самоанализ учителя физики
статья на тему
Предварительный просмотр:
Самоанализ
профессиональной деятельности Минайловой Галины Семеновны, учителя физики МКОУ «Ольховлогская ООШ».
В условиях модернизации образования, когда школа осуществляет переход на формирование ключевых компетенций у учащихся, считаю своей главной задачей самосовершенствование своих профессиональных знаний. В межаттестационный период, я повышала своё профессиональное мастерство: через самообразование, курсы повышения квалификации, что позволило мне осознать, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. Моя цель как педагога, как учителя физики средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение, полностью согласуется с целями, которые решает школа.
Осознание новых целей, стоящих перед школой, послужило мотивом для поиска путей достижения этих целей. Пришлось пересмотреть многое: начиная с содержания курса физики и анализа возможностей использования его для формирования ключевых компетенций учащихся, отбора наиболее оптимальных технологий обучения, выбора характера организации учебного процесса.
Приходя на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я создаю условия, при которых у учащихся появляются потребности «включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволяет мне достичь неплохих результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными в учебной деятельности, формирует потребность в познании, в общении. Среди учащихся нет тех, кто испытывал бы отрицательное отношение к предмету. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, добиваются успеха. Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся. Школьники активны в познавательной деятельности на всех этапах урока, а особенно при частично - поисковом и исследовательском методе решения учебной проблемы.
Изучение нового, построенное с учетом цикла научного познания, помогает учащимся выделить структуру изучаемого явления, проследить логическую последовательность, составить опорный план ответа или конспект.
Использую я их при организации лабораторно-практических занятиях, что позволяет им увидеть проблему, выдвинуть гипотезы, поставить и решить
задачу. Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении исследовательских задач считаю индивидуальную и групповую работу. Такой подход обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, а это в первую очередь означает высокое развитие коммуникативных компетенций.
Используя различные методы решения учебной проблемы, я решаю в работе с учащимися следующие задачи: обеспечить освоение учениками творческой деятельности – выполнение исследований, проведение экспертиз, составление прогнозов, опорных конспектов, разработку проектов, что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для самовыражения, самоутверждения каждого ученика как личности.
Особенности современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом, а количество часов, отводимых на его изучение, уменьшается. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, т.е. понять и принять. Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие трудности и теряет интерес, как к процессу учения, так и к самому предмету. Для решения этой проблемы я учу детей технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах, а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения. Осознавая важную роль информатизации образования на уроках, я применяю в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии: организую, разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний; совместно с учащимися моделируем объекты, явления, процессы, проводим некоторые виртуальные лабораторные работы и опыты; готовлю мультимедийные презентации по учебным блокам и учу этому детей; использую готовые КИМы для объективной оценки ЗУН учащихся и т.д.
Проведя уроки с использованием компьютерных мультимедийных курсов «Физикона», «Открытая физика», «Физика в картинках», «От плуга до лазера», я убедилась в том, что эти модели легко вписываются в урок. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Этот комплекс отличается от большинства обучающих программ качественной графикой с элементами мультипликации, развитой системой накопления и анализа результатов обучения, в них практически не используются прямые вопросы-ответы, а задания, предполагающие активные действия учащихся. Это позволяет реализовать идеи развивающего обучения, существенно активизировать деятельность, повысить интерес к изучению физики.
В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ГИА, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов.
Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю:
-овладение всеми учащимися знаниями на уровне
Госстандартов;
-участие учащихся в предметных олимпиадах;
-повышение интереса к предмету у большей части учащихся на основе активизации их познавательной деятельности;
-наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации;
Знаю и пробую жить интересами своих учеников, в курсе их проблем, это, возможно, позволяет им видеть во мне не только учителя, но и личность. А на основе интереса к личности учителя возможен и интерес к преподаваемому им предмету. Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения.
При оценке познавательной деятельности учащихся я учитываю, на каком уровне шло познание: ограничилось ли оно простым воспроизведением или же ребенок высказывает свои собственные суждения, аргументирует ответ примерами, сравнивает, сопоставляет изучаемые явления, проводит аналогии, предлагает рациональные способы решения задач. Критериями оценки деятельности учащихся являются: самостоятельность, умение применить знания на практике, инициативность. Оценку деятельности направляю на стимулирование, создание положительной учебной мотивации. Для обеспечения объективности оценки применяю принцип открытости.
С целью формирования рефлексивных умений школьников, применяю самооценку собственной деятельности на всех этапах урока. Сама объективно оцениваю деятельность учащихся, что приводит к тому, что и у школьников создается адекватная самооценка, учащиеся при самооценке проявляют самокритичность. Учу детей методам контроля и оценок. Самоконтроль учебной деятельности учащимися требует знания цели и планов этой деятельности, критериев, по которым можно судить о достижении ими цели. На уроках изучения нового материала знакомлю учащихся с планом изучения темы, с целями, ради которых она изучается, с тем, что должен знать и уметь ученик в результате ее изучения, а также с четкими критериями оценки достигнутых результатов. Учет работы ведут сами учащиеся, но он гласный, т.е. известный всему классному коллективу. Самооценка постоянно соотносится с внешней оценкою своих товарищей и учителя. Ребенку небезразлично, как его оценивают товарищи, поэтому задействую и взаимооценивание.
Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда.
Родители также знакомы с требованиями, которые я предъявляю к учащимся, и поддерживают их. Организуя индивидуальную работу с детьми, я учитываю социальный заказ родителей на образование, держу родителей в курсе школьных дел детей через дневник, личные встречи, родительские собрания и консультации. В повышении своего профессионального мастерства большое место отвожу самообразованию, широко использую интернет-ресурсы.
За последний год прошла курсы повышения квалификации по «Физика» Обучение на курсах позволило мне модернизировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями. Полученные на курсах знания, своими методическими находками делюсь с коллегами.
Выступаю на заседаниях МО и РМО. Даю открытые уроки для учителей.
Люблю свой предмет, поэтому его преподавание доставляет мне радость, которую я хочу передать и детям, используя различные формы и методы на уроке и во внеклассной работе. Стараюсь привить интерес к такой сложной науке через эксперимент, самостоятельный поиск физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки были не похожи друг на друга.
Применяю нестандартные формы организации урока, наряду со строгими законами на уроках звучат стихи, сказки, пословицы поговорки физического содержания. На занятиях ребята убеждаются в том, что использование физических явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности, что основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий.
Методические разработки по предмету, выкладываю на страницы школьного сайта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя физики.
Самоанализ педагогической деятельности учителя физики МКОУ "Станционная СОШ" Воловского района Тульской области за последний межаттестационный период....
статья Самоанализ педагогической деятельности учителя физики
статья предназначена для учителей физики...
Самоанализ учителя физики
Самоапнализ...
Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны с 2012-2017 гг.
Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием...
Самоанализ деятельности учителя физики : Булгаковой И.А.
Самоанализ деятельности учителя физики....
2021 год. Самоанализ деятельности учителя физики по предмету
Результаты педагогической и научно-методической деятельности за 2020-2021 учебный год...
2020 год Самоанализ учителя физики
Результаты учебной и научно-методической деятельности учителя физики за 2019-2020 учебный год...