Об организации работы по освоению инноваций в практической деятельности муниципальной системы образования.
опыты и эксперименты на тему

Гудкова Ирина Анатольевна

Об организации работы  по освоению инноваций в практической деятельности муниципальной системы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об организации работы  по освоению инноваций в практической деятельности муниципальной системы образования.

И.А. Гудкова

Заместитель директора по УВР

Главная задача моего выступления -

Основные понятия, используемые нами в настоящем докладе, мы будем понимать следующим образом:

"инновационная деятельность" - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

  • создание и организация производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (образовательных услуг);
  • создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования (технологии управления, образовательные технологии, технологии маркетинга образовательных услуг и т.п.);
  • применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при предоставлении образовательных услуг, обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

"Инновационная продукция" (Инновация) - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Соответственно выделяют следующие основные

ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

  • Разработка и внедрение новых видов образовательных услуг или новых направлений образовательной деятельности;
  • Разработка и внедрение нового содержания образования, новых технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, систем оценки качества образования;
  • Разработка новых методов и моделей управления образованием, организационных структур, новых форм взаимодействия государства и образовательных учсреждений, науки и образвоания, социального партнерства, разработка и апробация новых механизмов финансирования образовательных учреждений, оплаты труда педагогических работников и др.

"инновационная система" - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством (или муниципалитетом) политики в области развития инновационной системы;

 "инфраструктура инновационной системы" – совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся (в нашем случае) центры трансфера технологий (городские инновационные ресурсные центры), инновационно-технологические центры и центры подготовки кадров (МУ «ЦРО», городские методические центры, Центр развития образования при Нижневартовском государственном гуманитарном университете, департамент образования), образовательные учреждения.

Хочу отметить, что при организации данной работы политика департамента образования в инновационной деятельности отвечает принципам системности и операциональности.

Основные механизмы реализации муниципальной политики в области развития инновационной системы городского образования:

  • Формирование целостной системы организационно-правововых, экономических и иных форм стимулирования и поддержки инновационной деятельности в сфере образования;
  • Переход к программно-целевому принципу поддержки инновационной деятельности через организацию работы городских инновационных ресурсных центров (ГИРЦ);
  • Разработка критериев выбора приоритетов муниципальной политики в области поддержки инновационной деятельности в городской системе образования;
  • Организация мониторинга эффективности и системы статистического наблюдения за инновационной деятельностью в муниципальной системе образования;
  • Пропаганда успехов и опыта работы в области инновационной деятельности в сфере образования.

        Из общемировой практики известно, что инновации всегда возникают снизу. И распространяться они должны снизу вверх. Задачу нашу на муниципальном уровне мы видим только в том, чтобы обеспечить условия для успешной инновационной деятельности и тиражирования положительного опыта на все образовательные учреждения города.

        Поэтому, обращаю особое внимание – ГОРОДСКОЕ образование интересуют только ТЕ инновации, которые могут быть тиражируемы и имеют реальный результат – обеспечивают более высокий уровень качества образования, его новое качество (в других отраслях – это измеряемый в денежном выражении или его аналогах результат). Если данные условия не выполняются, то разработка остается в статусе «проекта» и инновацией не является.

Хочу еще раз обратить внимание на важный аспект, который прозвучал  в пленарном докладе Надежды Петровны

на августовском педагогическом совещании – «Инновации должны быть в первую очередь направлены на превращение образования в эффективную технологию развития личности обучаемых. Инновации должны разрешать принципиальные противоречия, которые существуют, и в ближайшие годы будут существовать, в российском образовании».

Интересующие нас инновации, должны позволять эффективно решать актуальные задачи развития городской системы образования. Актуальность проблем развития городского образования обозначена в программе «Развитие образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы», а также диктуется логикой развития муниципальной образовательной системы, направленной на достижения параметров, соответствующих требованиям, предъявляемым к современной модели образования. Примерные характеристики этой модели были озвучены предыдущим докладчиком.

По мнению В.С. Лазарева "Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация)- это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным". Еще один очень важный аспект - инновации должны быть целесообразны, то есть они должны быть не "модными", а нести заряд эффективности, то есть "после" должно быть лучше, качественнее, чем "до".

своей сути уже является инновацией.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [1].

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

"Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности".[2]

"Педагогическая инноватика — наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования".[3] 

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования. Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность.

1.2.Теоретические аспекты инновационных процессов

Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

Всё это - методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений.

Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен, не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.

Очевидно, что требуется специальная работа по научному обоснованию глобальных нововведений в общем среднем образовании, принципов и технологий проектирования широкомасштабного педагогического эксперимента.

 

1.3. Сущность понятия инновации

Рассмотрим некоторые понятия и особенности педагогической инноватики как средства преобразования образования.

Прежде всего, следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу.

Понятия «новация» и «инновация»

Критерии

Новация

Инновация        

Масштаб целей и задач        

Частный        

Системный        

Методологическое обеспечение        

В рамках существующих теорий        

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст        

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения        

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки        

Характер действий (качество)        

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)        

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат        

Характер действий (количество)        

Ограниченный по масштабу и времени        

Целостный, продолжительный        

Тип действий        

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике        

Реализация        

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)        

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности        

Результат, продукт        

Изменение отдельных элементов в существующей системе        

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы        

Новизна        

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики        

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности        

Последствия        

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей        

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок        

Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства.

Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“.

Понятия «реформа» и «инновация»

Реформа        

Инновация        

Изменение сроков начала обучения        

Изменения во внутренней организационной деятельности школы        

Увеличение финансирования        

Изменения в содержании образования        

Изменения в оборудовании учебных заведений        

Изменения в методах обучения        

Изменения в продолжительности обучения

Изменения в отношениях

«Учитель - Ученик»        

Новые санитарно-гигиенические требования                

Изменения в структуре системы образования        

1.4. Типология педагогических нововведений

Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.

Опираясь на исследования, проведённые А.В. Хуторским была разработана типология педагогических нововведений, состоящая из 10 блоков.[4] Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируются на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.

В этой систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

  • По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
  • По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
  • По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
  • По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
  • По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
  • По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
  • По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
  • По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
  • По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные.
  • По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

1.5. Классификация инноваций

Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

1 - по источнику возникновения:

  • внешние (за пределами образовательной системы);
  • внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

2 - по масштабу использования:

  • единичные;
  • диффузные.

3 -  в зависимости от функциональных возможностей:

нововведения - условия        

нововведения-продукты        

организационно-управленческие нововведения        

обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.        

педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.        

качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.        

4 - по признаку интенсивности изменения, уровню инновационности:

инновации нулевого порядка        

это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента)

инновации первого порядка        

характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве

инновации второго порядка        

представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.)

инновации третьего порядка        

адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования

инновации четвертого порядка        

содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей)

инновации пятого порядка        

инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы)        

инновации шестого порядка        

в результате реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа

инновации седьмого порядка        

представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем        

        5 - по осмыслению перед внедрением инноваций:

случайные        

полезные

системные        

инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение        

инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой        

инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими)

Опираясь на вышеизложенное можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.

2. Инновационный процесс

2.1. Ключевые понятия в инноватике

Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый.

Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике.

Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Особенность инновационного процесса - его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш.

Деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединенных в единую структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся:

  • зарождение идеи инновации;
  • маркетинг инновации;
  • оценка экономической эффективности инновации;
  • освоение инновации;
  • коммерческая реализация инновации;
  • продвижение инновации.

2.2. Этапы развития инновационного процесса

Нововведение понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике.[5] В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде.

Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса [6]. В ней выделяют следующие действия:

· определение потребности в изменениях;

· сбор информации и анализ ситуации;

· предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

· принятие решения о внедрении (освоении);

· собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

· институализация или длительное использование новшества, в процессе которого     оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

2.3. Полиструктурность инновационных процессов

Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Дабы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать. Последнее предполагает изучение его строения или, как говорят в науке, - структуры. Всякий процесс  представляет собой сложное динамическое образование - систему. Последняя же полиструктурна, а потому сам инновационный процесс полиструктурен [7].

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в “веер“ задач, разработки содержания инновации и т.д.

Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. В ней также отражаются отношения участников планируемых частных нововведений.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в школе испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне.

Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр.

Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или - наиболее полно - в виде программы развития школы, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами.

Все приведённые структуры органично сплетены между собой не только горизонтальными, но и вертикальными связями, и более того: каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах других структур, то есть этот процесс системен.

2.4. Правовая основа внедрения инноваций

Руководитель любой школы, а тем более той, что переходит в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма - важный и необходимый инструмент управленческой деятельности [8]. Конечно, любая норма - правовая, административно-ведомственная, нравственная - ограничивает свободу. Но свобода действий современного руководителя предполагает, прежде всего, его высокую правовую культуру. Без нормативной регламентации невозможна нормальная деятельность школы.

В инновационной деятельности школы используются документы различного уровня - от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.

Очевиден приоритет международных и федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и внутришкольными нормами.

Федеральным законодательством установлено, что общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ. Например, Конвенция о правах ребёнка, принятая 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г.

Центральное место в нормативно-правовом обеспечении развития школы принадлежит закону РФ “Об образовании“. Только на основе Закона органами управления образованием разрабатываются Положения о типах и видах учебных заведений, а самими школами - Устав и другие документы, обеспечивающие их функционирование и развитие.

Закон РФ “Об образовании“ вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Эти полномочия конкретизируют принцип автономности образовательных учреждений.

Возросшая компетенция, реализация принципа автономности школы означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, руководителя школы за результаты и последствия любой, но особенно - инновационной деятельности.

Влияние инновационных изменений на здоровье учащихся должно отслеживаться особенно тщательно. Учебная нагрузка, режим занятий определяются Уставом школы на основе согласований с органами здравоохранения.

Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты [9]. Единая составная часть государственных стандартов - федеральный компонент образовательных программ. Несоблюдение минимальных требований к учебным программам грозит разрывом, дестабилизацией единого образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.

Образовательные учреждения используют различные варианты учебных планов, утверждённых Министерством образования РФ. Но при любом выборе школа обязана обеспечить изучение учебных предметов не в меньшем объёме, чем это предусмотрено инвариантной частью примерного базисного учебного плана.

2.5. Критерии оценки и отбор инноваций

После всестороннего анализа ситуации в школе, выявления проблем возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых  можно было бы улучшить результаты работы школы. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны [10].

Выбор идей должен реализоваться путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц- экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом.

Параметры оценивания идей [11]

Параметры

Характеристика параметров

Актуальность оцениваемого нововведения        

Она определяется по степени соответствия нововведения потребностям школы, социальному заказу, возможностям устранения каких-то существенных недостатков в работе, по мере решения проблем, выявленных в результате анализа работы школы, соответствие региональной и местной политике в развитии образования, по степени значимости той проблемы, на решение которой направлена инновация.        

Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы.

        Осознаём: не всякая новая идея, технология, разработка может оказаться средством развития той или иной школы. При оценке инновации по этому основанию следует посмотреть, насколько предлагаемое новшество, если можно так выразиться, встраивается в концепцию развития школы. Эта концепция является важной составной частью программы развития общеобразовательного учреждения.        

Результативность нововведения.

        Оценивается либо по аналогии освоения этой идеи в другом месте, либо экспертным путём (на основе интуиции, изучения потенциала идеи и т.п.)

Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи.        

Конечно, вовсе не обязательно решать актуальные проблемы школы только с помощью радикальных инноваций (высшая степень творческой новизны), не имеющих ни аналогов, ни прототипов. Если существует, хотя и не новая, но эффективная, технология, или программа, то не следует их отвергать только потому, что они не новы. Надо всегда помнить: прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено - давно или только что.        

Методическая разработанность идеи.        

Предполагает наличие конкретных описаний содержания идеи, структуры, а также этапов, технологии её освоения. При отсутствии описанных разработок, методик, технологий идея всё же может быть принята к освоению в форме эксперимента, в ходе которого все эти технологии разрабатываются: сначала в виде гипотезы, исследовательского проекта и т.д., а затем уже в виде проверенной, обоснованной практики.

Возможности потенциальных участников освоения новшества

Они определяются сложностью и доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, мерой необходимости в дополнительной подготовке и переподготовке членов педагогического коллектива и т.д.        

Баланс интересов учителей.

        Баланс интересов разных групп учителей по отношению к тому или иному нововведению.        

Возможное сопротивление нововведению.

        Оно может возникать со стороны тех педагогов, предложения которых не прошли; недавних носителей передового опыта; тех учителей, кому нововведение не по силам; тех, для кого инновации оборачиваются беспокойством и исчезновением условий тихого, безмятежного, ленивого существования; тех, кого освоение инновации обрекает на уход из школы или нежелательное для них изменение должности и т.п.

Время, необходимое для освоения.

        Гимназическое образование, к примеру, можно дать ребёнку в течение одиннадцати лет, а ситуация такова, что школа в силу объективных условий через несколько лет должна быть перепрофилирована или реформирована, в ней должен начаться капитальный ремонт и учащиеся будут разделены на несколько школ. Этот пример показывает: планируя нововведения, педагоги должны учитывать тот факт, что как время необходимое для освоения новшества, так и число этапов в его освоении зависят от условий работы школы. Кроме того, каждое новшество требует для своего освоения разного времени. Для одной школы может быть важнее получение не очень объёмного, но быстрого результата, для другой - как раз наоборот: нужен полный результат, а затраченное время большой роли не играет.        

Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение.

        Деньги нужны не только на приобретение оборудования, необходимого для подготовки и организации нововведения. Они могут понадобиться и на зарплату учителям (например, если новшество предполагает уменьшение наполняемости классов в интересах лучшей дифференциации и индивидуальности обучения). Они могут быть нужны и для оплаты научных консультаций, экспертизы разработок, программ развития школы, для приглашения специалистов с целью оказания методической помощи учителям при освоении новых идей.

Организационные условия.        

В школе может не быть структурных подразделений или должностей, необходимых для претворения инноваций в жизнь, необходимо их создать.

Нормативно-правовая обеспеченность.        

Целый ряд инноваций, особенно если они предполагают эксперимент, требует разрешение соответствующего органа образования, согласование с другими учебными заведениями, заключение хозяйственных договоров, трудовых соглашений, медицинской или иной экспертизы и т.п.        

Привлекательность идеи.         

Соответствие инновации личным интересам и вкусам тех педагогов, которые будут её осваивать.        

Новизна идеи.        

Соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики.        

Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости - на заседании педсовета.

3. Инновационная деятельность в свете приоритетного национального проекта "Образование"

3.1.Инновационные процессы в образовании: приоритеты, проблемы, пути решения

   Необходимость совершенствования системы отечественного образования очевидна. Однако в порыве ее "тотальной модернизации" важно сохранить и закрепить накопленный и положительно зарекомендовавший себя педагогический опыт. Поэтому аналитическая работа и разумный баланс между уже существующими тенденциями и дальнейшими преобразованиями должны составлять суть инновационных изменений на всех ступенях образовательной системы.

Приоритетные направления национального проекта "Образование" отчетливо задают вектор развития инновационных процессов, их нацеленность на обеспечение доступности и качества образования. Одним из главных направлений здесь является разработка методологических оснований и эффективных технологий предшкольного образования. Однако для широкого внедрения системы предшкольного образования, ее обогащения и продуктивного развития должна быть осуществлена опережающая подготовка педагогов к новому виду профессиональной деятельности. Параллельно с подготовкой педагогов необходимо вести серьезную работу в научно-исследовательских коллективах и образовательных учреждениях по апробации вариативных программ и моделей предшкольного образования.

Другим направлением инновационного поиска в рамках национального проекта "Образование" является сохранение здоровья субъектов образовательного процесса. Статистические данные свидетельствую о том, что за время школьного обучения существенно снижаются показатели психического и физического здоровья подрастающего поколения. Вместе с тем спектр научно-методических находок в области использования здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса ДОУ, школы, учреждений среднего и высшего профессионального образования уже достаточно широк и позволяет сделать вывод об их общей установке на приоритет здорового образа жизни и понимание здоровья как одной из главных ценностей образования. Тактическими задачами, следующими из такой установки, являются нормализация в образовательных учреждениях учебной нагрузки, учет в педагогическом процессе возрастных и индивидуально-типических особенностей детей как на уровне его организации, так и на уровне содержания. Это позволяет предупреждать или сглаживать у них формирование ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений.

Современная образовательная ситуация требует от педагогов владения не только эффективными образовательными, но и коррекционно-развивающими технологиями, которые позволили бы им успешно работать с детьми риска (или "трудными", "проблемными", "слабыми" детьми, как обычно называют их сами педагоги).

Очевидна взаимосвязь освоения инновационной практики в системе дошкольного, общего образования с обновлением содержания и технологий профессионального педагогического образования. Это направление, выступая в национальном проекте как самостоятельное, в то же время является обязательным условием эффективной разработки двух названных выше направлений.

Таким образом, инновационные процессы, происходящие в российском образовании, невозможно рассматривать изолированно, только применительно к одной из его ступеней. Успешность реализации национального проекта "Образование" напрямую связана с установлением взаимосвязей не только между традициями и инновациями, но и с анализом тех прямых и косвенных влияний и зависимостей, которые объективно существуют в образовании как многоуровневой и иерархической системе.

Заключение

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений. Существует огромное множество нововведений, применимых к образованию .

Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций.

В данной работе всесторонне рассмотрен вопрос об инновациях в образовании, раскрыто значение педагогических инноваций, дана их классификация, выявлены различия между инновацией и реформой, инновацией и новацией, выявлены параметры оценивания инновационных идей, которые являются основными для образования. Это:

  • Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы.
  • Результативность нововведения.
  • Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи.
  • Методическая разработанность идеи.
  • Возможности потенциальных участников освоения новшества.
  • Баланс интересов учителей.
  • Возможное сопротивление нововведению.
  • Время, необходимое для освоения.
  • Финансовые затраты и материально-техническое обеспечение  новой идеи.
  • Организационные условия.
  • Нормативно-правовая обеспеченность.

Таким образом, задачи исследования решены.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что чем больше в нашей стране будут использоваться педагогические инновации, тем более развиты будут ученики и ознакомлены с процессами внедрения инноваций руководители и учителя.


[1] Сластёнин В. А. Педагогика/ - М.: Школа-Пресс, 2000 г.

[2] Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005.- с. 198.

[3] Материал из Википедии — свободной энциклопедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновации

[4] Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.

[5] Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - с. 10.

[6] Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. - с. 4.

[7] Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании/Н.И.Ерофеева//Народное образование.-2002.-№ 5.- с. 94

[8] Каменский, А. К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. - 2006. - № 3. - с. 93.

[9] Закон РФ «Об образовании», ст.7

[10] Руднев, Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е. Н. Руднев// Директор школы. - 2006. - № 8. - с. 39.

[11] Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. - 2002. - № 6. - с. 55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования

Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования....

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Анализ организации инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Омска

Анализ организации инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Омска в условиях реализации федерального Проекта модернизации образования...

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Выступление на ХII городских Днях науки «Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного развития» с обобщением педагогического опыта по теме «Аспектуальность ИКТ в преподавании информатики»

Целесообразность и эффективность обучения с использованием ИКТ не вызывает сомнений, так как основывается на активном и повсеместномиспользовании дополнительного цифрового оборудования, которое и пред...

«Формирование общечеловеческих ценностей как один из важнейших ориентиров в муниципальной системе образования г.о. Жуковский»

Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уро...

Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы

Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...