Формирование информационной культуры педагога как средство его профессионального роста
статья по теме

Доклад на педагогических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ik_pedagoga.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Асбестовского городского округа Свердловской  области

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

 

подготовила

зам.директора по УВР

Осинцева Лариса Львовна

п.Белокаменный

 2012


Отличительными чертами современного общества становятся резкое увеличение объема информации, ее форм, видов и  источников,  стремительное распространение и совершенствование  информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники. Одними из важных социальных результатов информатизации общества являются резкое увеличение творческого содержания деятельности расширение информационных потребностей. Все большее число людей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как произво дители информационных ресурсов и услуг.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными социальными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном правовом демократическом обществе. Подчеркну постиндустриальном, то есть информационном. С этой точки зрения, основополагающей компетентностью выпускника является компетентность информационная.

Национально-региональный компонент Свердловской области Государственного образовательного стандарта предлагает достижение информационной компетентности через реализацию требований к содержанию образовательных программ по информационно-методологической линии содержания образования. Результатом ее реализации должен стать выпускник, понимающий значение информации для профессиональной, общественной и бытовой деятельности, способный к индивидуальной ориентации и самоопределению в информационном поле, умеющий оценивать и отбирать информацию для решения разного рода задач. Но для достижения этой цели необходим высокий уровень информационной культуры самого учителя. Поэтому одна из приоритетных задач методической работы школы - формирование информационной культуры педагогов.

Для реализации этой задачи и в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг.

Понятие информационная культура подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от ее негативных воздействий.

Если говорить об информационной культуре педагога, то она отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:

– применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов,  их демонстраций;

– организация учебно-познавательной деятельности учащихся  с применением  информационных технологий;

– реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования  с помощью демонстрации  возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации  (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных источников и пр.);

– установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;

– повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;

– создание условий для развития  у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.  

Формирование информационной культуры педагогов нашей школы осуществлялось поэтапно.

  1. Подготовительный этап (2006-2007 уч.г).

Подготовительная работа фактически была начата с 2005 года, когда мной на базе компьютерного класса школы были проведены курсы повышения квалификации 11 учителей по теме «Информационная компетентность педагога».

Также на данном этапе внесены изменения в локальные акты, произведена компьютеризация школьной библиотеки, методическая работа была направлена на теоретическую подготовку педагогов и овладение навыками работы с ПК, а у отдельных учителей совершенствование данных навыков, различными программами.

Для этого, были организованны методические учебы (например: «Формирование ИКТ-компетентности учащихся». Цель – сформировать понятие ИКТ-компетентности, мотивировать на использование информационных (не обязательно компьютерных) технологий на уроках), работа в творческих группах, ШМО объединениях, курсовая подготовка учителей в ИРРО, индивидуальные консультации, практическое обучение по использованию различных форм и методов работы на уроке с применением ИКТ (трехдневный семинар-практикум «ИКТ в обучении». Цель – помочь педагогам освоить методику проектирования уроков с использованием презентаций, готовых ЦОР).

К концу 2006-2007 учебного года 52% педагогов владеют ПК на достаточно хорошем уровне, 18% - на уровне набора текста.

Проведенная методическая работа в 2006-2007 уч.г. способствовала формированию интереса педагогического коллектива к данным технологиям, желанию апробировать их в педагогической практике. Так за 2006-2007 уч.г. учителями были проведены  уроки с использованием электронных учебников по предметам математика, история, литература, МХК, уроки с использованием тренажеров по русскому языку и математике. Наряду с использованием электронных учебников учителя начали сами создавать презентации уроков. Такие уроки были разработаны и проведены учителями Глубоковой В.В., Рязановой Н.А., Уткиной Ю.С., Шарафиевой Л.В.  (все цифры без уроков информатики).

  1. Этап внедрения (2007-2008 уч.г).

Методическая работа была направлена на внедрение и развитие использования ИТ в образовательном процессе. Одним из компонентов информационной культуры педагога является владение технологией рационального использования информационных ресурсов общества. Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным источникам информации, что делает навыки работы в Интернет важным компонентом информационной культуры личности. В связи с этим в практике работы – организация семинаров-практикумов по вопросам работы с ресурсами сети. За 2007-2008 года было проведено:

-  6 практических занятия по использованию ресурсов сети Интернет,

- мастер-класс «Использование возможностей Power Point в обучении математике» с целью передать опыт использования Power Point в уроке и самостоятельной деятельности учащихся и обучить педагогов некоторым эффективным приемам в Power Point;

- Педсовет «Повышение качества образования через использование ИКТ» с целью – проанализировать, на какой ступени развития, освоения и применения  информационных технологий стоим мы сегодня, также найти ответит на вопрос – как повышается качество образования, что меняется в самом процессе преподавания, что меняется в детях?).

В апреле 2008 года ученицей 10 класса был создан школьный сайт, основные задачи которого:

1) своевременно освещать школьную жизнь;

2) доводить важную информацию до учащихся и их родителей;

3) доводить общешкольную информацию до сведения учителей;

4) создание методической копилки учителей;

5) общение участников образовательного процесса по интересам (форум).

3. Оценочный этап (2008-2009 уч.г).

Методическая работа направлена на активный обмен опытом на различных уровнях, на аналитическую деятельность  педагогов и всего педагогического коллектива школы. На протяжении всего учебного года учителя дают открытые уроки с целью представления опыта, наработанного за два года. Также в мае планируется провести школьный семинар, на котором планируется подвести итоги работы по формированию информационной культуры педагогов за 2006-2009 уч.г.

В этом учебном году учителя стали активно использовать возможности школьного сайта, у 40% учителей есть личные страницы, на которых размещаются разработки открытых уроков, внеклассных мероприятий, сообщения по вопросам обучения и воспитания учащихся.

Уровень сформированности информационной культуры учителя мы рассматриваем по следующим  показателям:

  1. знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации;
  2. практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей с использованием информационных и компьютерных технологий, по разработке и оформлению учебно-программных, учебно-методических и других материалов;
  3. наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры;
  4. активность в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.

На сегодняшний день учителя нашей школы успешно применяют НИТ в учебном процессе в различных формах:

  1. Используют электронные учебники на уроке  и вне урока.
  2. Используют тренажеры.
  3. Создают собственные презентации к урокам, электронные тесты.
  4. Разрабатывают исследовательские задания по поиску информации в Интернете.
  5. Используют  в  своей деятельности проектный метод обучения.

Апробируются новые формы дистанционного обучения:

  1. Участие в российских дистанционных эвристических олимпиадах портала Эйдос, олимпиаде УрФО по основам наук.
  2. Постоянно пополняется банк программно-методических разработок учителей.
  3. Разработаны модели уроков химии, математики, биологии, географии, иностранного языка, русского языка и литературы, истории, музыки, МХК с компьютерной поддержкой.
  4. Подготовка к участию в фестивалях, олимпиадах, конкурсах не обходится без использования всех ресурсов школы и возможности сети Интернет.
  5. Создается база образовательных программ и элективных курсов, востребованных учащимися и их родителями.
  6. Ведение всей отчетности в «1С: Школа-ХроноГраф».
  7. В электронном виде ведется мониторинг по: успеваемости (итоги за четверть по каждому учащемуся); посещаемости (по каждому классу); качество обученности и качество знаний (каждую четверть для каждого учителя). Для реализации использована технология электронных таблиц –  Microsoft Excel.
  8.  Разработана база данных «Микрорайон»

Многие учителя  используют  информационные технологии  для обобщения своего опыта, становясь участниками различных конкурсов:  

2007 – 2008 уч.г.

-  педагогические  чтения: школьный этап – 5 чел, городской – 2 чел.;

- городской конкурс «Учебно-методической продукции» - 3 чел. Результат 1 и 2 места;

- областной конкурс «Учебно-методической продукции» - 2 чел.;

- выступление на региональной конференции Информационные технологии в системе образования Свердловской области и публикация тезисов в сборнике и на сайте конференции института развития регионального образования;

- участие в   республиканском  конкурсе лучших учителей - 1 чел.;

- участие в муниципальном конкурсе «Лучший по профессии»  в номинации «Лучший учитель» с результатом 1 место;

- участие в фестивале творчества специалистов системы образования «Грани таланта»: городской тур – 5 чел., окружной тур – 4 чел, областной тур – 2 чел.

Результат: дипломы 2  и 3 степени;

Следствием организации методической работы по формированию информационной культуры педагога являются переход на качественно новый современный уровень преподавания, учитывающий состояние и потребности общества; повышение уровня самооценки учителей; улучшение взаимопонимания между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в современном информационном мире. Сегодня можно констатировать положительную динамику роста уровня информационной культуры и профессионального мастерства педагогов.

Безусловно, положительные показатели профессионального мастерства педагогов влияют на учащихся, результаты достижений которых также имеют положительную динамику.  

Так, по итогам 2006-2007 учебного года - % качества знаний составил – 35,5 %, в 2007-2008 учебного года – 39,6 %. По окончанию I полугодия 2008 – 2009 уч. года – 40,1 %.

К позитивным результатам  можно отнести и итоги единого государственного экзамена. Средний балл сдачи ЕГЭ по русскому языку составил – 3,14 (по городу Асбесту – 3,3), по математике – 3,07 (по городу – 2, 79). Из 14 выпускников 11 класса 2 ученика получили золотые медали и 2 учащихся – серебряные.

Вот уже второй год, в марте,  в  школе проходит НПК в 1 – 4 кл., в этом году исследовательские работы учащихся отличались от прошлого года глубиной, аргументированностью, качеством презентации проекта, если в прошлом учебном году проекты  были только индивидуальные, то в 2008-2009 уч.г. были представлены групповые проекты. Количество детей принявших участие в НПК тоже возросло. Так же в НПК приняли участие учащиеся 5 класса. Еще одна особенность данной НПК состоит в том, что учащиеся начальной школы обратились за помощью к учителям старших классов (история, информатика, география).

За последние три года возросла активность и результативность участия детей в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Если раньше наши обучающиеся не проявляли особого интереса к участию в форуме «Творчество и интеллект», то за последние два года картина изменилась в положительную сторону:

2007 – 2008 уч.г.

1) Участие в интернет – олимпиаде (4 учащихся);

2) два 3 места в городском туре НПК;

3) участие во всероссийских играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»;

2008 – 2009 уч.г.

1)Участие в V Международной Олимпиаде по основам наук по предметам английский язык, история, информатика (1 тур – 31 чел., 2 тур – 15 человек, 3 тур – 12 чел.);

2) 2 место в региональном конкурсе мультимедийных презентаций «О нашем крае – с любовью»;

3)  1 место в городском конкурсе творческих работ «Люблю тебя, мой край родной!» в номинации «Живи, деревня!»;

4) 1 место в городском конкурсе заочных экскурсионных проектов в номинации «Лучший видеофильм»;

5) в городском конкурсе проектов «Есть такая профессия – Родину защищать!»

6) участие в областном конкурсе творческих работ «Люблю тебя, мой край родной!» в номинации «Живи, деревня!» (результат пока не известен);

7) участие во всероссийских  играх «Русский медвежонок» (47 человек), «Кенгуру» (40 человек), «Инфознайка» (23 уч-ся).

Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видеоподдержку и контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса. И в заключении хочется отметить, что педагог, освоивший информационно - коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры педагогов (презентация)

В настоящее время существуют различные подходы к определению   «информационная культура личности  педагога». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, по...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА, КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система подготовки специалистов физической культуры и спорта должна быть сориентирована, прежде всего, в направлении формирования информационной культуры специалистов....

Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности

В данной статье обобщен материал, позволяющий показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников....

Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.

Проблема познавательной активности,этапы формирования познания учащихся,роль образовательного учреждения в формировании познания...

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»...

Методический мастер-класс «Майндмэп (ментальная карта) как эффективное средство формирования информационной грамотности педагогов и учащихся»

     Цель:  совершенствование  информационной грамотности педагогов через освоение современных ИКТ – технологий....

Доклад: «Электронные образовательные ресурсы на тувинском языке как средство формирования информационной культуры и повышения качества обучения учащихся».

доклад: «Электронные образовательные ресурсы на тувинском языке как средство формирования информационной культуры и повышения качества обучения учащихся»....