РОЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ (IV городская научно-практическая конференция педагогических работников «Развитие муниципальной системы образования: тенденции и взгляд в будущее» г. Усть-Илимск)
опыты и эксперименты
Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека. Профориентация школьников является приоритетной государственной задачей, закреплённой в национальном проекте «Образование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профориентирование | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования»
IV городская научно-практическая конференция педагогических работников
«Развитие муниципальной системы образования: тенденции и взгляд в будущее»
РОЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Петрова Татьяна Анатольевна,
учитель немецкого языка
МАОУ «Экспериментальный лицей
имени Батербиева М.М.»,
первая квалификационная категория
г. Усть-Илимск, 2023
Оглавление
Методические подходы и принципы реализации профориентации 4
Система профориентационной работы в МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.» 6
Список использованных источников 9
Приложение 1. Анализ результатов анкетирования «Соответствие выбранного профиля обучения будущей профессии» среди обучающихся профильных групп 11 классов в МАОУ «Экспериментальный лицей имени Муссы Мазановича Батербиева» 10
Приложение 2. Преемственность и системность профориентационной работы в МАОУ «Экспериментальный лицей имени Муссы Мазановича Батербиева» в 2021-2022 у.г. 11
Введение
Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека. Профориентация школьников является приоритетной государственной задачей, закреплённой в национальном проекте «Образование».
Одна из задач воспитания в МАОУ «Экспериментальный лицей имени Муссы Мазановича Батербиева» (далее «Лицей») - это выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений для формирования общей готовности учащихся к самоопределению и выбору профессии.
В программу воспитания Лицея входит модуль «Профориентация». Лицей является важнейшим звеном на пути профессионального становления личности обучающегося, а также определяющим звеном в системе пропаганды профессий, которые будут востребованы в будущем. Поэтому актуальность темы связана с «формированием конкурентно способного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе. Новизна и значимость – создание условий формирования такой системы профориентационной работы в ОУ, которая будет направлена на 100 % успех профессионального самоопределения личности обучающегося.
Целью профориентационной работы в Лицее является прежде всего создание благоприятных условий для формирования внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии, и при необходимости, корректировке и реализации их профессиональных планов, направленных на успешную учебу и успешную жизнь.
Задачи:
- выявить уровень личностной готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся;
- информировать обучающихся об устройстве рынка труда, системе профессионального образования, знакомить их с перспективными, востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ;
- формировать у обучающихся компетенции для приобретения профориентационно значимого опыта, для построения индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
- повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимися в формировании навыка осознанного выбора.
Методические подходы и принципы реализации профориентации
Согласно «Методическим рекомендациям по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации» [1] задачи формирования готовности к профессиональному самоопределению (далее - ГПС) реализуются через сочетание следующих основных подходов:
- мотивационно-активизирующий подход: привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, проблематизация темы профессионального будущего (и жизненного будущего в целом), подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своей индивидуальной образовательно- профессиональной траектории с опорой на собственную активность в исследовании интересующих школьника вопросов. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения;
- информационно-обучающий подход: помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, проработка заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством, что создает основу карьерной грамотности;
- практико-ориентированный подход: разработка специальных мер, позволяющих установить обучающемуся связь между получаемыми теоретическими знаниями и теми текущими и будущими практическими действиями, необходимыми для освоения выбранной специальности; решение реальных практических кейсов от работодателей; разработка и реализация собственной индивидуальной образовательно-профессиональной траектории; участие в профессиональных пробах и др.;
- диагностико-консультативный подход: направлен на помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний, интересов и склонностей. Проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также консультирование по вопросам профессионального самоопределения являются важными задачами на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет не только выявить исходный уровень сформированности ГПС, но и отследить ее изменения.
К принципам реализации профориентации относятся:
- системность: использование комплексного подхода, включающего диагностику профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные информационные программы. Все подходы реализуются в активизирующем профессиональное самоопределение формате, некоторые активности предполагают преимущественно игровой формат для вовлечения максимального количества обучающихся;
- систематичность: Профориентационный минимум реализуется в течение нескольких лет, и все участники смогут наблюдать динамику своего развития. Работа разбита на этапы, логически связанные между собой. Обучающийся будет получать обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех активностях, которые будут отвечать его особенностям, запросам и уровню ГПС;
- доступность: любой обучающийся по программе общего образования (или его родитель/законный представитель) сможет воспользоваться профориентационной помощью. Для лиц с ОВЗ предусмотрены адаптированные методики. Каждый обратившийся получит обратную связь с рекомендациями;
- межведомственностъ: создание эффективных технологий работы на основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации ведомств (Министерство труда и социальной защиты, Министерство науки и высшего образование, Министерство просвещения, Министерство экономического развития, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и т.д.) и общих скоординированных усилий, исключает возможность управленческого и содержательного дублирования.
Система профориентационной работы в МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.»
Реализуемая в Лицее модель профориентационной работы с учащимися и родителями, предусматривает различные виды деятельности, направленные на профессиональное самоопределение начиная с 1-го класса. А вообще, профориентационная работа в Лицее на четырех органично взаимосвязанных этапах:
На 1 этапе обучающихся начальной школы знакомят с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, организацию активного участия в проектах «ПроеКториЯ», «Календарь профессий» и «Ярмарка профессий» и др.
На 2 этапе обучающиеся разновозрастных групп в составе детей возраста 5-6-х классов продолжают расширять свой кругозор в мире профессий, не только в рамках проекта «ПроеКториЯ», но участвуя в деловых и профориентационных играх, создавая классные проекты. Подобные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий и представить себя в этом мире. Попытка разработать «Организационно-деятельностную игру» - это первые шаги обучающихся в проектной деятельности. На этом же этапе дети вместе с учителями и родителями выбирают предмет, который может оказаться связанным с направлением профессиональной деятельности для изучения на углубленном уровне.
На 3 этапе обучающиеся разновозрастных групп возраста 7-9-х классов более осознанно подходят к выбору профессии т.к. на этом этапе осуществляется целенаправленная предпрофильная подготовка. Профориентационная работа направлена на уточнение направления профиля обучения на следующем четвертом этапе. Здесь обучающимся предоставляется возможность поменять предметы для углубленного изучения, если изменились профессиональные предпочтения. Учащиеся продолжают изучать профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая педагогом-психологом, куратором, проводятся уроки выбора профессии, используется потенциал городского профориентационного кабинета МАОУ ДО ЦДТ. В этот период учащиеся (начиная с возраста 7 класса) начинают более осознанно заниматься исследовательской деятельностью. Вполне может оказаться, что начатый исследовательский проект может быть представлен при окончании основной школы.
На 4 этапе обучающиеся возраста 10-11-х классов осознанно выбирают направление профильного обучения, выбирая один из профилей, предлагаемых Лицеем (Физико-математический, информационно-технологический, химико-биологический, социально-экономический, лингвистический и социально-гуманитарный). В системе профориентационной работы этот этап является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей, различные виды тестирования, организация целенаправленных встреч с представителями тех профессий, которые наиболее востребованы на усть-илимской площадке.
В качестве яркого примера хотелось бы привести участие выпускников Лицея в проведении «Недели самоуправления». Это для нас ценно тем, что наши ученики делают первые шаги в педагогическую профессию, выполняя роли членов администрации Лицея учителей – предметников в течение целой недели. В период «Недели самоуправления» старшие лицеисты организуют образовательный процесс, культурно-массовые мероприятия. Ощутив на личном опыте особенности профессии, некоторые из них принимают решение связать свою жизнь с учительской профессией.
Большую помощь в профориентационной работе оказывает широкая сеть дополнительного образования. В настоящее время дополнительное образование детей в Лицее представлено 15 объединениями. Наибольшей популярностью у обучающихся пользуются объединения: «Юный кулинар», «Куборо», «Бальный танец» и «Лесоводство». За последние 20 лет участники школьного лесничества 10 человек выбрали профессию, связанную с лесом.
Основными исполнителями задач профориентационной работы являются кураторы учебных групп (классные руководители), которые ведут работу по нескольким направлениям: информационно-просветительскому, диагностическому, консультационному, обучающему.
В арсенале кураторов присутствуют разные формы работы: лекции для учащихся и их родителей, тренинги и игры, работа по обновлению содержания уголка профориентации, тематические фестивали, КВН, интеллектуальные игры, олимпиады, экскурсии и пр.
Очень популярны у лицеистов и их родителей Дни и Недели открытых дверей, встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия города.
Так в рамках недели самоуправления по инициативе одиннадцатиклассников – учителей-дублёров состоялись встречи "Гости лицея" с успешными усть-илимцами. Гостями стали представители администрации города, спортсмены, предприниматели, врачи. Некоторые из которых – это выпускники нашего лицея.
Нашими социальными партнёрами в профориентационной работе являются: Усть-Илимская теплоэлектроцентраль, филиал ООО «Байкальская энергетическая компания», Иркутский национальный исследовательский технический университет, Братский государственный университет, Региональный кадровый центр г. Усть-Илимск, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» в Усть-Илимске, Региональный кадровый центр АО «Группа Илим», Консультационный пункт ОГКУ Центр занятости населения города Усть-Илимска.
Как говорилось выше, очень важна диагностическая работа, проводимая педагогом-психологом и кураторами, как среди обучающиеся разновозрастных групп 7-9-х классов, так и среди старшеклассников. Результаты анкетирования «Соответствие выбранного профиля обучения будущей профессии» среди обучающихся профильных групп 11 классов в Лицее (Приложение 1) и анализ преемственности и системности профориентационной работы в Лицее в 2021-2022 у.г. (Приложение 2) подтверждают валидность созданной в Лицее модели профориентационной работы.
Перечисленные выше формы организации педагогической деятельности в рамках профориентации являются эффективными, потому что они помогают будущим абитуриентам стать субъектами своего профессионального самоопределения. А это означает, что у них может появиться такое важное личностное новообразование, как внутренняя готовность совершать самостоятельный и осознанный выбор как в профессиональной сфере, так и во всех других важных сферах своей жизни. Такой результат будет куда более значимым, чем просто одномоментный акт выбора профессии.
Список использованных источников
- Блинов В.И. Формирование региональных систем профессиональной ориентации школьников в Российской Федерации: опыт системного анализа / В.И. Блинов, З.К. Дулаева, Е.Ю. Есенина, Л.Н. Куртеева, И.С. Сергеев // Профессиональное образование. Столица. – 2018. – № 8. – С. 13-23.
- Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации [1] [Электронный ресурс] Школа Минпросвещения России / Доступ: https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2022/10/metodicheskie-rekomendaczii-po-realizaczii-proforientaczionnogo-minimuma-v-obshheobrazovatelnyh-organizacziyah-rf.pdf (Дата обращения: 13.04.2023).
- Профориентация: Вдогонку за настоящим или вперёд в будущее? [Электронный ресурс] Вестник образования России / И.С. Сергеев. / Доступ: https://vestniknews.ru/prilozhenie/intervyu-i-stati/4484-4064.html (Дата обращения: 14.04.2023).
- Профориентация в современной школе: взгляд учителя [Электронный ресурс] / А.В. Мальцев, Т.И. Касьянова, О.В. Закревская. Доступ: https://psy.su/feed/10799/ (Дата обращения: 16.04.2023).
- Профориентация в школе: [Электронный ресурс] / О. Биккулова / Доступ: https://proforientator.ru/publications/articles/proforientatsiya-v-shkole.html (Дата обращения: 10.04.2023).
Приложение 1
Анализ результатов анкетирования «Соответствие выбранного профиля обучения будущей профессии» среди обучающихся профильных групп 11 классов в МАОУ «Экспериментальный лицей имени Муссы Мазановича Батербиева»
вопрос/вариант ответа | количество учащихся 11 классов |
1. Определились ли Вы с выбором будущей профессии? 1.1 Да 1.2 Нет | 77 % 23 % |
2. Связана ли Ваша будущая профессия с выбранным Вами профилем обучения 2.1 Да 2.2 Нет 2.3 не знаю | 81 % 17 % 2 % |
3. Какие факторы оказали влияние на Ваш выбор профиля обучения в 10-11 классе? 3.1 Мне нравятся входящие в этот профиль предметы 3.2 Я плохо успеваю по другим предметам 3.3 Этот профиль связан с моей будущей профессией 3.4 Мне посоветовали родители 3.5 Этот профиль выбрал мой друг 3.6 Легкость обучения. 3.7 Наличие шанса продолжить обучение в определенном учебном заведении 3.8 Мне интересна эта область знаний. 3.9 У меня есть опыт посещения кружков, студий, связанных с этим профилем. 3.10 Собственный практический опыт профессиональной работы. 3.11 Рекомендации учителей, психолога. 3.12 Здесь работают учителя, которые мне очень нравятся 3.13 другое | 80 % 23 % 81 % 15 % 2 % 2 % 25 % 98 % 21 % 7 % 33 % 50 % Личная амбициозность, количество бюджетных мест в учебных заведениях. |
4. Какие факторы оказали влияние на Ваш выбор будущей профессиональной деятельности? 4.1 Мой профиль обучения 4.2 Легкость обучения. 4.3 Перспективность данного профессионального направления. 4.4 Мне интересна эта область знаний. 4.5 Рекомендации учителей, психолога. 4.6 Я еще не определился (лась) с будущей профессией 4.7 другое | 45 % 15 % 73 % 83 % ----- 20 % ----- |
5. Посоветуешь ли ты друзьям, родственникам, знакомым обучение в данном профиле? 5.1 Да 5.2 Нет 5.3 Затрудняюсь ответить | 73 % 23 % 4 % |
6. В какой мере родители поддерживают твои планы относительно выбора профессии и учебного заведения? 6.1 Да, родители меня поддерживают, я прислушиваюсь к их советам. 6.2 Нет, наши мнения не совпадают, мне не нравится то, что они советуют. 6.3 Родители не принимают участия в обсуждении моего выбора профессии, считают, что я должен сделать его сам 6.4 Затрудняюсь ответить | 61 % 20 % 15 % 4 % |
Приложение 2
Преемственность и системность профориентационной работы в МАОУ «Экспериментальный лицей имени Муссы Мазановича Батербиева» в 2021-2022 у.г.
Доля обучающихся 11-х классов, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения | 92% |
Доля обучающихся 11-х классов, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне | 94% |
Доля обучающихся 11-х классов, зачисленных в вуз в соответствии с выбранным профилем. | 98 % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)
Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...
ПРОГРАММА ЗОНАЛЬНОЙ СЕКЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (в рамках конференции педагогических работников Высокогорского муниципального района РТ) с. Высокая Гора -
ПРОГРАММА ЗОНАЛЬНОЙ СЕКЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»(в рамках конференции педагогических работников Выс...
Профессиональные объединения педагогов-ресурс развития муниципальной системы образования
Профессиональные объединения педагогов – это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности учителя, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата,...
Научно-практическая конференция педагогических работников профессионального образования «Задачи системы качества образования - формирование единого понимания качества образования"
laquo;Оценка качества результатов образования в рамках компетентностного подхода»...
2018 г. Межрегиональная научно-практическая конференция «Современная система профессионального образования: опыт прошлого-взгляд в будущее», посвященная 50-летию Совета директоров ПОО РБ, п. Селенгинск
2018 г. Межрегиональная научно-практическая конференция «Современная система профессионального образования: опыт прошлого-взгляд в будущее», посвященная 50-летию Совета директоров ПОО РБ, ...
Региональная педагогическая конференция «Инновационное развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров»
Программа работы секции " Наставничество"...