Схемы нейропсихологического исследования и анализа (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)
методическая разработка на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Схемы нейропсихологического исследования и анализа (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhemy_neyropsikhologicheskogo_issledovaniya_i_analiza_.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Схема адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников и младших школьников

 

Функции

№ проб

Описание проб

1

2

3

1. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПРАКСИС
1а. Выполнение по зрительному образцу

Ребенку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки.

1

Соединить 1-й и 2-й пальцы в кольцо

2

Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты

3

Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты

4-6

То же левой рукой

16. Выполнение по тактильному образцу

Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее. Ребенок должен воспроизвести позу той же рукой.

7

Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты

8

Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты

9-10

То же левой рукой

1в. Перенос поз

Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее. Ребенок должен воспроизвести позу другой рукой.

11

Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты

12

Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты

13-14

То же левой рукой

2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС

Ребенок сидит напротив исследователя. Исследователь придает определенное пространственное положение своей руке, ребенок должен воспроизвести его той же рукой.

15

«Голосование» — рука согнута в локте и поднята вверх

16

Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз

17

Большой палец под подбородком, ладонь сагиттально, пальцами вперед

18

Ладонь горизонтально к подбородку, пальцами к себе

19

Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя

20

Левая рука касается правого уха

21

Правая рука касается левого глаза

3. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС
За. Смена 3 положений кисти

Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положения кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя.

22

Задание выполняется правой рукой

23

Задание выполняется левой рукой

36. Выполнение графических проб

24

Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. ЛЛАЛ

25

Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. _П_1 LJTJ L.

26

Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. I~VN~V\

Зв. Реципрокная координация

27

Ребенку предлагают положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую.

4. СЛУХО-МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ
4а. Оценка ритмов

Исследователь стучит по столу, ребенку предлагают определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке».

28

Одиночные «пачки» (II, III)

29

Серии «пачек» ( I I11 I I , I IIIII III)

46. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Исследователь выстукивает ритм, ребенку предлагается повторить его.

Простые ритмы:

30

II IIII

31

III Ш Ш

32

I III 11

Акцентированные ритмы:

33

II I II 11 I II 11 I II

34

III II III 11 I II II

4в. Воспроизведение ритмов по инструкции0

Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции

35

Стучать «по 2 раза»

36

Стучать «по 2 раза сильно и 3 раза слабо»

5. СТЕРЕОГНОЗ

Глаза .ребенка закрыты. Исследователь вкладывает предмет в его руку. Ребенок должен на ощупь узнать его. (Используются хорошо знакомые предметы по три в каждую руку: расческа, ключ, булавка.)

37

Ощупывание предметов правой рукой

38

Ощупывание предметов левой рукой

6. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС

Ребенку предлагаются различные предметные изображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе).

39

Реалистические изображения

40

Схематические изображения

41

Наложенные изображения

42

Ребенку предъявляется сюжетная картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено.

7. РЕЧЬ
7а. Сенсорная функция речи

43

Ребенка просят показать называемый объект (используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса).

76. Моторная функция речи

44

Ребенка просят повторить звуки: у, б, л, н, д, т

45

Ребенка просят повторить слоги: ба-па, да-та, би-ба-бо

46

Ребенка просят повторить слова: дочка, точка, кадр, кораблекрушение

47

Ребенка просят повторить фразу: «В саду за высоким забором росли яблони».

7в. Номинативная функция речи

Оценивается по результатам выполнения проб № 39-42.

8. СЛУХО-РЕЧЕВАЯПАМЯТЬ
8а. Запоминание 2 групп по 3 слова

48

Ребенку предлагается повторить слова: холод, цветок, книга. После этого предъявляется вторая группа слов: слон, вода, пол. Затем спрашивают: «Какая была первая группа слов?», а после этого: «Какие слова были во второй группе?» При невозможности воспроизведения процедура повторяется, но не более 5 раз.

86. Запоминание 5 слов

49

Ребенку предлагается повторить слова: дом, кот, лес, ночь, звон, которые он должен воспроизвести в заданном порядке (последнее обстоятельство подчеркивается). При неудаче задание повторяется, но не более 5 раз.

8в. Воспроизведение слов после интерференции

50

Ребенка просят припомнить 2 группы слов, а затем — опять пять слов, которые он только что воспроизвел.

8г. Повторение рассказа

51

Ребенку предъявляется короткий рассказ, а затем просят передать его содержание (например, рассказ Л. Н. Толстого «Курица и золотые яйца»).

9. РИСУНОК
9а. Самостоятельный

52

Ребенку предлагается нарисовать домик, человечка

96. Срисовывание с образца

53

Ребенку предлагается срисовать домик (образец прилагается) правой рукой

54

Задание выполняется левой рукой

10. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
10а. Запоминание вербальных стимулов

55

Ребенка просят скопировать 5 букв: Е Г Р К У, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения снова показывают образец, но не более 5 раз.

106. Запоминание невербальных стимулов

56

Ребенку предлагается срисовать 5 фигур СК N D h M, после чего ребенок должен воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывают повторно, но не более 5 раз.

10в. Воспроизведение после интерференции.

57

Ребенка просят письменно воспроизвести все буквы, а потом — все фигуры, которые ему предъявлялись для запоминания

11. ЧТЕНИЕ

58

Ребенку предлагается назвать буквы, прочесть отдельные слова и короткие фразы.

12.ПИСЬМО

59

Ребенка просят написать под диктовку правой рукой слова: дом, окно, халат.

60

Списать правой рукой фразу: «Я хочу домой»

61

Ребенка просят написать под диктовку левой рукой слова: кровать, луч.

62

Списать левой рукой слова ток, нос

63

Написать в максимально быстром темпе цифры от 1 до 10 правой рукой.

64

То же — левой рукой.

13. СЧЕТ

65

Ребенку предлагается сказать, сколько будет: 3+4; 7+5; 8-3; 11-4; 18:6; 5x3.

14. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

66

Ребенка просят решить задачу: «У Пети 2 яблока, у Маши — 6. Сколько яблок у обоих».

67

Ребенка просят решить задачу: «У Кати 4 игрушки, у Сони — на 3 больше. Сколько игрушек у обеих?»

Схема анализа результатов нейропсихологического исследования

 

Функции и № проб

Нарушения функции

Оценка нарушения

1

2

3

1. Кинестетический праксис № 1 —14

1.1. Не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие

Нарушение кинестетической основы движений

1.1.1. Правая рука или билатерально

 

1.1.2. Левая рука

 

1.2. Неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позу зеркально (вместо 2-го и 3-го пальцев показывает 4-й и 5-й).

Нарушение зрительно-пространственной организации движений

1.3. Воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый палец игнорирует

Односторонняя пространственная агнозия

1.4. С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений

Инертность движений

1.4.1. Правая рука или билатерально

 

1.4.2. Левая рука

 

1.5. Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке

Нарушение кинестетической основы движений

1.5.1. Справа — налево

 

1.5.2. Слева — направо

 

1.6. Билатеральные нарушения переноса поз с одной руки на другую

Нарушение межполушарного взаимодействия

2. Пространственный праксис № 15-21

2.1. Не может воспроизвести пространственное положение руки, путает левую и правую стороны

Нарушение зрительно-пространственной организации движений

2.2. Не может найти заданную часть лица или тела

Нарушение схемы тела

2,3. Импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок

Нарушение произвольной регуляции движений

3. Динамический праксис № 22-27

3.1. Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга
 

Нарушение кинетической организации движений

3.1,1. Правая рука или билатерально

 

3.1.2. Левая рука

 

3.2. С трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения

Инертность движений

3.2.1. Правая рука или билатерально

 

3.2.2. Левая рука

 

3.3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движений

Нарушение пространственной организации движений

3.4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук

Нарушение реципрокной координации

3.5. Отстает одна рука

Дезавтоматизация движений

3.5.1. Правая рука

 

3.5.2. Левая рука

 

3.6. Воспроизводит движение только правой руки, игнорируя левую руку

Игнорирование левой руки

4. Слухо-моторные координации № 28-36

4.1. Не может определить количество ударов, сказать, одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма

Нарушение слухового восприятия

4.2. Не может воспроизвести ритмы по заданному образцу, не улавливает структуру ритма

Нарушение слухового восприятия

4.3. Делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персеверирует прежний ритм

Инертность движений

4.4. Забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения

Слабость акустических следов

4.5. Не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу)

Нарушение произвольной регуляции движений

5. Стереогноз № 37-38

5.1. Не узнает ощупываемый предмет

Нарушение сенситивного гнозиса

5.1.1, В правой руке

 

5.1.2. В левой руке или билатерально

 

5.2. Узнает ощупываемый объект, но не может назвать его

Нарушение номинативной функции речи

5.3. Не может называть объекты, ощупываемые левой рукой

Тактильная аномия

6. Зрительный гнозис № 39-42

6.1. Не узнает изображения
 

Нарушение зрительного восприятия

6.2. Не может называть изображения, забывает названия предметов

Нарушение номинативной функции речи

6.3. Не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону

Односторонняя пространственная агнозия

6.4. Называет предметы в обратной последовательности, справа—налево

Зеркальность восприятия

6.5. Не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы

Фрагментарность восприятия

6.6. Дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок

Инактивность восприятия

6.7. Не может определить пол и возраст персонажей на сюжетной картинке

Нарушение лицевого гнозиса

6.8. Не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств)

Нарушение мышления

7. Речь №43-51

7.1. Не понимает инструкций, не может показать называемый объект, не дифференцирует близкие фонемы (б-п, г-к, т-д и др.)

Нарушение сенсорной функции речи

7.2. Затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужные артикуляции, путает близкие по произношению звуки (л-н-д, б-м и др.)

Нарушение кинестетической основы речи

7.3. Не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках, персеверирует звуки

Нарушение кинетической организации речи

7.4. Не понимает грамматических конструкций, неправильно употребляет падежи, предлоги

Нарушение грамматического строя речи

8. Слухо-речевая память № 48-51

8.1. Не может удержать в памяти серию из 3 слов, искажает слова

Нестойкость акустических следов

8.2. Не может припомнить слова одной группы после воспроизведения другой, заменяет и теряет слова

Тормозимость следов

8.3. Стереотипно повторяет одни и те же слова

Инертность речевых следов

8.4. Соскальзывает на побочные ассоциации, вплетает новые слова

Нарушение избирательности мнестической деятельности

8.5. Не может воспроизвести 5 слов. Повторные предъявления не улучшают результатов

Сужение объема памяти

8.6. Постепенно заучивает слова. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение

Замедленность запоминания

8.7. Не может запомнить заданную последовательность стимулов, переставляет слова

Нарушение порядка элементов

8.8. После интерференции воспроизводит меньшее число слов по сравнению с непосредственным воспроизведением

Тормозимость следов

8.9. Не может удержать текст рассказа, теряет фрагменты

Сужение объема памяти

8.10. Передает содержание, но не понимает смысл рассказа

Нарушение мышления

9. Рисунок № 52-54

9.1. Не может выполнить простой рисунок, не воспроизводит существенных элементов объекта

Нарушение конструктивной деятельности

 

9.2. Не может воспроизвести пространственное расположение элементов, соотношение целого и частей

Нарушение пространственного восприятия

 

9.3. Располагает рисунок в правой половине листа, упускает детали слева, искажает левые фрагменты

Односторонняя пространственная агнозия

 

9.4. С трудом переключается с одного движения на другое, многократно обводит одни и те же элементы

Инертность движений

10. Зрительная память № 55-57

10.1. Не может воспроизвести заданный объем стимулов. Повторные предъявления не улучшают результатов

Сужение объема памяти

10.2. Заучивает стимулы. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение

Замедленность запоминания

10.3. Не может воспроизвести заданную последовательность стимулов, путает их порядок

Нарушение порядка элементов

10.4. Неправильно воспроизводит пространственную конфигурацию стимула, взаимоотношения его элементов между собой

Нарушение пространственного восприятия

10.5. Стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки

Инертность двигательных стереотипов

10.6. После интерференции воспроизводит меньшее число элементов по сравнению с непосредственным воспроизведением

Тормозимость следов

11. Чтение №58

11.1 .Неправильно называет буквы, не может читать

Нарушение чтения

 

11.2. Читает в обратном (право-левом) направлении, не дифференцирует правильные и зеркально написанные буквы, слова

Зеркальное чтение

 

11.3. Пропускает слова, расположенные слева, читает правую половину слов, текста

Односторонняя пространственная агнозия

12. Письмо № 59-64

12.1 .Пропускает буквы, смешивает буквы, близкие по фонематическому признаку (б-п, г-к и др.)

Нарушение сенсорной функции речи

12.2. Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-н-л, 6-м и др.)

Нарушение кинестетической основы речи

12.3. Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных

Нарушение кинетической структуры речи

12.4. Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму букв

Нарушение пространственного восприятия

12.5. Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры

Зеркальное письмо

12.6. Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы

Инертность элементов двигательных стереотипов

12.7. Делает ошибки на гласные, пропускает гласные звуки

Нарушение анализа гласных звуков

13. Счет №65

13.1. Не может выполнить простые счетные операции

Нарушение счета

13.2. Затрудняется при переходе через десяток, делает пространственные ошибки

Нарушение пространственных представлений

13.3. Не может переключиться с одних чисел на другие, повторяет одни и те же ошибки

Инертность речевых следов

14. Решение задач № 66-67

14.1. Не удерживает условия задачи, забывает и заменяет числа

Мнестический дефект

14.2. Не может выполнить необходимые счетные операции

Нарушение счета

14.3. Не понимает и не усваивает способ решения

Нарушение мышления

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия с использованием ИКТ. Автор Полуэктова Е. Н.-учитель-логопед.

Конспект учебного занятия с использованием ИКТ. Автор Полуэктова Е. Н.-учитель-логопед....

Презентация "Профессии". Автор Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед

Презентация "Профессии". Автор Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед...

Тест по теме "Профессии". Автор - Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед

Тест по теме "Профессии". Автор - Полуэктова Е. Н.  - учитель-логопед...

Презентация "Транспорт-1". Автор Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед

Презентация "Транспорт-1". Автор Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед...

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)...

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...

Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)

Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)...