Моя педагогическая философия. Эссе
статья по теме

Бородкина Наталья Евгеньевна

 Описание моей педагогической философии начинается такими словами: Учитель! Слово–то какое: в нем вся вселенная и все земное».   В чем суть профессии учителя, чем притягивает эта работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему. У меня самая лучшая в мире профессия - Учитель, самая ответственная профессия - Творец, самая интересная профессия - Чудак. Далее говорится о моем отношении к детям, к школе, к будущему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Моя педагогическая философия.305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Моя педагогическая философия

Эссе

                               

                            Учитель музыки,МХК:

                                           

     Бородкина Наталья Евгеньевна

                                                                 

г. Губкинский

2013 год

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 Эссе

«Учитель! Слово–то какое: в нем вся вселенная и все земное».   В чем суть профессии учителя, чем притягивает эта работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему. У меня самая лучшая в мире профессия - Учитель, самая ответственная профессия - Творец, самая интересная профессия - Чудак. Именно благодаря этой профессии я расту сама, набираюсь Мудрости, учусь Терпению и чувствую себя совершенно Счастливым человеком. Это так здорово, когда идешь на работу не работать, а просто продолжать жить (хотя наша вся жизнь - это отчасти работа над собой).

Душа ребенка подобна зерну прекрасного Чудо-Цветка. Но расцветет ли он - зависит от нас. Для меня важно то, что я всех детей без исключения считаю одаренными! У каждого из них свое зернышко, подаренное Великим Творцом. Неспроста говорят о талантливом человеке - Дар от Бога. Одни - художники от Бога, другие - музыканты. Кто-то - поэт, композитор, а кто-то имеет дар хозяйки, матери, учителя, друга, врача, слушателя... (перечислять можно до бесконечности).  

Раньше я никогда не задумывалась над вопросом: учительство - это моя судьба? Теперь точно могу ответить: «Да!»

Еще пустынен класс, но, как во сне,

Иду меж парт, начало осязая,

И вдруг слова на ум приходят мне:

- Вот здесь мой дом, я чувствую, я знаю!

Когда-то я пришла в наполненные голосами коридоры, с трепетом вошла в ожидающий меня класс. Тогда я мысленно клялась, что  беда детей – моя беда,  победа детей – в моих руках,  слезы детей – в моем сердце, детская печаль – в моей душе. Дети  были разными:

Приходили, уходили, закрывались на замки,

Только души мне отдали и сказали: «береги».

И я старалась беречь. Я шла работать с детьми, доверившими мне свои души, делиться с ними чувствами и состояниями, открывать для них мир культуры. Вести в миры, которые казались для них чужими и далекими, казалось сложным, оставалось одно – верить в них и, несмотря ни на что, вести дальше и дальше, словно говоря: «Я вас не подведу!». И они мне верили.

Каждый ребенок приходит в школу за счастьем. От неё он ждет встречи с необыкновенными, умными, добрыми людьми, и душа его доверчиво открыта. Он ищет признания, уважения, любви. И моя задача состоит в том, чтобы настроиться на внутренний мир ребёнка, принять его таким, каков он есть. Я должна помочь ученику развиться, стать для него помощником, другом, консультантом; не мешать стать Личностью, обрести себя, своё уникальное «Я». Мир  школы особенный! Живой! Молодой! Без него и без них, притихших, сопящих, старательно выписывающих буквы, -  никак!     Школа! -  в ней, в детях, – вся моя жизнь!  

Чем дольше работаешь с детьми, тем становишься моложе, растешь вместе с ними и главное – учишься и еще раз учишься. Чему? А опять же всему. Прежде всего, быть успешной, интересной, полезной, современной. Компьютер, курсы - все новое, непонятное. «Не получится!»  в начале и «ура!» в конце….Побывав в роли ученика, становишься терпимее к их «не смог», «не понял». Жизнь меняется… И никуда без новых технологий, без ИКТ,  без новых  знаний. Это не блажь, а необходимость, иначе и нет учителя. Все читаешь, пишешь, проверяешь, готовишься к урокам (парадокс! чем дольше работаешь в школе, тем больше времени затрачиваешь на это). Опять же все не зря.

Вы спросите,  для чего это нужно? Я отвечу: для того чтобы быть хозяином своей судьбы, строить отношения с детьми на доверии, мыслить позитивно и творчески. И, несомненно, создать ситуацию успеха - особое состояние удовлетворения итогами своей деятельности. Чтобы, прежде всего, уважать себя, а уважать себя невозможно без уважения к своей работе и отдачи, которую получаешь от своего труда. А достичь успеха можно лишь в том, что ты любишь.

Каждое поколение «живёт по своим  законам». Но есть закон на все века – БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ! Мой предмет учит наших детей красивым отношениям. Умению любить по-настоящему.  Быть искренним и добрым. Быть самим собой. Жить в ладу со своей совестью, в гармонии с миром.  Найти свой путь.  Понять, сколько вокруг них удивительного и красивого. Как надо создавать и беречь эту красоту. Кто-то из моих учеников назвал музыку и мировую художественную культуру – предметами для души. Это тоже успех, если предмет – любимый!

Тепло детских сердец заряжает меня энергией, мое сердце бьется сильнее, и дарит им любовь. Мне,  как педагогу, о детях необходимо знать все. Чтобы не обмануть, не разочаровать, не потерять доверие и той высоты, той планки, которую сама себе установила. Заинтересовать, заворожить, окружить теплом своей души, чтобы воспитать, не упустить, направить по верному пути.

Сейчас я задаю себе  вопрос: Могу ли я поклясться всю жизнь оставаться верным своей профессии? Не думаю, ведь жизнь так велика, а я в ней ЧЕЛОВЕК. Тогда, быть может, пообещать всегда быть честной и справедливой? Но я имею право на ошибки: учитель тоже ЧЕЛОВЕК. Любить всех детей одинаково? Но у меня не механическое сердце - я просто ЧЕЛОВЕК. Сделать всех вокруг счастливыми? Но ведь я не Бог, всего лишь ЧЕЛОВЕК. Мне кажется, учитель может поклясться только в одном: никогда не забывать о сути своей профессии, о её предназначении на этой Земле.

Когда я 20 лет назад начинала работать,  главным орудием учителя были  слово, мел, доска, но и тогда учитель был творцом человеческих душ. Сколь б веков ни пролетало над Землей, сколько еще впереди, но всегда будут существовать ученики и учителя, ибо только передавая опыт и знания новым поколениям, человек может достичь вершин цивилизации. И тот наш пращур, вручивший каменный топор своему младшему сородичу, и был первым учителем. Это потом мир узнал имена Песталоцци, Яна Амоса Коменского, Сухомлинского, Амонашвили - тех, чьи труды переводят сейчас на все языки мира, чей опыт назван бесценным, кого именуют Учителем с большой буквы. И сегодня тысячи педагогов, отдающих сердце детям, прокладывают дорогу в будущее, ибо нам дано учить и воспитывать тех, кто будет жить после нас.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия ( эссе)

Выступала на районном конкурсе " Учитель года". Мои размышления о своей профессии....

Моя педагогическая философия Эссе

Человеческое слово стрелы острее.   Пословица....

Моя педагогическая философия (эссе)

Почему я стала учителем......

Моя педагогическая философия. Эссе

Мир не стоит на месте, он стремительно движется вперед. Сегодня как никогда актуальны слова древнегреческого философа Гераклита: «Все течет, все меняется». Современные достижения науки и техники и не ...

«Моя педагогическая философия» Эссе

Моя  педагогическая философия складывается постепенно. Мне очень повезло в жизни, меня воспитывали прекрасные люди: мудрые родители, умные и справедливые учителя и воспитатели. Прожила все 11 лет...