Программа "Основы медицинских знаний" по специальности учитель начальных классов
рабочая программа по физкультуре по теме

Иванова Екатерина Александровна

Курс «Основы медицинских знаний»  раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом образе жизни, о детских заболеваниях, детском травматизме и его предупреждении, инфекционных заболеваниях и их профилактике. Также должны знать основные факторы риска в разных возрастных периодах, и их причины, распространенность, системы самоооздоровления и самосовершенствования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Курс «Основы медицинских знаний»  раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом образе жизни, о детских заболеваниях, детском травматизме и его предупреждении, инфекционных заболеваниях и их профилактике. Также должны знать основные факторы риска в разных возрастных периодах, и их причины, распространенность, системы самоооздоровления и самосовершенствования.

        ЦЕЛЬ КУРСА: обеспечить студентов системой прочных знаний, навыков оказания первой медицинской помощи и обеспечить правильный уход за ребенком, научить студентов успешно справляться с различными детскими заболеваниями.

        По окончании курса студенту следует

        знать:

        - алгоритм оказания первой медицинской помощи;

        - диагностику заболевания на ранних стадиях;

        - понятие «адаптация», «стресс»;

        - анатомо-физиологические особенности ребенка;

уметь:

- антропометрию детей;

- определение пульса;

- измерение артериального давления;

- остановку капиллярных, артериальных кровотечений;

- оказание доврачебной помощи при:

  • ожоге
  • обморожениях
  • укусах
  • переломе
  • ушибе
  • растяжении
  • вывихе
  • солнечном и тепловом ударе
  • коллапсе
  • ИВЛ, непрямой массаж сердца

Данный курс изучается 1  семестр, состоит из 42 часов, из них

лекционных – 32 , практических и лабораторных – 0,  самостоятельная работа – 10  часов.

        Лекционный курс признан, обеспечить медицинскую подготовку студентов по предмету «Основы медицинских знаний».  Нацелен на укрепление здоровья детей, его гармоничного развития и правильного воспитания. Практические занятия способствуют формированию у студентов навыков:

        - по уходу за ребенком;

        - антропометрия;

        - измерение артериального давления, пульса;

        - оказание первой медицинской помощи.

        Практические занятия направлены закрепление теоретических знаний, полученных в ходе лекционных занятий, и, выработки на их основе практических умений и навыков.

        Система контрольных мероприятий за знаниями и умениями студентов включает следующие направления: устный и письменный опрос, проверка выполнения текущих заданий. По окончании курса предусмотрен экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов, тем

Количество часов

Лекцион.

Практ.и лаб.

Сам.

раб.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ

  1. Основы показатели уровня здоровья и здоровый образ жизни.
  2. Самодиагностика заболеваний на ранней стадии. Группы здоровья детей.

РАЗДЕЛ II. ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РИСКА ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ.

2.1. Устранение психического перенапряжения (дистресса) и стресса. Адаптация к  ним.

2.2. Системы самооздоровления и самосовершенствование.

РАЗДЕЛ III. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ И ИХ ПРИЧИНЫ.

3.1.   Периоды детского возраста.

3.2. Анатомо - физиологические особенности ребёнка.

РАЗДЕЛ IV. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

4.1.Заболевания   органов дыхания.

4.2. Заболевания  органов пищеварения.

4.3. Заболевания мочеполовой системы.

РАЗДЕЛ V. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВА-

НИЯ  И ИХ ПРОФИЛАКТИКА.

5.1. Инфекционный процесс. Иммунитет.

5.2. Краснуха. Ветряная оспа. Скарлатина. Корь. Эпид. паротит.

5.3. Грипп. Парагрипп. Аденовирусная инфекция.

РАЗДЕЛ   VI.  ОКАЗАНИЕ

ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ  И  НЕОТЛОЖ-

НЫХ СОСТОЯНИЯХ.

6.1. Детский травматизм и его предупреждение.

6.2. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.

ВСЕГО:


2


2




2


2




2


4



2

2

2



2


4

2





2


2

42


32


















1




1

1

1



1



1






2

2




10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ.

ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Практические занятия - 3 часа.

Комплексная оценка физического здоровья позволяет:

- выявить слабые звенья в организме для целенаправленного воздействия на них;

- составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить их эффективность;

- спрогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний;

- определить биологический возраст человека.

Основные понятия: частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненный показатель, росто-весовой индекс, стаж физической тренировкой, общая выносливость, силовая выносливость, эффективность работ иммунной системы организма, тест на равновесие, наличие хронических заболеваний, быстрота реакции.

ТЕМА 1.2.  САМОДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ И ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ. (1 ЧАС).

Когда заболевание протекает в скрытой форме, человек этого не чувствует и считает себя здоровым. Народный опыт, а также данные накопленные в результате исследований, позволяют надежно диагностировать по внешним признакам предрасположенность к заболеваниям или протекающие заболеваниям или протекающие заболевания на ранних стадиях, а следовательно, вовремя  применить средства профилактики и лечения:

- диагностика по пульсу;

- диагностика по языку;

- диагностика по составу крови;

- диагностика по ногтям;

- диагностика по почерку;

- группы здоровья.

Практические занятия - 3 часа: научиться измерять артериальное давление, пульс, частоту дыхания, сердечные сокращения.

РАЗДЕЛ  II. ПРИЗНАКИ  И ФАКТОРЫ  РИСКА ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ.

ТЕМА 2.1. УСТРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ (ДИСТРЕССА) И СТРЕССА. АДАПТАЦИЯ К НИМ.

Практические занятия – 4 часа.

Проявление древней оборонительной реакции, состояния общего напряжения организма, возникающего под действием чрезвычайного раздражителя. Особое  место в жизни современного человека принадлежит чрезвычайным эмоциальным ситуациям – дистрессам. Последствия дистресса могут быть тяжелыми как в физическом (истощение, хронические заболевания), так и психическом (депрессия, нежелание жить) отношениях.

Основные понятия: стресс, дистресс, аутотренинг, медитация, народные  средства, йога, духовное очищение, водные процедуры, массаж, смехотерапия.

ТЕМА 2.2. СИСТЕМА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМО – ОЗДОРОВЛЕНИЯ.

Практические занятия – 4 часа.

К числу критериев состояния здоровья относятся:

1. Уровень функционирования состояния основных систем организма.

2. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

3. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

Самостоятельная работа - 2 часа: рациональное сочетание средств различной направленности и ритмичности нагрузки.

РАЗДЕЛ  III. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ И ИХ ПРИЧИЫ.

ТЕМА 3.1. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА .

Практические занятия – 2 часа.

Существуют 2 периода детского возраста:

- внутриутробный (с момента созревания яйцеклетки до рождения плода);

- внеутробный (момента рождения ребенка до полового развития).

На периоды детского возраста влияют:

- температурные режимы;

- питание;

- уход за ребёнком.

Основные понятия: имплантация, эмбриональный период, плацентарный период, новорожденность, грудной возраст, молочные зубы, препубертарный, пубертарный периоды.

ТЕМА 3.2.  АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА (1 ЧАС).

Особенности центральной нервной системы, эндокринной системы, кожи и подкожно жировой клетчатки, дыхательной, пищеварительной, костно-мышечной, мочеполовой, сердечно-сосудистой системы, органов кроветворения.

Практические занятия – 4 часа: научиться измерять окружность головы, груди, массы тела, измерять рост.

Самостоятельная работа – 1 час: написание реферата по теме «Возрастные особенности детского организма».

РАЗДЕЛ  IV. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ  

ТЕМА 4. 1. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (1 ЧАС).

Все эти заболевания занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости. Каждый второй ребенок болеет одним из этих заболеваний, и это связано с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания (патологии), функциональной незрелостью их защитных механизмов, экологической обстановкой, несоблюдением гигиенических требований к воздушному и температурному режиму.

Подробно разбираем каждое заболевание, определение, патогенез, классификация, клиника, лечение, профилактика.

Практические занятия - 4 часа

- аускультация, перкуссия легких, сердца;

- оказание первой медицинской помощи при бронхиолите.

Основные понятия: ринит, ринофарингит, ларингит, бронхиолит, пневмония,  перкуссия.

Самостоятельная работа – 1 час: составить кроссворд на тему: «Бронхиальная астма», «Астматический статус».

ТЕМА 4. 2. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ (1 ЧАС).

Распространенность этих заболеваний у детей стоят на втором месте после ОРВИ и каждый 5 ребенок страдает ими.

Изучение этиологии, патогенеза, клиники, диагностики заболеваний ЖКТ.

Факторы возникновения заболеваний ЖКТ:

  1. нервно-психический;
  2. элементарный;
  3. микроэлементы;
  4. наследственный фактор.

Практические занятия – 4 часа:  приобретение навыков диагностики заболеваний ЖКТ, пальпации печени, желудка, кишечника.

Основные понятия:  гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, дуоденальное зондирование, УЗИ, гастроскопия, рентген, фиброскопия.

Самостоятельная работа – 1 час:  изучить профилактические мероприятия по заболеваниям ЖКТ.

ТЕМА 4. 3. ЗАБОЛЕВАНИЯ МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ (1 ЧАС).

При заболеваниях поражаются канальцы лоханки почек, основной функции образования и выделения почек. Эти заболевания различаются по клинике, по причинам, по классификациям, и лечению, а профилактика у них общая. Большое значение уделяем основным симптомам, по которым и определяют о заболеваниям мочеполовой системы.

Основные понятия: пиелонефрит, гломерулонефрит, интоксикационный, желудочно-кишечный синдром, урологический, мочевой, болевой, проба по Нечипоренко, проба Зимницкого, проба Одискоковского, проба Амбурже, проба Реберга, урография,  пиелография,  отечный        синдром, гипертензионный синдром.

Практические занятия – 4часа:  научиться перкутировать  поясничный отдел позвоночника.

Самостоятельная работа – 1 час: написание реферата на тему «Нетрадиционные методы лечения заболеваний почек».

РАЗДЕЛ V. ИНФЕКЦИОННЫЕ  ЗАБОЛЕВАНИЯ  И ИХ ПРОФИЛАКТИКА.

ТЕМА  5.1. ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. ИММУНИТЕТ.

Инфекционные заболевания возникают в результате проникновения в организм человека микробов. Инфекционный процесс взаимоотношения между микро- и макро – организмами. Иммунитет – защита организма от заболевания. Иммунитет  возникает в организме в ответ на проникновение в него болезнетворных микробов и их ядов, и носит название естественного, активного иммунитета.

Искусственный иммунитет создается путем введения в организм здоровых людей вакцин и анатоксинов.

Основные понятия: микробы, инфекционный процесс, иммунитет, календарь профилактических прививок.

Практические занятия – 2 часа: изучение календаря профилактических прививок.

Самостоятельная работа – 1 час:  подготовить сообщение на тему «Виды иммунитета».

ТЕМА  5.2. КРАСНУХА. ВЕТРЯННАЯТ ОСПА. СКАРЛАТИНА. КОРЬ. ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПАРОТИТ (1 ЧАС).

Все эти заболевания относятся к инфекционным.  Возбудитель краснухи, эпидемического паротита, ветряной оспы  и кори  – вирус. Скарлатины – стрептококк.  Эти заболевания различаются по клинике, по классификации, по симптомам, профилактика у всех общая. От всех данных заболеваний проводится вакцинация.

Практические занятия -  4 часа: изучение клиники, классификации сыпи, профилактика.

ТЕМА 5.3.ГРИПП. ПАРАГРИПП. АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Все эти заболевания формируют очаги хронического воспаления, развития аллергических заболеваний, обострение латентных очагов инфекции. Большое значение уделяем профилактике заболеваний – эта одна из важных задач.

Легче предотвратить болезнь, чем лечить её !!!

Практические занятия  - 4 часа:  изучить противоэпидемические мероприятия.

Самостоятельная работа – 1 час: подготовить реферат «Грипп и его профилактика».

РАЗДЕЛ VI. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И НЕОТЛОЖЫХ СОСТОЯНИЯХ.

ТЕМА 6.1. ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

(1 ЧАС).

Повреждения бывают механические (при падения, ударе), физические (при воздействии высокой или низкой температуры, ожоги, обморожения, действие радиации и т.п.), химические (при воздействии на ткани разных химических веществ – кислот, щелочей, отравляющих веществ).

Различают открытые и закрытые повреждения (переломы):

Профилактика детского травматизма:

- предупреждение дорожно-транспортных происшествий;

- предупреждение бытового травматизма.

Практические занятия – 4 часа:  изучение правил дорожного движения.

Самостоятельная работа – 2 часа: сделать кроссворд на тему «Пешеходы и дорога».

ТЕМА 6.2. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ .

Во всех случаях специалисты, работающие с детьми, должны уметь быстро оказать ребенку первую медицинскую помощь при:

- ранениях

- переломах

- кровотечениях

- вывихах

- при растяжениях и связок и сухожилий

- ушибах

- сотрясении головного мозга

- отморожениях

- ожогах

- тепловом и солнечном ударе

- обмороках

- укусах животных

- утоплении

- при попадании инородного тела в организм.

Практические занятия – 6 часов: научиться быстро, ловко, не нанося пострадавшему лишних болевых ощущений оказать все виды первой медицинской помощи.

Самостоятельная работа – 2 часа:  написать реферат на тему «Оказание первой медицинской помощи при зимних видах спорта», «Оказание первой медицинской помощи при занятиях на воде».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Анатомия человека. А.В. Краев. – М., «Медицина», 1998. -  496 с.
  2. Ваш ребёнок растет. (А. Эйзенберг, Х.Э. Мурколфф, С.Э. Хатауэй: Пер. с анг. В.Б. Вагнера, Г.М. Северской. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство РСТ», 2002. – 688 с.
  3. Волокитина Е.Н.-  Основы медицинских знаний. - М.: «Медицина», 2005, 306 с.
  4. Клинический справочник фельдшера. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 649 с.
  5. Коновалов С.С. Книга, которая лечит. Путь к здоровью. Спб: «Прайм – Еврознак», Москва «Олма – Пресс», 2002.
  6. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 387 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Краткая энциклопедия фельдшера (авт. cост. Н.Б. Петрова. – М.: Харвест, 2004. – 864 с.
  2. Очищение организма человека: Полная энциклопедия. – Спб.: ИД «Весь» 2004. – 256 с.
  3. Полная энциклопедия народной медицины. Т.1., Т.2. АНС, 2004 – 752 с.
  4. Синяков А.Ф. Секреты здоровья. Отвечаем на ваши вопросы. М.: КПС, 2005.
  5. Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. – 352 с.
  6. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. – М.: Русское энциклопедическое товарищество», 2004. – 960 с.
  7. Энциклопедия «Жизнь и здоровье женщины». Т. 1., Т. 2. – М.: «Книжный дом АНС», 2004. – 768 с.
  8. Энциклопедический словарь медицинских терминов. 2 – е Издание. Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: Медицина, 2001.
  9. Энциклопедия  молодой женщины. Пер. с чешского Н.И. Белой,

     Ю.Н. Козловой. М.: Прогресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапах формирования УУД у учащихся начальной школы

Психологическая поддержка педагога.Метапредметные  результатыЗадача современного образования развивающая и коррекционная деятельностьОпределение понятия «универсальные учебные  действия...

Программа "Основы медицинских знаний" по специальности учитель начальных классов

Курс «Основы медицинских знаний»  раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом об...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Кононова Любовь Владимировна учитель начальных классов, заместитель руководителя филиала МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска по УВР

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...

Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"

Выступление на заседании членов  МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"...

Мастер-класс на ШМО учителей начальных классов «Виды работ с текстильным материалом на уроках ручного труда в начальной школе»

Данный мастер-класс я проводила на объединенном ШМО учителей начальных классов. Я поделилась своим опытом работы с детьми ОВЗ в области создания кукол-оберегов из мешковины. Дети откликаются с большим...