«Формирование общечеловеческих ценностей как один из важнейших ориентиров в муниципальной системе образования г.о. Жуковский»
материал по технологии на тему

Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне, как социальных групп, так и личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВГУСТОВСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ\

 АССАМБЛЕЯ – 2014 г.

«Роль педагога как носителя культуры

в образовательном пространстве г.о. Жуковский»

Тема выступления: «Формирование общечеловеческих ценностей как один из важнейших ориентиров в муниципальной системе образования г.о. Жуковский»

Подготовила: учитель технологии

МОУ школа №3

С.В. Зубарева

Формирование общечеловеческих ценностей как один из важнейших ориентиров в муниципальной системе образования г.о. Жуковский.

Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне, как социальных групп, так и личности. В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Поэтому становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость.

“Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, и надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». (А, Барбюс). Изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед школой большие задачи, требуют переосмысления ценностей. Отрицательные явления в общественной жизни последних лет особенно остро затрагивают детей и молодежь, которые ощущают нехватку тепла, внимания, соучастия. Общественные интересы у молодежи сегодня отходят на второй план, они больше стремятся реализовать себя в личной жизни, на первый план ставится материальная сторона, и игнорируются государственные и общечеловеческие интересы. Современная молодежь вследствие агрессивного воздействия внешней среды зачастую воспринимает и следует наихудшим образцам поведения и образа жизни.

Нравственные и эстетические ценности человечество вырабатывало веками, тысячелетиями. Это нашло отражение в различных культурах, религиях. Без моральных ценностей не возможно воспитание, обучение, развитие школьников. Общечеловеческие в своей основе, они дополняются национальными, местными. Нравственность на Руси всегда была стержнем личности. Отказавшись от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь народа. Мы помним, что детские ценности неизбежно переходят во взрослые, социально значимые нравственные ценности, только позднее они дополняются конкретным содержанием, приобретают национальные черты, вступают в сложные контакты с многогранной жизнью.

Основное положение ценностно-ориентированного образования касается педагогических технологий. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога – общение, взаимопонимание с учениками. Задачей воспитания в духе общечеловеческих ценностей является формирование соответствующей направленности личности.

Образовательная область «Технология», синтезирующая естественнонаучные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека.Также обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в этой образовательной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию.

В настоящее время основополагающую роль в деятельности человека занимает его научная подготовка, которая обеспечивается усвоение общеобразовательных и специальных знаний: ориентиром образования во многих странах мира является «Технология». Технологическая подготовка позволяет человеку более гармонично существовать в информационном и технологически оснащенном мире и более эффективно реализовывать свой интеллектуальный потенциал.

Научно-технический прогресс, перевод экономики на рельсы интенсификации выдвигает повышенные требования к подготовке и квалификации кадров. Сегодня нашей стране нужны высоконравственные, инициативные и творчески мыслящие специалисты, рассматривающие труд как первую жизненную потребность. Именно поэтому, важнейшей задачей всей системы нашего образования является коренное улучшение постановки трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, подготовки их к жизни и труду. Без труда немыслимо целостное развитие способностей человека. Об этом говорил наш великий просветитель И. Я.Яковлев. В творческом труде он видел источник истинного общего образования, рождающегося изнутри, а не навязанного извне. Такое образование не утрачивается с годами, оно остается собственностью человека на всю жизнь.

Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках.

Творческая деятельность способствует формированию у детей преобразующего мышления, навыков исследовательской и изобретательской работы.

Учащихся надо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

По данным статистики, еще 20 лет назад уровень квалификации работников отставал от уровня сложности работ почти на целый разряд. Экономисты знают, что в развитых странах существует такой порядок: если уровень квалификации рабочих и специалистов будет ниже уровня сложности выполнения работ на 0,4 разряда, то такое производство считается нерентабельным и ликвидируется.

Одним из важнейших путей решения задачи высокого мастерства является приобщение обучающихся к изучению основ конструкторско-изобретательской, художественной и декоративно-прикладной деятельности.  

Организация выставок работ учащихся – это пропаганда творческой деятельности учащихся, выявление сильных и слабых сторон в организации и качестве поделок, создание дополнительного соревновательного стимула обучающихся.

Умножая и развивая творческие способности и профессионализм учащихся, педагоги дают им возможность почувствовать себя зрелыми, состоявшимися людьми, ощутить достоинство мастерового человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования

Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования....

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Доклад на тему «Формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения».

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики....

Формирование общечеловеческих ценностей в пенитенциарной школе

формирование нравственных ценностей в пенитенциарной школе...

«Формирование базовых ценностей как один из важнейших аспектов воспитательной работы»

Кратко рассмотрена реализация  программы внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся «Страна добра»...