Программа "Основы медицинских знаний" по специальности учитель начальных классов
рабочая программа по физкультуре по теме
Курс «Основы медицинских знаний» раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом образе жизни, о детских заболеваниях, детском травматизме и его предупреждении, инфекционных заболеваниях и их профилактике. Также должны знать основные факторы риска в разных возрастных периодах, и их причины, распространенность, системы самоооздоровления и самосовершенствования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы медицинских знаний» раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом образе жизни, о детских заболеваниях, детском травматизме и его предупреждении, инфекционных заболеваниях и их профилактике. Также должны знать основные факторы риска в разных возрастных периодах, и их причины, распространенность, системы самоооздоровления и самосовершенствования.
ЦЕЛЬ КУРСА: обеспечить студентов системой прочных знаний, навыков оказания первой медицинской помощи и обеспечить правильный уход за ребенком, научить студентов успешно справляться с различными детскими заболеваниями.
По окончании курса студенту следует
знать:
- алгоритм оказания первой медицинской помощи;
- диагностику заболевания на ранних стадиях;
- понятие «адаптация», «стресс»;
- анатомо-физиологические особенности ребенка;
уметь:
- антропометрию детей;
- определение пульса;
- измерение артериального давления;
- остановку капиллярных, артериальных кровотечений;
- оказание доврачебной помощи при:
- ожоге
- обморожениях
- укусах
- переломе
- ушибе
- растяжении
- вывихе
- солнечном и тепловом ударе
- коллапсе
- ИВЛ, непрямой массаж сердца
Данный курс изучается 1 семестр, состоит из 42 часов, из них
лекционных – 32 , практических и лабораторных – 0, самостоятельная работа – 10 часов.
Лекционный курс признан, обеспечить медицинскую подготовку студентов по предмету «Основы медицинских знаний». Нацелен на укрепление здоровья детей, его гармоничного развития и правильного воспитания. Практические занятия способствуют формированию у студентов навыков:
- по уходу за ребенком;
- антропометрия;
- измерение артериального давления, пульса;
- оказание первой медицинской помощи.
Практические занятия направлены закрепление теоретических знаний, полученных в ходе лекционных занятий, и, выработки на их основе практических умений и навыков.
Система контрольных мероприятий за знаниями и умениями студентов включает следующие направления: устный и письменный опрос, проверка выполнения текущих заданий. По окончании курса предусмотрен экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
Лекцион. | Практ.и лаб. | Сам. раб. | |
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ
РАЗДЕЛ II. ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РИСКА ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ. 2.1. Устранение психического перенапряжения (дистресса) и стресса. Адаптация к ним. 2.2. Системы самооздоровления и самосовершенствование. РАЗДЕЛ III. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ И ИХ ПРИЧИНЫ. 3.1. Периоды детского возраста. 3.2. Анатомо - физиологические особенности ребёнка. РАЗДЕЛ IV. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. 4.1.Заболевания органов дыхания. 4.2. Заболевания органов пищеварения. 4.3. Заболевания мочеполовой системы. РАЗДЕЛ V. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВА- НИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. 5.1. Инфекционный процесс. Иммунитет. 5.2. Краснуха. Ветряная оспа. Скарлатина. Корь. Эпид. паротит. 5.3. Грипп. Парагрипп. Аденовирусная инфекция. РАЗДЕЛ VI. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И НЕОТЛОЖ- НЫХ СОСТОЯНИЯХ. 6.1. Детский травматизм и его предупреждение. 6.2. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. ВСЕГО: | 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 4 2 2 2 42 32 | 1 1 1 1 1 1 2 2 10 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ.
ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Практические занятия - 3 часа.
Комплексная оценка физического здоровья позволяет:
- выявить слабые звенья в организме для целенаправленного воздействия на них;
- составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить их эффективность;
- спрогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний;
- определить биологический возраст человека.
Основные понятия: частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненный показатель, росто-весовой индекс, стаж физической тренировкой, общая выносливость, силовая выносливость, эффективность работ иммунной системы организма, тест на равновесие, наличие хронических заболеваний, быстрота реакции.
ТЕМА 1.2. САМОДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ И ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ. (1 ЧАС).
Когда заболевание протекает в скрытой форме, человек этого не чувствует и считает себя здоровым. Народный опыт, а также данные накопленные в результате исследований, позволяют надежно диагностировать по внешним признакам предрасположенность к заболеваниям или протекающие заболеваниям или протекающие заболевания на ранних стадиях, а следовательно, вовремя применить средства профилактики и лечения:
- диагностика по пульсу;
- диагностика по языку;
- диагностика по составу крови;
- диагностика по ногтям;
- диагностика по почерку;
- группы здоровья.
Практические занятия - 3 часа: научиться измерять артериальное давление, пульс, частоту дыхания, сердечные сокращения.
РАЗДЕЛ II. ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РИСКА ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ.
ТЕМА 2.1. УСТРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ (ДИСТРЕССА) И СТРЕССА. АДАПТАЦИЯ К НИМ.
Практические занятия – 4 часа.
Проявление древней оборонительной реакции, состояния общего напряжения организма, возникающего под действием чрезвычайного раздражителя. Особое место в жизни современного человека принадлежит чрезвычайным эмоциальным ситуациям – дистрессам. Последствия дистресса могут быть тяжелыми как в физическом (истощение, хронические заболевания), так и психическом (депрессия, нежелание жить) отношениях.
Основные понятия: стресс, дистресс, аутотренинг, медитация, народные средства, йога, духовное очищение, водные процедуры, массаж, смехотерапия.
ТЕМА 2.2. СИСТЕМА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМО – ОЗДОРОВЛЕНИЯ.
Практические занятия – 4 часа.
К числу критериев состояния здоровья относятся:
1. Уровень функционирования состояния основных систем организма.
2. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
3. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.
Самостоятельная работа - 2 часа: рациональное сочетание средств различной направленности и ритмичности нагрузки.
РАЗДЕЛ III. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ И ИХ ПРИЧИЫ.
ТЕМА 3.1. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА .
Практические занятия – 2 часа.
Существуют 2 периода детского возраста:
- внутриутробный (с момента созревания яйцеклетки до рождения плода);
- внеутробный (момента рождения ребенка до полового развития).
На периоды детского возраста влияют:
- температурные режимы;
- питание;
- уход за ребёнком.
Основные понятия: имплантация, эмбриональный период, плацентарный период, новорожденность, грудной возраст, молочные зубы, препубертарный, пубертарный периоды.
ТЕМА 3.2. АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА (1 ЧАС).
Особенности центральной нервной системы, эндокринной системы, кожи и подкожно жировой клетчатки, дыхательной, пищеварительной, костно-мышечной, мочеполовой, сердечно-сосудистой системы, органов кроветворения.
Практические занятия – 4 часа: научиться измерять окружность головы, груди, массы тела, измерять рост.
Самостоятельная работа – 1 час: написание реферата по теме «Возрастные особенности детского организма».
РАЗДЕЛ IV. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
ТЕМА 4. 1. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (1 ЧАС).
Все эти заболевания занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости. Каждый второй ребенок болеет одним из этих заболеваний, и это связано с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания (патологии), функциональной незрелостью их защитных механизмов, экологической обстановкой, несоблюдением гигиенических требований к воздушному и температурному режиму.
Подробно разбираем каждое заболевание, определение, патогенез, классификация, клиника, лечение, профилактика.
Практические занятия - 4 часа
- аускультация, перкуссия легких, сердца;
- оказание первой медицинской помощи при бронхиолите.
Основные понятия: ринит, ринофарингит, ларингит, бронхиолит, пневмония, перкуссия.
Самостоятельная работа – 1 час: составить кроссворд на тему: «Бронхиальная астма», «Астматический статус».
ТЕМА 4. 2. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ (1 ЧАС).
Распространенность этих заболеваний у детей стоят на втором месте после ОРВИ и каждый 5 ребенок страдает ими.
Изучение этиологии, патогенеза, клиники, диагностики заболеваний ЖКТ.
Факторы возникновения заболеваний ЖКТ:
- нервно-психический;
- элементарный;
- микроэлементы;
- наследственный фактор.
Практические занятия – 4 часа: приобретение навыков диагностики заболеваний ЖКТ, пальпации печени, желудка, кишечника.
Основные понятия: гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, дуоденальное зондирование, УЗИ, гастроскопия, рентген, фиброскопия.
Самостоятельная работа – 1 час: изучить профилактические мероприятия по заболеваниям ЖКТ.
ТЕМА 4. 3. ЗАБОЛЕВАНИЯ МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ (1 ЧАС).
При заболеваниях поражаются канальцы лоханки почек, основной функции образования и выделения почек. Эти заболевания различаются по клинике, по причинам, по классификациям, и лечению, а профилактика у них общая. Большое значение уделяем основным симптомам, по которым и определяют о заболеваниям мочеполовой системы.
Основные понятия: пиелонефрит, гломерулонефрит, интоксикационный, желудочно-кишечный синдром, урологический, мочевой, болевой, проба по Нечипоренко, проба Зимницкого, проба Одискоковского, проба Амбурже, проба Реберга, урография, пиелография, отечный синдром, гипертензионный синдром.
Практические занятия – 4часа: научиться перкутировать поясничный отдел позвоночника.
Самостоятельная работа – 1 час: написание реферата на тему «Нетрадиционные методы лечения заболеваний почек».
РАЗДЕЛ V. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА.
ТЕМА 5.1. ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. ИММУНИТЕТ.
Инфекционные заболевания возникают в результате проникновения в организм человека микробов. Инфекционный процесс взаимоотношения между микро- и макро – организмами. Иммунитет – защита организма от заболевания. Иммунитет возникает в организме в ответ на проникновение в него болезнетворных микробов и их ядов, и носит название естественного, активного иммунитета.
Искусственный иммунитет создается путем введения в организм здоровых людей вакцин и анатоксинов.
Основные понятия: микробы, инфекционный процесс, иммунитет, календарь профилактических прививок.
Практические занятия – 2 часа: изучение календаря профилактических прививок.
Самостоятельная работа – 1 час: подготовить сообщение на тему «Виды иммунитета».
ТЕМА 5.2. КРАСНУХА. ВЕТРЯННАЯТ ОСПА. СКАРЛАТИНА. КОРЬ. ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПАРОТИТ (1 ЧАС).
Все эти заболевания относятся к инфекционным. Возбудитель краснухи, эпидемического паротита, ветряной оспы и кори – вирус. Скарлатины – стрептококк. Эти заболевания различаются по клинике, по классификации, по симптомам, профилактика у всех общая. От всех данных заболеваний проводится вакцинация.
Практические занятия - 4 часа: изучение клиники, классификации сыпи, профилактика.
ТЕМА 5.3.ГРИПП. ПАРАГРИПП. АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
Все эти заболевания формируют очаги хронического воспаления, развития аллергических заболеваний, обострение латентных очагов инфекции. Большое значение уделяем профилактике заболеваний – эта одна из важных задач.
Легче предотвратить болезнь, чем лечить её !!!
Практические занятия - 4 часа: изучить противоэпидемические мероприятия.
Самостоятельная работа – 1 час: подготовить реферат «Грипп и его профилактика».
РАЗДЕЛ VI. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И НЕОТЛОЖЫХ СОСТОЯНИЯХ.
ТЕМА 6.1. ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
(1 ЧАС).
Повреждения бывают механические (при падения, ударе), физические (при воздействии высокой или низкой температуры, ожоги, обморожения, действие радиации и т.п.), химические (при воздействии на ткани разных химических веществ – кислот, щелочей, отравляющих веществ).
Различают открытые и закрытые повреждения (переломы):
Профилактика детского травматизма:
- предупреждение дорожно-транспортных происшествий;
- предупреждение бытового травматизма.
Практические занятия – 4 часа: изучение правил дорожного движения.
Самостоятельная работа – 2 часа: сделать кроссворд на тему «Пешеходы и дорога».
ТЕМА 6.2. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ .
Во всех случаях специалисты, работающие с детьми, должны уметь быстро оказать ребенку первую медицинскую помощь при:
- ранениях
- переломах
- кровотечениях
- вывихах
- при растяжениях и связок и сухожилий
- ушибах
- сотрясении головного мозга
- отморожениях
- ожогах
- тепловом и солнечном ударе
- обмороках
- укусах животных
- утоплении
- при попадании инородного тела в организм.
Практические занятия – 6 часов: научиться быстро, ловко, не нанося пострадавшему лишних болевых ощущений оказать все виды первой медицинской помощи.
Самостоятельная работа – 2 часа: написать реферат на тему «Оказание первой медицинской помощи при зимних видах спорта», «Оказание первой медицинской помощи при занятиях на воде».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Анатомия человека. А.В. Краев. – М., «Медицина», 1998. - 496 с.
- Ваш ребёнок растет. (А. Эйзенберг, Х.Э. Мурколфф, С.Э. Хатауэй: Пер. с анг. В.Б. Вагнера, Г.М. Северской. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство РСТ», 2002. – 688 с.
- Волокитина Е.Н.- Основы медицинских знаний. - М.: «Медицина», 2005, 306 с.
- Клинический справочник фельдшера. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 649 с.
- Коновалов С.С. Книга, которая лечит. Путь к здоровью. Спб: «Прайм – Еврознак», Москва «Олма – Пресс», 2002.
- Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 387 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Краткая энциклопедия фельдшера (авт. cост. Н.Б. Петрова. – М.: Харвест, 2004. – 864 с.
- Очищение организма человека: Полная энциклопедия. – Спб.: ИД «Весь» 2004. – 256 с.
- Полная энциклопедия народной медицины. Т.1., Т.2. АНС, 2004 – 752 с.
- Синяков А.Ф. Секреты здоровья. Отвечаем на ваши вопросы. М.: КПС, 2005.
- Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. – 352 с.
- Энциклопедический справочник медицины и здоровья. – М.: Русское энциклопедическое товарищество», 2004. – 960 с.
- Энциклопедия «Жизнь и здоровье женщины». Т. 1., Т. 2. – М.: «Книжный дом АНС», 2004. – 768 с.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов. 2 – е Издание. Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: Медицина, 2001.
- Энциклопедия молодой женщины. Пер. с чешского Н.И. Белой,
Ю.Н. Козловой. М.: Прогресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапах формирования УУД у учащихся начальной школы
Психологическая поддержка педагога.Метапредметные результатыЗадача современного образования развивающая и коррекционная деятельностьОпределение понятия «универсальные учебные действия...
Программа "Основы медицинских знаний" по специальности учитель начальных классов
Курс «Основы медицинских знаний» раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом об...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Кононова Любовь Владимировна учитель начальных классов, заместитель руководителя филиала МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска по УВР
Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"
Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"...
«Хореография» Программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования (1–4 классы) Направление: спортивно-оздоровительное Составитель: Вутман Виктория Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №2» им. Героя Социалис
Программа внеурочной деятельности. Хореография 1-4 классы....
Мастер-класс на ШМО учителей начальных классов «Виды работ с текстильным материалом на уроках ручного труда в начальной школе»
Данный мастер-класс я проводила на объединенном ШМО учителей начальных классов. Я поделилась своим опытом работы с детьми ОВЗ в области создания кукол-оберегов из мешковины. Дети откликаются с большим...