
● интервалов: ч.1, ч.5, ч.8, ч.4, м.2, б.2, м.3, б.3.
Узнавание ритмических рисунков.
Рекомендуемые произведения для слухового анализа.
Й.Гайдн Менуэт
П.Чайковский Немецкая песенка
П.Чайковский Шарманщик поёт
Ф. Шуберт Экоссез
В. Калинников Киска
Музыкальный диктант.
Подготовительные упражнения к диктанту включают:
- запоминание и воспроизведение на слог небольшой мелодической фразы;
- разучивание наизусть попевок (со словами и нотами);
- письменные упражнения, воспитывающие навыки нотной записи;
Запись:
● ритмического рисунка мелодии;
● коротких мелодий, выученных наизусть;
● мелодий, предварительно пропетых с названием нот;
● мелодий на 2-4 такта в пройденных тональностях, размерах, с использованием повторности звуков, поступенного движения, движения по звукам трезвучия.
Воспитание творческих навыков.
● допевание до тоники на нейтральный слог, с названием звуков, со словами.
● сочинение пропущенных в тексте фраз.
● сочинение простейших мелодий на заданный ритмический рисунок или текст.
● подбор баса к выученным мелодиям;
● рисунки к песням.
2 класс
Развитие вокально-интонационных навыков
Сольфеджирование. Чтение с листа.
Пение
● и игра попевок в одноименном мажоре и миноре;
● переходов из мажора в параллельный минор с гармонической поддержкой педагога;
● песен в переменном ладу;
● мажорных и минорных гамм (3 вида минора), отдельных ступеней, мелодических оборотов, главных трезвучий лада;
● интервалов на ступенях мажорной гаммы:м.2 на III,VII; б.2 на I,IV,V; б.3 на I,IV,V;
м.3 на VII,II; ч.5 на I; ч.4 на V; ч.8 на I;
● интервалов в минорной гамме: м.3 на I; ч.5 на I; ч.4 на V;ч.8 на I;
● верхних тетрахордов в 3-х видах минора;
● секвенций;
● песен с аккомпанементом педагога;
● одноголосных и нетрудных двухголосных примеров с дирижированием.
Воспитание чувства метроритма.
● продолжение выполнения упражнений, которые были в первом классе;
● продолжение работы в размерах 2/4,3/4,4/4 с различным сочетанием длительностей;
● проработка ритмических рисунков в пройденных размерах;
● размер 3/8, группировка
Воспитание музыкального восприятия.
Определение на слух и осознание:
● характера и жанра звучащего произведения;
● лада (мажорный, минорный трёх видов, переменный);
● элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, реприза, секвенция, песня-запев, припев);
● размера, темпа, динамических оттенков.
Узнавание на слух:
● мелодических оборотов;
● ступеней лада;
● ритмических рисунков в размерах 2/4, ¾, 4/4;
● интервалов;
● мажорного и минорного трезвучий с обращениями;
● трезвучий главных ступеней.
Рекомендуемые произведения для слухового анализа:
1. А. Гедике «Медленный вальс»
2. М. Глинка «Полька»
3. Мак - Доуэлл «Шиповник»
4. П. Чайковский «Болезнь куклы»
5. П. Чайковский «Вальс»
Музыкальный диктант.
● продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений;
● запись мелодий, подобранных по слуху на фортепиано;
● диктант с предварительным анализом;
● диктант в объёме 4-8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические фигуры: в размерах 2/4. ¾, 4/4, а также в размере 3/8, а также движение по звукам обращений тонического трезвучия.
Воспитание творческих навыков.
Досочинение мелодии до тоники в пройденных тональностях.
Сочинение:
● мелодических вариантов фразы;
● мелодий на стихотворный текст или данный ритмический рисунок;
● второго предложения.
Подбор баса к выученным мелодиям.
Исполнение аккомпанемента с данными аккордами.
3 класс
Развитие вокально-интонационных навыков.
Сольфеджирование. Чтение с листа.
Пение:
● мажорных и минорных гамм (три вида минора) до 4-х знаков при ключе, тонических
трезвучий с обращениями, главных трезвучий лада с разрешениями;
● мелодических оборотов и отдельных ступеней;
● ранее пройденных интервалов в тональности и от звука;
● тритонов в тональности на IV и VII ступенях;
● м.7 на V ступени в мажоре и гармоническом миноре;
● б. и м.6 на ступенях в тональности;
● интервалов двухголосно, группами;
● диатонических секвенций с пройденными мелодическими и ритмическими оборотами;
● Д7 с разрешением в мажоре и гармоническом миноре;
● мажорного и минорного трезвучия с обращениями от звука.
Сольфеджирование:
● пение одноголосных и двухголосных примеров с использованием пройденных ритмических и мелодических оборотов;
● чтение с листа несложных мелодий.
Воспитание чувства метроритма.
● Продолжение работы в пройденных размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8;
● ритмические группы в размерах 2/4, ¾, 4/4; в размере 3/8;
● затакты
● ритмическое двухголосие двумя руками;
● ритмические партитуры;
● ритмические диктанты;
● задания на группировку длительностей;
● сольмизация примеров с дирижированием.
Воспитание музыкального восприятия.
Определение на слух и осознание:
● в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера,формы (количество фраз, трёхчастность, репризность), лада, размера, темпа,ритмических особенностей, динамических оттенков;
● интервалов в мелодическом и гармоническом звучании в ладу и от звука;
● ув.4 и ум.5 на IV и VII ступенях в гармоническом мажоре и натуральном миноре;
● главных трезвучий в ладу, знакомство с функциональной окраской тоники, субдоминанты, доминанты;
● Д7 с разрешением в тональности и от звука;
● обращение мажорного и минорного трезвучия от звука;
Рекомендуемые произведения для слухового анализа:
1.П.Чайковский «Полька»
2.П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
3.Р.Шуман «Весёлый крестьянин»
4.Э.Сигмейстер «Ковбойская песня»
5.В.А.Моцарт «Колыбельная»
Музыкальный диктант.
● Запись выученных наизусть мелодий;
● запись мелодий, подобранных на инструменте;
● различные формы устного диктанта;
● ритмические диктанты;
● письменные диктанты в объёме 4-8 тактов в пройденных тональностях, размерах, включающие пройденные мелодические обороты, ритмические группы в размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8.
Воспитание творческих навыков.
Импровизация и сочинение:
● мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;
● мелодии на данный ритм или данный текст;
● ответного предложения в параллельной тональности;
● подбор и исполнение аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;
● запись и исполнение сочинённых мелодий.
4 класс
Развитие вокально-интонационных навыков.
Сольфеджирование. Чтение с листа.
Пение:
● гамм в тональностях до 5-ти знаков при ключе (два вида мажора, три вида минора).
● отдельных ступеней, мелодических оборотов, тетрахордов.
● в тональностях с разрешением: неустойчивых интервалов (терций, секунд, септим), тритонов, характерных интервалов (ув.2, ум.7);
● главных трезвучий лада с обращениями и разрешениями в виде гармонических оборотов (проходящих, вспомогательных, каденционных);
● Д7 с обращениями;
● уменьшённых трезвучий VII и II ступеней;
● диатонических секвенций.
● Пение от звука интервальных последовательностей одноголосно и двухголосно;
● обращений мажорного и минорного трезвучий от звука.
Сольфеджирование:
● одноголосных и двухголосных примеров;
● чтение с листа мелодий, содержащих пройденные ритмические и интонационные обороты;
● выученных мелодий с аккомпанементом.
Воспитание чувства метроритма.
● закрепление пройденных размеров;
● проработка размера 6/8 и новых ритмических рисунков: внутритактовых синкоп, триолей, а также их вариантов.
● работа над дирижёрским жестом схемы (два вида);
● ритмическое двухголосие;
● ритмический аккомпанемент;
● ритмический диктант;
● сольмизация выученных примеров и с листа.
Воспитание музыкального восприятия.
Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:
● характера, жанра;
● размера, темпа;
● формы (период, 2-х, 3-хчастная);
● лада;
● интервалов;
● аккордов;
● гармонических оборотов.
Определение на слух интервалов и аккордов в ладу и взятых от звуков:
● тритонов;
● характерных интервалов (ув.2, ум.7);
● уменьшённых трезвучий;
● Д7 и его обращений;
● интервальных и аккордовых последовательностей.
Рекомендуемые произведения для слухового анализа:
1. П. Чайковский «Утренняя молитва»
2. П. Чайковский «Сладкая грёза»
3. А. Даргомыжский «Меланхолический вальс»
4. Р. Шуман «Смелый наездник»
Музыкальный диктант.
● Продолжение работы над всеми видами диктантов: ритмическими, устными с предварительным анализом;
● запись выученных наизусть мелодий;
● письменный диктант в объёме 8-10 тактов в пройденных тональностях (до 5-ти знаков при ключе) и размерах (2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8) с использованием интонаций: тритона, ум.7, ув.2; с движением по звукам Т, S, Д, Д7 и их обращений; с ритмическими рисунками
Воспитание творческих навыков.
Сочинение:
● мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;
● мелодий в пройденных тональностях, натуральных и гармонических ладах, с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;
● мелодий в различных жанрах;
● мелодий в форме периода;
● мелодий к данному аккомпанементу;
● второго голоса мелодии.
● Подбор аккомпанемента к мелодии с использованием пройденных гармонических оборотов.
● Пение песен с аккомпанементом.
Список литературы
1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио, учебник для 1-2 классов ДМШ, М; 2006
2. Белая Н. Нотная грамота. Игры на уроках. С-Пб; 2008
3. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 1. М; 2007
4. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 2. М; 2007
5. Бергер Н., Сначала - ритм. С-Пб; 2004
6. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. М; 2006
С-Пб; 2000
7. Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты. М; 1993
8. Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио 1-5 классы. М; 2009
9. Вогралик Т. Метроритмический букварь. С-Пб; 2008
10. Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ (1-7 классы). М;1998
11. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. М; 2004
12. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. М; 2004
13. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. М; 2004
14. Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь (1-7 класс)
15. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты 1-3 классы. М; 2008
16. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты 4-7 классы. М; 2008
17. Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. М; 2004
18. Лежнева О. Практическая работа на уроках сольфеджио. М; 2003
19. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. 1-7 классы. С-Пб; 1998-2004
20. Никитина И.П. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. М; 2002
21. Новицкая Н., Музыкальные диктанты. С-Пб; 2007
22. Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио. М; 2006
23. Петренко А., Цифровки и цепочки. Пособие по сольфеджио. С-Пб; 2009
24. Подвала В., Давайте сочинять музыку! 3-4 классы. Киев; 1989
25. Поплянова Е. Уроки господина канона. С-Пб;2009
26. Огороднова-Духанина Т., 500 музыкальных диктантов. С-Пб; 2003
27.Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М; 2003
28. Хромушин О., Джазовое сольфеджио. С-Пб; 2002
29. Червоная М. Интервалы мы поем. С-Пб;2004
Методическая литература
- Агажанов А. Воспитание музыкального слуха. – М., 1977.
- Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М; 1986
- Давыдова Е. О преподавании сольфеджио в ДМШ. – М., 1970.
- Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л; 1970
5. Сборник статей «Воспитание музыкального слуха». М; 1999
6. Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М; 1962
7. Синяев Л. Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио. М; 1988
8. Сольфеджио. Примерная программа для ДМШ и ДШИ. – М., 2006.
9. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М; 1961
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Коллективное музицирование" (3 года) 2 ступень
ХОР 2ст ОБЩЕРАЗВИВ...
Дополнительная Общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (ФОРТЕПИАНО, СКРИПКА) Слушание музыки
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе сучетом федеральных государственных требований к дополнительнымпредпрофессиональным общеобразовательным программам в обл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...
Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты
Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты...