Мастер-класс: « Использование возможностей социальной и информационно-образовательной среды во внеурочной деятельности»
материал (9 класс) на тему
Мастер-класс: « Использование возможностей социальной и информационно-образовательной среды во внеурочной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_vozmozhnostey.docx | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: « Использование возможностей социальной и информационно-образовательной среды во внеурочной деятельности»
Всякий изобретатель является
растением своего времени и своей среды.
Л.Выготский
В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии.
Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. Для этого необходимо создание информационно – образовательной среды (далее ИОС)
Образовательная среда- - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Социальная и информационно-образовательная среда – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально-развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникационных средств и педагогических технологий.
Основные элементы информационно-образовательной среды
1.Современные средства коммуникации (телевидение, Интернет, мобильная связь)
2.педагогические технологии:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
3. компьютерные средства обучения (компьютерные учебники, тренажеры, справочники, а так же различные контролирующие и тестирующие системы)
4.информационно – образовательные ресурсы ( Интернет-среда, компоненты на СД и ДВД, электронное наглядное пособие, компоненты на бумажных носителях)
ИОС должна реализовать:
- интегрирующую функцию, создание «пространства возможностей» для всех участников образовательного процесса, объединение усилий педаго-гов и администрации для решения задач, поставленных перед современной школой, создание единой системы информационного обеспечения;
- дифференцирующую функцию, т.е. создание таких микросред («ниш»), которые позволят: каждому учителю - построить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства; обучающемуся – иметь возможность для развития и самореализации творческого потенциала; адми-нистратору – своевременно получать необходимую информацию для приня-тия эффективных управленческих решений как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Для этого необходимо применять следующие методики:
I. Методика организации компьютерного практикума (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя;)
II. Методика использования творческих заданий с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint, Movie Maker (создание рекламных роликов, презентаций, видеофильмов и т.д.)
III. Методика использования обучающе-контролирующих программ (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие
В обучающих программах, ученикам предоставляется возможность дополнять, редактировать данный материал , что способствует поиску ученикам новой информации, получению навыков самообразования и делает процесс деятельности максимально увлекательным. С интересом ученики вставляют слова, буквы, расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают (или не знают) правила правописания.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования (в режиме «онлайн», т.е. здесь и сейчас), проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Ожидаемые результаты
- удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в оперативном получении информации;
- создание каталогов учебных информационных материалов и баз данных нормативно-правовых документов;
- внедрение ИКТ во внеурочной деятельности;
- накопление и тиражирование различных информационных материалов;
- наиболее полное использование возможностей глобальных сетей России и всего мира во внеурочной деятельности
- использование ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность по литературе и русскому языку , является важным звеном работы в школе. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе.
Не секрет, что для многих учеников русский язык и литература не являются любимыми предметами. Именно поэтому внеурочная деятельность предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом с использованием информационно – образовательной среды.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
2. Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;
3. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам (русский язык, литература);
4. Повышать уровень обученности и качества знаний;
5. Совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности.
Открытость для социума, сетевое взаимодействие участников образовательного процесса в нашей школе обеспечивается наличием сайта. Сайт предоставляет возможности:
влияния на образовательную политику учреждения и условия образовательного процесса, принимать участие деятельности образовательного учреждения. На сайте представлены нормативные документы, подтверждающие право на образовательную деятельность и характеризующие учебно-воспитательный процесс, размещена информация о планах и достижениях школы;
- развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся.
Регулярно обновляется информация для учащихся о конкурсах и олимпиадах, в которых они могут принять участие. Сами дети размещают информацию о текущих делах, о том, каких результатов достигли, о планах ученического самоуправления .
Наша школа является ресурсным центром по духовно – нравственному воспитанию обучающихся , где главенствующая роль отведена деятельности учителей русского языка и литературы,
которые являются связующим звеном между изучением предмета и всесторонним развитием личности ученика.
Сегодня я хотела бы поделиться опытом работы в данном направлении.
С4.1Одним из направлений внеурочной деятельности является работа с одаренными детьми, с этой целью была разработана Программа.
Целенаправленная работа последних лет с одаренными детьми дает свои результаты. Мои дети стали участниками олимпиад, где показывают положительные результаты.
название мероприятия | учащиеся | результат |
Всероссийская олимпиада школьников по предметам ( муниципальный уровень) | Победитель Победитель Призер | |
Общероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус», «Альбус» | Диплом лауреата Диплом лауреата Диплом лауреата | |
СМС олимпиада БИСГУ | Победитель Призер |
С.Традиционно в нашей школе в октябре проходит «Неделя филологии», которая невозможна без использования ресурса социально и информационно-образовательной среды.
Так в этом году учащиеся 5- 11 классов приняли участие в заочном конкурсе сочинений «Болдинская осень», а также филологической викторине.
Был проведен конкурс «Знаешь ли ты русский язык?" для учащихся 6 класса, час русского языка «Без грамматики не выучишь и математики» (6-7), конкурс знатоков «Люби и знай русский язык» (5-6 кл), «Лингвистическое ассорти» (7-8классы). Все мероприятия прошли на высоком методическом уровне, а самое главное, что все ребята активно участвовали, и ,мы надеемся, повысили уровень знаний о русском языке.
2. 1.Вот уже на протяжении нескольких лет мы проводим муниципальные конкурсы художественного литературного чтения
«Вифлеемская звезда»
«Золотой луч»
Данные конкурсы-праздники сопровождаются музыкальными композициями, презентациями, выставками рисунков, анимацией, видеороликами, видеофрагментами, аудиозаписями.
Задачи Фестиваля-конкурса « Рождественское чудо»
1) духовно-нравственное воспитание и просвещение подрастающего поколения;
2) поддержка юных дарований, создание условий для реализации их творческих способностей и гармоничного развития;
3) привлечение внимания общественности и средств массовой информации к вопросам духовно-нравственного развития и творческим достижениям одаренных детей и подростков.
Номинация «Исследование», «Электронная сказка» решают задачи социальной и информационно- образовательной среды во внеурочной деятельности.
Участников традиционно приветствует депутат районного собрания, директор школы Васильева Г.Г. , настоятель храма отец Василий, начальник МУ « МК Ртищево» Т.С. Коробовцева.
2.2.Также был проведен межмуниципальный конкурс "Сергий Радонежский - учитель и устроитель России" для учащихся 1-7 классов.
Победители заочного тура , представили и защитили свои работы по разным направлениям: научно – исследовательская работа, проект, творческая работа (стихотворение, проза и др) что было бы невозможно без современных средств коммуникации.
2.3.Помимо этого ребята в учебном году не раз становились участниками конкурсов разных уровней. Особое впечатление оставило участие в школьном, муниципальном, а затем региональном этапах Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» — соревновательного мероприятия по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. В рамках Конкурса участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения, которое не входит в школьную программу по литературе.
2.4.Нельзя не вспомнить и интеллектуальную игру для старшеклассников "Знание без границ" среди школ города, организованной БИ СГУ в рамках XIV регионального семинара преподавателей русского языка. Участники 10 класса стали призерами. За ребят болели не только одноклассники и учителя, но и родители, которые присутствовали в зале и были не только пассивными слушателями, но и активными участниками игры со зрителями вместе с учителями русского языка и литературы.
Также были награжден Иванов И. –призер дистанционного конкурса эссе, проведенного в рамках празднования юбилея А.Солженицына, БИСГУ.
Иванов Илья, Ялунина Мария становились победителем и призером смс олимпиады с использованием современных средств коммуникации и компьютерных средств обучения.
Всему этому предшествовала определенная работа, которая помогла достичь результатов
3.Конференции «Надежда Губернии», в которой мы принимаем участие, учит наших ребят публичному выступлению, умению отбирать лингвистический материал, а далее представлять данные работы на более высоком уровне, хотя результаты пока здесь скромные.
4.Используя ресурс социальной и информационной среды в 2014-2015 учебном году Коцыло А., Гребенев А.стали призерами в номинации литературное творчество межрегионального дистанционного сетевого проекта « Край родной- ты свет моей души»
4 В 2014-2015 год мы провели сетевой муниципальный проект «Недаром помнит вся Россия...», посвященном 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Цель и задачи проекта:
-развитие интереса у учащихся к литературе, повышение их общего культурного уровня,
-активизация внеклассной и внешкольной работы по литературе;
-помощь учителям в организации содержательной внеклассной и внешкольной работы по литературе;
- содействие творчески одаренным детям в раскрытии своих талантов
Направление проекта: литературное, патриотическое
- Номинации:
2.1. «Мультимедийная». Презентация, видеофильм, анимация «Интересные факты из жизни Михаила Юрьевича Лермонтова».
2.2. «Литературная»:
2.2.1. Проза: эссе «Недаром помнит вся Россия...»
2.2.2. Лирика: стихотворное произведение собственного сочинения.
2.3. «Художественно-изобразительная» (живопись, графика)
2.4. Фотоколлаж.
Актуальность проекта неоспорима: большое количество участников, обсуждение, мы думаем, привлекло заслуженное внимание к замечательному событию.
5.В последний учебный день первой четверти обучающихся 8-ых - 11-ых классов закружил традиционный Осенний бал, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Использование ИКТ технологии, игры в фанты, викторина на эрудицию, творческие задания по составлению стихотворений и многое другое сделали праздник неповторимым. Участники и организаторы получили массу впечатлений.
5.В рамках работы кружка «Юный корреспондент» в школе выпускается газета «Класс», которая с недавних пор размещается на сайте школы.
Школьная газета "Класс" существует в нашей школе давно - с 2008 года . Ее инициатором стала творческий и неутомимый учитель Юдаева Н.Г .
Вместе с учителями ребята пробуют себя как корреспонденты, поэты, журналисты. Газета отражает жизнь нашей школы. Часто выпуски приурочиваются к знаменательным датам и событиям.
7. Одним из направлений работы по созданию социальной образовательной среды стали акции « Поздравь учителя», « Поздравь ветерана»,
экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), а также совместные мероприятия с библиотекой им.А.С.Пушкина, ДШИ им. В.Толкуновой, с учреждениями дополнительного образования.
В течении года мы посетили Оптину пустынь и женский Шамординский монастырь, Тарханы,Саратов. Совершили прогулку по Волге, посетили музеи как Ртищево, так и Саратова.. Трудно передать словами, насколько величественны, красивы, богаты духовной жизнью эти места, ребята много узнали, а еще больше почувствовали. А также в работе мы часто используем ресурс виртуальной экскурсии
8.Традиционные праздники Дня Защитника Отечества в рамках патриотической недели в актовом зале школы состоялось общешкольное мероприятие "Встреча трех поколений", приуроченного к православному празднику Сретения Господня. На нем присутствовали почетные гости: ветераны Великой Отечественной, афганской и чеченской войн. Учащиеся и гости из первых уст услышали о Божьей помощи на войне, увидели живых героев, чьи рассказы никого не оставили равнодушными. Звучали песни, стихи в исполнении учеников, учителей, гостей, которые трогали до слез... Это была поистине встреча не только трех поколений, но и встреча с настоящей с живой историей, неподдельной любовью к Родине, встреча с Богом каждого из присутствующих.
В преддверии праздника Великой Победы, в школе прошел праздник, посвященный этому великому и героическому празднику, состоялся концерт с приглашенными ветеранами труда во времена великой Отечественной войны и ветеранами педагогического труда. Для гостей и всех присутствующих звучали стихи, песни, исполнялись танцы. Проникновенные слова ведущих никого не оставили равнодушными. Выступление ветеранов все слушали затаив дыхание. Вспомнили всех павших на полях сражений минутой молчания. После праздника прошла ежегодная акция "Георгиевская лента", в процессе которой все ученики школы отправились поздравлять с днем Победы ветеранов Великой Отечественной войны на дому.
В прошлом году Россия отмечала 400-летие Императорского Дома Романовых, не исключением стал и наш город. В нашей школе прошёл муниципальный праздник, посвящённый данному событию. В этот день гостей было много, все городские школы и 3 сельские. Ребята нашей школы приняли активное участие в данном празднике. Они показали ярмарку, побывали на балу, а так же познакомили гостей с биографией первых Романовых. В конце праздника обучающиеся Темповской средней школы провели викторину, посвящённую династии Романовых. Звучали стихотворения, отражающие трагические события гибели семьи Николая 2.
9 В городском краеведческом музее мы стали участниками встречи с писателем Мраморновым Александром Игоревичем и авторской презентацией его книги, вышедшей в свет в этом году "Судебный процесс против Саратовского духовенства в 1918-1919 годах". На встрече присутствовали духовенство города, представители СМИ, библиотеки, представители районного образования, учащиеся школы. Автор книги Мраморнов А.И. вел оживленную презентацию, в которой отразил жизнь священников Сердобского уезда (в частности своего прапрадеда и его земляков). Содержание книги опирается на богатый архивный материал. Свою очередь слушатели выразили благодарность Александру Игоревичу и поделились своими наработками в данном направлении: Морозов А.В. рассказал о своей работе по исследованию храма в селе Владыкино, которая заняла призовое место на конкурсе Вернадского. Воскресенская О.Н. рассказала о краеведческой деятельности района. Работник музея подвела итог встречи. Все присутствующие отметили полезность и нужность данной встречи. Данное мероприятие помогает учащимся сознать необходимость исследовательской работы, сбора и обработки информации.
Вот уже четвертый раз в нашей стране (с 2010 года) отмечается государственный праздник День православной книги. И наша школа ( учителя рус.яз) четвертый год подряд является инициатором и организатором этого праздника,
Учащимися 8-9 классов под руководством учителя литературы Ивановой Е.В. и педагога -огранизатороа Коцыло Е.Г., была подготовлена и проведена литературно-музыкальная композиция «Мой край задумчивый и нежный», посвященная творчеству С.Есенина. По – осеннему оформленный зал, выставка книг, художественных работ, презентация по творчеству любимого поэта- все наполнило присутствующих особенным настроением. Яркое впечатление ребята получили от исполнения Т. В. Зубаль ( учитель музыки) песни на слова С.Есенина « Отговорила роща золотая…». Никого не ославили равнодушным выступление ученика 8 класса Колесникова С. "Письмо к матери". В дальнейшем запланировано проведение ряда мероприятий по литературному направлению, например, « Ум и дела твои бессмертны», посвященные А.Грибоедову. и др.
10. Зимний сезон стартовал, и открыл его конкурс театрализованных постановок, посвященных Новому году и Рождеству "Этот сказочный месяц года" среди учащихся 5-7 классов. Ребятами были представлены на суд зрителя и жюри разножанровые постановки: учащимися 5 класса - рождественская сказка "Теремок», пьеса по мотивам Г.Х. Андерсена "Девочка со спичками", учащимися 7 класса была представлена постановка на современный лад "Он и Она", в которой современный молодой человек шел на любые испытания, даже встречу с Бабой-Ягой и Змеем Горынычем , чтобы исполнить просьбу любимой девушки .
Внеурочная деятельность по предмету приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы, достижение которого невозможно без создания социальной и информационной образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»
Структура мастер-класса: 1. Вступление.2. Основная часть.а) сообщение темы, задач мастер –класса;б) методы здоровьесберегающих технологий:-артикуля...
Опыт использования школьного социального интерактивного театра как способа организации внеурочной деятельности .
Cпособствовать формированию ЗОЖ...
«Использование средств социальных сетей в урочной и во внеурочной деятельности»
Использование средств социальных сетей в урочной и во внеурочной деятельности....
Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...
Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...
Мастер-класс "Пути повышения качества формирования ЕНГ. Изменение содержания урочной и внеурочной деятельности"
Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освое...
Мастер-класс "Финансовая грамотность как метапредметный результат на уроках и во внеурочной деятельности"
Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнеде...