Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга педагогического роста учителя.
материал на тему
Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_portfolio.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга педагогического роста учителя.
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя”.
Откуда появилась такая традиция? Из жизненной необходимости.
Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах работодателя.
Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.
Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.
В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе.
Цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Задачи портфолио:
- Формирование профессиональных характеристик педагога.
- Развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций.
- Повышение результативности и эффективности профессиональной педагогической и управленческой деятельности.
- Содействие профессиональному росту педагогов.
В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:
(Слайд 5)
- портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
- отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
- демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
Функции портфолио (Слайд 6)
Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Практическая значимость (Слайд7)
Структура (содержание) портфолио (Слайд 9)
Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.
Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Рекомендуемые разделы портфолио:
Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.
Раздел 2. “Самоанализ педагогической деятельности”.
Раздел 3. “Результаты педагогической деятельности”.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.
Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года (в виде схем, графиков, таблиц) на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.
Раздел 4. “Научно-методическая деятельность”.
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога;
использование им современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе:
- материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы;
- выбор образовательных технологий;
- обоснование и применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
- работа в методических объединениях;
- участие в профессиональных и творческих конкурсах;
- участие в методических и предметных неделях;
- организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов;
- проведение научных исследований, разработка авторских программ;
- подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;
- публикации
Раздел 5. “Внеурочная деятельность по предмету”.
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
- программы кружков, факультативов, элективных курсов
Раздел 6. “Учебно-материальная база”.
В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:
- список словарей и другой справочной литературы по предмету;
- список наглядных пособий;
- наличие технических средств;
- наличие компьютера и компьютерных средств;
- аудио - и видеопособия;
- наличие дидактического материала;
- измерители качества обученности учащихся.
Раздел 7. “Работа в качестве классного руководителя”.
Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с портфолио ученика.
Работа с родителями:
- анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
- сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
- информация о правонарушениях;
- сведения о работе с родителями;
- разработки классных часов и родительских собраний.
Раздел 8. “Отзывы”
В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.
Анализ материалов использования технологии “Портфолио” показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но частотны ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль профессиональных конкурсов в повышении педагогического мастерства учителя"
Статья посвящена вопросам организации и проведения районного конкурса педагогических достижений и организационно-методического спровождения педагогов - участников конкурса образовательных учреждений П...
Выступление: «Педагогический рост учителя через курсы повышения квалификаций учителя»
Данное выступление полезно для работников образования, где говорится о том, какую помощь оказывают различные курсы по повышению квалификации уровня профессионализма всех педагогических кадров. Рассмат...
Индивидуальная образовательная программа педагогического роста учителя английского языка
Индивидуальная образовательная программа педагогического роста учителя английского языка...
Портфолио, как способ оценивания образовательных результатов школьников
Статья об актуальной проблеме оценивания учебных достижений обучающихся....
Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны с 2012-2017 гг.
Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием...
Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны с 2013-2017 гг.
Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь ФЗ 273 “Об образовании в РФ”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ...
МОНИТОРИНГ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Тереховой Зинаиды Сергеевны на 2022-2023 год
Создать условия для активизации познавательной деятельности школьников через участие в различных конкурсах и олимпиадах, конференциях...