ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкальной грамоты»
рабочая программа по музыке на тему

Мартынова Сюзанна Кареновна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Оркестровые инструменты», «Хоровое пение», «Сольное пение», «Фольклор» является новой редакцией. Программа переоформлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в ДМШ и ДШИ по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

титульник

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 «Основы музыкальной грамоты»

Армавир, 2014

        Организация-разработчик: МБОУ ДОД ДМШ  МО г. Армавира

Разработчик: преподаватель высшей категории МБОУ ДОД ДМШ         МО г. Армавира, Мартынова Сюзанна Кареновна

Рецензент: преподаватель высшей категории МБОУ ДОД ДМШ МО

г. Армавира, Новикова Татьяна Ивановна

                

        Год составления: 2014.

                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Оркестровые инструменты», «Хоровое пение», «Сольное пение», «Фольклор» является новой редакцией. Программа переоформлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в ДМШ и ДШИ по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru).

Актуальность программы –  теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке.  Разделы данной программы  “Воспитание музыкального восприятия” и “Воспитание творческих навыков” позволяют на практике осуществить  и проверить свои теоретические познания.

Назначение программы -  развитие логического мышления, умения анализировать информацию, сопоставлять и систематизировать полученные знания, соотносить теоретические понятия с практической деятельностью.

Новизна программы  – отличительной особенностью данной программы является то, что в учебно-тематический план включены новые темы; изменены формулировки,  порядок и методика изучения тем; более логично и детализированно выстроена линия ознакомления с музыкальным синтаксисом и музыкальными  формами; разделы «Сольфеджирование и пение с листа» и «Вокально-интонационные навыки» объединены, так как имеют одни методические задачи; список рекомендуемой литературы, произведений для слухового анализа и пения обновлены (в них включены учебники и пособия, появившиеся в последнее время); формы подведения итогов приведены в соответствие с учебными планами.

Направленность программы - художественно-эстетическая.

        Возраст учащихся: 6 – 18 лет.

        

Цель программы – формирование художественно-творческой направленности личности, потребности подростков в общении с музыкальной культурой, воспитание эстетического вкуса, расширение музыкального кругозора.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Задачи программы:

  • способствовать развитию памяти, интеллекта, росту общей культуры юного музыканта, подготавливает к самостоятельному общению с классической или популярной музыкой;

  • формировать слуховое восприятие, использовать приобретенные знания и навыки для слушания серьезной музыки или собственного музицирования;
  • помочь детям в небольшой срок обучения освоить музыкальную грамоту, научить слушать и понимать музыку;

  • развить музыкально-слуховые способности обучающихся, музыкальное мышление и музыкальную память,  как основу для практических навыков;

  • способствовать приобретению детьми навыков коллективной творческой деятельности, воспитанию чувства музыкального стиля, приобщению к лучшим образцам современной, классической и народной музыки.

        Зачастую, осознанный интерес к музыкальным занятиям возникает у ребенка в среднем и старшем возрасте. У подростка появляется собственное осознанное стремление постичь азы музыки – научиться музицировать на любительском уровне, подбирать или сочинять небольшие музыкальные формы.

Особенностью программы является ее общеразвивающая направленность. За время обучения учащиеся должны приобрести целый ряд практических навыков: уметь самостоятельно разбирать и разучивать популярные пьесы, исполнять песни с собственным аккомпанементом, записывать или подбирать по слуху несложные мелодии.

         Предлагаемый адаптированный теоретический материал должен обязательно сочетаться и перекликаться  с другими предметами: с изучаемым инструментом (в домашних занятиях и в классе по подбору мелодий, аккомпанементов, транспонировании), с музыкальной литературой (слуховой анализ формы, характера, жанра произведений).

При обучении по данной программе рекомендуется широкое использование видео, аудиозаписей, фонограмм.

Структура предмета в 1 классе предполагает соединение музыкальной грамоты и сольфеджио, так как изучение теории музыки без слуховой базы невозможно. Курс представлен в виде следующих основных разделов:

  1. вокально-интонационные навыки и сольфеджирование;
  2. воспитание чувства метроритма;
  3. воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
  4. элементарное музицирование;
  5. теоретические сведения и музыкальная грамота.

Основной формой учебной работы является мелкогрупповой урок, занятия проводятся раз в неделю, продолжительность урока в 1 классе –40 минут; во 2-3 классе – 70 минут.

Организация образовательного процесса - программа предусматривает групповую форму учебной работы с учащимися. Групповая  работа позволяет оптимизировать учебный процесс и облегчает проведение урока. Освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы, что требует разумного планирования учебного процесса в целом. Наполняемость групп  - в среднем 4-10 человек. Наполняемость групп зависит от смены обучения.        

Сроки и этапы образовательного процесса – программа рассчитана на 3-4 года обучения. Объём программы –192,5 часа, которые распределяются следующим образом:

                      1 класс – 35 часов (1час в неделю)

                2 класс – 35 часов (1час в неделю)

                3класс –  35 часов (1час в неделю)

                4 класс – 35 часов (1час в неделю)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результаты освоения общеразвивающей учебной программы «Музыкальная грамота» должны отражать сформированный комплекс знаний, умений и навыков, наличие у обучающихся художественного вкуса, чувства лада и метро-ритма.

В том числе:

  • первичные теоретические знания по музыкальной грамоте, профессиональной музыкальной терминологии;
  • умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;
  • записывать несложные мелодии;
  • владеть элементарными вокально-интонационными навыками.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

I четверть

1

Организационный урок. Пение знакомых песен

1

2

Название звуков. Знакомство с фортепианной клавиатурой.

1

3

Нотный стан. Регистры. Октавы.

1

4

Первоначальные навыки нотного письма.

1

5

Расположение нот на нотоносце. Правописание штилей.

1

6

Скрипичный ключ. Ноты первой и второй октавы.

1

7-8

Понятия: мажор, минор, интервал, трезвучие.

2

9

Длительности нот.

1

Итого:

9 час.

II четверть

1

Гамма. Тон, полутон. Знаки альтерации.

1

2

Строение мажорной гаммы. Гамма  До мажор.

1

3

Цифровое обозначение ступеней.

1

4

Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение.

2

6

Тоника, тоническое трезвучие.

1

7

Вводные звуки.

1

Итого:

7 час.

III четверть

1

Размер 2/4. Такт, тактовая черта.

1

2

Метроритм. Сильная и слабая доля.

1

3

Устойчивые и неустойчивые ступени в гамме До мажор.

1

4

Опевание устойчивых ступеней.

1

5

Размер 2/4. Такт, тактовая черта.

1

6-7

Гамма Соль мажор.

2

8

Паузы. Затакт.

1

9

Тетрахорды.

1

10

Размер 3/4.

1

Итого:

10 час.

IV четверть

1

Схема дирижирования на 3/4.

1

2

Сильная и слабая доли в размере 3/4.

1

3-4

Гамма Фа мажор

2

5

Порядок записи диезов.

1

6

Порядок записи бемолей.

1

7

Размер 4/4.

1

8

Схема дирижирования на 4/4.

1

9

Контрольный урок.

1

Итого:

9 час.

2-й класс

п/п

Тема урока

Кол-во занятий

I четверть

1

Повторение пройденного материала в 1 классе.

2

2

Динамические оттенки. Реприза. Фермата.

1

3

Строение минорной гаммы. Гамма ля минор.

1

4

Три вида минора.

2

5

Гамма ре минор.

1

6

Параллельные тональности.

1

7

Интервалы: ч.1, ч.8, секунда (большая и малая).

1

Итого:

9

II четверть

1

Интервал терция (большая и малая).

1

2

Интервалы (гармонические, мелодические).

1

3

Обращение интервалов. Разрешение.

2

4

Тональность ми минор (3 вида).

2

5

Мотив. Фраза.

1

Итого:

7

III четверть

1

Гамма Ре мажор. Тоническое трезвучие с обращением.

2

2

Интервал: чистая кварта.

2

3

Тоническое трезвучие с обращением в пройденных гаммах.

2

4

Главные ступени лада.

1

5

Тональность си минор (3 вида).

2

6

Параллельные тональности.

1

Итого:

10

IV четверть

1

Гамма Си-бемоль мажор.

2

2

Интервал: чистая квинта.

1

3

Гамма: соль минор

2

4

Транспонирование мелодии. Анализ интервалов в мелодии.

2

5

Закрепление пройденного материала.

2

Итого:

9


3-й класс

п/п

Тема урока

Кол-во занятий

I четверть

1

Тональности до двух знаков в ключе

2

2

Параллельные тональности.

1

3

Одноименные тональности.

1

4

Главные трезвучия лада.

2

5

Интервал: секста (большая и малая).

1

6

Размер 3/8. Группировка длительностей.

2

Итого:

9

II четверть

1

Гамма Ля мажор, фа# минор

2

2

Пунктирный ритм. Канон.

1

3

Интервал септима (большая и малая).

1

4

Знакомство с музыкальными терминами.

1

5

Аккорды в мажоре и миноре (от звука).

2

Итого:

7

III четверть

1

Тритоны в ладу.

3

2

Мажорное и минорное трезвучие от звука.

2

3

Ритмические группы.

1

4

Интервалы и их обращения.

1

5

Септаккорды. Доминантсептаккорд в ладу.

3

Итого:

10

IV четверть

1

Гамма Ми бемоль мажор и до минор.

2

2

Построение пройденных интервалов от звука.

2

3

Транспонирование мелодий.

2

4

Построение пройденных аккордов от звука.

1

5

Закрепление пройденного материала.

2

Итого:

9


4-й класс

п/п

Тема урока

Кол-во занятий

I четверть

1

Повторение пройденных тональностей до 3-х ключевых знаков.

2

2

Повторение пройденных интервалов.

2

3

Повторение главных трезвучий лада. Д 7.

2

4

Повторение аккордов в мажоре и миноре от звука.

2

5

Проигрывание на инструменте пройденных интервалов и аккордов.

1

Итого:

9

II четверть

1

Размер 6/8. Схема дирижирования.

2

2

Уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора и гармонического минора.

2

3

Уменьшенное трезвучие на II ступени минора и гармонического мажора.

2

4

Квинтовый круг тональностей.

1

5

Повторение буквенного обозначения звуков и тональностей.

1

Итого:

7

III четверть

1

Анализ мелодии: фраза, предложение, период.

1

2

Характерные интервалы – ув.2 и ум.7.

2

3

Переменный размер. Ритмические группы.

1

4

Гамма Ми мажор и до# минор.

2

5

Одноименные тональности.

1

6

Пунктирный ритм. Секвенции.

2

7

Обращения Д 7.

1

Итого:

10

IV четверть

1

Гамма Ля бемоль мажор и фа минор.

2

2

Внутритактовая синкопа. Синкопа с паузой на сильной доле.

2

3

Ритмические группы. Триоли.

2

4

Последовательности аккордов.

1

5

Закрепление пройденного материала.

1

Итого:

9

 

Содержание программы

1 класс

Развитие вокально-интонационных навыков

Сольфеджирование. Чтение с листа.

Пение

●      2-3 ступеневых песенок-попевок с постепенным расширением диапазона: V-VI-V,III-II-I, V-IV-III, V-III-I и т.п.

●      гамм вверх и вниз, тетрахордов, тонического трезвучия, разрешение неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней, вводных ступеней, главных ступеней лада;

●      простейших диатонических секвенций;

●      интервалов: м.и б.3 как I-III  в мажоре и миноре, ч.5 как I-V ,ч.4 как V-I, м.2 как VII-I , б.2 как V-VI, I-II;

●      мелодий с названием нот и дирижированием на 2/4,3/4,4/4 в пройденных тональностях. Разучивание песен с аккомпанементом преподавателя.

Воспитание чувства метроритма.

  • показ пульсации  метрических долей, а также 2-х и 3-хдольности метра;
  • чтение ритмических рисунков с  длительностями,  ритмослогами; простукивание;
  • запись ритмических рисунков к стихам;
  • ритмические рисунки с паузами и затактами;
  • проработка размеров 2/4, ¾, 4/4, дирижирование в этих размерах;
  • одновременный показ пульса (левой рукой) и ритма (правой рукой);
  • ритмическое остинато;
  • ритмические партитуры;
  • ритмические диктанты;
  • сольмизация;
  • сольфеджирование номеров с дирижированием.

Воспитание музыкального восприятия.

Определение на слух:

  • 2-х, 3-х-дольности метра;
  • характера звучащего произведения;
  • жанров (марш, танец, песня);
  • лада (мажор и минор);
  • элементов формы (мотив, фраза, количество фраз, повторность фраз);
  • устойчивость и неустойчивость ступеней;

      динамических оттенков, темпа.

Узнавание на слух мелодических движений:

  поступенного вверх и вниз;

  повторности звуков;

  опевание звуков;

  скачков V-I;

  движение по трезвучию.

Определение на слух:

      мажорного, минорного трезвучий;

      интервалов: ч.1, ч.5, ч.8, ч.4, м.2, б.2, м.3, б.3.

Узнавание ритмических рисунков.

Рекомендуемые произведения для слухового анализа.

Й.Гайдн Менуэт

П.Чайковский Немецкая песенка

П.Чайковский Шарманщик поёт

Ф. Шуберт Экоссез

В. Калинников Киска

Музыкальный диктант.

Подготовительные упражнения к диктанту включают:

  • запоминание и воспроизведение на слог небольшой мелодической фразы;
  • разучивание наизусть попевок (со словами и нотами);
  • письменные упражнения, воспитывающие навыки нотной записи;

Запись:

  ритмического рисунка мелодии;

  коротких мелодий, выученных наизусть;

  мелодий, предварительно пропетых с названием нот;

  мелодий на 2-4 такта в пройденных тональностях, размерах, с использованием повторности звуков, поступенного движения, движения по звукам трезвучия.

Воспитание творческих навыков.

  допевание до тоники на нейтральный слог, с названием звуков, со словами.

  сочинение пропущенных в тексте фраз.

  сочинение простейших мелодий на заданный ритмический рисунок или  текст.

  подбор баса к выученным мелодиям;

  рисунки к песням.

2 класс

Развитие вокально-интонационных навыков

Сольфеджирование. Чтение с листа.

Пение

  и игра попевок в одноименном мажоре и миноре;

  переходов из мажора в параллельный минор с гармонической поддержкой педагога;

  песен в переменном ладу;

  мажорных и минорных гамм (3 вида минора), отдельных ступеней, мелодических оборотов, главных трезвучий лада;

  интервалов на ступенях мажорной гаммы:м.2 на  III,VII; б.2 на  I,IV,V; б.3 на I,IV,V;

            м.3 на VII,II; ч.5 на  I; ч.4 на V; ч.8 на  I;

  интервалов в минорной гамме: м.3 на  I; ч.5 на  I; ч.4 на  V;ч.8 на  I;

  верхних тетрахордов в 3-х видах минора;

  секвенций;

  песен с аккомпанементом педагога;

  одноголосных и нетрудных двухголосных примеров с дирижированием.

Воспитание чувства метроритма.

  продолжение выполнения упражнений, которые были в первом классе;

  продолжение работы в размерах 2/4,3/4,4/4 с различным сочетанием длительностей;

  проработка ритмических рисунков в пройденных размерах;

  размер 3/8, группировка                               

Воспитание музыкального восприятия.

Определение на слух и осознание:

  характера и жанра звучащего произведения;

  лада (мажорный, минорный трёх видов, переменный);

  элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, реприза, секвенция, песня-запев, припев);

  размера, темпа, динамических оттенков.

Узнавание на слух:

  мелодических оборотов;

  ступеней лада;

  ритмических рисунков  в размерах 2/4, ¾, 4/4;

  интервалов;

  мажорного и минорного трезвучий с обращениями;

  трезвучий главных ступеней.

Рекомендуемые произведения для слухового анализа:

1. А. Гедике «Медленный вальс»

2. М. Глинка «Полька»

3. Мак - Доуэлл «Шиповник»

4. П. Чайковский «Болезнь куклы»

5. П. Чайковский «Вальс»

Музыкальный диктант.

  продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений;

  запись мелодий, подобранных по слуху на фортепиано;

  диктант с предварительным анализом;

  диктант в объёме 4-8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические фигуры:  в размерах 2/4. ¾, 4/4, а также в размере 3/8, а также движение по звукам обращений тонического трезвучия.        

Воспитание творческих навыков.

Досочинение мелодии до тоники в пройденных тональностях.

Сочинение:

  мелодических вариантов фразы;

  мелодий на стихотворный текст или данный ритмический рисунок;

  второго предложения.

Подбор баса к выученным мелодиям.

Исполнение аккомпанемента с данными аккордами.

3 класс

Развитие вокально-интонационных навыков.

Сольфеджирование. Чтение с листа.

Пение:

  мажорных и минорных гамм (три вида минора) до 4-х знаков при ключе, тонических

            трезвучий с обращениями, главных трезвучий лада с разрешениями;

  мелодических оборотов и отдельных ступеней;

  ранее пройденных интервалов в тональности и от звука;

  тритонов в тональности на IV и VII ступенях;

  м.7 на  V ступени в мажоре и гармоническом миноре;

  б. и м.6 на ступенях в тональности;

  интервалов двухголосно, группами;

  диатонических секвенций с пройденными мелодическими и ритмическими оборотами;

  Д7 с разрешением в мажоре и гармоническом миноре;

  мажорного и минорного трезвучия с обращениями от звука.

Сольфеджирование:

  пение одноголосных и двухголосных примеров с использованием пройденных ритмических и мелодических оборотов;

  чтение с листа несложных мелодий.

Воспитание чувства метроритма.

  Продолжение работы в пройденных размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8;

  ритмические группы   в размерах 2/4, ¾, 4/4; в размере 3/8;

  затакты                           

  ритмическое двухголосие двумя руками;

  ритмические партитуры;

  ритмические диктанты;

  задания на группировку длительностей;

  сольмизация примеров с дирижированием.

Воспитание музыкального восприятия.

Определение на слух и осознание:

  в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера,формы (количество фраз, трёхчастность, репризность), лада, размера, темпа,ритмических особенностей, динамических оттенков;

  интервалов в мелодическом и гармоническом звучании в ладу и от звука;

  ув.4 и ум.5 на IV и VII ступенях в гармоническом мажоре и натуральном миноре;

  главных трезвучий в ладу, знакомство с функциональной окраской тоники, субдоминанты, доминанты;

  Д7 с разрешением в тональности и от звука;

  обращение мажорного и минорного трезвучия от звука;

Рекомендуемые произведения для слухового анализа:

1.П.Чайковский «Полька»

2.П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

3.Р.Шуман «Весёлый крестьянин»

4.Э.Сигмейстер «Ковбойская песня»

5.В.А.Моцарт «Колыбельная»

Музыкальный диктант.

  Запись выученных наизусть мелодий;

  запись мелодий, подобранных на инструменте;

  различные формы устного диктанта;

  ритмические диктанты;

  письменные диктанты в объёме 4-8 тактов в пройденных тональностях, размерах, включающие пройденные мелодические обороты, ритмические группы в размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8.

Воспитание творческих навыков.

Импровизация и сочинение:

  мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;

  мелодии на данный ритм  или данный текст;

  ответного предложения в параллельной тональности;

  подбор и исполнение аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;

  запись и исполнение сочинённых мелодий.

 

4 класс

Развитие вокально-интонационных навыков.

Сольфеджирование. Чтение с листа.

Пение:

      гамм в тональностях до 5-ти знаков при ключе (два вида мажора, три вида минора).

      отдельных ступеней, мелодических оборотов, тетрахордов.

      в тональностях с разрешением: неустойчивых интервалов (терций, секунд, септим), тритонов, характерных интервалов (ув.2, ум.7);

  главных трезвучий лада с обращениями и разрешениями в виде гармонических оборотов (проходящих, вспомогательных, каденционных);

  Д7 с обращениями;

  уменьшённых трезвучий VII и  II ступеней;

  диатонических секвенций.

  Пение от звука интервальных последовательностей одноголосно и двухголосно;

  обращений мажорного и минорного трезвучий от звука.

Сольфеджирование:

  одноголосных и двухголосных примеров;

  чтение с листа мелодий, содержащих пройденные ритмические и интонационные обороты;

  выученных мелодий с аккомпанементом.

Воспитание чувства метроритма.

  закрепление пройденных размеров;

  проработка размера 6/8 и новых ритмических рисунков: внутритактовых синкоп, триолей, а также их вариантов.                 

  работа над дирижёрским жестом схемы (два вида);

  ритмическое двухголосие;

  ритмический аккомпанемент;

  ритмический диктант;

  сольмизация выученных примеров и с листа.

Воспитание музыкального восприятия.

Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:

  характера, жанра;

  размера, темпа;

  формы (период, 2-х, 3-хчастная);

  лада;

  интервалов;

  аккордов;

  гармонических оборотов.

Определение на слух интервалов и аккордов в ладу и взятых от звуков:

  тритонов;

  характерных интервалов (ув.2, ум.7);

  уменьшённых трезвучий;

  Д7 и его обращений;

  интервальных и аккордовых последовательностей.

Рекомендуемые произведения для слухового анализа:

1. П. Чайковский «Утренняя молитва»

2. П. Чайковский «Сладкая грёза»

3. А. Даргомыжский «Меланхолический вальс»

4. Р. Шуман «Смелый наездник»

Музыкальный диктант.

  Продолжение работы над всеми видами диктантов: ритмическими, устными с предварительным анализом;

  запись выученных наизусть мелодий;

  письменный диктант в объёме 8-10 тактов в пройденных тональностях (до 5-ти знаков при ключе) и размерах (2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8) с использованием интонаций: тритона, ум.7, ув.2; с движением по звукам Т, S, Д, Д7 и их обращений; с ритмическими рисунками                      

Воспитание творческих навыков.

Сочинение:

  мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;

  мелодий в пройденных тональностях, натуральных и гармонических ладах, с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

  мелодий в различных жанрах;

  мелодий в форме периода;

  мелодий к данному аккомпанементу;

  второго голоса мелодии.

  Подбор аккомпанемента к мелодии с использованием пройденных гармонических оборотов.

  Пение песен с аккомпанементом.

Список литературы

     1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио, учебник для 1-2 классов ДМШ, М; 2006

2.     Белая Н. Нотная грамота. Игры на уроках. С-Пб; 2008

3.     Берак О.Л. Школа ритма.  Часть 1. М; 2007

4.     Берак О.Л. Школа ритма.  Часть 2. М; 2007

5.     Бергер Н., Сначала -  ритм. С-Пб; 2004

6.     Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. М; 2006

С-Пб; 2000

7.  Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты. М; 1993

8.  Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио 1-5 классы. М; 2009

9.   Вогралик Т. Метроритмический букварь. С-Пб; 2008

10.   Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ (1-7 классы). М;1998

11. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. М; 2004

12. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. М; 2004

13. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. М; 2004

14.  Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь (1-7 класс)

15.  Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты 1-3 классы. М; 2008

16.   Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты 4-7 классы. М; 2008

17.   Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. М; 2004

18.  Лежнева О. Практическая работа на уроках сольфеджио. М; 2003

19.  Металлиди Ж., Перцовская А.  Сольфеджио. 1-7 классы. С-Пб; 1998-2004

20. Никитина И.П. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. М; 2002

21.  Новицкая Н., Музыкальные диктанты. С-Пб; 2007

22.  Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио. М; 2006

23.  Петренко А., Цифровки и цепочки. Пособие по сольфеджио. С-Пб; 2009

24.  Подвала В., Давайте сочинять музыку! 3-4 классы. Киев; 1989

25.  Поплянова Е. Уроки господина канона. С-Пб;2009

26. Огороднова-Духанина Т., 500 музыкальных диктантов. С-Пб; 2003

27.Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М; 2003

28. Хромушин О., Джазовое сольфеджио. С-Пб; 2002

29.  Червоная М. Интервалы мы поем. С-Пб;2004

Методическая литература

  1. Агажанов А. Воспитание музыкального слуха. – М., 1977.
  2.   Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М; 1986
  3. Давыдова Е. О преподавании сольфеджио в ДМШ. – М., 1970.
  4.  Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л; 1970

  5.    Сборник статей «Воспитание музыкального слуха». М; 1999

  6.  Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М; 1962

  7. Синяев Л. Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио. М; 1988

  8. Сольфеджио. Примерная программа для ДМШ и ДШИ. – М., 2006.

  9. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М; 1961


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Дополнительная Общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (ФОРТЕПИАНО, СКРИПКА) Слушание музыки

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе сучетом федеральных государственных требований к дополнительнымпредпрофессиональным общеобразовательным программам в обл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...

Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты

Образовательная Общеразвивающая  Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты...