Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования
материал по теме

 

 

Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУДОД МАРЬЯНОВСКИЙ ДЮКФП

Тема:

Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования

Подготовила: Педагог дополнительного

Образования И. С. Зухова

г. Омск 2008

Вопросы, связанные с влиянием процесса обучения на состояние здоровья учащихся, не новы. Так называемые школьные болезни стали предметом  медико-педагогического анализа за рубежом  и в России еще в XIX веке. Однако, совпавшее по времени не только с общим кризисом образования, но и  с ухудшением всех медико-демографических показателей, обострило уже известные "школьные болезни", придав им специфический характер. Неблагоприятный прогноз развития образовательных учреждений в аспекте сохранения и укрепления здоровья учащихся, придают особую актуальность выявлению и  использованию ресурсов школ в решении  вопросов здоровья учащихся.

Для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья школьников необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Однако действительность такова, что та информация о здоровье, которую человек получает на различных этапах возрастного развития в семье, в школе, в лечебных учреждениях или через СМИ, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. Просветительская работа по вопросам здоровья, как правило, ориентирует людей преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания путям преодоления факторов риска, возможностям самого организма противодействовать неблагоприятным влияниям. Слабо проводится работа по созданию общественного мнения на культивирование здоровья, на формирование гармонично развитого - и физически, и духовно - человека. В частности, по последним исследованиям, среди основных жизненных ценностей здоровье как ценность у российских школьников занимает девятое место, а у их американских сверстников, например, - первое место. Отсутствие «моды» на здоровье создает предпосылки для организации непродуманного времяпрепровождения, когда человек делает все, лишь бы «убить время». И как итог, бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню.

Многие проблемы, связанные со здоровьем нации, лежат в экономической, политической, организационной и других сферах. Известно, что в системе образования, как в зеркале, отражаются все социальные проблемы. Падение уровня жизни, социальные потрясения, нарушение системы общедоступной и бесплатной медицинской помощи и пр.

Изменение экономических, социальных и экологических условий в России явились причиной негативной возрастной динамики здоровья подрастающего поколения. К тому же такую динамику усугубляет реформирование школьного образования, проводимое без учета уровня здоровья, а адаптационных возможностей учащихся, и действующая система медицинского обслуживания не обеспечивает профилактику отклонений в состоянии здоровья.

В настоящее время в нормативных документах Министерства образования России и Министерства здравоохранения активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников, в аспекте необходимости подготовки «специалистов по культуре здоровья» и создания школ, содействующих здоровью.

Культура здоровья  определяется  нами как  интегративное понятие в единстве двух составляющих: компетентности в вопросах сохранения  и укрепления здоровья и здоровой жизнедеятельности учащихся  на основе принятия ими культурных норм и правильного оценивания факторов, как укрепляющих, так  и разрушающих здоровье

Критерий сформированности культуры здоровья учащихся включает компетентность в вопросах здоровья и здоровую жизнедеятельность.

 Компетентность оценивается по следующим показателям:

а) наличие    знаний о здоровье, здоровом образе жизни;

б)  наличие знаний об  угрозах и рисках  для здоровья;

в) наличие знаний  о преимуществах здорового образа жизни.

Жизнедеятельность личности на основе принятия культурных норм здоровья оценивается по следующим показателям:

а) мотивация на принятие культурной нормы (образца здоровой жизнедеятельности);

б) опыт самоуправления сохранением и укреплением своего здоровья.

Здоровье как многоаспектное интегративное  понятие на основании анализа исследований и документов ВОЗ мы определяем в единстве трех компонентов - физического, психического (психологического) и социального.

Понятие здорового образа жизни включает три основных направления: физическая активность, рациональное питание и искоренение вредных привычек.

Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный, инвалидизирующий образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия - это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности".

В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма как источника индивидуализации здоровья.

В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в приготовительных классах, различных школах для малышей дети занимаются неспецифическими для дошкольного этапа развития деятельностями: читают, пишут, изучают иностранные языки (и не по одному одновременно), занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями родителей), не учитывая при этом психологических возможностей возраста и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями.

По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Сложилась система функционирования образовательных учреждений, направленная на интеграцию оздоровительных программ в образовательный процесс, на обеспечение индивидуально ориентированного образовательного процесса с учетом результатов мониторинга здоровья детей. В ходе поиска путей сохранения и укрепления здоровья учащихся сформировались три модели образовательных учреждений.

1.«Школа здоровья» – образовательное учреждение для ослабленных и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями.                                                                                                               «Школа здоровья» работает в системе непрерывного образования, ориентированна на обучение и воспитания детей с учетом индивидуального физического здоровья и решает одновременно с образованием задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, проблеме социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современном обществе. Комплектование «Школы здоровья» осуществляется на основании направления органов здравоохранения о состоянии здоровья на каждого учащегося. Основанием для зачисления учащихся в учреждения данного профиля является заключение психолого–медико - педагогического консилиума.

2.«Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» как структурное подразделение школы регламентируется Приказом Минобразования РФ от 15.05.2000 г. № 1418.

Цель центров – содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании условий, гарантирующих охрану и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, формировании устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Основные направления деятельности центра реализуются в процессе преподавания уроков здоровья, курсов естественно – научного цикла через систему различных тренингов, практических занятий, семинаров, конференций и других мероприятий, а так же с помощью аналитической и прогностической деятельности.

3.«Школа, содействующая сохранения здоровья детей» Деятельность данных школ направлена на разработку принципиально новых подходов в решении многих образовательных и управленческих задач с учетом состояния здоровья учащихся. Деятельность педагогов при таком отношении к педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья. Задачей образовательных учреждений является разработка моделей здоровьесберегающей среды, когда наиболее значимыми компонентами в физическом воспитании являются:

а) определение нагрузок на уроках физической культуры и их дифференциация с учетом физического развития и состояния здоровья детей;

б) выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание помещений, организация влажных уборок, соблюдение теплового и светового режима);

в) включение в учебный план уроков здоровья с учетом возрастных особенностей детей, введение в режим работы школы в образовательном порядке утренней гигиенической гимнастики до занятий, физкультминуток во время уроков, подвижных перемен, спортивных часов в группе продленного дня;

г) совершенствования системы физкультурно-спортивных мероприятий;

д) систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;

е) регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе детских поликлиник;

ж) проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья, разработка программ по ранней коррекции здоровья учащихся.

На основе опыта работы каждое из данных типов образовательных учреждений по формированию здоровья самостоятельно составляет структуру оздоровительных блоков в зависимости от материально-технических возможностей, целей и задач программ оздоровления учащихся.

Деятельность в режиме учебного дня школы имеет три формы: урочную, классно-внеурочную, внеклассную.

Задачи урочной формы  заключается в подготовке организма школьников к предстоящей учебной работе и выполнении ее в течение достаточно длительного времени на возможно высоком уровне.

В классно-внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности проводятся мероприятия, призванные настроить школьников на учебную работу, в том числе подвижные игры, элементы спортивных игр и релаксационные упражнения. Задачи этих мероприятий: уменьшение негативного воздействия учебной нагрузки, повышение двигательной активности, подготовка организма к новой учебной деятельности.

К основным задачам внеклассной формы относятся тренировка и профилактика нарушения осанки, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а так же профилактика простудных заболеваний.

Немалую поддержку работоспособности школьников на уроках могут оказываться и «малые формы физической культуры»: утренняя гимнастика перед началом занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, двигательно-насыщенные прогулки в группах подвижного дня и т.п.

Но даже при соблюдении в школе всех данных рекомендаций двигательная активность, которая доступна школьникам в учебные дни будет недостаточной. Как показали исследования, оптимальный объем дневной двигательной активности школьников 13-15 тыс. локомоций (шагов). За вычетом 5 тыс., «набранных» в часы школьных занятий, остается 8-10 тыс., т.е. 4-5 км. Такой «километраж» школьники должны реализовать во второй половине дня на занятиях в спортивных секциях или к приравниваемых к ним кружках (ритмика, хореография, танцы и др.).

Физическая культура – единственный учебный предмет в школе, способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся.  

Состояние здоровья детей и подростков, безусловно, важнейший показатель жизнеспособности народа любой страны. Ведь поколения её населения сменяют друг друга в достаточно короткий срок даже в масштабах жизни одного человека. В этом смысле даже одно упущенное для совершенствования процессов оздоровление детей и подростков пятилетие или максимум десятилетие уже оборачивается практически безнадежно потерянным в валеологическом смысле поколением. Поэтому кажущаяся долгосрочность решения проблемы формирования здорового молодого поколения, а, следовательно, и потенциально здоровой нации на самом деле относительна и при внимательном рассмотрении ссылка на нее оказывается несостоятельной.

Таким образом, задачей школы является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни, а не доведение его без болезней до последнего звонка. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников – это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях - от программно-нормативного до проведения отдельного урока - позволит решить и другую, взаимосвязанную с этой задачу: сформировать культуру здоровья школьников.

Без национальной идеи здоровой жизни, ее творческой основы – культуры здоровье человека, семьи, гражданского общества и государства, включая окружающую среду, принципиально невозможно, о чем свидетельствует современная жизнь, несущая на себе тавро господствующей ныне социальной идеи – алчность духа.

Наверное, и нам всем нужно не строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели — сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.

Список литературы:

  1. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.
  3. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000.
  4. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2000, № 1(3).
  5. Н. Голиков   Культура здоровья школьников: сущность проблемы, стратегия решения/Ж.Физическая культура №4 2002
  6. Бальсевич В.К. Лубышева Л.И, Прогонюк Л.Н. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе// Теория и практика физической культуры . 2003,№4, с 56-59.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников

Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Приминение современных технологий в формирование куртуры здоровья школьников...

Формирование культуры здоровья школьников через проектную деятельность

Статья об опыте применения школьной лаборатории "Лабдиск"...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ученые отмечают, что основными причинами ухудшения состояния здоровья современного поколения является низкий уровень культуры здоровья и безответственное отношение к своему здоровью. Исследователи зам...