Схемы нейропсихологического исследования и анализа (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)
методическая разработка на тему
Схемы нейропсихологического исследования и анализа (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skhemy_neyropsikhologicheskogo_issledovaniya_i_analiza_.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников и младших школьников
Функции | № проб | Описание проб |
1 | 2 | 3 |
1. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПРАКСИС | Ребенку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки. | |
1 | Соединить 1-й и 2-й пальцы в кольцо | |
2 | Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты | |
3 | Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты | |
4-6 | То же левой рукой | |
16. Выполнение по тактильному образцу | Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее. Ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. | |
7 | Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты | |
8 | Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты | |
9-10 | То же левой рукой | |
1в. Перенос поз | Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее. Ребенок должен воспроизвести позу другой рукой. | |
11 | Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты | |
12 | Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты | |
13-14 | То же левой рукой | |
2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС | Ребенок сидит напротив исследователя. Исследователь придает определенное пространственное положение своей руке, ребенок должен воспроизвести его той же рукой. | |
15 | «Голосование» — рука согнута в локте и поднята вверх | |
16 | Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз | |
17 | Большой палец под подбородком, ладонь сагиттально, пальцами вперед | |
18 | Ладонь горизонтально к подбородку, пальцами к себе | |
19 | Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя | |
20 | Левая рука касается правого уха | |
21 | Правая рука касается левого глаза | |
3. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС | Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положения кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя. | |
22 | Задание выполняется правой рукой | |
23 | Задание выполняется левой рукой | |
36. Выполнение графических проб | 24 | Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. ЛЛАЛ |
25 | Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. _П_1 LJTJ L. | |
26 | Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. I~VN~V\ | |
Зв. Реципрокная координация | 27 | Ребенку предлагают положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую. |
4. СЛУХО-МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ | Исследователь стучит по столу, ребенку предлагают определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке». | |
28 | Одиночные «пачки» (II, III) | |
29 | Серии «пачек» ( I I11 I I , I IIIII III) | |
46. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу | Исследователь выстукивает ритм, ребенку предлагается повторить его. | |
Простые ритмы: | ||
30 | II IIII | |
31 | III Ш Ш | |
32 | I III 11 | |
Акцентированные ритмы: | ||
33 | II I II 11 I II 11 I II | |
34 | III II III 11 I II II | |
4в. Воспроизведение ритмов по инструкции0 | Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции | |
35 | Стучать «по 2 раза» | |
36 | Стучать «по 2 раза сильно и 3 раза слабо» | |
5. СТЕРЕОГНОЗ | Глаза .ребенка закрыты. Исследователь вкладывает предмет в его руку. Ребенок должен на ощупь узнать его. (Используются хорошо знакомые предметы по три в каждую руку: расческа, ключ, булавка.) | |
37 | Ощупывание предметов правой рукой | |
38 | Ощупывание предметов левой рукой | |
6. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС | Ребенку предлагаются различные предметные изображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе). | |
39 | Реалистические изображения | |
40 | Схематические изображения | |
41 | Наложенные изображения | |
42 | Ребенку предъявляется сюжетная картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. | |
7. РЕЧЬ | 43 | Ребенка просят показать называемый объект (используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса). |
76. Моторная функция речи | 44 | Ребенка просят повторить звуки: у, б, л, н, д, т |
45 | Ребенка просят повторить слоги: ба-па, да-та, би-ба-бо | |
46 | Ребенка просят повторить слова: дочка, точка, кадр, кораблекрушение | |
47 | Ребенка просят повторить фразу: «В саду за высоким забором росли яблони». | |
7в. Номинативная функция речи | Оценивается по результатам выполнения проб № 39-42. | |
8. СЛУХО-РЕЧЕВАЯПАМЯТЬ | 48 | Ребенку предлагается повторить слова: холод, цветок, книга. После этого предъявляется вторая группа слов: слон, вода, пол. Затем спрашивают: «Какая была первая группа слов?», а после этого: «Какие слова были во второй группе?» При невозможности воспроизведения процедура повторяется, но не более 5 раз. |
86. Запоминание 5 слов | 49 | Ребенку предлагается повторить слова: дом, кот, лес, ночь, звон, которые он должен воспроизвести в заданном порядке (последнее обстоятельство подчеркивается). При неудаче задание повторяется, но не более 5 раз. |
8в. Воспроизведение слов после интерференции | 50 | Ребенка просят припомнить 2 группы слов, а затем — опять пять слов, которые он только что воспроизвел. |
8г. Повторение рассказа | 51 | Ребенку предъявляется короткий рассказ, а затем просят передать его содержание (например, рассказ Л. Н. Толстого «Курица и золотые яйца»). |
9. РИСУНОК | 52 | Ребенку предлагается нарисовать домик, человечка |
96. Срисовывание с образца | 53 | Ребенку предлагается срисовать домик (образец прилагается) правой рукой |
54 | Задание выполняется левой рукой | |
10. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ | 55 | Ребенка просят скопировать 5 букв: Е Г Р К У, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения снова показывают образец, но не более 5 раз. |
106. Запоминание невербальных стимулов | 56 | Ребенку предлагается срисовать 5 фигур СК N D h M, после чего ребенок должен воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывают повторно, но не более 5 раз. |
10в. Воспроизведение после интерференции. | 57 | Ребенка просят письменно воспроизвести все буквы, а потом — все фигуры, которые ему предъявлялись для запоминания |
11. ЧТЕНИЕ | 58 | Ребенку предлагается назвать буквы, прочесть отдельные слова и короткие фразы. |
12.ПИСЬМО | 59 | Ребенка просят написать под диктовку правой рукой слова: дом, окно, халат. |
60 | Списать правой рукой фразу: «Я хочу домой» | |
61 | Ребенка просят написать под диктовку левой рукой слова: кровать, луч. | |
62 | Списать левой рукой слова ток, нос | |
63 | Написать в максимально быстром темпе цифры от 1 до 10 правой рукой. | |
64 | То же — левой рукой. | |
13. СЧЕТ | 65 | Ребенку предлагается сказать, сколько будет: 3+4; 7+5; 8-3; 11-4; 18:6; 5x3. |
14. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ | 66 | Ребенка просят решить задачу: «У Пети 2 яблока, у Маши — 6. Сколько яблок у обоих». |
67 | Ребенка просят решить задачу: «У Кати 4 игрушки, у Сони — на 3 больше. Сколько игрушек у обеих?» |
Схема анализа результатов нейропсихологического исследования
Функции и № проб | Нарушения функции | Оценка нарушения |
1 | 2 | 3 |
1. Кинестетический праксис № 1 —14 | 1.1. Не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие | Нарушение кинестетической основы движений |
1.1.1. Правая рука или билатерально |
| |
1.1.2. Левая рука |
| |
1.2. Неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позу зеркально (вместо 2-го и 3-го пальцев показывает 4-й и 5-й). | Нарушение зрительно-пространственной организации движений | |
1.3. Воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый палец игнорирует | Односторонняя пространственная агнозия | |
1.4. С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений | Инертность движений | |
1.4.1. Правая рука или билатерально |
| |
1.4.2. Левая рука |
| |
1.5. Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке | Нарушение кинестетической основы движений | |
1.5.1. Справа — налево |
| |
1.5.2. Слева — направо |
| |
1.6. Билатеральные нарушения переноса поз с одной руки на другую | Нарушение межполушарного взаимодействия | |
2. Пространственный праксис № 15-21 | 2.1. Не может воспроизвести пространственное положение руки, путает левую и правую стороны | Нарушение зрительно-пространственной организации движений |
2.2. Не может найти заданную часть лица или тела | Нарушение схемы тела | |
2,3. Импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок | Нарушение произвольной регуляции движений | |
3. Динамический праксис № 22-27 | 3.1. Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга | Нарушение кинетической организации движений |
3.1,1. Правая рука или билатерально |
| |
3.1.2. Левая рука |
| |
3.2. С трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения | Инертность движений | |
3.2.1. Правая рука или билатерально |
| |
3.2.2. Левая рука |
| |
3.3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движений | Нарушение пространственной организации движений | |
3.4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук | Нарушение реципрокной координации | |
3.5. Отстает одна рука | Дезавтоматизация движений | |
3.5.1. Правая рука |
| |
3.5.2. Левая рука |
| |
3.6. Воспроизводит движение только правой руки, игнорируя левую руку | Игнорирование левой руки | |
4. Слухо-моторные координации № 28-36 | 4.1. Не может определить количество ударов, сказать, одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма | Нарушение слухового восприятия |
4.2. Не может воспроизвести ритмы по заданному образцу, не улавливает структуру ритма | Нарушение слухового восприятия | |
4.3. Делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персеверирует прежний ритм | Инертность движений | |
4.4. Забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения | Слабость акустических следов | |
4.5. Не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу) | Нарушение произвольной регуляции движений | |
5. Стереогноз № 37-38 | 5.1. Не узнает ощупываемый предмет | Нарушение сенситивного гнозиса |
5.1.1, В правой руке |
| |
5.1.2. В левой руке или билатерально |
| |
5.2. Узнает ощупываемый объект, но не может назвать его | Нарушение номинативной функции речи | |
5.3. Не может называть объекты, ощупываемые левой рукой | Тактильная аномия | |
6. Зрительный гнозис № 39-42 | 6.1. Не узнает изображения | Нарушение зрительного восприятия |
6.2. Не может называть изображения, забывает названия предметов | Нарушение номинативной функции речи | |
6.3. Не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону | Односторонняя пространственная агнозия | |
6.4. Называет предметы в обратной последовательности, справа—налево | Зеркальность восприятия | |
6.5. Не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы | Фрагментарность восприятия | |
6.6. Дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок | Инактивность восприятия | |
6.7. Не может определить пол и возраст персонажей на сюжетной картинке | Нарушение лицевого гнозиса | |
6.8. Не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств) | Нарушение мышления | |
7. Речь №43-51 | 7.1. Не понимает инструкций, не может показать называемый объект, не дифференцирует близкие фонемы (б-п, г-к, т-д и др.) | Нарушение сенсорной функции речи |
7.2. Затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужные артикуляции, путает близкие по произношению звуки (л-н-д, б-м и др.) | Нарушение кинестетической основы речи | |
7.3. Не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках, персеверирует звуки | Нарушение кинетической организации речи | |
7.4. Не понимает грамматических конструкций, неправильно употребляет падежи, предлоги | Нарушение грамматического строя речи | |
8. Слухо-речевая память № 48-51 | 8.1. Не может удержать в памяти серию из 3 слов, искажает слова | Нестойкость акустических следов |
8.2. Не может припомнить слова одной группы после воспроизведения другой, заменяет и теряет слова | Тормозимость следов | |
8.3. Стереотипно повторяет одни и те же слова | Инертность речевых следов | |
8.4. Соскальзывает на побочные ассоциации, вплетает новые слова | Нарушение избирательности мнестической деятельности | |
8.5. Не может воспроизвести 5 слов. Повторные предъявления не улучшают результатов | Сужение объема памяти | |
8.6. Постепенно заучивает слова. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение | Замедленность запоминания | |
8.7. Не может запомнить заданную последовательность стимулов, переставляет слова | Нарушение порядка элементов | |
8.8. После интерференции воспроизводит меньшее число слов по сравнению с непосредственным воспроизведением | Тормозимость следов | |
8.9. Не может удержать текст рассказа, теряет фрагменты | Сужение объема памяти | |
8.10. Передает содержание, но не понимает смысл рассказа | Нарушение мышления | |
9. Рисунок № 52-54 | 9.1. Не может выполнить простой рисунок, не воспроизводит существенных элементов объекта | Нарушение конструктивной деятельности |
| 9.2. Не может воспроизвести пространственное расположение элементов, соотношение целого и частей | Нарушение пространственного восприятия |
| 9.3. Располагает рисунок в правой половине листа, упускает детали слева, искажает левые фрагменты | Односторонняя пространственная агнозия |
| 9.4. С трудом переключается с одного движения на другое, многократно обводит одни и те же элементы | Инертность движений |
10. Зрительная память № 55-57 | 10.1. Не может воспроизвести заданный объем стимулов. Повторные предъявления не улучшают результатов | Сужение объема памяти |
10.2. Заучивает стимулы. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение | Замедленность запоминания | |
10.3. Не может воспроизвести заданную последовательность стимулов, путает их порядок | Нарушение порядка элементов | |
10.4. Неправильно воспроизводит пространственную конфигурацию стимула, взаимоотношения его элементов между собой | Нарушение пространственного восприятия | |
10.5. Стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки | Инертность двигательных стереотипов | |
10.6. После интерференции воспроизводит меньшее число элементов по сравнению с непосредственным воспроизведением | Тормозимость следов | |
11. Чтение №58 | 11.1 .Неправильно называет буквы, не может читать | Нарушение чтения |
| 11.2. Читает в обратном (право-левом) направлении, не дифференцирует правильные и зеркально написанные буквы, слова | Зеркальное чтение |
| 11.3. Пропускает слова, расположенные слева, читает правую половину слов, текста | Односторонняя пространственная агнозия |
12. Письмо № 59-64 | 12.1 .Пропускает буквы, смешивает буквы, близкие по фонематическому признаку (б-п, г-к и др.) | Нарушение сенсорной функции речи |
12.2. Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-н-л, 6-м и др.) | Нарушение кинестетической основы речи | |
12.3. Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных | Нарушение кинетической структуры речи | |
12.4. Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму букв | Нарушение пространственного восприятия | |
12.5. Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры | Зеркальное письмо | |
12.6. Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы | Инертность элементов двигательных стереотипов | |
12.7. Делает ошибки на гласные, пропускает гласные звуки | Нарушение анализа гласных звуков | |
13. Счет №65 | 13.1. Не может выполнить простые счетные операции | Нарушение счета |
13.2. Затрудняется при переходе через десяток, делает пространственные ошибки | Нарушение пространственных представлений | |
13.3. Не может переключиться с одних чисел на другие, повторяет одни и те же ошибки | Инертность речевых следов | |
14. Решение задач № 66-67 | 14.1. Не удерживает условия задачи, забывает и заменяет числа | Мнестический дефект |
14.2. Не может выполнить необходимые счетные операции | Нарушение счета | |
14.3. Не понимает и не усваивает способ решения | Нарушение мышления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект учебного занятия с использованием ИКТ. Автор Полуэктова Е. Н.-учитель-логопед.
Конспект учебного занятия с использованием ИКТ. Автор Полуэктова Е. Н.-учитель-логопед....
Презентация "Профессии". Автор Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед
Презентация "Профессии". Автор Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед...
Тест по теме "Профессии". Автор - Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед
Тест по теме "Профессии". Автор - Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед...
Презентация "Транспорт-1". Автор Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед
Презентация "Транспорт-1". Автор Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед...
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)...
Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)
Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...
Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)
Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)...