Социальное партнерство как ресурс развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
материал по физкультуре по теме
На современном этапе российской школы социальное партнерство рассматривается нами как наиболее актуальный тип взаимодействия учебного учреждения с социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnoe_partnerstvo.doc | 405.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.Г. Гуляева
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Учитель физкультуры высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»
город Энгельс, Саратовская область
Мы рождены, чтобы объединиться с нашими братьями-людьми и со всем родом человеческим.
Цицерон
О партнерстве мы говорим в том случае, если устанавливаются отношения взаимовыгодного сотрудничества, социального диалога. В этом случае школа занимает позицию не «благодарного получателя» помощи и материальной поддержки, а равноправного партнера, обладающего ресурсами, полезными для других участников взаимодействия.
Термин «социальное партнерство в образовании» – как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Социальное партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.
На современном этапе развития российской школы социальное партнерство рассматривается нами как наиболее актуальный тип взаимодействия образовательного учреждения с социумом. Концепция модернизации российского образования определило его как инструмент государственной политики, назвав в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» пять приоритетных направлений его развития. Одно из направлений – здоровье детей. Для страны, где более 80% выпускников не соответствует по физическим параметрам нормам развития для своей возрастной категории, а у 75% детей ухудшается состояние здоровья за время обучения в школе, проблема весьма злободневна. Статистика показывает, что в России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. Прямым следствием такого роста заболеваемости среди школьников является снижение показателей физического развития (ФР) и функциональных возможностей организма, в том числе граждан подлежащих призыву на военную службу. Это ведет к увеличению числа подростков, имеющих ограничения к военной службе, получению профессионального образования, трудовой деятельности. Так, за последние 10 лет уровень общей заболеваемости юношей допризывного возраста увеличился на 43,5%, а уровень годности юношей к военной службе снизился на 5,9%. Ухудшается и физическое развитие современных допризывников, ведущим отклонением в котором является дефицит массы тела, а среди причин ограничения годности допризывников к военной службе ведущее место занимает недостаточность питания - 21,4% .
В сложившейся ситуации школьное здравоохранение рассматривается как важный резерв для активного внедрения здоровьесберегающих технологий и профилактических мероприятий.
Данные мониторинговых исследований, проводимых в МБОУ "СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Энгельса, указывают на то, что проблема формирования культуры здоровья детей продолжает быть актуальной, несмотря на то, что сравнение индекса здоровья с 2010 по 2011 учебный год с данными трёх предшествующих лет показало выраженную тенденцию к стабильности:
Учебный год | Индекс здоровья |
2008-09 | 0,89 |
2009-10 | 0,89 |
2010-11 | 0,90 |
Состояние здоровья обучающихся оценивалось по результатам профилактического осмотра и диспансеризации обучающихся 1-11 классов.
при Мониторинге здоровья использовали методику расчёта индекса здоровья: соотношения числа детей 1 (подготовительной) и 2 (основной) групп здоровья к общему числу обучающихся.
Диаграмма. Динамика по группам здоровья
Изучение преобладающих текущих заболеваний обучающихся школы через медицинские справки и карты показало, что наиболее часто встречающимися причинами пропусков занятий являются: заболевания дыхательных путей (37%), вегето-сосудистые заболевания (32%), заболевания опорно-двигательного аппарата (18%) и другие (13%) от общего числа учащихся, имеющих проблемы со здоровьем.
Как видим, проблема состояния здоровья детей актуальна и для нашего региона, принимающего большое количество участников соревнований областного, регионального, всероссийского уровня, открытого внешним связям, а значит, подверженного в большей степени риску ввоза наркотиков, употреблению токсических веществ, алкоголя и в этом плане более опасного для подрастающего поколения. Проблемы региона свойственны и муниципальному образованию Энгельсский район.
Инфраструктура микрорайона нашего образовательного учреждения достаточно развита и может удовлетворить потребности населения в спортивной, культурной и полезной организации досуга. В шаговой доступности от школы находятся спортивный городок (стадион, летний плавательный бассейн, хоккейный и теннисный корты, волейбольная и баскетбольная площадки, военизированная полоса препятствий, гимнастический городок и др.), Гарнизонный Дом офицеров (спортивный и хореографический зал, библиотека, спортивно-оздоровительный комплекс). Кроме того, недалеко от школы, расположены Детская спортивная школа, Дом культуры «Дружба», плавательный бассейн «Нептун», «Лазурный».
Многие родители учащихся определили новую, общественно значимую роль школы как учреждения, готового в форме учебных занятий предоставить возможность получить все эти сберегающие, поддерживающие и формирующие здоровье возможности бесплатно. В современной структуре образования и воспитания нет последовательной и непрерывной системы обучения здоровью, формирования установок здорового образа жизни и ценностей здоровья. А поскольку эта социальная категория является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, мы рассматриваем здоровье как социальное свойство личности и поэтому позиционируем свою школу как школу здорового образа жизни. Это определило и ее миссию: школа – территория здорового образа жизни.
Необходимость ведения здорового образа жизни осознается практически всеми учащимися. Но за этим пониманием редко стоят реальные действия, что объясняется нежеланием менять устоявшиеся привычки, стереотипы поведения.
Деятельность социального педагога, учителей физкультуры, ЗОЖ и других педагогов осуществляется в общем контексте формирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении, направленном на обеспечение разностороннего развития школьников в условиях здоровьесберегающей среды. Поэтому главной целью является увеличение ресурса развития здоровьесберегающей, здоровьеподдерживающей и здоровьеформирующей среды образовательного учреждения путем взаимодействия с социальными партнерами. Это содействует формированию здоровьесберегающего образовательного пространства в нашем учреждении.
Взаимодействие с социальными партнерами помогает решить нам следующие задачи:
- создание условий для здоровьесбережения, здоровьеподдержания и здоровьеформирования школьников;
- развитие у учащихся компетенций: личностного самосовершенствования; коммуникативной; самосохранения; здоровьесбережения (правила личной гигиены, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, забота о собственном здоровье);
- формирование необходимых знаний, умений и навыков ЗОЖ, установок здорового образа жизни;
- совершенствование системы популяризация ЗОЖ;
- оказание помощи для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;
- воспитание культуры здоровья.
Одним из возможных вариантов выполнения вышеперечисленных задач является организация образования и воспитания, гарантирующая успешное оздоровление учащихся, формирование установок культуры здоровья и их социализацию за счет получения обучающимися социальной практики в форме взаимодействия со всеми организациями и учреждениями, находящимися в социуме школы.
Работа по формированию установок здорового образа жизни проводится по нескольким направлениям:
- духовное и нравственное здоровье,
- социальное здоровье,
- психологическое здоровье,
- информационная безопасность и интеллектуальное здоровье,
- физическое здоровье.
По каждому из направлений создается план реализации. Например, формирование духовного и нравственного здоровья реализуется в тесном сотрудничестве с краеведческим музеем г. Энгельса. Обеспечение духовного здоровья воспитанников – насущная потребность времени. Нам помогают ее реализовать сотрудники Воскресной школы (директор Курканина Л.Г.) при храме Ильи Пророка, который находится рядом со школой. Воспитательный эффект от встреч огромен, «выпрямление» душ «трудных» подростков весьма наглядно, т.к. личностное общение и с сотрудниками Воскресной школы, и со священниками носит позитивный характер.
Значимо в осуществлении духовного и нравственного воспитания социальное партнерство со штабом военного гарнизона (зам. комдив по воспитательной работе гвардии полковник Бацманов О.М.), расположенного рядом со школой. Вместе с наставниками мы организуем различные военно-спортивные соревнования, военизированную игру «Зарничка», экскурсии в Музей Боевой Славы, получаем материальную поддержку в приобретении военной атрибутики, выделяется транспорт для экскурсий, поездок на соревнования.
Большую роль в формировании компетентностей коммуникативности и конкурентноспособности играют воспитательные мероприятия, проводимые в школе в соответствии с годовым планом воспитательной работы. В реализации этого плана социальное партнерство тоже играет большую роль. Хореографического и большого актового зала в школе нет, поэтому для проведения крупных мероприятий на договорной основе используется зал Дома офицеров. Занятия танцевальной студии "Вдохновение" (рук. Дейнеко Е.) проводятся как на базе школы, так и на базе ГДО, дети занимаются творчеством в школе искусств №5, расположенной в этом же здании (ритмика, хореография, спортивные танцы, музыка, ИЗО). Очень тесно сотрудничаем с коллективом Дома офицеров во время летнего оздоровления детей, мероприятия эстетической направленности проводим в зрительном зале ГДО, посещаем библиотечные мероприятия, концерты, спектакли.
Ориентируясь на потребности социума в формировании установок здорового образа жизни, ценностей здоровья, реализуя здоровьесберегающую функцию образования, педагоги разработали план воспитательной работы в этом направлении: по гражданственно-патриотическому, экологическому воспитанию, по здоровому питанию.
В связи с информатизацией школы необходимо больше уделять внимания информационной безопасности, негативно влияющей на здоровье учащихся. Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения. Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. С этой целью в школе проводится целый ряд мероприятий, предполагающих сохранение и поддержание здоровья учащихся (физкультминутки на уроках, тренажер для глаз, соблюдение режима проветривания учебных кабинетов), но есть необходимость более активно проводить саму информационную безопасность.
Интеллектуальное здоровье учащихся поддерживается и реализуется в активизации познавательной деятельности.
Важное значение для формирования здоровой информационной среды приобретает использование информационного ресурса СМИ: связи со средствами массовой информации администрация школы придает очень большое значение. В минувшем учебном году о школе было 12 публикаций районного и областного уровня; также телесюжет о жизни школы на районном телевидении. Учителя и учащиеся школы публикуют информацию о своей деятельности на сайте школы, в районной газете. Школьный сайт мы используем как ресурс общения и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Для поддержания физического здоровья имеются ресурсы здоровьесберегающей среды нашего учреждения. В начальных классах введен дополнительно час ритмики, по договору с плавательным бассейном "Нептун" проводятся уроки плавания в старших классах, в школе действуют около 30 кружков и секций, из них 10 спортивных секций (около 300 чел.). На базе школы работают спортивные секции борьбы, туризма по договору с ЦДЮТ. Социальное партнерство с детско-юношескими спортивными школами, военным спортивным залом, плавательными бассейнами, баскетбольным клубом ДК "Дружба" позволяет привлечь к занятиям спортом большее количество детей. Спортивная жизнь школы наполняется разнообразием, учащимися осваиваются новые виды спорта.
Совместно с Центром технического творчества, отделом по делам молодежи и молодежной политике, спорткомитетом г. Энгельса и Энгельсского района проводятся различные соревнования в рамках городской и районной спартакиады школьников, спортивно-массовые мероприятия, праздники. Учащиеся занимают призовые места в районных и городских соревнованиях.
Социальные партнерские отношения заключены с Центром медпрофилактики, центром «Семья». С центром «Здоровье» в 2011-2012 учебном году реализуется совместный проект «Здорово живем». Обучающиеся школы, имеющие отклонения в здоровье, посещают занятия лечебной гимнастики в кабинете ЛФК. Дважды в год проводится расширенное медицинское обследование этих детей узкими специалистами. По результатам проведенных обследований выдаются рекомендации для учителей и родителей. Регулярно организуются лектории и классные часы, которые проводят врач-генеколог, нарколог, и др. Детям, попавшим в трудную ситуацию, оказывается психологическая помощь. Учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью с педагогом-психологом школы.
Одно из важнейших направлений работы – взаимодействие с семьей. Основные направления работы с родителями:
- привлечение родителей к участию в совместных занятиях с детьми по здоровьесбережению (участие в мероприятиях, праздниках, соревнованиях, совместные поездки, походы);
- оказание родителями добровольной благотворительной помощи;
- просветительская работа по вопросам сохранения здоровья, оказание родителям педагогической, психологической помощи в воспитании и развитии детей (индивидуальные консультации, семинары, лекции, родительские собрания, информационные стенды).
Таким образом, в школе сложилась модель взаимодействия с социальными партнерами, основными компонентами которой стали представители всех структур макро- и микросоциума, оказывающие влияние на расширение здоровьесберегающей среды нашей школы. Сотрудничество с социальными партнерами способствует поддержке интереса детей к двигательной и познавательной активности, единству физического и психического развития, позволяет расширить среду общения, поле деятельности по организации занятий и активного досуга учащихся. Социальное партнерство для нас означает практику совместной выработки решений и разделяемой ответственности. Следует отметить, что рождение этого партнерства было продиктовано жизненной необходимостью. Здоровьесбережение учащихся в нашей работе носит системный характер, уточняет приоритеты внутришкольного, микро- и макросоциального управления, выводит образование на новый качественный уровень, делает образовательное пространство школы открытым, развивающимся. Социальное партнерство стало для нашей школы естественной формой существования. В своей работе мы используем интеллектуальный, моральный и организационный потенциал всех участников образовательного процесса, стараемся осуществлять это на основе системно-деятельностного подхода. Системообразующим фактором жизнедеятельности школы является познавательная деятельность детей, направленная на пробуждение интереса к здоровью как к самостоятельной ценности.
Литература
- Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2005. - №10. - С.84-92.
- Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004. - №1. - С.21-26.
- Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 214с.
- Казаковцева Т. С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // "Начальная школа", 2006, № 4. С.68.
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // "Начальная школа", 2005. - № 11. С.75.
- Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д, 2006.
- Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // "Начальная школа", 2006, № 8. С.90.
- Пидкасистый П.И. Педагогика.- М.: Педагогическое общество России., 1998.-640с.
- Пруель Н. А. Образование как общественное благо. - СПб., 2001;
- Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 6.
- Сборник статей. Социальное партнерство в образовании. -Нсб.: Педагогическое обозрение, 2008, № 4 (79)
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с
- Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // "Начальная школа", 2006, № 8. С.89.
Приложение 1
Социальное партнерство
МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Субъекты социального партнерства | Формы взаимодействия | Результат взаимодействия |
Энгельсская авиабаза | Сотрудничество по вопросам укрепления материально-технической базы школы и стимулирования участников образовательного процесса | Оказание помощи: - военно-патриотическое воспитание; - спортивно-массовая работа; - участие в ремонтных работах в здании школы, - обустройство прилегающей территории |
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СарИПКиПРО) | Взаимное сотрудничество |
|
Филиал Саратовского государственного технического университета Энгельсский политехнический институт (СГТУ ЭТИ) | Сотрудничество с целью повышения образовательной компетентности учащихся школы по информатике и ИКТ, формирование условий для профессионального самоопределения учащихся | Проведение учебного процесса с использованием электронных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, получение обучающимися сертификатов |
Саратовская государственная юридическая академия | Договор о совместной деятельности Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся | Определение в выборе профессии юриста Поступление в ВУЗ |
Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ) | Договор о совместной деятельности Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся | Проведение учебного процесса с использованием электронных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, получение обучающимися сертификатов Определение в выборе профессии юриста Поступление в ВУЗ |
Энгельсские учреждения начального и среднего профессионального образования | Договора о профориентационной работе План совместной работы | Проведение совместных мероприятий Определение в выборе профессии Поступление в ССУЗ |
ДОУ д/с при в\ч Энгельсской авиабазы | Сотрудничество в рамках сохранения контингента и преемственности в обучении | Подготовка будущих первоклассников к школе |
Городская детская поликлиника № 2 | сотрудничество | Оказание лечебно-профилактической помощи учащимся школы |
Городская стоматологическая поликлиника | сотрудничество | Оказание стоматологической помощи |
Комиссия по делам несовершеннолетних | Участие педагогов и социального педагога в работе КДН | Профилактика правонарушений подростков, проведение совместных мероприятий |
Центр занятости населения Энгельсского муниципального района | План совместных мероприятий Временное трудоустройство учащихся |
|
«Воскресная школа» при храме Ильи Пророка (летный городок) | План совместных мероприятий | Проведение совместных мероприятий по духовному и нравственному воспитанию |
Военный комиссариат г. Энгельса | Работа в рамках планирования ВПР школы | Осуществление постановки юношей на воинский учет. |
Гарнизонный дом офицеров (ГДО) | Участие в мероприятиях, согласно плану работы ГДО | Развитие творческих способностей учащихся |
Центр медицинской профилактики (ЦМП) | Совместный проект «Здорово живем» | Проведение совместных мероприятий |
Центр молодежных инициатив (ЦМИ) | Участие в мероприятиях, согласно плану работы ЦМИ | Проведение совместных мероприятий |
Центр «Семья» | Участие в мероприятиях согласно плану центра «Семья» | Совместная работа с многодетными, малообеспеченными, социально-опасными семьями |
Реабилитационный центр «Надежда» | Участие в мероприятиях согласно плану центра «Надежда» | Совместная работа с социально-опасными семьями, «трудными», профилактика правонарушений и преступлений |
Плавательный бассейн «Нептун» | Организация учебных и внеучебных занятий на базе бассейна | Развитие физических способностей обучающихся, их одаренности |
ДЮСШ № 3 | Организация занятости детей микрорайона | Охват досуговой деятельностью, занятия спортом (футбол, спортивная и художественная гимнастика, настольный теннис) |
ДЮСШ стадион «Торпедо»
| Организация работы спортивной секции «Легкая атлетика», футбол в летном городке | Охват досуговой деятельностью, занятия спортом |
Центр детского и юношеского творчества | Организация работы туристического кружка на базе МОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» | Развитие туристических, физических, творческих способностей обучающихся, их одаренности |
Танцевальная студия «Вдохновение» ГДО | Организация работы кружка на базе МОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» | Развитие творческих способностей обучающихся |
Центр детского технического творчества | Организация работы кружков | Развитие способностей учащихся |
Приложение 2
Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе
№ | Здоровьесберегающие технологии | Приемы и средства | Результат |
1 | Медико-гигиенические технологии (МГТ) | Соблюдение правил и норм СанПиН, требований к проведению урока. | Контроль и помощь в обеспечении санитарно-гигиенических условий, просвещение по знаниям гигиены, профилактические мероприятия по охране здоровья. |
2 | Физкультурно-оздоровительные технологии | Профилактические комплексы на профилактику различных заболеваний, разнообразные формы организации урока. Смена видов деятельности, плотность урока. Методы и средства закаливания. | Повышение двигательной активности, работе всех систем организма, устойчивость к неблагоприятным условиям, повышение иммунитета к различным заболеваниям. Формирование физического развития школьника. |
3 | Экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ) | Проветривание, влажная уборка. Разнообразие спортивного инвентаря, Наличие зеленой зоны на спортивных площадках, гигиенически удобная одежда. | Гармоническое отношение с природой, эмоциональный и психологический настрой, удовольствие к занятиям, правильное отношение к гигиеническим навыкам. |
4 | Технологии обеспечения жизнедеятельности (ТОБЖ) | Инструктажи по технике безопасности, правильное применение инвентаря и оборудования. Технически оснащенные опасные участки | Умение правильно применять правила по ТБ, контролировать действия по сохранению своего здоровья, уметь действовать в экстремальных условиях. |
5 | Социально-адаптирующие и личностно-развивающие | Соревнования, игры, умение работать в команде, встречи, матчи, презентации. | Совершенствовать физическое совершенство, физ. подготовленность, найти свой вид спорта, умение отстаивать свой позиции |
6 | Лечебно-оздоровительные | Средства закаливания, профилактические комплексы на различные системы организма, участие в праздниках здоровья, соревнованиях, повышать физическое развитие. | Повышение двигательной активности, работе всех групп мышц, системах организма, уровню физического здоровья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие информационной среды образовательного учреждения»
Представлен проект на конкурс "Информационные технологии в образовании"Цель проекта– дальнейшее развитие инфраструктуры образовательного учреждения обеспечивающей реализацию модели «школа без границ»,...
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
"Формирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения"
На протяжении 10 лет педагогический коллектив школы уделял и уделяет первостепенное значение здоровью школьника. Школа и общество – понятие, неразрывно связанные. Любое изменение ситуации в обществе о...
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....
Программа здоровьесбережения «Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения " МБОУ Тарасовская СОШ №2 на 2015-2020 учебные годы
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.ЦЕЛЬ: формирование у обучающ...
Программа работы с социальными партнерами "Социальное партнерство как ресурс духовно-нравственного формирования личности"
Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с другими людьми, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении, формируются в человеке в подростковом возрасте. Именно детский жи...
Программа: «Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения»
Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и формирование у них знаний, умений, навыков, мотивов вести здоровый и безопасный о...