Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.
план-конспект занятия на тему
На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КЛИМОВСКА М. О.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
ц е н т р р а з в и т и я р е б ё н к а
д е т с к и й с а д № 1 7 « Ч е б у р а ш к а »
Конспект занятия
по подготовке к обучению грамоте
в старшей группе
«Путешествие в Африку»
Составила и провела:
Воспитатель
МБДОУ №17 «Чебурашка»
Потапова Т.С.
Климовск
2012 г.
ЗАДАЧИ:
- активизировать лексический запас по теме «Животные жарких стран»;
- учить соотносить предложенное описание с объектом и чётко называть объект, учить отгадывать загадки;
- развивать монологическую речь;
- учить строить рассказ по опорным вопросам;
- закреплять навык словоизменения;
- развивать грамматический строй речи;
- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами во множественном числе;
- развивать фонематические представления: учить понимать термины «звук» и «буква», учить соотносить звуки с буквами;
- учить согласовывать движения с речью;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- развивать тактильные ощущения;
- развивать координацию движения;
- воспитывать жалость, сочувствие и любовь к животным.
СЛОВАРЬ:
Африка, пустыня Сахара, жгутик, черепашонок.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- картинки с изображением животных жарких стран;
- звуковые квадратики;
- мешочки с песком, тазик с песком;
- цветная бумага, салфетки, ножницы, клей;
- запись мелодии песенки Красной Шапочки А.Рыбникова.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
-Посмотрите, ребята, что-то Ёжик с Лисёнком совсем загрустили. Они мне сказали по секрету, что им холодно и они мечтают о лете. Ребята, какое время года у нас сейчас на дворе? (зима) А как нам прямо сейчас можно оказаться в самом тёплом времени года? (по волшебству) А вы бы хотели бы оказаться сию минуту в жарких странах? (да)
Звучит песенка Красной Шапочки (минусовка)
- Дети, вы узнали песенку и кто её поёт? (Красная Шапочка) Вспомните, куда можно прийти, по мнению героини, если долго-долго бежать по тропинке? (в Африку) А что это за страна? (там очень жарко, в Африке есть самая большая пустыня Сахара) А что такое пустыня? (это когда много песка вместо земли) Ну что поедем в Африку? (да)
Упражнение на релаксацию и координацию.
- Представим, что мы в Африке, идём по бесконечным песчаным тропинкам.
Дети (без обуви) бегут змейкой по мешочкам с песком.
- А теперь оставим следы на песке.
Дети подходят к тазу с песком и ладошками пробуют оставить след.
- А кто ещё ходит по песку в Африке? (верблюды, львы, черепахи)
Загадки о животных
- Но ведь в жарких странах, и в Африке в том числе, живут и другие животные. Попробуй те их угадать.
Он высокий и пятнистый,
С длинной, длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (жираф)
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (слон)
Этот зверь усатый,
Грозный полосатый.
Он похож немножко
На большую кошку. (тигр)
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу не поплыл,
Всех проглотит … (крокодил)
Кто один имеет рог?
Отгадайте … (носорог)
Удивляется народ:
По реке бревно плывёт.
У него большой живот.
Кто же это? … (бегемот)
Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена?... (лев и львица)
Кто из всех зверей на свете
Так заботится о детях?
Носит в сумке детвору
Австралийский … (кенгуру)
Пёстрой лентой притворяясь,
В зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь,
По земле ползёт … (змея)
Этот зверь раскрашен броско
В чёрно-белую полоску.
Под степным высоким небом
В Африке пасутся … (зебры)
С визгом прыгают по веткам
И резвятся, словно детки,
На качелях из лианы
Ввысь взлетают … (обезьяны)
Физкультминутка (2раза)
Дети встают в круг
Я – страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твёрдой.
Дети ходят по кругу, сцепив руки за спиной, задрав кверху голову,
Высоко поднимая ноги. При ходьбе поочерёдно совершают ударяющие движения ногами.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу
И петь я не умею.
Бегут по кругу вытянув шеи, руки за спиной. Разводят руками.
Игра «Назови детёнышей»
- Как называются детёныши у …
Слона – (слонята)
Льва – (львята)
Тигра – (тигрята)
Лев – (львята)
Верблюд – (верблюжата)
Осёл – (ослята)
Страус – (страусята)
Кенгуру – (кенгурята)
Беседа
- Ребята, кто из этих животных живёт на земле, на деревьях, в воде? Какие птицы живут в жарких странах? Чем питаются обезьяна, попугай, верблюд, жираф? Почему носорога так называют? Кто из этих животных приносят пользу людям?
- Мудрая Сова просила вам рассказать, что:
- Кенгуру носит своих детёнышей в кармане на животе;
- Черепахи и змеи, чтобы вывести детёнышей, откладывают яйца;
- Тело черепахи и носорога покрыто прочным панцирем.
Игра «Звуковые квадратики»
- А сейчас приготовьте квадратики и отгадайте загадку.
Живёт спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет … (черепаха)
- Сложите из звуковых квадратиков слово «ЧЕРЕПАХА». Сколько в нём слогов? (4 слога) Как вы узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов) какой слог ударный? (слог –ПА-) в этом слове есть согласный звук, который может быть только мягким, что это за звук? (звук «Ч»)
- Как называют детёныша черепахи? (разные ответы) Это черепашонок.
Пальчиковая игра – аппликация.
- Мы сейчас из бумаги, салфетки и песка сделаем черепашонка. Это детёныш сухопутной черепахи, поэтому он будет жить в песке.
1. Вырежем кружки трёх размеров.
2. Скатаем из салфетки три комочка.
3. Приклеим поочерёдно сначала комочек, затем большой кружок, потом комочек и средний кружок, наконец комочек и маленький кружок.
4. Приклеиваем головку.
5. А теперь клеем промажем вокруг животного, возьмём песок и посыплем на клей.
Личностное ориентирование.
- Скажите каким у вас получился черепашонок? (ответы детей) А вы знаете, что он ищет друзей? Я думаю , что в каждом из вас он найдёт настоящих друзей.
Составление рассказа.
- Попробуем придумать рассказ о том, как черепашонок искал друзей.
Примерные вопросы:
1. Где нашли малыша?
2. Чем он занимался?
3. Кого он встретил?
4. Что с ними случилось?
5. Как они сумели преодолеть трудности?
Дети придумывают сюжет.
Подводим итоги.
- Интересно ли вам было на занятии? Что нового вы для себя узнали? С какими трудностями столкнулись.
ЛИТЕРАТУРА:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – Москва: ООО ИКТЦ Лада, 2006.
- Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – Москва: Просвещение, 1991.
- Богуславская З.И., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – Москва: Просвещение, 1991.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Венгера Л.А. – Москва: Просвещение, 1973.
- Косинова Е.М., Гимнастика для развития речи. – Москва: ООО Библиотека Ильи Резника, ООО Эксмо, 2003.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // Под редакцией Гербовой В.В. – Москва: Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»
Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Слог. Деление слов на слоги»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Тема: Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группеЦель: освоение звукового анализа слова.Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: Звук к.Буква К
Тема занятия: Звук к.Буква К....