Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)
презентация к уроку на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств

Слайд 2

Нейропсихологические особенности трудностей детей в развитии и обучении

Слайд 3

Схема онтогенеза головного мозга ребенка Первый функциональный блок мозга : 1 отдел мозга осуществляет связь мозга с телом и отвечает за непроизвольную саморегуляцию – «Я хочу»

Слайд 4

Второй функциональный блок мозга : 2 отдел мозга ответственен за самооценку – «Я могу» (отвечает за переработку и хранение информации)

Слайд 5

Третий функциональный блок мозга : 3 отдел мозга отвечает за произвольную саморегуляцию, организует активную сознательную психическую деятельность – «Я должен» (отвечает за программирование, регуляцию и контроль над протеканием психической деятельности)

Слайд 6

Возрастная динамика развития патологических проявлений От зачатия до 3 лет (опасный период 6 месяцев внутриутробного развития) – выстраивается стволовой раздел мозга, который обеспечивает энергетику и телесные функции – статику, напряжение мышц, дыхание, пищеварение, иммунитет, сердцебиение, эндокринную систему. Здесь формируются базовые инстинкты выживания. При недоразвитии этих структур ребенок не понимает, чего хочет, почему плохо и т. д. «Я хочу». От 3 до 7 лет формируется второй отдел мозга – внутриполушарные и межполушарные корковые взаимодействия, которые обеспечивают связь организма с внешним миром через органы чувств, анализирующих поток информации. Этот отдел отвечает за прием, переработку и хранение информации. «Я могу». С 12 до 15 лет – формируются лобные доли – руководители нашего произвольного поведения, словесного мышления. Это целеполагание, контроль реализации программ, социального поведения. «Я должен».

Слайд 7

Причины возникновения органических нарушений Общее ухудшение экологической ситуации. Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в период беременности. Пищевые отравления будущей матери (алкоголь, наркотики, курение). Иммунологическая несовместимость (по резусу-фактору). Угрозы выкидыша. Хронические заболевания матери. Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, кесарево сечение . Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.

Слайд 8

Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития Синдромы несформированности : Лобных отделов мозга (бедная речевая продукция, снижена обобщающая функция речи, речь примитивна по синтаксису и использованию изобразительных средств. Первично достаточными являются праксис, гнозис, память. Основная трудность: недостаточность саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля собственной деятельности, в связи со слабостью регулирующей функции речи. Необходимо : привлечение внешних опор организующей деятельности со стороны взрослого направить на формирование внутреннего алгоритма функционирования в новой социальной реальности). Левой височной доли (трудности в звукоразличении, и как следствие, понимание речи, воспринимаемой на слух. При чтении затруднения в расстановке ударения, плохо интонировано, в связи с этим страдает понятийный эффект прочитанного. Письменная речь наиболее страдает, т. к. зависит от состояния фонематического слуха ребенка). Межполушарных взаимодействий (несформированность координации рук, игнорирование левой половины перцептивного поля, несформированность фонематического слуха). Правого полушария (недостаточность пространственных представлений, нарушения порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов, речь и мышление могут быть в пределах нормы в ряде случаев имеют штамповый оттенок).

Слайд 9

Программа «Гимнастика Мозга»

Слайд 10

Программа «Гимнастика Мозга» Главные достоинства : Высокая эффективность . При правильном и систематическом применении выраженный положительный эффект наступает через несколько минут, а накопительный в течение 3-9 месяцев. Абсолютная безопасность . В основе технологии лежат упражнения, направленные на интеграцию тела и сознания. Неправильное выполнение движений не наносит вреда человеку, они становятся просто неэффективными. Универсальность . С помощью данной технологии решаются задачи здоровьесбережения, профилактики трудностей социализации, коррекция трудностей в развитии и обучении. Простота применения .

Слайд 11

Приёмы коррекционной работы 1. Движения, пересекающие среднюю линию тела. Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше. 1.1 Упражнение “Перекрестные шаги и прыжки” (можно под музыку или пение). Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена. 1.2. Упражнение “Ленивые восьмерки”. Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге лежачую восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой руками одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. 1.3. Упражнение “Двойной рисунок”. Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: - навстречу друг другу; - вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот; - разводя в разные стороны. 1.4. Упражнение “Алфавит восьмерками”. Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом: - симметричные, т. е. одинаковые, справа и слева в центр восьмерки, например: х , ф. - асимметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, э. - асимметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р , т. 1.5. Упражнение “Слон”. Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть .туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.

Слайд 12

Приёмы коррекционной работы (продолжение) 1.6. Упражнение “Вращение шеи”. Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее. 1.7. Упражнение “Рокер” расслабляет бока после длительного сидения. Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет. 1.8. Упражнение “Брюшное дыхание”, выполняется перед обедом для того, чтобы расслабиться и лучше переварить пищу. Положите руку на брюшную область. Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие. 1.9. Упражнение “Перекрестный шаг сидя”. Сядьте на коврик. Представьте, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено - правый локоть. 1.10. Упражнение “ Энергизатор ” помогает расслабиться. Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

Слайд 13

Приёмы коррекционной работы (продолжение) 2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении. 2.1. Упражнение “Сова”. Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой. 2.2. Упражнение “Активизация руки”. Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя 2.3. Упражнение “Сгибание стопы ног”. Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено. 2.4. Упражнение “Помпа икр ног”. Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено. 2.5. Упражнение “Гравитационное скольжение”. Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз — выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую). 2.6. Упражнение “ Заземлитель ”. Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох — выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.

Слайд 14

Приёмы коррекционной работы (продолжение) 3.Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела. 3.1. Упражнение “Кнопки мозга”, выполняется перед чтением. Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки. 3.2. Упражнение “Кнопки Земли”. Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой — к верхнему краю лобовой кости. Вдохните “энергию” глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох. 3.3. Упражнение “Кнопки баланса”. Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. “Вдохните” энергию. Минутой позже надавите в 'углублении за левым ухом и “выдохните” энергию. 3.4. Упражнение “Кнопки космоса”. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, “вдыхая” энергию вверх по позвоночному столбу. 3.5. Упражнение “Энергетическая зевота”. Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение. 4. 1. Упражнение “Крюки”. Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение. Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.

Слайд 15

Литература Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., «Ось-89», 2000 Безруких М. М. Проблемные дети. –М., УРАО, 2000 Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефецит внимания с гиперактивностью у детей. –М., Медпрактика , 2002 Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика Мозга: часть 1-2./ Пер. С. М. Масгутовой . –М., 1997 Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. –М., «Академия», 2002 Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития дошкольников и школьников. –М., «Творческий центр», 2001 Хризман Т. П. Развитие функций детского мозга. –СПб., 1978

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия с использованием ИКТ. Автор Полуэктова Е. Н.-учитель-логопед.

Конспект учебного занятия с использованием ИКТ. Автор Полуэктова Е. Н.-учитель-логопед....

Презентация "Профессии". Автор Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед

Презентация "Профессии". Автор Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед...

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)...

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...

Схемы нейропсихологического исследования и анализа (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)

Схемы нейропсихологического исследования и анализа (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)...

Актуальность коррекции речевых расстройств у детей с ММД на современном этапе

На сегодняшний день ММД является основополагающей причиной возникновения дислексии и дисграфии у учащихся начальной школы...

Использование инновационных приемов и технологий коррекции речевых нарушений в рамках взаимодействия учителя - логопеда, учителя - дефектолога с обучающимися ноо

Выступление познакомит вас с новыми технологиями, которые можно использовать совместно учителям-дефектологам и учителям логопедам....