Кумиры современной молодежи
материал по теме

Знаменская Юлия Арнольдовна

Выступление на радио "Эхо Москвы" с расскаом о кумирах современной молодежи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekho_moskvy.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

18 Май 2003

"Родительское собрание" На кого хотят быть похожими сегодняшние дети?

18 мая 2003 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Юрий Поляков - писатель, Максим Покровский - лидер группы "Ногу свело!", Юлия Знаменская и Елена Устимова - учителя школы 929.

Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА: Открываем наше "Родительское собрание". У нас сегодня очень интересный, на мой взгляд, вопрос будет обсуждаться: на кого хотят быть похожими наши дети, т.е. будем говорить о кумирах и о героях. Сегодня на нашем "Родительском собрании" присутствуют учителя из школы 929 Юлия Знаменская. Здравствуйте, Юлия.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: И Елена Устинова. Здравствуйте, Лена.

Е. УСТМОВА: Добрый день.

К. ЛАРИНА: И также у нас в гостях сегодня писатель, главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков. Здравствуйте.

Ю. ПОЛЯКОВ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: И Максим Покровский, музыкант, лидер группы "Ногу свело", кумир. Кумир же?

М. ПОКРОВСКИЙ: Не уверен, но тем не менее, здравствуйте. Рад встрече с Вами.

К. ЛАРИНА: Здравствуйте. Кумир и отец. "Вау" мы должны все кричать. Ну, что? Так получилось замечательно, впервые на нашей программе, что когда мы договаривались о встрече с нашими уважаемыми учительницами, они провели по нашей просьбе сочинения в своих классах как раз на эту тему "Мой кумир", так мы условно назвали тему сочинения, да, Юля?

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Это было, конечно, очень условно Человек должен был сам и сформулировать название, и подумать, о чем бы он писал. Т.е. это кумир или просто человек, который нравится, или отсутствие кумиров. Но обязательно объяснить, не просто написать "такой-то и такой-то". Это обязательно должно было быть объяснение.

К. ЛАРИНА: Я так понимаю, что много у Вас здесь сочинений, Вы принесли их в качестве примеров. Можно процитировать несколько сочинений. Но если говорить в общем, кого упоминают дети, о ком они пишут? Причем хочу обратить внимание наших слушателей, что дети абсолютного возраста, там есть и поменьше и постарше, да?

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Да, у нас был пятый класс, два седьмых класса, два восьмых и один одиннадцатый. Из ста человек "нет кумира" - это 39.

Е. УСТИМОВА: У третьей части точно.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Очень было приятно, что 11 человек своими кумирами назвали родственников. И в одном сочинении очень хорошо сказано: "Зачем мне искать кумира, когда рядом со мной есть папа?" Я очень хочу, так или иначе, папе это сочинение передать. Три человека написали: "Мой кумир это мой друг", один очень хорошо катается на роликах, другой просто очень надежный товарищ. Опять-таки, никакого отрицательного кумира мы не увидели, именно негативного. Человек, на которого хочется быть похожим, это хороший человек. Дальше. Конечно, мама, папа, бабушка, дедушка. Ну, и дальше уже по людям известным. Кумиры спорта: Иржи Ярошек.

К. ЛАРИНА: Это кто такой?

Е. УСТИМОВА: Хоккеист.

К. ЛАРИНА: Боже!

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Это хоккеист или футболист ЦСКА. Марк Кармайкл - мотогонщик, Елена Хворова - чемпионка по латино-американским танцам (написала девочка, которая занимается танцами), конечно, Бекхэм, конечно, Рональдо, Тони Хавк, который занимается экстремальными видами спорта, два человека назвали своим кумиром Потомацкого, но один написал, что "если он дальше так будет пропускать шайбы, он перестанет быть моим кумиром". И очень хорошее сочинение об Александре Карелине. Дальше. Что нам особенно приятно, несколько человек назвали литературного героя своим кумиром - это Катя из "Двух капитанов", Ассоль.

К. ЛАРИНА: Это из-за "Норд-Оста", наверное.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Нет, это именно по книге. То есть, герой не "Норд-Оста", а герой "Двух капитанов".

Е. УСТИМОВА: Но они и читали. Мы проводили внеклассное чтение перед тем, как проводился "Норд-Ост", мы на внеклассном чтении разбираем книгу в разных классах, и по-разному люди воспринимают.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Конечно, Гарри Потер. Интересно, что это не маленькие дети, т.е. мой седьмой класс, и совершенно взросло было объяснено

Е. УСТИМОВА: Не для того, чтобы наколдовать себе много конфет или чего-то еще, а для того, чтобы бороться с отрицательными героями. И таким же примером из кино является Джеки Чан у моих, у маленьких, потому что он хорошо дерется и потому что он всех побеждает, и в общем, я считаю, что он не агрессивен, это тоже для них важно. Т.е. он смешной герой больше, чем злой герой.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: И все-таки добро у него должно побеждать. Дальше. В музыке. Одна работа о Владимире Высоцком ("мои родители слушали, мой старший брат слушает и я"), т.е. не только Высоцкий, но можно сказать, что родители, в общем, пример очень-очень хороший. Дальше сочинение, которое я хочу прочитать, о Бутусове. Гарик Сукачев, две работы о "Тату", несомненно.

К. ЛАРИНА: Боже мой! А кто, девочки писали о "Тату"?

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Девочки. И тоже сказано, что тот образ, который им создали, это вовсе не то, что они на самом деле, это созданный взрослыми образ, они вообще все очень хорошие. Два человека - "Сплин", "Ночные снайперы", "Король и Шут", Алсу, Найк Борзов, "Сектор Газа". Три человека написали о "Кирпичах", но это три приятеля. Т.е. опять-таки, цитируя сочинение, "Я посоветовала посмотреть сериал своим подругам по классу, и они тоже начали фанатеть".

К. ЛАРИНА: От кого?

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Ну, у нас абсолютный лидер - сериал "Зачарованные".

К. ЛАРИНА: Я вообще не знаю, что это такое.

Е. УСТИМОВА: Мы тоже не знаем, но это дети смотрят.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Мне так рассказали, что я посмотрела, и мне почти понравилось. Жалко, что он закончился.

Е. УСТИМОВА: "Они красивые, они веселые, у них хороший характер". Но это пятый, седьмой классы.

К. ЛАРИНА: А еще? Давайте по людям уже тогда закончим, по персонажам.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Жанна Агузарова - "странная, а это заманчиво и прикольно", Зинчук - у человека, который играет на гитаре. Музыка зарубежная: три человека о "Рамштайн", два человека - Шакира, три - Наталья Орейра, три - Аврил Лавин, Ричи Блэкмор, Мадонна, Кристина Агилера, "Эминем", "Пинк". Музыка всё.

Е. УСТИМОВА: Разброс достаточно большой.

К. ЛАРИНА: А где Пол Маккартни?

Е. УСТИМОВА: Они вряд ли знают, кто это.

К. ЛАРИНА: Не то поколение, да?

Е. УСТИМОВА: Да, конечно.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: И вот опять, к примеру, вина родителей. Кино: Дженнифер Лопес, Амалия Мордвинова, Мишель Мерсье, Николь Кидман, Джеки Чан, Мэрилин Монро, 10 человек - "Зачарованные". Дальше "анимашки" и Барт из "Симпсонов".

К. ЛАРИНА: Понятно.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Ну, я думаю, это была некоторая шутка, но тем не менее. Дмитрий Дюжев, Сергей Безруков.

К. ЛАРИНА: "Бригада" все-таки присутствует, да?

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Да, один человек. И есть в нашей компании два политика. Это Владимир Владимирович Путин ("не потому, что он президент, я хочу быть на него похожим не из-за денег, деньги здесь абсолютно не играют никакой роли. Я хочу быть таким же как он, таким же дипломатичным, вот именно таким президентом я хотел бы стать").

К. ЛАРИНА: А второй политик?

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Жириновский. Тоже не из-за того, что он какой-то экстравагантный, не из-за того, что он может себе позволить плеснуть в лицо водой, а (да простит меня американское посольство) из-за того, что он может послать американского президента. То есть, если говорить о патриотизме, я считаю, что вот оно, проявление.

К. ЛАРИНА: Ну, что, вот такой вот обзор школьных сочинений мы сделали. Мы еще к ним вернемся, поскольку мы впервые сейчас все это слушали вместе с Юрием Поляковым и Максимом Покровским. Я попросила бы прокомментировать этот набор Максима для начала. Максим?

М. ПОКРОВСКИЙ: Я с большим вниманием и с огромным интересом слушал. Тем не менее, у меня как-то волнообразное восприятие всего этого, потому что когда речь идет о литературных героях, когда речь идет о замечательных музыкантах, среди которых куча именно наших отечественных, я очень рад. Потом мы так волнообразно обращаемся к этим, как их, "Сумасшедшие" или "Зачарованные"?

К. ЛАРИНА: "Зачарованные".

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Не надо. 10 человек будут против "Сумасшедших".

М. ПОКРОВСКИЙ: Тем не менее, меня попросили высказать мое мнение. Я с огромным уважением отношусь к мнению Ваших учеников, сейчас высказываю свое мнение. Я очень переживаю за то, что происходит на телевизионном экране. Очень переживаю за то, что смотрят все дети, в частности, мой сын. Я очень переживаю за ту рекламу, которой сопровождаются "Зачарованные", а потом какие-то тряпочки женские. Простите меня, ради бога. Но мой сын недавно задал вопрос, мы, естественно, нашли как и что ему ответить. Я, например, с огромной радостью отнесся к Барту Симпсону, потому что с такой иронией относиться к жизни, как создатели этого мультфильма, нужно уметь и понимать. И то, что наши дети, даже не всегда понимая шутки, иногда скабрезной шутки, в этом сериале, в "Симпсонах", все равно пропитываются этим. На мой взгляд, это очень хорошо, потому что они пропитываются ироничным отношение к жизни и к самим себе. Вот вкратце комментарии. Я очень рад за спортсменов. И я очень рад за то, что (это первое, о чем сказали) дети своих родителей, близких родственников и друзей считают своими кумирами. Потому что это действительно так. И я не верю в то, что двух уважаемых абсолютно мной назвали не потому, что они политики, и не потому, что они занимают эти посты. Я уверен, что именно поэтому их назвали.

К. ЛАРИНА: Максим, а у Вас были кумиры в детстве?

М. ПОКРОВСКИЙ: Вы знаете, поскольку я музыкант, меня очень часто спрашивают

К. ЛАРИНА: Про музыкальных кумиров?

М. ПОКРОВСКИЙ: Про музыкальных кумиров и в то же время про стили. И у меня очень противоречивое к этому отношение. Я очень часто и активно говорю о том, что я считаю, что любой вид деятельности, музыка в частности, это личность, это проявление личности и только личность делает что-то. Все музыкальные стили, равно как инструменты, являются просто рабочим материалом, то, с чем мы работаем. Тем не менее, когда я создавал себя как музыкант и создавал группу, я, в общем-то, шел от противного. Не то, чтобы я очень кого-то не любил, не то чтобы я очень кого-то пытался, даже внутри себя, противопоставить и обидеть, но тем не менее, я шел от противного в итоге. Все-таки я сейчас это понимаю. Я ни на кого не хотел быть похожим. Я с удовольствием увлекался личностями, я с удовольствием слушал музыку, как я смотрю на игру актера и читаю произведения литературные и так далее, не этим ограничивается все. Тем не менее, в музыке я ни на кого не хотел быть похожим. В итоге я понял, что вот

то юношеское, почти экстремальное нежелание быть на кого-то похожим, сейчас устаканилось, сейчас я понимаю кто я такой, тем не менее, я хочу оставаться собой.

К. ЛАРИНА: Это Максим Покровский. Юрий Поляков. Юра, Вам слово. Ваши ощущения от предложенного списка?

Ю. ПОЛЯКОВ: Мое ощущение сложное. Я хотел, кстати, обратить внимание, прежде всего, на то слово, которым мы с Вами пользуемся. Любопытно, что мы пользуемся словом не, скажем, "идеал", не "герой", а именно "кумир". А что такое кумир? Кумир - это, так сказать, изображение божества.

К. ЛАРИНА: То есть то, чему поклоняются.

Ю. ПОЛЯКОВ: Да. Вырубленное, я не знаю, из дерева, из камня.

К. ЛАРИНА: Истукан, как в словаре Даля говорится.

Ю. ПОЛЯКОВ: Да, истукан, идол. Понимаете?

К. ЛАРИНА: Предмет слепой любви.

Ю. ПОЛЯКОВ: Да. Но главное, что не сам герой, не сам бог, а его изображение, его отражение тогда в камне, в дереве, а сейчас в телевизионном экране. Когда я был маленьким (а маленьким я был, так сказать, в эпоху Хрущева), то я думал, что Хрущев - это диктор Балашов, который постоянно был в телевизоре. И был очень удивлен, когда родители мне объяснили, что нет, не этот с замечательным голосом импозантный мужчина, а вот этот вот старичок с большой бородавкой возле носа, который все время спускается с трапа в таком развевающемся костюме. Это очень, я бы сказал, такой важный момент, что практически все - и дети, и взрослые получают кумиров, вот эту, так сказать, кумирню с телевизионного экрана. И пускать это, как говорится, на самотек нельзя ни в коем случае, потому что за счет вот этих знаковых фигур, на которые дети (да и взрослые тоже, по крайней мере в одежде, в манере поведения) равняются, формируется национальная культура теперь во многом. И Вы обратите внимание, что, скажем, за эти десятилетия, за последние годы, у нас были локальные войны и какие-то трагические события. Вы заметили, что нет ни одного, допустим, здесь допустим, солдата, совершившего подвиг?

К. ЛАРИНА: Да, вот я тоже себе это записала, чтобы обратить внимание.

Ю. ПОЛЯКОВ: Ни одного военачальника?

К. ЛАРИНА: Да даже нет ни одной исторической личности, понимаете? Потому что я вспоминаю, допустим, свое детство, я была совершенно помешана на Жанне д'Арк. Я много про нее читала, все, что издавалось тогда в Советском Союзе, находила. И для меня это действительно было идеалом, сама личность. Не то, что я хочу пойти воевать во Францию, нет, не в этом же дело. А потом, когда с возрастом, как мне кажется, есть много таких примеров, даже вот в нынешних сочинениях, очень многое связано с выбором будущей профессии, когда человек, который играет на гитаре, выбирает себе в качестве идеала гитариста, тот кто хочет быть писателем или поэтом, думает о каких-то авторах, прежде всего.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Ну да, т.е. занимаясь спортом, так или иначе, кумир, находится среди героев спорта.

К. ЛАРИНА: Конечно. Но вот самое главное, чего здесь нет, реально существующих людей. Вот прав Юра, что всё это телевизионные персонажи, прежде всего.

Ю. ПОЛЯКОВ: Я еще хочу добавить такую мысль: телевидение сейчас занимается тем, что у нас скоро вообще на телевидении ведущие одних программ будут брать интервью у ведущих других программ.

К. ЛАРИНА: А уже такое было.

Ю. ПОЛЯКОВ: И я писал об этом давно, когда только еще намечалась тенденция, сейчас она уже просто стала неприличной. Но ведь существует огромная культурно-экономическая, военная, научная, производственная жизнь страны, где есть свои герои, где есть новые Королевы, новые Жуковы, новые Келдыши и так далее. Их нет. Об истории мы узнаем из передачи, которую ведет Парфенов, который не историк и который гораздо более озабочен тем, в каком он костюме появляется в следующем кадре, нежели тем, что он говорит. Понимаете? У нас же есть замечательные историки, прекрасно владеющие русским языком и умеющие рассказать интересно. Их не допускают туда. И поэтому действительно получается такая кумирня, где через вот этих телевизионных коммуникаторов отражена какая-то сложная, противоречивая и очень необходимая молодому человеку жизнь. Вот это очень важный момент.

К. ЛАРИНА: Я хочу прочитать то, что мне дала Юлия Знаменская, одно из сочинений, которое очень показательно. Восьмой класс.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: И еще отметьте, пожалуйста, что здесь мы ничего не редактируем, это действительно тетради, которые лежат перед нами.

К. ЛАРИНА: Понятное дело.

Ю. ПОЛЯКОВ: Это очень хорошо, что не редактировали.

К. ЛАРИНА: Итак, внимание. "У меня нет, не было и не будет кумиров. Ни одна музыкальная группа, ни один человек не является кумиром. Я кумиронезависим". Вот какое замечательное словоизобретение, да?

Ю. ПОЛЯКОВ: Хорошее слово, да.

К. ЛАРИНА: "Кумиры, которых создали люди, являются такими же людьми как все. Его почти ничего не отличает. Единственное его отличие в том, что у него есть деньги, микрофон в руках и толпа его поклонников, которая готова подражать ему во всем. Это ненормально. Даже в заповеди говорится: "Не сотвори себе кумира". Кто его уже создал, тот зависит от него. Кумир - тот же человек, что и все. Это нужно помнить. Нужно всегда быть самим собой". Содержание - пять, кстати, обращаю внимание.

Ю. ПОЛЯКОВ: А ошибок много?

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Вы знаете, мы не проверяли ошибки.

К. ЛАРИНА: Не проверяли, да.

Е. УСТИМОВА: Чтобы не портить впечатление.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Вообще, впечатление потрясающее. Я не просто читала сочинение, я даже не знаю как назвать, как сказать, я потом на следующий день говорю: "Почему вы не пишете такие умные сочинения про "Капитанскую дочку", про "Мцыри"?" Они сказали: "А мы писали от души". С одной стороны, за литературу обидно, но очень хорошо написано.

К. ЛАРИНА: Молодцы. Но все-таки возвращаясь к нашему диспуту, поскольку Юра достаточно радикальную точку зрения высказал, вот по поводу героев, которые существуют в реальной жизни. Неужели сегодня невозможно противопоставить ничего вот тем самым телевизионным персонажам, либо Гарри Поттеру, либо даже тем же музыкантам, группе "Тату"? Вот из реальной сегодняшней жизни? Максим, я к Вам обращаюсь.

М. ПОКРОВСКИЙ: Мне очень нравится все, о чем здесь говорится.

К. ЛАРИНА: Вот с Юрой Вы согласны?

М. ПОКРОВСКИЙ: Вы знаете, я в основном с Вами согласен. Не то чтобы я ухожу и увиливаю от ответа, дело все в том, что я бы не стал так драматизировать. Т.е. с одной стороны, то, что Вы говорите (я обращаюсь к Юрию), находит полный резонанс у меня, когда Вы говорите о том, что одни телеведущие будут скоро брать интервью у других телевизионных ведущих. Мной написана недавно песня, она станет саунд-треком к новому фильму, который снимает Евгений Лузгин. Фильм будет называться "Время - деньги". Там есть не очень красивые (я не о красоте) и не очень гладкие слова, я конкретно цитирую самого себя, извините: "Телеведущий как баба одет". Да, я очень тяжело отношусь к телевидению, на которое я через несколько часов еду. Я попрощаюсь с Вами и еду на телевидение. И вот это как бы вторая опять же сторона медали. Я бы не стал так драматизировать, когда речь идет, например, о спортсменах. Я не буду трогать музыкантов, поскольку они, что западные, что отечественные, по факту являются моими коллегами, хотят они этого или нет. Но дело все в том, что мне не очень хорошо в рамках своего профессионального мирка как-то заниматься построением аналогий и вообще анализом. Но про спортсменов я хочу сказать, в частности. Про политиков, почему только про спортсменов? Люди чего-то добились. Я все-таки человек результата. Я нужен людям тогда, когда я живу, функционирую, это когда у меня тот самый микрофон в руках, когда выходят мои диски, когда моя группа нужна, когда мы гастролируем, когда мы работаем, работаем, еще раз работаем. Поэтому то, что у детей, пишущих сочинение, кумирами все-таки являются люди, которые чего-то добились, это уже хорошо. Я полностью разделяю мнение и огорчение по поводу того, что действительно ни хороших военачальников, ни серьезных ученых, которых мы просто не знаем, ученые сейчас бегут и приносят прибыль другим странам. Приносят прибыль, я специально говорю такими сухими словами, потому что люди живут, функционируют, работают и добиваются. И то, что

у детей кумирами являются, еще раз подчеркну, те, кто добился в жизни чего-то, это уже не плохо, это уже не двойка с двумя минусами. Все дальнейшее - это предмет действительно обсуждения. Главное, кто вырастет из того, у кого кумиром является такой-то спортсмен и такой-то политик, и как он уже сможет помочь своей семье, своему городу и так далее.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Это Максим Покровский. Мы выяснили, что нет практически реальных людей в том списке, который предложили нам наши гости-учителя. Помимо, скажем, спортсменов, музыкантов, это понято. Хотелось бы настоящих героических личностей, есть ли они в нашей жизни? Итак, существуют ли, на Ваш взгляд, в современном мире настоящие герои, примеры для молодежи? Можно взять наушники нашим гостям, для того чтобы услышать телефонные звонки в эфире "Эха Москвы". Активно идет голосование, и уже цифры интересные на нашем экране. Давайте по телефону послушаем.

ЛЮДМИЛА: Меня зовут Людмила. Я считаю все-таки, из музыкантов Мстислав Ростропович, например.

К. ЛАРИНА: Т.е. Вы считаете, такие люди существуют?

ЛЮДМИЛА: Да, я думаю, что существуют.

К. ЛАРИНА: Ростропович, вы имеете в виду как предмет для чего? Как музыкант? Как личность?

ЛЮДМИЛА: Музыкант, если только кто-то из детей занимается музыкой. А вот, например, для моего племянника (моя сестра очень много и родители наши рассказывали), ему 15 лет, и он для него существует не как музыкант, он музыкой не занимается, не интересуется.

К. ЛАРИНА: А как личность, да?

ЛЮДМИЛА: Да. Всякие статьи даже читает.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое. Еще один звонок по телефону. Как Вы ответили на наш вопрос?

ГАЛИНА: Существует. Например, Валентин Дикуль.

К. ЛАРИНА: Хороший. Понятно.

ГАЛИНА: Сам себя поднял и помогает другим.

К. ЛАРИНА: Хорошо. Спасибо Вам за конкретный пример.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Вот как-то у нас все время пожилые женщины. Мне бы хотелось, конечно, услышать молодые звонкие смешные голоса.

К. ЛАРИНА: Я еще раз спрошу тех, кто участвует в нашем интерактивном голосовании: существуют ли в современном мире настоящие герои, примеры для молодежи? А я пока этот вопрос адресую моим сегодняшним гостям. Максим, на Ваш взгляд, существуют?

М. ПОКРОВСКИЙ: Ну, как предметы для

К. ЛАРИНА: Подражания.

М. ПОКРОВСКИЙ: Вот очень зыбкая формулировка. Мы пляшем на грани. Я только что говорил и буду придерживаться такого мнения, что я не понимаю подражания в принципе. Это как иллюстрация, немножко несерьезная, не люблю пародистов. Действительно не люблю. Это опять же только иллюстрация. Тем не менее, люди, которые подают хороший пример, это совершенно другое. Им, вернее, необязательно подражать. Если я увижу кого-то или что-то, что меня очень сильно взбудоражит, окажет на меня, соответственно, эмоциональное воздействие, я после этого живу и работаю по-другому какое-то время, я весь взведенный, я продуктивный. Я слышал, уже с Ваших слов, о том, что привели в пример Ростроповича. Это замечательный музыкант, который, как я слышал (слухами земля полнится), расписан, что называется, на год вперед. Человек живет и работает. И я еще раз акцентирую Ваше внимание на том, что мне очень приятны люди, которые живут и очень активно работают. И наш мир существует, пока живем. Значит, есть люди, которые этот мир двигают вперед. Естественно.

К. ЛАРИНА: Ой, как красиво говорит!

Ю. ПОЛЯКОВ: Беда, что мы про тех людей, которые двигают мир и нас худо-бедно кормят, защищают и так далее, почти ничего не знаем.

К. ЛАРИНА: Ну, а кто виноват?

Ю. ПОЛЯКОВ: А я Вам объясню, кто виноват.

К. ЛАРИНА: Вот главный редактор "Литературной газеты".

Ю. ПОЛЯКОВ: Дело в том, что сейчас решают электронные средства массовой информации. Вот, например, есть такой замечательный детский доктор Рошаль, о котором мы узнали.

К. ЛАРИНА: Узнали только благодаря тому, что случилась трагедия.

Ю. ПОЛЯКОВ: А что, не было Рошаля до этого? Или такой пример. Учитель года. Вот его объявили, показали, секундный кадр - ему что-то там вручают, и про него забыли. Да он должен не вылезать этот год из телевизора! Он должен вести передачу, он должен выступать на радио.

Е. УСТИМОВА: А уроки кто будет вести?

Ю. ПОЛЯКОВ: Нет, он один.

Е. УСТИМОВА: Но если он не будет вести уроки, он не будет учителем.

Ю. ПОЛЯКОВ: Не надо ему вести. Вот этот год он представляет наше героическое учительство российское.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Можно, я Вас перебью? Я знаю человека, который был учителем года по России, наш очень хороший друг.

Е. УСТИМОВА: Он не перестает работать.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Знаете, его застать дома очень трудно. То есть, он действительно живет настолько активной жизнью, что как он еще ухитряется уроки вести, я просто удивляюсь.

К. ЛАРИНА: У нас когда берутся за кого-то, Юра, превращается это в такую уже, извини, порнографию духа, до абсурда все доводится.

Ю. ПОЛЯКОВ: Здесь ничего не сделаешь. Но я еще раз хочу вернуться к той же мысли, что у нас, к сожалению, нет государственной политики на телевидении. Государственной информационной политики.

К. ЛАРИНА: То есть, Вы считаете, телевидение виновато прежде всего?

Ю. ПОЛЯКОВ: Не телевидение как таковое, а телевидение как наиболее массовое сейчас средство массовой информации.

К. ЛАРИНА: Источник информации.

Ю. ПОЛЯКОВ: Конечно. Вот заметьте, что делают американцы? У них какая-то девочка испуганная попала к иракцам в плен. Бедная, я не знаю, что она там пережила. Ее выкрали, вернули. Она, конечно, больше никогда больше ни в армию, никуда не пойдет, ничего. Но она стала национальной героиней. Это, конечно, немножко комично, но это говорит о том, что американцы постоянно думают об этом. И даже когда нет этого повода, нет кумира, они его искусственно создают. Я против искусственного создания. Но у нас об этом вообще никто не думает. Понимаете? У нас нет государственной политики в этом. И все разговоры о свободе слова, свобода слова это свобода слова, а государственная политика - это государственная политика. Они друг другу не противоречат, они друг друга дополняют. Когда нет свободы слова, есть одна государственная политика - плохо, и когда есть одна свобода слова и нет государственной политики - на мой взгляд, еще хуже.

К. ЛАРИНА: Я хочу сказать, что наш опрос закончен. Зафиксировано 862 звонка, и мнения разделились таким образом: 61% дозвонившихся считают, что настоящие герои и примеры для молодежи в реальной жизни существуют, но 39% дозвонившихся говорят, что таких людей в наше время нет. Я хочу процитировать еще одно сочинение, очень маленькое. Седьмой класс. "Я хочу быть похожим на своего двоюродного прадедушку, который отдал свою жизнь за Родину, бросившись под немецкий танк с гранатой в руке во Второй мировой войне. В нашей деревне ему даже поставили памятник. Так как он был храбрым, я тоже хочу быть похожим на него". Вот это единственная маленькая записочка, в которой упоминается Великая Отечественная война и жизнь, отданная за Родину. Ну, что? Давайте еще раз прокомментируем расклад голосов, все-таки достаточно большое количество людей отказывают в существовании героям в сегодняшнем мире. Максим, как Вы думаете, почему? Потому что мы их не знаем или потому что их нет?

М. ПОКРОВСКИЙ: Меня не очень испугал этот процент, все-таки достаточно серьезно мы перевалили за половину. Оптимистичный настрой. Я уже сказал, что мы живем и существуем. Мы сейчас пользуемся услугой одного из средств массовой информации, радиостанции "Эхо Москвы" и вашей волной и вашей частотой. Действительно, не все хорошо. Но мне кажется, не так все страшно. Мне кажется, что мы выживем, мы будем дальше работать, и самые активные люди будут добиваться успеха. Легкий пессимизм тоже нужен, потому что нужны качели, нужны весы, нужны пропорции. Пускай будут пессимисты, они будут нас заставлять работать еще лучше.

К. ЛАРИНА: Вот Вы когда на концерт выходите, Вы же понимаете, что Вы можете в этот момент делать с этими ребятами все, что угодно? Этот момент ответственности, он присутствует вообще в Вашем сознании?

М. ПОКРОВСКИЙ: Он стал присутствовать с годами, раньше его не было. У нас есть официальное отношение к нашему фэн-клубу. У каждой группы есть фэн-клуб. Я очень давно сказал и провозгласил: "Мы хотели бы, чтобы он назывался не фэн-клуб, а клуб друзей "Ногу свело". Нам не нужны фанаты". И, Вы знаете, чувство ответственности за какие-то более простые вещи. Я все время с небес на землю. Мы вчера играли серьезный концерт сборный, мы были одной из групп-участниц в Санкт-Петербурге, серьезно плохо было ОМОНу. Потому что давили очень сильно, людей давили. Вот чувство ответственности в тот момент выразилось в том, что мне пришлось между песнями сказать: "Пожалуйста, не давите друг друга. Давайте останемся все живыми, здоровыми. У нас есть что вам еще сыграть, исполнить, спеть". Вот из таких простых вещей состоит это чувство ответственности, по-моему.

К. ЛАРИНА: А когда мы говорим о содержании песен? Это важно для вас? Я понимаю, что Вы вкладываете как творческий человек, как поэт в свои тексты, но они же по-другому все это воспринимают. И, возможно, гораздо примитивнее и поверхностней.

М. ПОКРОВСКИЙ: Круто! Меня назвали поэтом. Вы просто, в сердце льстец всегда отыщет уголок. Очень приятно. Я, к сожалению, очень мало пишу стихов и горжусь, когда у меня стихи; у меня их очень, очень мало, и они не станут песнями. А одно стихотворение станет, хочу романс написать, просто романс. Чувство ответственности, еще раз хочу сказать, по поводу содержания текстов песен приходит ко мне с годами. У меня есть песенки с очень, извиняюсь за сленг, стремным содержанием. Мне не стало с годами за них стыдно, я люблю их как своих деток, как деток (у меня один). Тем не менее, я с годами что-то пишу. Одна из последних песен, вошедших в последний альбом, называется "Колыбельная песня", написал ее своему сыну. Там я вынул из себя все добро, то, на что был способен. У меня есть песня, она называется "Четыре друга", на религиозную тему. Ее даже на радио, я имею в виду музыкальное FM-радио, которое специализируется на музыке, не сразу хотели брать, как-то очень к ней относились. Но

я этого не боюсь. Я говорю, что хочу сказать. В основном, пытаюсь нести добро. В последние годы.

К. ЛАРИНА: Как получится, посмотрим лет через 15, кого воспитаем. Возвращаюсь к теме нашего разговора. Ведь очень много сочинений есть, которые нам принесли наши учителя, в которых, как мы уже цитировали одно сочинение, вообще отрицается само право на существование такого понятия как кумир. А в принципе, нужны идеалы и кумиры молодому человеку? Вот на взгляд писателя Юрия Полякова для начала.

Ю. ПОЛЯКОВ: Что значит "нужны"? Они всегда были, они всегда будут.

К. ЛАРИНА: Вопрос "кто", да?

Ю. ПОЛЯКОВ: Да, вопрос "кто" и каково, грубо говоря, содержание этой кумирни? Если там только одни певцы, то эта нация очень скоро перестанет существовать.

К. ЛАРИНА: Ну, нас же кормили этими, извините меня, пионерами-героями все наше детство.

Ю. ПОЛЯКОВ: Правильно, кормили. Потому что такая была эпоха.

К. ЛАРИНА: Но это же было лицемерие.

Ю. ПОЛЯКОВ: Нет, это было не лицемерие, это была такая эпоха. Понимаете? Эти эпохи проходили и другие народы. И, понимаете, самая большая ошибка, которую мы делаем, это мы смотрим на другое историческое время и оцениваем его с позиции нашего сегодняшнего опыта, исторического и т.д. Это было такое время. Ему предшествовала страшная революция, когда нужно было вообще вернуть народу веру в себя, потому что все друг друга убивали несколько лет. И сейчас время изменилось. Структура этих кумиров стала более сложная, более тонкая. Мы можем себе позволить делать кумиром, скажем, поэта с достаточно, так сказать, стремными текстами. Так тогда мы не могли этого себе позволить, а сейчас можем. И это замечательно. Но рядом должны стоять, я еще раз говорю, должны стоять и защитники страны, и ученые, и просто работяги. У нас ведь кто-то работает. Хотя у нас много заводов. Но ведь кто-то работает, кто-то еще пашет, кто-то сталь льет. Такое впечатление, что это, знаете, как у Уэллса, вот эти верхние обитатели - телеведущие, певцы, писатели, журналисты, и вот там эти морлоки (так, они, по-моему, назывались у Уэллса), которые там, под землей, что-то производят и так далее. Это очень нестабильная структура, потому что при нынешнем уровне средств массовой информации, вообще всей этой информационной структуры, во многом материальное благополучие и твердость материальная зависят от четкости, жесткости и продуманности вот этой эфирной кристаллической решетки.

К. ЛАРИНА: Понятно. На ком ответственность? Мы сейчас как-то замкнулись в телевизоре. Но существует лимоновская партия, их кумир сейчас узник, политический заключенный, по их мнению. Они готовы жизнь за него отдать. Я не знаю насколько это всерьез, но во всяком случае они это декларируют. Можно сказать о целых группировках фашистских, которых мы называем скинхедами, у них тоже есть свои конкретные идеалы, не навязанные телевидением, о котором Вы говорите (по телевизору их не показывают), а совсем другие люди, совсем другие.

Ю. ПОЛЯКОВ: Правильно.

К. ЛАРИНА: Это откуда берется?

Ю. ПОЛЯКОВ: Я Вам скажу, откуда это берется. Эти их идеалы и их идеология, которая не ими придумана, которая позаимствована, а это все продиктовано нестабильностью нашего сегодняшнего общества, полным социальным бардаком, который у нас творится, отсутствием государственной идеи, экономической идеи и так далее. Понимаете? В стране, где 10 лет 90% населения снизили свой уровень жизни в несколько раз, а 10% повысили в несколько сот раз, не может не быть экстремистских движений. И если мы будем над ними глумиться и смеяться, они будут только озлобленные и более жестокие.

К. ЛАРИНА: Я бы хотела уже перейти к финалу, чтобы наши уважаемые учителя подвели такой итог нашему сегодняшнему разговору. Вот к вопросу об ответственности, о воспитании и о разговоре с детьми. Что из сегодняшнего разговора для Вас было самым главным? Вот о чем и надо с детьми разговаривать? После того, как Вы прочитали все эти сочинения? Что Вам не хватает в детях?

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Не хватает времени на общение с ними, не урока, а времени. Потому что этих сочинений, этого нет в программе, сейчас нет такой темы "Мой кумир", "Мой герой", как угодно формируй эту тему. Т.е. мы фактически за счет урока

К. ЛАРИНА: "На кого я хочу быть похожим".

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: Т.е. мы фактически за счет урока эту работу сделали. И если бы у меня было время с ними общаться! Вот у меня мой класс, мы очень много ходим на экскурсии, очень много именно общаемся неформально, и я знаю своих ребят, и как-то я, наверное, какое-то влияние на них могу оказывать. Если я вижу человека 45 минут, за которые я должна его научить одному из самых трудных вообще на Земле языков, то

К. ЛАРИНА: Некогда. О душе подумать некогда.

Ю. ЗНАМЕНСКАЯ: То воспитание, как бы оно там не должно было присутствовать.

Е. УСТИМОВА: Всегда очень модно запрещенное. Потому что наше поколение из-под парты читало "Мастер и Маргарита", сейчас ее ввели в программу, дети не понимают, потому что уровень уже не тот, и не хотят понимать.

К. ЛАРИНА: А Поляков есть в школьной программе?

Е. УСТИМОВА: Полякова нет. "Козленок" очень понравился, они в полном восторге. Естественно, что это послужило поводом прочитать еще и роман. Они, естественно роман читали, и не один раз. А все предыдущие книги, я боюсь, что они не знают, что такое есть. Всё запретное очень модно. Вот, собственно, дети писали о том, что хорошо группа "Ленинград", группа "Тату", модно то, что совсем запрещено. Вот то, что не позволяют родители, то, что не позволяет воспитание, то, что не позволяют какие-то другие причины. Нужна свобода. И на "Максидроме" и то, про что Максим рассказывал, на других каких-то концертах, эту энергетику... Ведь дети, подростки, они очень одиноки вообще, они ищут себя, и им хочется найти таких же ребят, которые похожи с ними по мыслям. И к сожалению, эта энергетика, она, в основном, оказывается очень агрессивной, им надо где-то эту энергию и агрессию выплеснуть. И это вот только концерт. А вот положительного, про что Юрий Михайлович говорил, положительного какого-то объединения нет. Раньше это была пионерская организация, комсомол. Это было в какой-то степени лживо, но воспитание патриотизма было, сейчас этого практически нет. Я с радостью слышала от некоторых родителей, что некоторые на 9 Мая специально детей возят возлагать цветы, чтобы они это видели, чтобы они это прочувствовали. Но это единицы. Вот массовой политики, такой, к сожалению, сейчас нет.

К. ЛАРИНА: На этом мы заканчиваем. Напомню, что сегодня в нашем разговоре о кумирах молодежи принимали участие наши уважаемые учителя Юлия Знаменская и Елена Устимова, а также Юрий Поляков, главный редактор "Литературной газеты", писатель, и Максим Покровский, музыкант, лидер группы "Ногу свело". Я думаю, что в любом случае этот разговор требует продолжения. Юра очень важные задачи поставил перед государством. Кстати, член "Единой России", Юра, да?

Ю. ПОЛЯКОВ: Ну, это другой разговор.

К. ЛАРИНА: Другой разговор. Кстати, у Вас там тоже есть один кумир, тоже член "Единой России". Вопрос, куда зовет этот кумир под названием Сергей Безруков? Но он там больше позиционируется как персонаж той самой пресловутой "Бригады", о которой мы сегодня упоминали. Спасибо Вам огромное. До встречи.

Ведущие:

Ксения Ларина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Великая Отечественная война глазами современной молодежи

Учебный проект расчитан на 8 недель, в течение которых собирался и обрабатывался материал. Речь идет об отношении молодого поколения к памяти о тех годах....

Презентация к проекту "Великая Отечественная война глазами современной молодежи"

В презентации использованы фотоматериалы с сайтов о ВОв и из личных архивов участников войны и тружеников тыла. Середина презентации не вошла по весу... Там можно сделать что-нибудь свое......

ПЛАН-конспект открытого урока по технологии в 11 классе по теме _Брюки – основной вид одежды современной молодежи_

Тема: «Брюки – основной вид одежды современной молодежи».Цель: образовательная: закрепить полученные знания по теме: «Женские брюки»;развивающая: ознакомить учащихся с историей образования женских брю...

Проблемы современной молодежи

Данное мероприятие проводилось в рамках реализации программы " Профилактика ассоциального поведения подростков". В качестве приложения можно использовать видеоролики социальной рекламы. Можно подобрат...

Особенности речи современной молодежи

Общение относится к числу важнейших  для  подростка  и  старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как  будет  складываться  общение,  зависит формировани...

Презентация "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"

Презентация к выступлению на семинаре. Тема "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"....