программа внурочной деятельности "Планета знаний".
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 5-х классов (интеллектуальное направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planeta_znaniy-vd.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
- Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов «Планета знаний» (общеинтеллектуальное направление).
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Планета знаний» относится к общеинтеллектуальному (научно-познавательному) направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Целесообразность выбора названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Место курса в учебном плане. Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов. Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю. Всего 34 часа.
Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассникам и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Для эффективности деятельности учащихся желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель курса «Планета знаний»:
формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности, для овладения учащимися общими и специальными учебными умениями и навыками, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Задачи:
Обучающие:
- изучить приёмы мыследеятельности и освоить рациональные способы её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей ;
- сформировать учебно-информационные умения и освоить на практике различные приёмы работы с разнообразными источниками информации;
- изучить приёмы работы по созданию творческого проекта.
Воспитательная:
- научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми, уважительному и тактичному отношению к личности другого человека.
Развивающие:
- освоить приёмы творчества и методы решения творческих задач;
развивать коммуникативные способности;
- развивать эстетический вкус, фантазию и память.
- освоить приемы и правила ведения дискуссии, научиться аргументировано высказывать свое мнение и внимательно выслушивать мнение собеседника.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Планируемые результаты :
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- уметь ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;
- понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
- уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, деловые качества) используются
-простое наблюдение,
проведение математических игр,
-опросники,
-анкетирование,
-психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учениками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания;
- уметь работать с математическим текстом;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое).
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
-проекты.
Учебно-тематический план программы
№ | Название раздела | Кол-во часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | «Математика- царица всех наук» | 1 | 1 | |
2 | Числа вокруг нас | 9 | 4 | 5 |
3 | Занимательная геометрия | 11 | 3 | 8 |
4 | Строительный ликбез | 4 | 1 | 3 |
5 | Азы топографии | 8 | 1 | 7 |
6 | Турнир любознательных | 1 | 1 |
Краткое содержание занятий:
1.«Математика - царица всех наук» (1 час)
Вводное занятие (стартовая диагностика учащихся в форме анкетирования).
2. Числа вокруг нас (9 часов)
Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
Как люди научились считать | |
Вычислительные устройства «От камешков до ЭВМ» | |
Оформление выставки книг «Числа в сказках» | |
«Математический крокодил» (числа в пословицах и поговорках) | |
Приемы быстрого счета | |
«Математический бой» лучших счетоводов | |
Турнир судоку | |
Шифры и криптограммы | |
Квест-игра «Юный шифровальщик» |
3. Занимательная геометрия (11 часов)
Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
Головоломки (виды, формы и их происхождение) | |
Задачи на разрезание | |
Конкурс «Олимпийская снежинка» | |
Оригами | |
Оригами | |
Танграм | |
Рисунки и аппликации геометрическими фигурами | |
Паркеты и бордюры | |
Выставка художественных трафаретов | |
Геометрия в искусстве | |
Экскурсия «Геометрические узоры Самары» |
4. Строительный ликбез (4 часов)
Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
Вычисление площадей и объемов | |
Разработка дизайн-проекта | |
Измерительные работы | |
Составление сметы |
5. Азы топографии (8 часов)
Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
Что такое топография? | |
Топографический практикум (2 часа) | |
Создание и защита проекта «Школа и пришкольный участок» (5 часов) |
6. Турнир любознательных (1 час).
Уровень результатов работы по программе на окончание учебного года:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний; освоение способов самостоятельной практической и умственной деятельности, развитие навыков и самоконтроля и познавательной активности.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта работы с геометрическими объектами, топографической картой. Получат возможность применения теоретических знаний в реальных жизненных ситуаций.
На окончание 5 класса планируется рассмотреть только 2 уровня результатов.
Формы подведения итогов обучения
- выставки творческих работ;
- создание и защита проекта «Школа и пришкольный участок»;
- итоговое диагностирование по вопросам аналогичным стартовой анкете.
Список литературы для учащихся:
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., Просвещение, 1999.
- Кордемский Б.А. Математическая смекалка.С-П.,Манускрипт, 1994.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М., Просвещение, 1998.
- Самые головоломные головоломки в картинках. М., АСТ-ПРЕСС, 1998.
Список литературы для учителя:
- Кордемский Б.А., Русалев Н.В. Удивительный квадрат. М., 1994.
- Перельман Я.И. Математические действия. М., Астрель, 2008.
- Перельман Я.И. Живая математика. М., Наука, 1999.
- Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. Примени математику. М., Наука, 1990.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Основы правовых знаний» для 7 класса
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы...
Театрализованная развлекательно-игровая программа ко дню знаний «Хочу все знать».
В День Знаний дошколята вместе с Игринкой и Веселинкой проходят весёлые уроки....
Программа "Основы Олимпийских знаний"
Данная программа предназначена для учащихся 7-9 классов. Эта программа позволить подготовить учащихся к предметной олимпиаде...
Программа "Основы медицинских знаний" по специальности учитель начальных классов
Курс «Основы медицинских знаний» раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом об...
Программа "Основы медицинских знаний" по специальности учитель начальных классов
Курс «Основы медицинских знаний» раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом об...
Методическая разработка игровой программы для закрепления знаний по ПДД «Внимание, на дороге Гоша»
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах - соблюдать правила дорожного движения!Формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Правильное поведение на дорог...
Игровая программа в День знаний "Путешествие в Школляндию"
Сценарий игровой программы включает интересные игры и конкурсы, которые можно проводить с разновозрастными командами....