Портфолио – как средство мониторинга профессионального роста и метод оценки профессионализма учителя.
статья на тему
Сегодняшнее время требует модернизации системы общего образования и обновления профессиональных требований к педагогам. Поэтому идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. Моя статья посвящена вопросу о портфолио не только как о средстве педагогической диагностики, но и как методу оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио представляет собой набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио – как средство мониторинга профессионального роста и метод оценки профессионализма учителя.
Сегодняшнее время требует модернизации системы общего образования и обновления профессиональных требований к педагогам. Поэтому идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. Моя статья посвящена вопросу о портфолио не только как о средстве педагогической диагностики, но и как методу оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио представляет собой набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Что же такое “npoфeccuoнaлuзм”? Профессионализм трактуют как качество, свидетельствующее о высоком уровне владения умениями, необходимыми при выполнении какой-либо работы. В этом же контексте о профессионализме иногда говорят, как о высокой марке, качестве какого-либо специалиста, как о профессиональном качестве, высоком статусе специалиста. Профессионализм также трактуется как качественная характеристика специалиста, но качество непременно высокого уровня. Таким образом, под профессионализмом можно понимать квалификацию высокого уровня.
Педагогический профессионализм отражает в себе наиболее существенные свойства и отношения всех предметов педагогической науки. Особое значение в профессиональном становлении учителя играет процесс его профессионально-личностного саморазвития в процессе его педагогической деятельности.
В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.
Учитывая новые требования к аттестации педагогических работников, в Кингисеппской гимназии разработано положение о портфолио учителя, основной целью которого является проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учителя, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.
Основными принципами составления портфолио учителя являются:
• системность;
• полнота и конкретность представленных сведений;
• объективность информации;
• презентабельность.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для
- повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также
объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства
педагога.
В портфолио целесообразно выделить несколько разделов.
Первый раздел «Общие сведения об учителе»
— Ф.И.О., год рождения учителя.
— Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
— Общий трудовой и педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении.
— Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов).
— Копии документов, подтверждающих прохождение курсов; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
— Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах.
— Информация о наиболее значимых школьных поощрениях.
— Копии дипломов различных конкурсов.
— Другие документы по усмотрению учителя.
Второй раздел «Результаты педагогической деятельности»
(динамика учебных достижений за год, в т.ч. ЕГЭ)
— Материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам.
— Сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах.
— Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
— Наличие среди учеников медалистов.
— Данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.
Третий раздел «Научно-методическая деятельность» (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, участие в конференциях, семинарах, конкурсах и т.д. различного уровня)
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности:
— образовательные программы и описания комплектов учебно-методической литературы с обоснованием их выбора;
—описания используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;
—средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
— описания способов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития;
—отчет о работе в методическом объединении (школьном, районом);
— информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
Четвертый раздел «Обобщение опыта»
—Участие в методических и предметных неделях,
—Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.
— Проведение научно-исследовательских работ.
— Разработка авторских программ, научно-методических материалов.
—Публикации учителя.
—Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады.
Пятый раздел «Внеурочная деятельность по предмету»
Раздел должен содержать следующие документы
— список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ проектов, выполненных учащихся по предмету;
—данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
— сценарии внеклассных мероприятий, фото- и видеоматериалы по проведенным мероприятиям;
— другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету.
Шестой раздел «Работа в качестве классного руководителя»
Раздел должен содержать следующие материалы;
— анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
— информацию об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях района и т.д.;
— сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
— информацию о правонарушениях; сведения о работе с родителями;
— другие документы.
Седьмой раздел «Учебно-материальная база»
— Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и тд.).
— Информация о регулярно используемых технических средствах обучения.
— Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения.
— Использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов, сочинений и т.п., материалов по подготовке к ЕГЭ.
—Другие документы, характеризующие использование учебно-материальной базы.
Представленные разделы портфолио демонстрируют не только умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, но и выбирать стратегию и тактику профессионального поведения (раздел «Работа в качестве классного руководителя»). Разделы «Научно-методическая деятельность» и «Обобщение опыта» позволяют оценить уровень профессионализма учителя.
Составляя портфолио, педагог осуществляет проект собственного профессионального развития, который имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.
Портфолио созвучно такой актуальной образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога"
Представляю вашему вниманию опыт использования портфолио как средства мониторинга профессионального развития педагога....
Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования
В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...
Формирование информационной культуры педагога как средство его профессионального роста
Доклад на педагогических чтениях...
Доклад на тему: "Оценка учителя, как фактор его профессионального роста и развития училища"
Никто не может показать миру, каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам. Никто не может утаить себя от собратьев, поскольку каждый поступок человека, каждый акт твор...
обучающий семинар "Портфолио специалиста, как метод оценки его профессионализма"
В презентации приведена подробная схема оформления портфолио педагога...
Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга педагогического роста учителя.
Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений...
Мониторинг роста профессионализма учителя иностранного языка МБОУ "Основная школа № 12 о.Муром" Суховой Т.Л. за 2019-2020 гг
Мониторинг роста профессионализма учителя 2019-2020 гг...