Актуальность коррекции речевых расстройств у детей с ММД на современном этапе
статья на тему

Мальгина Леонтина Ивановна

На сегодняшний день ММД является основополагающей причиной возникновения дислексии и дисграфии у учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_korrektsii_rechevykh_rasstroystv.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность коррекции речевых расстройств

у детей с ММД на современном этапе

Одной из самых сложных проблем общеобразовательной школы на современном этапе является проблема нарушений письменной речи (дисграфия, дислексия).

У многих детей с нарушением письменной речи снижен потенциал физического и психического здоровья.

В школу приходят 20-25 процентов здоровых детей. Для многих из них школьные нагрузки становятся непосильными. При этом дети тяжело переживают свою несостоятельность: становятся агрессивными, раздражительными или замыкаются в себе, теряют уверенность в своих силах.

Очень важно распознать их трудности и оказать необходимую помощь, когда компенсаторные возможности мозга велики и не успел сформироваться патологический стереотип.

Дислексия и дисграфия – это частичное расстройство процесса овладения чтением и письмом, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения и письма, обусловленное несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения и письма.

Любое проявление этой патологии отрицательно влияет на личность ребенка и его самооценку.

Плохая успеваемость - не вина, а беда детей с ММД.

80 процентов несовершеннолетних преступников - это дети с ММД, испытывающие трудности при овладении чтением и письмом.

При выявлении дислексии в 1-2-м классе успех достигается у 82-х процентов детей, в 3-4-м – у 45-ти процентов, в 5-7-м – у 10-ти процентов.

Нарушения чтения и письма у детей с ММД не являются статическими, а имеют характер функционально-динамических отклонений в развитии ребенка.

Дислексия является одним из симптомов, входящих в более сложный синдром, обусловленный ММД, в основе которого лежит нарушение созревания отдельных функциональных систем мозга и недостаточная сформированность межсинаптических связей.

Два полушария мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы по своим размерам и по функциям. Между ними существует анатомическая связь. Для слаженной совместной работы обоих полушарий ее недостаточно – требуется их функциональная связь.

У детей с ММД эта функциональная связь определенным образом нарушена.

Таким образом, теоретический анализ по проблеме «нарушение письменной речи» показывает, что:

Более прочное согласование слабых связей между полушариями мозга, а также опора в работе на сохранные психические функции ребенка позволит ожидать более эффективных результатов коррекции нарушений.

Любая логопедическая работа строится с учетом того, что есть некоторое число учащихся, у которых нарушения чтения и письма не всегда поддаются традиционным методам коррекции.

Поиски наиболее эффективных методов коррекции в логопедической работе – это 50 процентов ее успеха.

Учитывая особенности нашей школы, где наблюдается большой процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, перед нами стояли три задачи:

  1. Выявить детей, нуждающихся в коррекции и определить форму их речевых нарушений.
  2. Выявить у каждого ребенка наиболее сохранные психические функции, опираясь на которые в дальнейшей работе с этими детьми, эффективнее воздействовать на их речевые нарушения.
  3. Провести коррекционную работу.

Первые две задачи решались совместно.

Для выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи и определения формы их речевых нарушений, была скомпилирована специальная методика.

Так как эффективность устранения нарушений процесса чтения находится в прямой зависимости от уровня интеллекта ребенка и его уровня развития психических функций, основной упор в методике был сделан на выявление нарушенных и сохранных ПФ, таких как внимание, восприятие, память, представление, мышление.

Тесты, которые предлагались детям, и результаты тестирования приведены на рис. 9,10,11.

При более подробном рассмотрении оказалось, что у 8-ми детей экспериментальной группы недостаточно сформированными оказались функции фонематической системы.

Это дети с фонематической формой дислексии - 80 процентов.

Трудность зрительного узнавания, зрительного анализа и синтеза, несформированность пространственных представлений (что характерно для выявления детей с оптической дислексией) – 50 процентов.

Бедность словаря, аграмматизмы в устной речи указывают на аграмматическую дислексию – 20 процентов детей.

Такое распределение условно, так как у детей с ММД чаще встречаются смешанные формы дислексии.

Полученные данные позволили решать третью задачу – логопедическую коррекцию выявленного речевого нарушения.

При решении этой задачи основной акцент в работе был сделан на специальные упражнения, которые направлены на воспитание функционального согласования между полушариями мозга, где используется обратная связь «тело-мозг».

Результаты работы по коррекции нарушений оценивались по количеству ошибок, допущенных детьми при чтении контрольного текста до начала занятий и в конце учебного года.

На рисунке графически показано количество ошибок до и после коррекции.

Анализ этих результатов показывает, что количество ошибок уменьшилось на 75 процентов.

Возросла скорость чтения. В основном это дети с чистой формой дислексии.

Коррекция нарушений чтения у детей со смешанной формой дислексии требует большого периода времени (примерно 20 процентов детей).

Таким образом, в результате проведенной работы можно заключить:

- на раннем этапе обучения выявлены дети, нуждающиеся в помощи логопеда.

- определены формы дислексии у этих детей.

- выявлены сохранные психические функции у детей, которые способствуют ориентации ребенка на достижение успеха в зоне ближайшего развития.

Во-первых, начата логопедическая коррекция речевых нарушений у этих детей, которая дала положительные результаты: уменьшение количества ошибок в процессе чтения контрольного текста примерно на 75 процентов.

Во-вторых, подтверждена эффективность использованной методики и необходимость поиска дополнительных интересных для детей приемов и методов коррекции, активизирующих взаимодействие различных анализаторов.

Предполагаю, что такое новое направление в работе поможет достичь больших успехов при коррекции ошибок в чтении у детей со смешанными формами дислексии.

Не секрет, что именно эти дети пополняют криминальные структуры или, в лучшем случае, попадают под наблюдение психиатров.

Со школьниками, у которых выявлены элементы дислексии и дизорфографии, необходимо незамедлительно проводить специальные коррекционные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования детей в школе на современном этапе

Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности,  ансамблевой, которое составляет фундамент музыкального в...

Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)

Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.Важно помнить, что речь не является врожденной способ...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.Важно помнить, что речь не является врожденной способ...