Самоанализ педагогической деятельности учителя физики.
статья по физике по теме
Самоанализ педагогической деятельности учителя физики МКОУ "Станционная СОШ" Воловского района Тульской области за последний межаттестационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti_uchitelya_fiziki_mkou.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности учителя физики МКОУ «Станционная средняя общеобразовательная школа»
Воловского района Тульской области
Грабовой Татьяны Валерьевны
Общий педагогический стаж работы: 27 лет.
Дата назначения на эту должность (в данном учреждении): 15 августа 1986 года, в данном учреждении – 17 сентября 2003 года.
Образование: высшее, Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого, 1986 год.
Специальность по диплому: физика и астрономия.
Квалификация: учитель физики и астрономии.
Курсы повышения квалификации за последние 5 лет: 11 июня 2012 год, «Теория и методика преподавания физики» в объеме 102 часа.
Дата предыдущей аттестации по должности «учитель»: 24.02.2009. Пр. №26∕2 от 24.02.2009г.
Присвоена: первая квалификационная категория.
Заявлена: первая квалификационная категория.
Награды, поощрения: Почетная грамота комитета образования администрации муниципального образования Воловского района от 03 октября 2011г., за многолетний добросовестный труд, достижение высоких результатов в деле обучения и воспитания.
Гармоническое развитие личности ученика предполагает воспитание молодого человека, способного успешно трудиться на самом современном производстве, умеющего видеть закономерности и перспективы общественного развития. К достижению поставленных целей направлена вся система школьного обучения и воспитания. В этой системе важное место принадлежит уроку. Методика обучения физике в России развивается по пути вооружения учащихся методами научного исследования в единстве с усвоением знаний. Только ознакомившись с общей схемой и методами научного познания природы, ученик может понять соотношение абсолютного и относительного в научных знаниях. Только при этом условии возможна активизация познавательной деятельности ученика на уроке. Современный урок требует научно обоснованного выбора методических приемов, которые тесно связаны с построением урока и организацией деятельности учащихся. Деятельность ученика на уроке физики всегда подчинена главной задаче урока – усвоению основных элементов знаний на определенном уровне: овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях; о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; формирование познавательного интереса к физике и технике; развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учителем физики в МКОУ «Станционная средняя общеобразовательная школа» работаю 11 год. За годы работы я овладела основами теории педагогики, психологии, валеологии, возрастной физиологии, имею знания и умения в области технологии индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики. Изучила и владею базовым компонентом содержания преподавания физики. В поисках эффективных форм изучаю проблемы инновационной работы в условиях развития школы, обращаюсь к опыту учителей-новаторов. На протяжении всех лет строю свою работу на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку, что позволяет создавать на уроке ситуацию успеха для детей с разным уровнем подготовки, учу ребят планированию своих действий, направляю на поиск нетрадиционных способов решения, стимулирую развитие нестандартного мышления. Четко представляю цели и задачи, стоящие перед современной школой. Люблю свой предмет, поэтому его преподавание доставляет мне радость, которую я хочу передать и детям, используя различные формы и методы на уроке и во внеклассной работе. Концептуальным направлением моей деятельности является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе. Считаю, что если коренным образом изменится моя деятельность на уроке, то изменится деятельность моего ученика и качество его обучения.
Цель моей профессиональной деятельности – средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение. Стараюсь привить интерес к такой сложной науке через эксперимент, самостоятельный поиск физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки были не похожи друг на друга. Применяю нестандартные формы организации урока, наряду со строгими законами на уроках звучат стихи, сказки, легенды, пословицы и поговорки физического содержания. Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы. Умею прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым ребенком позволяет добиваться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний.
В межаттестационной период я пыталась выстраивать собственную деятельность на основе структуры методической деятельности и структуры урока с позиции компетентности. Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена. Целенаправленная системная работа в данном направлении дает результат – более половины моих учеников умеют на уроке ставить цель собственной образовательной деятельности.
Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В структуре традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение учащимися того или иного задания, определяемого учителем. В компетентностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается учеником. В обучении физики предлагаю в основном следующее: учебник и справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, электронный учебник или план-презентацию урока, физический эксперимент (фронтальный, демонстрационный, групповой). Чем больше возможность физического кабинета, его оснащенность, тем эффективней условия организации образовательной деятельности ученика.
Важным моментом в подготовительной работе учителя к уроку является подготовка материалов для самоконтроля и закрепления учащимися знаний. В своей работе в качестве таких материалов использую готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, часть материалов разрабатываю на дифференцированной основе по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями к оценке знаний. Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, рисунки и др., часто учащиеся предлагают свои творческие, нестандартные формы: «Реклама физической величины», физические загадки, кроссворды, сказки. Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у учащихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели.
Последним элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Предлагаю учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:
1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.
2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом, (проведи самоконтроль).
3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку).
Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Тема самообразования, над которой я работаю: «Личностно-ориентированный подход в обучении физики». В классах с малой наполняемостью немыслимо работать без дифференциации и индивидуального подхода к каждому ученику. Контрольные работы, домашние и экспериментальные задания стараюсь давать разного уровня сложности. Учитывая индивидуальные наклонности детей, привлекаю их к изготовлению физических приборов, к подготовке дополнительных сообщений. Обычные задачи стараюсь чередовать с заданиями, включающими в себя конкретные факты или события (например, по истории, географии, экологии, биологии). Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики. Домашняя работа – важнейший вид самостоятельной работы. И чтобы сохранить устойчивый интерес к выполнению домашней работы, стремлюсь вселять в учащихся уверенность в том, что работа ему по силам. Для более сильных учащихся даю задания повышенной сложности.
Моя цель не только дать детям сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся, организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики. Моя цель полностью согласуется с деятельностью школы, которая стремится воспитать у школьников интерес к учёбе, готовя всесторонне развитую, творческую личность.
Мои выпускники выбирают физику для сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ, получая положительные результаты по итогам экзаменов. В 2012-13 уч. г. Литюга Денис на экзамене набрал 58 баллов. Это был лучший результат в районе. Положительные результаты сдачи ЕГЭ достигаются благодаря тому, что на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяю развитию активной познавательной деятельности учащихся. Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий ЕГЭ как в обучающей, так и в контрольной функциях. При планировании учебной работы исхожу из комплекса требований к содержанию и уровню подготовки выпускников. Большую роль уделяю специальным урокам предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно использую для актуализации знаний учащихся по проверяемым, в рамках ЕГЭ, элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. Нехватка учебного времени не позволяет повторить весь изученный материал. Моя задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания.
Свой опыт работы я обобщила в докладах: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физики» (в 2011 г.), «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики – фактор создания комфортных условий обучающихся» (в 2012 году), «Разработка действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение» (в 2013 году). С этими докладами я выступала на РМО.
В нашей школе действует методическое объединение учителей естественно-математического цикла. Методическая работа осуществляется путём открытых уроков, обмена опытом, изучения нормативных документов. Я давала открытые уроки с использованием новых информационных и коммуникационных технологий: 2010/2011 уч.год урок-игра «Тепловые процессы» 8 класс, 2011/2012 уч.г. урок обобщения «Силы в природе» 11 класс, 2012/2013 уч.г. урок-соревнование «Колебания и волны. Звук» 9 класс, 2013/2014 уч.г. урок-путешествие в мир сказки «Строение вещества. Взаимодействие тел» 7 класс. С 1 сентября 2012 года я являюсь руководителем ШМО учителей естественно-математического профиля. На заседаниях ШМО я выступила со следующими докладами: «Познавательная активность школьников на уроках физики» (в 2012 году), «Государственный стандарт общего образования естественно – математических документов» (в 2013 году), «Применение творческих заданий на уроках физики» (в 2013 году). В повышении своего профессионального мастерства большое место отвожу самообразованию, широко использую интернет-ресурсы для своей методической подготовки и организации методической работы в школе. Слежу за педагогическими новинками на страницах журнала «Физика в школе», приложениях к газете «1 сентября».
Осознавая важную роль информатизации образования на уроках, я применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: использую информационные технологии в случаях диагностического тестирования качества усвоения материала: тренировочного режима для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; в качестве обучающего режима организую, разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний; совместно с учащимися моделируем объекты, явления, процессы, проводим некоторые виртуальные лабораторные работы и опыты; готовлю мультимедийные презентации по учебным блокам, многие становятся продуктом творческой деятельности детей. Так, например, совместно с учащимися созданы «Уроки-презентации» по многим темам школьного курса: «Строение вещества. Взаимодействие тел.» – 7 класс, «Оптика», «Тепловые явления» – 8 класс, «В мире звуков» – 9 класс, «Закон Кулона» – 10 класс, «Виды сил», – 11 класс и др., а также использую непосредственно следующие электронно-образовательные ресурсы.
http://class-fizika.narod.ru/ – классная физика для любознательных.
http://ifilip.narod.ru/ – использование информационных технологий.
http://physics03.narod.ru/ – физика вокруг нас.
http://www.irodov.nm.ru/ – решение задач.
http://globalphysics.ru/ – онлайн тесты, игры, новости…
http://generalphysics.ru/ – физика и школа.
http://elkin52.narod.ru/ – занимательная физика в вопросах.
http://www.physics-regelman.com/ – тесты.
http://www.reshuege.ru – ЕГЭ.
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fiz.1september.ru/ – газета "Физика" (1 сентября),
http://fizzzika.narod.ru/ – Физика для всех. Задачи с решениями.
http://www.home-edu.ru/user/f/00000951/biograf/indru_a.htm– биографии учёных.
http://physics.nad.ru/physics.htm – анимация физических процессов.
http://allbest.ru –электронные ресурсы на уроке.
http://class-fizika.narod.ru/ – сайт "Классная физика", (опыты, мультимедиа, видеоролики, занимательная физика в вопросах, сказки…)
http://www.krugosvet.ru/ – энциклопедия «Кругосвет».
http://www.abitura.com/open_lessons/ – открытые уроки.
http://gannalv.narod.ru/fiz/ – программа преподавания физики с компьютерной поддержкой, дистанционные уроки по молекулярной физике, сборник задач по физике для 11 класса, тесты по физике, рисунки, графики и формулы некоторых физических процессов.
http://900igr.net –презентации, уроки, решение задач.
http://www.schooltests.narod.ru// – школьные тесты по всему курсу физики.
http://www.virtulab.net – виртуальные лабораторные работы, эксперименты.
http://www.all-fizika.com/ – виртуальные лабораторные работы, онлайн - тестирование, обучающие рисунки, биографии учёных.
http://www.km.ru/ – школа Кирилла и Мефодия.
http://www.edu.yar.ru – банк педагогического опыта.
http://www.fizika.ru/ – учебники, лабораторные, факультатив, планирование уроков, дистанционный урок.
http://teach-shzz.narod.ru/ – методические разработки уроков, мероприятий по школьным предметам и демонстраций по физике.
http://www.physica-vsem.narod.ru/ – описание простых и наглядных экспериментов, идеи для проведения уроков и проектов.
http://club-edu.tambov.ru/ – методические разработки по физике. В основном внеклассная работа.
http://school.komi.com/study/lessons/index.htm – уроки по механике. (дистанционная физическая школа.)
http://www.obrnadzor.gov.ru/ – служба по надзору в сфере образования и науки.
http://fcior.edu.ru – федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://www.abitura.com/#1 – физика для абитуриента. Решение задач.
http://nuclphys.sinp.msu.ru/persons/persons.htm – фотографии физиков.
http://fizportal.ru – занимательные вопросы.
http://fiz.do.am– задачи от Остера.
http://www.virtulab.net – эксперименты!
http://www.edu.cap.ru – видеоуроки, дистанционные курсы, эксперименты, живая физика, самотестирование, тесты.
http://www.rustest.ru/ – федеральный центр тестирования.
http://www.fizmatklass.ru/ – виртуальный физмат класс.
http://www.fipi.ru/ – федеральный институт педагогических измерений.
http://vshkoleblog.ru/fizika/virtualnye-laboratornye-raboty-po-fizike-10-11-klass – лаб. 10-11.
http://globalphysics.ru/virtual_labor_fizika_7-9kl.
http://www.proshkolu.ru/club/physics7/blog/28153/
Использую компьютерные мультимедийные курсы «Физикон», «Открытая физика», «Физика в картинках», «Живая физика», «Конструктор виртуальных экспериментов». Эти модели органично вписываются в урок. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению физики.
Для контроля знаний использую в основном готовые тесты, предлагаемые в электронных учебниках и некоторые материалы, создаваемые совместно с учащимися: кроссворды, тесты. Используя элементы модульной технологии на уроках физики, я пришла к выводу, что при современном техническом оснащении процесса обучения полный переход на модульное обучение очень трудоемок и сложен. Поэтому для повышения эффективности традиционной системы образования целесообразно включать в курс отдельные модульные уроки. Наиболее эффективно использовать данную технологию в классах, где школьники мотивированы к самостоятельной учебной деятельности и имеют необходимый минимум знаний и общих учебных умений. Для организации итогового повторения и контроля в 10-11 классах созданы учебные модули, позволяющие учащимся работать в самостоятельном режиме. Опробованы модули по темам «Кинематика материальной точки», «Динамика материальной точки», «Законы сохранения», «Основы МКТ», «Основы термодинамики», «Электростатика», «Законы постоянного тока», «Электромагнитная индукция», «Электромагнитные колебания и волны», «Геометрическая оптика». Формируя и развивая общие учебные умения учащихся, обучаю их проектированию собственной деятельности, направленной на получение конкретного результата. Обучение учащихся основам исследовательских методов осуществляется при выполнении лабораторных работ в 7-9 классах, и более эффективно при написании исследовательских работ в 10 классе. Темы исследований различны «Устройство памяти ЭВМ с магнитной записью», «Космические опасности земной цивилизации», «История о магнитных минах» и др.
Особое значение предаю экспериментам, особенно на первых порах обучения, т.е. в 7-8-х классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время учебных занятий.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.
Решаю данную проблему используя компьютер с мультипроектором, учебные видеофильмы, СD и DVD диски. Использования видеодемонстраций показывает, что они являются хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту. Это дает целый ряд преимуществ. Во-первых, мелкие детали установок и небольшие размеры некоторых значимых явлений, показываю во весь экран. Во-вторых, на видеозаписи манипулирую временем, т.е. растягиваю быстротекущий процесс (вспышка огнива, падение тел), или значительно сокращаю растянутые во времени процессы (диффузия в жидкостях). В-третьих, в случае сложной установки электрической схемы вначале показываю и разъясняю принципиальную схему, а затем соотношу её с монтажной схемой. В-четвёртых, демонстрирую природные явления, недоступные непосредственному наблюдению на уроке: разряд молнии, приливы и отливы, падение тел и т.д. Применение видеофрагмента в вводной части урока (или вводном уроке к определённой теме) сокращает время на усвоение материала темы, а за счёт этого стараюсь углубить, расширить и лучше закрепить знания учащихся. Видеодемонстрация является не заменой живого эксперимента, а составной частью средств наглядности и дополнением к системе учебного эксперимента.
Применение компьютера несет в себе освежающую новизну известных принципов обучения и воспитания, таких как принципы наглядности, деятельности, усиливает познавательные мотивы обучения, усиливает возможности учителя в постановке учебных задач, повышает эффективность усвоения нового учебного материала, способствует организации самостоятельной работы учащихся. Также я использую компьютер в качестве интеллектуального помощника при подготовке урока. Компьютер предлагает мне варианты решений основных задач, которыми предстоит заниматься на уроке. Это позволяет построить оптимальную стратегию проведения системы уроков и каждого урока вплоть до разработки плана предстоящего урока. Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.
Но стараюсь использовать ПК лишь в тех случаях, когда он является дополнением к реальным экспериментам, помня о том, что только работа с приборами дает учащимся необходимые для практики умения и навыки.
Значительное место на уроке отвожу решению задач, в результате чего ребята овладевают системой научных и технических знаний, понятий, готовятся к рационализаторству и к творческим поискам. Решение задач воспитывает у них трудолюбие, настойчивость, волю, характер.
В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). Результаты предварительного тестирования (входного контроля уровней обученности и обучаемости) служат исходным уровнем для оценки, контроля и прогноза индивидуальных показателей. Они определяют уровень подготовки и фиксируют личностный «рост» ребенка. С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю им организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов. Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю:
• овладение всеми учащимися знаниями на уровне федеральных государственных стандартов, о чем свидетельствует положительная динамика результатов государственной (итоговой) аттестации:
Учебный год | 9 кл. (в традиционной форме) | 11 кл. (в форме ЕГЭ) |
2010-2011 | Литюга Денис - «4» | |
2011-2012 | ||
2012 2013 | Капралов Кирилл – «4» | Литюга Денис – 58 баллов (лучший результат в районе) |
• участие учащихся в предметных олимпиадах на уровне района;
• наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации.
Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. В 10-11 классах опираюсь в своей работе на институт консультантов. В классе формирую группы на добровольных началах, примерно одинаковые по работоспособности и знаниям. Для каждого выбираю консультанта. Права и обязанности консультанта таковы: организация работы при выполнении группового задания на уроке; проверка ведения справочного раздела в тетрадях учащихся; прием зачета у тех, кто не получил его автоматически; путем зачета по решению задач. Использую «Скорую помощь» на уроке. Смысл этого приема заключается в том, что ученик, выполнивший свое задание, идет на помощь товарищу. Данную форму работы применяю на обучающих уроках.
Перечисленные технологии являются ведущими в моей работе, они позволяют результативно реализовывать идеи компетентностного подхода. Часто использую другие интерактивные приемы и традиционные лекционные, семинарские, зачетные и др. занятия.
Урок–лекция. Лекция – это метод сообщения новых знаний, ее отличает высокая целенаправленность. Условно все школьные лекции можно разделить на обзорные, учебные, обобщающие. Считаю целесообразным выносить на лекции рассмотрение фундаментальных законов, теорий, исторических обзоров, мировоззренческих проблем, например: «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории», «Развитие взглядов на природу света», «Развитие средств связи». Работа на лекции тем эффективнее, чем теснее деловой контакт с учителем, последний, видя реакцию школьников, регулирует темп рассказа: усложняет или упрощает изложение, сокращает один раздел или усиливает другой, что-то повторяет, разъясняет. Учащихся нужно подготовить к предстоящей лекции, для этого им нужно разъяснить, как работать с лекционным материалом. Важно объявить цели и задачи, сообщить структуру изложения и определить цель приемов активизации познавательной деятельности учеников и меры обратной связи с аудиторией.
Например, лекцию по теме «Рождение квантовой оптики » я строю так. Вначале даю общую установку: проследить за логикой изложения материала, записать его содержание в виде тезисов, ответить на вопросы. Затем раскрыть цель лекции: выяснить необходимость квантовой теории, суть гипотезы Планка и ее обоснование Эйнштейном. После рассказа учащиеся повторяют основные положения своего сообщения. Далее другой ученик дает план лекции. Затем ученики отвечают на вопросы.
Урок-семинар. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. Семинар – коллективная работа класса, опирающаяся на работу индивидуальную. Семинарское занятие провожу преимущественно в старших классах. Предпочитаю на семинарское занятие выносить вопросы из одного раздела курса. План семинара, его тему, список литературы и дату объявляю в начале изучения раздела. В план занятия включаю не более трех пунктов. Первый формулирую таким образом, чтобы, излагая его на семинаре, школьники всесторонне и полно осветили основы теории. Второй вопрос ставлю так, чтобы, раскрывая его, учащиеся вели речь об экспериментальной проверке фактов и гипотез, показали знание устройства и действия учебного оборудования, навыки обращения с ним. Третий пункт обычно посвящаю рассмотрению практического применения знаний из данного раздела и подробному описанию полезных и вредных для человека и окружающей природы явлений и технологий. В ходе семинара учитель говорит, только формулируя вопрос, подлежащий рассмотрению, объявляет оценки, остальное время принадлежит учащимся. Для ответа никто пофамильно не вызывается; отвечает тот, кто встал первым. На доске одновременно готовятся несколько человек, которые выходят к ней добровольно. В семинаре принимает участие каждый ученик.
Урок-конференция. Такой урок можно организовать как совещание историков физической науки, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки в производстве, как совещание физиков и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих общую глобальную проблему, например, проблему охраны окружающей среды. Так как на конференциях выступают с докладами и сообщениями, то доклады – основа этого урока. Все сообщения ученики готовят самостоятельно и дома, а на уроке их только произносят. Цель урока-конференции – расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным источникам. Форма работы: в процессе подготовки – изучение источников, в ходе проведения урока – взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.
Уроки с использованием игровых ситуаций. Эти уроки пробуждают, поддерживают, развивают интерес к предмету. Они служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения способом переключения с одного вида деятельности на другой. Например, урок – соревнование провожу при повторении темы «Тепловые явления» в 8 классе и включаю в него разные по характеру задания. Ребят заранее делю на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана, консультантов, которые занимаются со слабыми. Сам урок состоит из нескольких конкурсов. Готовится ведомость, в которую жюри вносит оценки за каждый конкурс.
Уроки в форме КВН провожу как повторительно – обобщающие. Урок –аукцион. Обычно это повторительный урок с упором на показ практической значимости изучаемых вопросов. Урок - литературный концерт «Час воспоминаний или Встреча с прошлым». Урок этого типа проводила в 11 классе. Он был посвящен фотоэффекту и работам А.Г.Столетова.
Уроки творчества. Уроки этого типа являются повторительными и основываются на изученном материале. Они помогают связать физику и лирику. Неоднократно проводила уроки – сочинения. Сочинения обычно пишут по предложенным мной темам и планам. Урок – творческий отчет провожу с целью систематизации знаний. Дату и тему объявляю за 2-3 месяца. Ученикам предлагаю создать творческие группы по интересам и выбрать проблему для разработки. На смотр и защиту учащиеся могут представить проект, модель, прибор, стенд, слайды, доклад, экспериментальное исследование. Использую творческие задания для учащихся по сочинению физических сказок. Сказки помогают лучше разобраться в сути изучаемых явлений; при этом они развивают детскую фантазию и воображение, укрепляют межпредметные связи. Сказки помогают привнести в урок физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не раз слушал сказки и любил их. Сказки я использую с четырьмя целями: как средство связать физику с жизнью; как возможность задать в интересной форме физические вопросы; как тема для написания творческой работы; как способ углубить межпредметную связь физика-лирика. Ученики любят сочинять сказки, особенно в 7-8 классах, и некоторые достигают в этом больших успехов.
Урок-зачет. Одна из форм проверки знаний. Суть его в том, что учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачетные уроки провожу в 10 и 11 классах. Охватывают они наиболее значимые и объемные темы курса.
Общение и диалог – это составляющие хорошего современного урока. Слово обеспечит понимание ценности созидательной силы, мысли и деятельности, даст ребенку представление о природе творчества, о возможности совместно участвовать в решении практических задач и ученика, и учителя. Ни один компьютер не передаст всю гамму ощущений, радости открытия, пережитых на уроке. Оно передаётся только словом учителя. Роль жеста, взгляда, интонации учителя и ученика приобретут особое содержательное, а не только внешнее значение. Велика и нравственная природа Слова! В. А. Сухомлинский писал: «Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает в себя, прежде всего, умение говорить, обращаясь к человеческому сердцу». На своих уроках я обращаюсь к ученикам с искренностью и доверием, стараюсь понять точку зрения ученика. Каждый учащийся хочет быть участником общей работы, так как видит, что его мнение часто определяет ход урока. Поэтому и старается каждый быть искренним, хорошо подготовленным, эрудированным собеседником.
Все свои уроки я провожу в форме доброжелательной, творческой, непринуждённой беседы. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества. Серьёзно изучать личность каждого учащегося, его возрастные и психологические особенности, профессиональные склонности и интересы помогает мне общение с родителями учащихся. Я посещаю родительские собрания, веду индивидуальную работу.
Работая в сельской школе, я стараюсь поддерживать интерес каждого учащегося к своему предмету. Глубокое изучение предмета происходит во время подготовки и участия в школьной, а затем и в районной олимпиадах.
С первого урока физики в 7 классе ставлю перед собой цель заинтересовать детей предметом, используя для этого: индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний; эмоционально окрашенный фон занятий; включение эффектных опытов; знакомство учащихся с предметом разнообразными методами (познавательные игры, учебные дискуссии, введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов); использование наглядных пособий развивающего типа. В 7-8 классах стараюсь использовать игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, который развивает активность, вызывает интерес. Определения, основные положения теории учащиеся должны не только понять, но и знать формулировки наизусть. В этом помогает ежеурочное фронтальное повторение (обычно провожу в начале урока). Эта форма работы очень эффективна на ранней стадии обучения, т.к. она напоминает детям игру, даёт возможность подумать, узнать, запомнить.
Работа с сигнальными карточками, на которых записаны обозначения основных физических величин, формул, помогает детям учиться определять единицы измерения, решать задачи.
Стараюсь четко структурировать учебный материал, что облегчает его восприятие. Именно поэтому в старших, 9-11 классах, мною используется опорный конспект (ОК). ОК – это тот материал, знание которого обязательно для каждого. Он дисциплинирует, учит видеть главное. При ответе ученика ОК используется как «скелет» воспроизводимого материала, который необходимо аргументировать примерами, увиденными в окружающей жизни или полученными на основе жизненного опыта, эксперимента, обосновывать его важность и значимость. В ОК представлен базовый уровень знаний. ОК строю либо по одной единице учебного материала, либо даю блок знаний по разделу. Используя блочное изучение учебного материала, достигаю гораздо лучших результатов, чем при традиционном обучении. Высвобождается много времени на действенное применение изучаемой теории к решению разнообразнейших задач, выработку самостоятельных умений и навыков учащихся. Успеху дела способствует и то, что внимание учащихся постоянно и целиком сконцентрировано на материале всей темы, и они с каждым днём всё с большим интересом и пониманием участвуют в работе, повторяют самое главное.
Убеждена, что успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге. Результат мониторинга качества знаний и успеваемости по классам представлен ниже:
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | ||||||
% качества | % успеваемости | % качества | % успеваемости | % качества | % успеваемости | % качества | % успеваемости | % качества | % успеваемости | |
2010-11 | 34 | 100 | 67 | 100 | 40 | 100 | 45 | 100 | 43 | 100 |
2011-12 | 34 | 100 | 11 | 100 | 34 | 100 | 29 | 100 | 63 | 100 |
2012-13 | 100 | 13 | 100 | 15 | 100 | 100 | 100 | 50 | 100 |
Методические разработки по предмету, выкладываю на страницы сайтов:
Важная роль в становлении новой системы образования отводится формированию нравственного облика Человека. Я разработала, используя различные источники (журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и др., ресурсы сети Интернет), ряд классных часов: «Семейные традиции», «Что такое толерантность» и др. Полагаю, что это поможет ребятам сделать первые шаги в постижении искусства хороших манер и правил поведения среди людей, являюсь классным руководителем в 7 классе. Родителей вижу в качестве педагогических партнеров в учебно-воспитательном процессе. Даю им консультации по интересующим вопросам, выступаю на родительских собраниях, например, на такие темы: «О родительском авторитете», «Поощрение и наказание детей в семье» и др. Постоянно работаю над повышением культуры общения, культуры поведения ребят. Формирую активность, самостоятельность, инициативу через активное участие детей в общественной жизни. Никогда не отказываю в помощи и коллегам. Активно участвую в создании благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
В своей профессиональной деятельности сталкиваюсь с такими трудностями, как:
• Неоднородный состав учащихся в классе, необходимость развить каждого, приводит к некоторому перекосу в сторону учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им порой уделяю больше времени в ущерб способным детям.
• Несоответствие материально-технической базы школы утвержденному перечню нормативного учебного оборудования для ОУ России.
Таким образом, мои перспективные задачи в реализации компетентностного подхода:
• Обеспечение дифференциации содержания дидактическим материалом, создание учащимся условий выбора.
• Выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету физика, индивидуальных учебных планов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя
СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...
самоанализ педагогической деятельности учителя
самоанализ работы учителя английского языка...
Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии
Текст самоанализа пед.деятельности для портфолио по аттестации,состоит из след.пунктов:1.самоанализ2.результаты пед.деятельности3.методическая деятельность4.инновационная деятельность5.внеурочная деят...
Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка
В данном материале представлен самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка. Прежде чем создать данный документ, были изучены все доступные материалы посвященные данной теме. Надею...
самоанализ педагогической деятельности учителя математики I квалификационной категории Маркович Елены Викторовны
Самоанализпедагогической деятельностиучителя математики I квалификационной категорииМаркович Елены Викторовны...
статья Самоанализ педагогической деятельности учителя физики
статья предназначена для учителей физики...
Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны с 2012-2017 гг.
Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием...