ПРОБЛЕМЫ И СВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
статья на тему
В современных условиях социальное партнерство для системы СПО выступает средством и результатом высокого уровня его развития, показателем стабильности, гибкости и готовности своевременно реагировать на внешние изменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noskova_e.v._statya.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Носкова, преподаватель,
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) « Ковылкинскийаграрно-строительный колледж»,
г. Ковылкино.
ПРОБЛЕМЫ И СВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В современных условиях социальное партнерство для системы СПО выступает средством и результатом высокого уровня его развития, показателем стабильности, гибкости и готовности своевременно реагировать на внешние изменения.
Целью подготовки молодых специалистов ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский аграрно-строительный колледж» является не столько формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, сколько развитие творчески активной, социально адаптированной, конкурентно способной личности. А также способной приспособиться к длительной профессиональной деятельности в быстро меняющимся мире.
Проблема социального партнерства для развития нашего колледжа приобретает актуальность, так как нам необходимо создать эффектный диалог между профессиональным образованием и предприятиями-работодателями.
Анализируя практику развития профессионального образования за последние 10-15 лет, приходим к выводу, что процесс подготовки кадров был пущен на самотек и в долгосрочном плане давал отрицательные результаты. Появилось много неквалифицированных специалистов «модных» профессий (бухгалтеры, менеджеры, юристы т.д.), невостребованных на рынке труда и поэтому нуждающихся в переквалификации сразу же после получения профессии. И в то же время явно ощущалась нехватка профессионалов в производственной и социальной сферах. Приток профессиональных кадров в эти сферы был недостаточен, да и качество образования выпускников не всегда соответствовало требованиям, предъявляемым работодателем. Большинство работодателей предпочитали брать претендентов с опытом работы в требуемой сфере, считая, что выпускники еще не имеют необходимых знаний и навыков. Каждая заинтересованная в этом процессе сторона – профессиональное образование, государство, бизнес, получающие профессию граждане – пытались решить эти проблемы на своем уровне. Совершенно очевидной стала необходимость их согласованной деятельности на основе принципов и средствами социального партнерства.
Сложившиеся на сегодняшний день социально-экономические тенденции развития промышленного, сельскохозяйственного производства и других сфер существенно влияют на цели системы профессионального образования, где на первое место выходит экономическая задача – удовлетворение потребностей рынка труда. Эту задачу необходимо решать совместно со своими социальными партнерами, то есть с предприятиями-работодателями и департаментом федеральной службы занятости населения.
Основная цель социального партнерства – это совместная разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики учебного заведения, основанной на интересах общества, работников и работодателей; содействие в подготовке конкурентноспособных квалифицированных работников, которые могут адаптироваться к быстрым изменениям рынка труда. Для этого надо стараться создавать эффективный социальный диалог между профессиональным образованием и предприятиями-работодателями, устанавливать новые контакты, налаживать экономические связи. В нынешних условиях ограниченного финансирования учебных заведений со стороны государства это чрезвычайно актуально. Поэтому, анализируя уже имеющийся опыт, необходимо осуществлять сотрудничество по следующим взаимовыгодным направлениям:
- проведение анализа рынка труда в районе, регионе;
- обеспечение образовательного процесса современной материально- технической базой;
- переподготовка и стажировка преподавательских кадров;
- организация качественной подготовки учащихся во время прохождения технологической и производственной практики;
- организация целевой подготовки по заказам социальных партнеров;
- организация рекламной деятельности по образовательным услугам;
- моделирование личности будущего выпускника.
Такая работа будет способствовать реализации основной цели современных российских профессиональных учебных заведений – подготовка востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами, способного без «доучивания» приступить к работе. Постепенно развивая отношения с социальными партнерами, российское профессиональное образование должно стремиться к тому, чтобы руководители предприятий увидели и оценили все преимущества данного сотрудничества.
В этом случае они будут предоставлять свои предприятия для прохождения практики и проведения производственного обучения, организовывать экскурсии, оказывать образовательному учреждению посильную помощь не только в денежном эквиваленте, но и материалами, инструментами, приспособлениями малой механизации. Все эти и другие возможные льготы повысят интерес студентов не только к профессии, но и к самому предприятию. Представители предприятий должны присутствовать на итоговой аттестации выпускников, где у них будет возможность оценить уровень подготовки выпускников, но и пригласить их к себе на работу. Иными словами, ведя социальный диалог с работодателем, необходимо его убедить, что вложения в «человеческий капитал» - это эффективные вложения, которые принесут предприятию весомую прибыль.
Анализ открытой информации учебных заведений СПО позволяет сделать вывод о том, что администрацией и инженерно-педагогическими коллективами российских образовательных учреждений проводится большая работа в этом направлении, так как каждый понимает, что несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация специалистов приводит выпускников на биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального партнерства в значительной степени зависит от самого учебного заведения, инициативы и понимания всей важности этого дела не только инженерно-педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.
Администрация и педагогический коллектив нашего учебного заведения (ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский аграрно-строительный колледж») также постоянно и целенаправленно ведет работу в данном направлении, предоставляя своим выпускникам не только базу для получения практических профессиональных навыков, но и обеспечивая их рабочими местами. Однако тот факт, что колледж расположен в небольшом городе, где не так много крупных, твердо стоящих на ногах предприятий и организаций и подходящих по специфике своей работы в качестве социального партнера, конечно же, создает ряд трудностей в налаживании экономических связей. Но мы используем все возможности, ведя социальный диалог о партнерстве со всеми идущими на контакт работодателями не только в своем районе, но и за его пределами.
На основании выше изложенного, можно констатировать, что экономические стороны социального партнерства являются стратегическими векторами, определяющими направления успешности современного профессионального образования, и, следовательно, требуют к себе повышенного внимания и единства действий всех заинтересованных сторон: власть – работодатели – профессиональное образование.
Список литературы
1.Авдеенко, М.В., Алешина Т.М., Понкратова, В.Н. Социальное партнерство в сфере образования: учебное пособие. - М: МГОУ, 2006.
2.Еремеев, О.В.Новые подходы к социальному партнерству.//Профессиональное образование. 2004. №5.-с.30
3.Чугаев, К.А. Экономические аспекты социального партнерства в профессиональном образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное проектирование в образовательной среде
Социальное проектирование является одной из самых распространённых форм работы в образовательной среде.Проектная деятельность-это пошаговое продвижение к поставленной цели. Каждый шаг -один из з...
Социальное партнерство как ресурс развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
На современном этапе российской школы социальное партнерство рассматривается нами как наиболее актуальный тип взаимодействия учебного учреждения с социумом....
Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и общественной жизни
Выживает не самый сильный,и не самый умный, а тот, кто лучше всехоткликается на происходящие изменения.Чарльз Дарвин Социальное партнерство для профессионального образования должно стать ес...
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....
Школа социального партнерства как компонент современной образовательной среды
Привычная для нас прежняя воспитательная среда в современных условиях не сможет эффективно формировать социально-значимые качества личности. Поэтому теперь особенно остро ощущается н...
Мастер-класс: « Использование возможностей социальной и информационно-образовательной среды во внеурочной деятельности»
Мастер-класс: « Использование возможностей социальной и информационно-образовательной среды во внеурочной деятельности»...