рабочая программа "Развитие графических навыков"
рабочая программа (9 класс) на тему

Юшкина Марина Викторовна

  Рабочая программа для проведения дополнительных заданий по черчению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_graficheskikh_navykov.doc127.5 КБ
Package icon программа23.67 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

Чернослободская основная общеобразовательная школа

муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области

Согласовано                                                                          Утверждено

Протокол   методического                                      Директор МОУ Чернослободская оош                                                  

Совета  от _____ №_____                                         ___________________Трандина Л.Н.

                                                                                      Приказ от  __________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Развитие графических навыков»

9 класс

на 2014-2015 учебный год

Составила учитель

высшей квалификационной категории

Юшкина

Марина Викторовна

село Чёрная Слобода

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание   учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  9. Список литературы

  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Авторская. Программа разработана  на основе учебника «Черчение» Просвещение 2011г. Авторы: А.Д.Ботвинников,

И.С. Вышнепольский.

Категория обучающихся

Учащиеся 9 класса

МОУ Чернослободская оош

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

34часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

1час  в неделю

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Развитие графических навыков» разработана на основе учебника «Черчение» Просвещение 2011г. Авторы: А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский.

 Цели и задачи:

  • научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
  • сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
  • ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  • обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
  • развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  • обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
  • привить учащимся культуру графического труда.

Основные формы:

Основной формой проведения занятий является урок.

Типы уроков:

проблемный урок,  урок-восхождение, урок - образ, урок-путешествие, урок – вернисаж, урок-экскурсия.

Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и  навыков: устная и тестовая.

Основные формы деятельности учащихся:

  • Фронтальная.
  • Творческая.
  • Самостоятельная.
  • Индивидуальная.
  • Практическая.

Основные технологии:

  • развивающая
  • здоровьесберегающая
  • технология проблемного обучения
  • модульная

 Методы обучения:

  • словесный
  • практический

Для повышения эффективности урока, предусмотрены следующие подходы к обучению:

  • Равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей.
  • Сведены к минимуму непродуктивные элементы графической деятельности.
  • Обучение выполнению графических построений без отрыва от обучения методу проекций.
  • При проведении и оценке первых графических работ и последующих уделяется внимание качеству их выполнения.
  • В качестве объектов при обучении проецированию выбираются предметы, имеющие прямые и наклонные элементы, что активизирует представления в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.
  • Обучение проецированию производится последовательно на одну, две и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
  • При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры организуется наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, формируя пространственные представления об объекте.
  • Формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и аксонометрических проекциях осуществляется с минимальным разрывом во времени.
  • Обучение аксонометрическим проекциям (диметрии и изометрии) проводится одновременно в плане их сравнения, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.
  • При обучении выполнению разрезов и сечений используется подход, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина – мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различие между ними, сравнит их возможности, он сможет сознательно пользоваться изображениями.
  • В основу упражнений, графических и практических работ положены разноплановые графические задачи:
  • построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
  • построение третьей проекции по двум заданным;
  • построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
  • сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
  • оперирование развертками;
  • связь чертежа с разметкой;
  • выполнение различных разрезов и сечений;
  • работа с учебником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) неотъемлемая часть учебного процесса.
  • при обучении черчению используются учебные и наглядные пособия: плакаты, таблицы, модели, детали, мультимедиа презентации и т. д.
  • придается большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний.
  1. Содержание   учебного курса

Программа курса направлена на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

Основой курса «Развитие графических навыков» является обучение школьников методам графических изображений. В программе отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач с творческим содержанием.

Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. Программа предусматривает решение разноплановых графических задач, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные компоненты творческого мышления. Изучение программы способствует развитию пространственных представлений учащихся.

 Учитываются индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), совершенствуется уровень их развития.

На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

Темы учебного курса:

  • Введение.1час
  • Техника выполнения чертежей  и правила их оформления.3часа
  • Чертежи в системе прямоугольных проекций.3часа
  • Аксонометрические проекции, технический рисунок.3часа
  • Чтение и выполнение чертежей.6 часов
  • Эскизы. 2 часа
  • Сечения и разрезы.4 часа
  • Определение необходимого количества изображений.2 часа
  • Сборочные чертежи. 8 часов
  • Чтение строительных чертежей. 2 часа

Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Правила оформления чертежей. История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.

 Графическая работа №1. «Линии чертежа».

Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.

Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали».

Способы проецирования. Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов. Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.

Чтение и выполнение чертежей. Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Практическая работа №1«Анализ геометрической формы». Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа №3«Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.

 Использование знака квадрата. Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Развертки поверхностей некоторых тел. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.

Графическая работа №4«Построение третьего вида по двум данным». Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и пространственного положения самого предмета, отображение этих  предметов на чертеже. Конструирование по изображениям. Порядок чтения чертежей деталей. Практическая  работа №2«Чтение чертежей». Эскизы деталей с натуры. Итоговая контрольная работа №2.

Общие сведения о способах проецирования. Повторение сведений проецирования.

Сечения, разрезы, виды.

Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.              

Правила графического обозначения материалов на сечениях. Графическая работа №1.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями.   Простые разрезы (горизонтальные,        

фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью      

разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Практическая работа №3 «Эскиз детали с выполнением сечений». Графическая работа №5 «Чертёж детали с применением разреза».

Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности. Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров. Практическая работа №4 «Чертёж главного вида и вида слева, с превращением этого вида в разрез».

Сборочные чертежи.

Чертежи типовых соединений деталей.

Сборочные чертежи изделий. Практическая работа №5 «Чтение чертежей».

Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные). Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Практическая работа №:6 «Чертёж болта с шестигранной головкой». Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.

Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Чертежи штифтовых соединений. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Графическая работа №6 «Чертёж болтового соединения». Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Практическая работа №7 «Ответы на вопросы рис.230».

Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Практическая работа №8 «Чтение сборочных чертежей». Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы.  

Чтение строительных чертежей.

Назначение и особенности архитектуроно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей.  

 Учебно-тематический план

п/п

Дата

Наименование раздела и тем

Д\З

исх

кор

Введение.1час

1

  Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

 

Техника выполнения чертежей  и правила их оформления.3часа

2

Линии. Шрифты чертёжные

 

3

Графическая работа №1 «Линии чертежа»

4

 Размеры. Масштабы. Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали».

Чертежи в системе прямоугольных проекций.3часа

5-6

Чертежи в системе прямоугольных проекций.

7

Контрольная работа№1 «Чертёж в системе прямоугольных проекций».

Аксонометрические проекции, технический рисунок.3часа

8-10

Аксонометрические проекции, технический рисунок.

Чтение и выполнение чертежей.6 часов

11

Анализ геометрической формы предмета.

Практическая работа№1 «Анализ геометрической формы».

12

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

Графическая работа №3 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

13

Порядок построения  изображений на чертежах. Нанесение размеров.

Графическая работа. № 4«Построение третьего вида по двум данным».

14

Геометрические построения, необходимые при чертежах.

Сопряжения.

15

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

16

Порядок чтения чертежей деталей.

Практическая  работа №2«Чтение чертежей».

Эскизы. 2 часа

17

Эскизы.

18

Контрольная работа№2 «Чертёж проекций предмета по чертежу предмета».

Сечения и разрезы.4 часа

19

20

Сечения и разрезы.

Практическая работа №3 «Эскиз детали с выполнением сечений»,№4 «Чертёж главного вида и вида слева, с превращёнием этого вида в разрез»

21

Соединения вида и разреза.

 

22

Графическая работа №5 «Чертёж детали с применением разреза»

Определение необходимого количества изображений.2 часа

23

Определение необходимого количества изображений.

24

Практическая  работа №5 «Чтение чертежей».

Сборочные чертежи. 8 часов

25

 

Общие сведения о соединениях деталей.

Изображение и обозначение резьбы.

 

26

Практическая работа №6 «Чертёж болта с шестигранной головкой».

27

Чертежи болтовых и шпилечных соединений.

Графическая работа №6 «Чертёж болтового соединения»

28

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.

Практическая работа № 7 «Ответы на вопросы рис.230»

29

30

Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Спецификация.

31

Порядок чтения чертежей деталей.

Практическая работа №8 «Чтение сборочных чертежей».

32

Понятие о деталировании.

Чтение строительных чертежей. 2 часа

33

Чтение строительных чертежей.

34

Итоговая контрольная работа №3

5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Учебник «Черчение». Авторы А.Д. Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский

Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Автор-составитель С.В.Титов, издательство «Учитель»

  • Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор.
  • Тематические презентации по темам учебного года.
  • Карточки с заданиями по темам года.
  • Наглядные пособия.
  • Перечень инструментов, принадлежностей и материалов:

- чертежный треугольник с углами 90, 45, 45 градусов;

- чертёжный треугольник с углами 90, 30, 60 градусов;

- готовальня школьная;

- масштабная линейка;

- транспортир;

- карандаши Т, ТМ, 2М;

- ластик;

- бумага чертёжная;

- тетрадь в клетку;

- инструмент для заточки карандаша.

6.Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

Учащиеся должны знать:

_ основы прямоугольного проецирования на одну, две и три  взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- изученные правила выполнения чертежей и приёмы построения основных сопряжений;

- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов на чертежах;

- условные изображения и обозначения резьбы.

Учащиеся должны уметь:

- рационально использовать чертёжные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения нескольких предметов;

- выбирать необходимое количество видов на чертежах;

- выполнять необходимые сечения, разрезы на чертежах;

- читать и деталировать чертежи изделий;

- правильно выбирать главное изображение и количество изображений;

- читать несложные строительные чертежи.

Учащиеся должны иметь понятие:

- о способах изображения соединений деталей;

- об особенностях выполнения сборочных и строительных чертежей.

7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

1. Графическая работа №1 «Линии чертежа». (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

2. Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

3. Графическая работа №3 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию детали.

4. Графическая работа. № 4«Построение третьего вида по двум данным». Содержание работы: построить третий вид по двум данным.

5. Графическая работа №5 «Чертёж детали с применением разреза». Содержание работы: на листе формата А4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез. Нанести размеры.

6. Графическая работа №6 «Чертёж болтового соединения». Содержание работы: в рабочей тетради выполнить чертёж болтового соединения. Вычертить все рамки.

Практическая работа№1 «Анализ геометрической формы».

Практическая  работа №2«Чтение чертежей».

Практическая работа №3 «Эскиз детали с выполнением сечений».

Практическая работа №4 «Чертёж главного вида и вида слева, с превращёнием этого вида в разрез»

Практическая  работа №5 «Чтение чертежей».

Практическая работа №6 «Чертёж болта с шестигранной головкой».

Практическая работа № 7 «Ответы на вопросы рис.230»

Практическая работа №8 «Чтение сборочных чертежей».

Контрольная работа№1 «Чертёж в системе прямоугольных проекций».

Контрольная работа№2 «Чертёж проекций предмета по чертежу предмета».

Итоговая контрольная работа №3

8.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Индивидуальный контроль (контроль учителем):

устный опрос, домашняя работа, самостоятельная работа (воспроизводящая;  вариативная; эвристическая; творческая).

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

Самоконтроль;

Фронтальный контроль;

Тестирование;

Контроль графических и практических работ.

 9.Список литературы

Учебник «Черчение». Авторы А.Д. Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский

Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение».

Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.

Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

Чернослободская основная общеобразовательная школа

муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области

Согласовано                                                                          Утверждено

Протокол   методического                                      Директор МОУ Чернослободская оош                                                  

Совета  от _____ №_____                                         ___________________Трандина Л.Н.

                                                                                      Приказ от  __________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Развитие графических навыков»

9 класс

на 2014-2015 учебный год

Составила учитель

высшей квалификационной категории

Юшкина

Марина Викторовна

село Чёрная Слобода

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание   учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  9. Список литературы

  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Авторская. Программа разработана  на основе учебника «Черчение» Просвещение 2011г. Авторы: А.Д.Ботвинников,

И.С. Вышнепольский.

Категория обучающихся

Учащиеся 9 класса

МОУ Чернослободская оош

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

34часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

1час  в неделю

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Развитие графических навыков» разработана на основе учебника «Черчение» Просвещение 2011г. Авторы: А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский.

 Цели и задачи:

  • научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
  • сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
  • ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  • обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
  • развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  • обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
  • привить учащимся культуру графического труда.

Основные формы:

Основной формой проведения занятий является урок.

Типы уроков:

проблемный урок,  урок-восхождение, урок - образ, урок-путешествие, урок – вернисаж, урок-экскурсия.

Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и  навыков: устная и тестовая.

Основные формы деятельности учащихся:

  • Фронтальная.
  • Творческая.
  • Самостоятельная.
  • Индивидуальная.
  • Практическая.

Основные технологии:

  • развивающая
  • здоровьесберегающая
  • технология проблемного обучения
  • модульная

 Методы обучения:

  • словесный
  • практический

Для повышения эффективности урока, предусмотрены следующие подходы к обучению:

  • Равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей.
  • Сведены к минимуму непродуктивные элементы графической деятельности.
  • Обучение выполнению графических построений без отрыва от обучения методу проекций.
  • При проведении и оценке первых графических работ и последующих уделяется внимание качеству их выполнения.
  • В качестве объектов при обучении проецированию выбираются предметы, имеющие прямые и наклонные элементы, что активизирует представления в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.
  • Обучение проецированию производится последовательно на одну, две и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
  • При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры организуется наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, формируя пространственные представления об объекте.
  • Формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и аксонометрических проекциях осуществляется с минимальным разрывом во времени.
  • Обучение аксонометрическим проекциям (диметрии и изометрии) проводится одновременно в плане их сравнения, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.
  • При обучении выполнению разрезов и сечений используется подход, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина – мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различие между ними, сравнит их возможности, он сможет сознательно пользоваться изображениями.
  • В основу упражнений, графических и практических работ положены разноплановые графические задачи:
  • построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
  • построение третьей проекции по двум заданным;
  • построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
  • сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
  • оперирование развертками;
  • связь чертежа с разметкой;
  • выполнение различных разрезов и сечений;
  • работа с учебником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) неотъемлемая часть учебного процесса.
  • при обучении черчению используются учебные и наглядные пособия: плакаты, таблицы, модели, детали, мультимедиа презентации и т. д.
  • придается большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний.
  1. Содержание   учебного курса

Программа курса направлена на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

Основой курса «Развитие графических навыков» является обучение школьников методам графических изображений. В программе отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач с творческим содержанием.

Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. Программа предусматривает решение разноплановых графических задач, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные компоненты творческого мышления. Изучение программы способствует развитию пространственных представлений учащихся.

 Учитываются индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), совершенствуется уровень их развития.

На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

Темы учебного курса:

  • Введение.1час
  • Техника выполнения чертежей  и правила их оформления.3часа
  • Чертежи в системе прямоугольных проекций.3часа
  • Аксонометрические проекции, технический рисунок.3часа
  • Чтение и выполнение чертежей.6 часов
  • Эскизы. 2 часа
  • Сечения и разрезы.4 часа
  • Определение необходимого количества изображений.2 часа
  • Сборочные чертежи. 8 часов
  • Чтение строительных чертежей. 2 часа

Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Правила оформления чертежей. История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.

 Графическая работа №1. «Линии чертежа».

Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.

Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали».

Способы проецирования. Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов. Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.

Чтение и выполнение чертежей. Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Практическая работа №1«Анализ геометрической формы». Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа №3«Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.

 Использование знака квадрата. Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Развертки поверхностей некоторых тел. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.

Графическая работа №4«Построение третьего вида по двум данным». Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и пространственного положения самого предмета, отображение этих  предметов на чертеже. Конструирование по изображениям. Порядок чтения чертежей деталей. Практическая  работа №2«Чтение чертежей». Эскизы деталей с натуры. Итоговая контрольная работа №2.

Общие сведения о способах проецирования. Повторение сведений проецирования.

Сечения, разрезы, виды.

Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.              

Правила графического обозначения материалов на сечениях. Графическая работа №1.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями.   Простые разрезы (горизонтальные,        

фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью      

разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Практическая работа №3 «Эскиз детали с выполнением сечений». Графическая работа №5 «Чертёж детали с применением разреза».

Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности. Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров. Практическая работа №4 «Чертёж главного вида и вида слева, с превращением этого вида в разрез».

Сборочные чертежи.

Чертежи типовых соединений деталей.

Сборочные чертежи изделий. Практическая работа №5 «Чтение чертежей».

Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные). Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Практическая работа №:6 «Чертёж болта с шестигранной головкой». Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.

Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Чертежи штифтовых соединений. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Графическая работа №6 «Чертёж болтового соединения». Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Практическая работа №7 «Ответы на вопросы рис.230».

Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Практическая работа №8 «Чтение сборочных чертежей». Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы.  

Чтение строительных чертежей.

Назначение и особенности архитектуроно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей.  

 Учебно-тематический план

п/п

Дата

Наименование раздела и тем

Д\З

исх

кор

Введение.1час

1

  Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

 

Техника выполнения чертежей  и правила их оформления.3часа

2

Линии. Шрифты чертёжные

 

3

Графическая работа №1 «Линии чертежа»

4

 Размеры. Масштабы. Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали».

Чертежи в системе прямоугольных проекций.3часа

5-6

Чертежи в системе прямоугольных проекций.

7

Контрольная работа№1 «Чертёж в системе прямоугольных проекций».

Аксонометрические проекции, технический рисунок.3часа

8-10

Аксонометрические проекции, технический рисунок.

Чтение и выполнение чертежей.6 часов

11

Анализ геометрической формы предмета.

Практическая работа№1 «Анализ геометрической формы».

12

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

Графическая работа №3 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

13

Порядок построения  изображений на чертежах. Нанесение размеров.

Графическая работа. № 4«Построение третьего вида по двум данным».

14

Геометрические построения, необходимые при чертежах.

Сопряжения.

15

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

16

Порядок чтения чертежей деталей.

Практическая  работа №2«Чтение чертежей».

Эскизы. 2 часа

17

Эскизы.

18

Контрольная работа№2 «Чертёж проекций предмета по чертежу предмета».

Сечения и разрезы.4 часа

19

20

Сечения и разрезы.

Практическая работа №3 «Эскиз детали с выполнением сечений»,№4 «Чертёж главного вида и вида слева, с превращёнием этого вида в разрез»

21

Соединения вида и разреза.

 

22

Графическая работа №5 «Чертёж детали с применением разреза»

Определение необходимого количества изображений.2 часа

23

Определение необходимого количества изображений.

24

Практическая  работа №5 «Чтение чертежей».

Сборочные чертежи. 8 часов

25

 

Общие сведения о соединениях деталей.

Изображение и обозначение резьбы.

 

26

Практическая работа №6 «Чертёж болта с шестигранной головкой».

27

Чертежи болтовых и шпилечных соединений.

Графическая работа №6 «Чертёж болтового соединения»

28

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.

Практическая работа № 7 «Ответы на вопросы рис.230»

29

30

Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Спецификация.

31

Порядок чтения чертежей деталей.

Практическая работа №8 «Чтение сборочных чертежей».

32

Понятие о деталировании.

Чтение строительных чертежей. 2 часа

33

Чтение строительных чертежей.

34

Итоговая контрольная работа №3

5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Учебник «Черчение». Авторы А.Д. Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский

Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Автор-составитель С.В.Титов, издательство «Учитель»

  • Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор.
  • Тематические презентации по темам учебного года.
  • Карточки с заданиями по темам года.
  • Наглядные пособия.
  • Перечень инструментов, принадлежностей и материалов:

- чертежный треугольник с углами 90, 45, 45 градусов;

- чертёжный треугольник с углами 90, 30, 60 градусов;

- готовальня школьная;

- масштабная линейка;

- транспортир;

- карандаши Т, ТМ, 2М;

- ластик;

- бумага чертёжная;

- тетрадь в клетку;

- инструмент для заточки карандаша.

6.Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

Учащиеся должны знать:

_ основы прямоугольного проецирования на одну, две и три  взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- изученные правила выполнения чертежей и приёмы построения основных сопряжений;

- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов на чертежах;

- условные изображения и обозначения резьбы.

Учащиеся должны уметь:

- рационально использовать чертёжные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения нескольких предметов;

- выбирать необходимое количество видов на чертежах;

- выполнять необходимые сечения, разрезы на чертежах;

- читать и деталировать чертежи изделий;

- правильно выбирать главное изображение и количество изображений;

- читать несложные строительные чертежи.

Учащиеся должны иметь понятие:

- о способах изображения соединений деталей;

- об особенностях выполнения сборочных и строительных чертежей.

7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

1. Графическая работа №1 «Линии чертежа». (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

2. Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

3. Графическая работа №3 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию детали.

4. Графическая работа. № 4«Построение третьего вида по двум данным». Содержание работы: построить третий вид по двум данным.

5. Графическая работа №5 «Чертёж детали с применением разреза». Содержание работы: на листе формата А4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез. Нанести размеры.

6. Графическая работа №6 «Чертёж болтового соединения». Содержание работы: в рабочей тетради выполнить чертёж болтового соединения. Вычертить все рамки.

Практическая работа№1 «Анализ геометрической формы».

Практическая  работа №2«Чтение чертежей».

Практическая работа №3 «Эскиз детали с выполнением сечений».

Практическая работа №4 «Чертёж главного вида и вида слева, с превращёнием этого вида в разрез»

Практическая  работа №5 «Чтение чертежей».

Практическая работа №6 «Чертёж болта с шестигранной головкой».

Практическая работа № 7 «Ответы на вопросы рис.230»

Практическая работа №8 «Чтение сборочных чертежей».

Контрольная работа№1 «Чертёж в системе прямоугольных проекций».

Контрольная работа№2 «Чертёж проекций предмета по чертежу предмета».

Итоговая контрольная работа №3

8.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Индивидуальный контроль (контроль учителем):

устный опрос, домашняя работа, самостоятельная работа (воспроизводящая;  вариативная; эвристическая; творческая).

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

Самоконтроль;

Фронтальный контроль;

Тестирование;

Контроль графических и практических работ.

 9.Список литературы

Учебник «Черчение». Авторы А.Д. Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский

Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение».

Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

В этой статье говорится о том, как развиваются графические навыки у дошкольников с нарушениями зрения и речи....

«Формирование графических навыков".

Изучение коррекционных возможностей воздействия сформированных графических навыков на качество практических действий учащихся  с нарушением интеллекта, адаптированность к конкретным условиям обра...

Формирование графических навыков на уроках технологии

В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространст...

Развитие графических навыков у детей 5-6 лет

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Вашему ребенку 5 лет. Скоро он отправится в школу. Для того, чтобы продолжить подготовку его руки к письму, предлагаю задания по формированию графических навыков...

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмомТаблица   Оценка уровня развития графических умений  Оценки Уровень развития графических умений Особенности качества изображений...

Формирование графических навыков на уроках ИЗО

Формирование графических навыков на уроках ИЗО ...