Актуальность коррекции речевых расстройств у детей с ММД на современном этапе
статья на тему
На сегодняшний день ММД является основополагающей причиной возникновения дислексии и дисграфии у учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_korrektsii_rechevykh_rasstroystv.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность коррекции речевых расстройств
у детей с ММД на современном этапе
Одной из самых сложных проблем общеобразовательной школы на современном этапе является проблема нарушений письменной речи (дисграфия, дислексия).
У многих детей с нарушением письменной речи снижен потенциал физического и психического здоровья.
В школу приходят 20-25 процентов здоровых детей. Для многих из них школьные нагрузки становятся непосильными. При этом дети тяжело переживают свою несостоятельность: становятся агрессивными, раздражительными или замыкаются в себе, теряют уверенность в своих силах.
Очень важно распознать их трудности и оказать необходимую помощь, когда компенсаторные возможности мозга велики и не успел сформироваться патологический стереотип.
Дислексия и дисграфия – это частичное расстройство процесса овладения чтением и письмом, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения и письма, обусловленное несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения и письма.
Любое проявление этой патологии отрицательно влияет на личность ребенка и его самооценку.
Плохая успеваемость - не вина, а беда детей с ММД.
80 процентов несовершеннолетних преступников - это дети с ММД, испытывающие трудности при овладении чтением и письмом.
При выявлении дислексии в 1-2-м классе успех достигается у 82-х процентов детей, в 3-4-м – у 45-ти процентов, в 5-7-м – у 10-ти процентов.
Нарушения чтения и письма у детей с ММД не являются статическими, а имеют характер функционально-динамических отклонений в развитии ребенка.
Дислексия является одним из симптомов, входящих в более сложный синдром, обусловленный ММД, в основе которого лежит нарушение созревания отдельных функциональных систем мозга и недостаточная сформированность межсинаптических связей.
Два полушария мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы по своим размерам и по функциям. Между ними существует анатомическая связь. Для слаженной совместной работы обоих полушарий ее недостаточно – требуется их функциональная связь.
У детей с ММД эта функциональная связь определенным образом нарушена.
Таким образом, теоретический анализ по проблеме «нарушение письменной речи» показывает, что:
Более прочное согласование слабых связей между полушариями мозга, а также опора в работе на сохранные психические функции ребенка позволит ожидать более эффективных результатов коррекции нарушений.
Любая логопедическая работа строится с учетом того, что есть некоторое число учащихся, у которых нарушения чтения и письма не всегда поддаются традиционным методам коррекции.
Поиски наиболее эффективных методов коррекции в логопедической работе – это 50 процентов ее успеха.
Учитывая особенности нашей школы, где наблюдается большой процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, перед нами стояли три задачи:
- Выявить детей, нуждающихся в коррекции и определить форму их речевых нарушений.
- Выявить у каждого ребенка наиболее сохранные психические функции, опираясь на которые в дальнейшей работе с этими детьми, эффективнее воздействовать на их речевые нарушения.
- Провести коррекционную работу.
Первые две задачи решались совместно.
Для выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи и определения формы их речевых нарушений, была скомпилирована специальная методика.
Так как эффективность устранения нарушений процесса чтения находится в прямой зависимости от уровня интеллекта ребенка и его уровня развития психических функций, основной упор в методике был сделан на выявление нарушенных и сохранных ПФ, таких как внимание, восприятие, память, представление, мышление.
Тесты, которые предлагались детям, и результаты тестирования приведены на рис. 9,10,11.
При более подробном рассмотрении оказалось, что у 8-ми детей экспериментальной группы недостаточно сформированными оказались функции фонематической системы.
Это дети с фонематической формой дислексии - 80 процентов.
Трудность зрительного узнавания, зрительного анализа и синтеза, несформированность пространственных представлений (что характерно для выявления детей с оптической дислексией) – 50 процентов.
Бедность словаря, аграмматизмы в устной речи указывают на аграмматическую дислексию – 20 процентов детей.
Такое распределение условно, так как у детей с ММД чаще встречаются смешанные формы дислексии.
Полученные данные позволили решать третью задачу – логопедическую коррекцию выявленного речевого нарушения.
При решении этой задачи основной акцент в работе был сделан на специальные упражнения, которые направлены на воспитание функционального согласования между полушариями мозга, где используется обратная связь «тело-мозг».
Результаты работы по коррекции нарушений оценивались по количеству ошибок, допущенных детьми при чтении контрольного текста до начала занятий и в конце учебного года.
На рисунке графически показано количество ошибок до и после коррекции.
Анализ этих результатов показывает, что количество ошибок уменьшилось на 75 процентов.
Возросла скорость чтения. В основном это дети с чистой формой дислексии.
Коррекция нарушений чтения у детей со смешанной формой дислексии требует большого периода времени (примерно 20 процентов детей).
Таким образом, в результате проведенной работы можно заключить:
- на раннем этапе обучения выявлены дети, нуждающиеся в помощи логопеда.
- определены формы дислексии у этих детей.
- выявлены сохранные психические функции у детей, которые способствуют ориентации ребенка на достижение успеха в зоне ближайшего развития.
Во-первых, начата логопедическая коррекция речевых нарушений у этих детей, которая дала положительные результаты: уменьшение количества ошибок в процессе чтения контрольного текста примерно на 75 процентов.
Во-вторых, подтверждена эффективность использованной методики и необходимость поиска дополнительных интересных для детей приемов и методов коррекции, активизирующих взаимодействие различных анализаторов.
Предполагаю, что такое новое направление в работе поможет достичь больших успехов при коррекции ошибок в чтении у детей со смешанными формами дислексии.
Не секрет, что именно эти дети пополняют криминальные структуры или, в лучшем случае, попадают под наблюдение психиатров.
Со школьниками, у которых выявлены элементы дислексии и дизорфографии, необходимо незамедлительно проводить специальные коррекционные занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования детей в школе на современном этапе
Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности, ансамблевой, которое составляет фундамент музыкального в...
Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)
Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.Важно помнить, что речь не является врожденной способ...
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.Важно помнить, что речь не является врожденной способ...