Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.
план-конспект занятия на тему

Потапова Татьяна Сергеевна

На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ Г. КЛИМОВСКА  М. О.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                                  ц е н т р   р а з в и т и я  р е б ё н к а

д е т с к и й  с а д  №  1 7  « Ч е  б у р а ш к а »

Конспект занятия

по подготовке к обучению грамоте

в старшей группе

«Путешествие в Африку»

Составила и провела:

Воспитатель

 МБДОУ №17 «Чебурашка»

Потапова Т.С.

Климовск

2012 г.

ЗАДАЧИ:

  • активизировать лексический запас по теме «Животные жарких стран»;
  • учить соотносить предложенное описание с объектом и чётко называть объект, учить отгадывать загадки;
  • развивать монологическую речь;
  • учить строить рассказ по опорным вопросам;
  • закреплять навык словоизменения;
  • развивать грамматический строй речи;
  • учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами во множественном числе;
  • развивать фонематические представления: учить понимать термины «звук» и «буква», учить соотносить звуки с буквами;
  • учить согласовывать движения с речью;
  • способствовать развитию мелкой моторики;
  • развивать тактильные ощущения;
  • развивать координацию движения;
  • воспитывать жалость, сочувствие и любовь к животным.

СЛОВАРЬ:

Африка, пустыня Сахара, жгутик, черепашонок.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. картинки с изображением животных жарких стран;
  2. звуковые квадратики;
  3. мешочки с песком, тазик с песком;
  4. цветная бумага, салфетки, ножницы, клей;
  5. запись мелодии песенки Красной Шапочки А.Рыбникова.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

-Посмотрите,  ребята, что-то Ёжик с Лисёнком совсем загрустили. Они мне сказали по секрету, что им холодно и они мечтают о лете.  Ребята, какое время года у нас сейчас на дворе? (зима) А как нам прямо сейчас можно оказаться  в самом тёплом времени года? (по волшебству) А вы бы хотели бы оказаться сию минуту в жарких странах? (да)

 

Звучит песенка Красной Шапочки (минусовка)

- Дети, вы узнали песенку и кто её поёт? (Красная Шапочка) Вспомните, куда можно прийти, по мнению героини, если долго-долго бежать по тропинке? (в Африку) А что это за страна? (там очень жарко, в Африке есть самая большая пустыня Сахара) А что  такое пустыня? (это когда много песка вместо земли) Ну что поедем в Африку? (да)

    Упражнение на релаксацию и координацию.

 

- Представим, что мы в Африке, идём по бесконечным песчаным тропинкам.

Дети (без обуви) бегут змейкой по мешочкам с песком.

- А теперь оставим следы на песке.

Дети подходят к тазу с песком и ладошками пробуют оставить след.

- А кто ещё ходит по песку в Африке? (верблюды, львы, черепахи)

 

    Загадки о животных

- Но ведь в жарких странах, и в Африке в том числе, живут и другие животные. Попробуй те их угадать.

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев.   (жираф)

          Очень много силы в нём,

          Ростом он почти что с дом.

          У него огромный нос,

          Будто нос лет тыщу рос. (слон)

Этот зверь усатый,

Грозный полосатый.

Он похож немножко

На большую кошку. (тигр)

В реках Африки живёт

          Злой зелёный пароход!

          Кто б навстречу не поплыл,

          Всех проглотит …  (крокодил)

 Кто один имеет рог?

 Отгадайте … (носорог)

          Удивляется народ:

          По реке бревно плывёт.

          У него большой живот.

          Кто же это? … (бегемот)

 Уж очень вид у них чудной:

 У папы локоны волной,

  А мама ходит стриженой.

  На что она обижена?... (лев и львица)

          Кто из всех зверей на свете

          Так заботится о детях?

          Носит в сумке детвору

          Австралийский … (кенгуру)

  Пёстрой лентой притворяясь,

  В зелени травы скользя,

  Извиваясь, изгибаясь,

  По земле ползёт … (змея)

          Этот зверь раскрашен броско

          В чёрно-белую полоску.

          Под степным высоким небом

          В Африке пасутся … (зебры)

   С визгом прыгают по веткам

   И резвятся, словно детки,

   На качелях из лианы

   Ввысь взлетают … (обезьяны)

   Физкультминутка  (2раза)

Дети встают  в  круг

   Я – страусёнок молодой,

   Заносчивый и гордый.

   Когда сержусь, я бью ногой,

   Мозолистой и твёрдой.

Дети ходят по кругу, сцепив руки за спиной, задрав кверху голову,

Высоко поднимая ноги. При ходьбе поочерёдно совершают ударяющие движения ногами.

    Когда пугаюсь, я бегу,

    Вытягивая шею.

    А вот летать я не могу

    И петь я не умею.

Бегут по кругу вытянув шеи, руки за спиной. Разводят руками.

      Игра «Назови детёнышей»

- Как называются детёныши у …

    Слона – (слонята)

    Льва – (львята)

    Тигра – (тигрята)

    Лев – (львята)

    Верблюд – (верблюжата)

    Осёл – (ослята)

    Страус – (страусята)

    Кенгуру – (кенгурята)

       Беседа

- Ребята, кто из этих животных живёт на земле, на деревьях, в воде? Какие птицы живут в жарких странах? Чем питаются обезьяна, попугай, верблюд, жираф? Почему носорога так называют? Кто из этих животных приносят пользу людям?

- Мудрая Сова просила вам рассказать, что:

  • Кенгуру носит своих детёнышей в кармане на животе;
  • Черепахи и змеи, чтобы вывести детёнышей, откладывают яйца;
  • Тело черепахи и носорога покрыто прочным панцирем.

     Игра «Звуковые квадратики»

- А сейчас приготовьте квадратики и отгадайте загадку.

      Живёт спокойно – не спешит,

      На всякий случай носит щит,

      Под ним, не зная страха,

      Гуляет … (черепаха)

- Сложите из  звуковых квадратиков слово «ЧЕРЕПАХА». Сколько в нём слогов? (4 слога)  Как вы узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов) какой слог ударный? (слог –ПА-) в этом слове есть согласный звук, который может быть только мягким, что это за звук? (звук «Ч»)

-  Как называют детёныша черепахи? (разные ответы) Это черепашонок.

     Пальчиковая игра – аппликация.

- Мы сейчас из бумаги, салфетки и песка сделаем черепашонка. Это детёныш сухопутной черепахи, поэтому он будет жить в песке.

1. Вырежем кружки трёх размеров.

2. Скатаем из салфетки три комочка.

3. Приклеим поочерёдно сначала комочек, затем большой кружок, потом комочек и средний кружок, наконец комочек и маленький кружок.

4. Приклеиваем головку.

5. А теперь клеем промажем вокруг животного,  возьмём песок и посыплем на клей.

      Личностное ориентирование.    

 

- Скажите каким у вас получился черепашонок? (ответы детей) А вы знаете, что он ищет друзей? Я думаю , что в каждом из вас он найдёт настоящих друзей.

     Составление рассказа.

- Попробуем придумать рассказ о том, как черепашонок искал друзей.

   Примерные вопросы:

1. Где нашли малыша?

2. Чем он занимался?

3. Кого он встретил?

4. Что с ними случилось?

5. Как они сумели преодолеть трудности?

Дети придумывают сюжет.

Подводим итоги.

- Интересно ли вам было на занятии? Что нового вы для себя узнали? С какими трудностями столкнулись.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – Москва: ООО ИКТЦ Лада, 2006.
  2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – Москва: Просвещение, 1991.
  3. Богуславская З.И., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – Москва: Просвещение, 1991.
  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Венгера Л.А. – Москва: Просвещение, 1973.
  5. Косинова Е.М., Гимнастика для развития речи. – Москва: ООО Библиотека Ильи Резника, ООО Эксмо, 2003.
  6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // Под редакцией Гербовой В.В. – Москва: Просвещение, 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»

Конспект  итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте  в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР  «Слог. Деление слов на слоги»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группеЦель: освоение звукового анализа слова.Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...