Моя педагогическая философия (эссе)
статья на тему
Предварительный просмотр:
Гончарова Ирина Ивановна учитель русского языка и литературы
МКОУ Морозовская СОШ Тейковского района Ивановской области
Моя педагогическая философия.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Каждый день, вот уже более 20 лет, я прихожу в школу, и каждый мой день неповторим. Каждый день передо мной возникают сотни вопросов: как, зачем, почему - и каждый день я нахожу на них ответы. Каждый день я не перестаю удивляться, какие они все разные, мои ученики, и каждый день я понимаю – быть учителем – чудо! Чудо – каждый день видеть свет детских глаз, чудо – каждый день совершать открытия вместе с детьми, чудо – каждый день учиться и у них, чудо – каждый день творить добро для них и вместе с ними! А моя роль – роль учителя – это чудо сберечь и превратить его в целый мир, прекрасный, удивительный, яркий. Это очень трудно, но очень интересно, потому что я люблю то, что я делаю!
Быть учителем - это ответственность. В моих руках детские души, детские сердца, детские умы, поэтому, какими вырастут мои ученики, во многом зависит от меня, их учителя. Воспитать ЧЕЛОВЕКА – вот моя главная задача! Как учитель русского языка и литературы я имею в своем арсенале множество средств, но главное из них – слово: еще А.С. Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей!» Слово - это наша историческая память, наша культура, наша нравственность. С одной стороны, мы открываем с ребятами тайны слова, постигаем его смысл, учимся владеть им – ведь это необходимые жизненные компетенции:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести!
А с другой стороны, через слово, богатый литературный материал, мы вместе учимся понимать жизнь, воспитываем в себе личностные и нравственные качества: мы сопереживаем героям, страдаем и любим вместе с ними, учимся быть целеустремленными, деятельными, честными. С каждой прочитанной на уроке и дома книгой мы обогащаемся духовно и учимся искать ответы на жизненные вопросы. На своих уроках и во внеурочной деятельности мы учимся понятиям гражданственности и патриотизма, без которых не может быть цельной личности, и не только на словах, но и на деле: мы создаем и реализуем интересные социальные проекты, вместе путешествуем по родному краю и собираем интересный краеведческий материал, ведь любовь к Родине возникает с малого – любви к родному краю.
Быть учителем – это значит находиться в постоянном поиске, как говорится, «и вечный бой, покой нам только снится!» Нужно сотворить себя как личность, только личность может воспитать личность. И мне ясно, что хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, сформировать его компетентности есть только одно средство – интерес: через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. А для этого надо быть мастером своего дела: владеть новыми технологиями, информацией, уметь быстро ее находить и адаптировать, использовать лучший опыт коллег, то есть, постоянно самосовершенствоваться.
Быть учителем – это значит творить. Нельзя себе представить учителя скучного, безликого, неэмоционального. Каждый день у него множество ролей: он режиссер, актер, психолог, оратор, художник – и эти роли он должен не сыграть, а прожить, потому что ребенок не приемлет фальши.
О своем творчестве я хотела бы рассказать такими словами (да не обидится на меня любимый поэт, чье творчество я привлекла себе на помощь):
В начале жизни школу помню я:
Приют идей, познанья, вдохновенья.
Сюда не зарастет учеников тропа,
Здесь я могу творить и в классе, и на
сцене.
Вот класс уж полон, взоры блещут,
Я у доски – и все кипит:
Стихи и музыка взметнулись,
Душа с душою говорит.
А вот другое состояние:
Забуду мир, и в тишине
Горит мое воображенье,
И пробуждается поэзия во мне.
И рифмы легкие навстречу мне бегут,
И мысли в голове волнуются в отваге.
Но я стремлюсь, чтобы творенья путь
Прошли ученики и устремились
дальше.
Несомненно, что творческий учитель, он, как горьковский Данко, сердцем своим горячим освещает путь учеников и зажигает их сердца, он творит себя, своих учеников, для них и вместе с ними. Стихи, сочинения, эссе, исследования, проекты, акции, добрые дела – все это деятельность моих учеников, а за ней стремление – самим быть творцами и, в первую очередь, своей жизни.
Подводя итог своим размышлениям, я прихожу к выводу: учитель – это не профессия, это состояние души.
А впереди - новое утро, новые планы на новый день, и новые строки моего творчества, моего самоопределения:
Вот снова утро, школа, детский взгляд:
Упрямый, вдохновенный, любопытный-
Как много разных, как их всех понять,
Как дать познать чудесный мир открытий
Как научить в ладу с собою быть,
Любить луч солнца, дом родной, Отчизну?!
Как в каждом сердце чудо сохранить,
Чтоб пронести его с собой по жизни?!
Как быть им путеводною звездой,
Раскрыть, увлечь, зажечь и дать им крылья?!
Как все успеть и быть самой собой –
Я знаю, я смогу, ведь я – учитель!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия ( эссе)
Выступала на районном конкурсе " Учитель года". Мои размышления о своей профессии....
Моя педагогическая философия Эссе
Человеческое слово стрелы острее. Пословица....

Моя педагогическая философия. Эссе
Описание моей педагогической философии начинается такими словами: Учитель! Слово–то какое: в нем вся вселенная и все земное». В чем суть профессии учителя, чем притягивает эта работа? Вопрос этот и...

Моя педагогическая философия. Эссе
Мир не стоит на месте, он стремительно движется вперед. Сегодня как никогда актуальны слова древнегреческого философа Гераклита: «Все течет, все меняется». Современные достижения науки и техники и не ...

«Моя педагогическая философия» Эссе
Моя педагогическая философия складывается постепенно. Мне очень повезло в жизни, меня воспитывали прекрасные люди: мудрые родители, умные и справедливые учителя и воспитатели. Прожила все 11 лет...