Программа патриотического воспитания молодежи "Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот"
методическая разработка (10 класс) по теме
Программа патриотического воспитания на 2012-2015 годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа патриотического воспитания | 140.71 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор ПУ-20________________ Бутакова О.С.
«_______»_________________ 2012 год
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №20» г.ЛЕНСК
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Программа
«Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот»
Программа рассчитана на три года
2012-2015 учебный год
Разработчик программы:
Зам.директора по УВР
_____________ Парыгина Л.В.
2012 год
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
«Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот»
на 2012-2015 учебный год
На основании Рекомендаций конференции «Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот» и обращения участников Республиканского форума по проблемам патриотического воспитания молодежи в Профессиональном училище №20 города Ленска разработана программа патриотического воспитания подрастающего поколения «Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот».
Цель: развитие гражданско-патриотического самосознания учащихся.
Задачи:
- создать единое воспитывающее пространство в учебном заведении для формирования Гражданина;
- создать условия для получения учащимися информации по гражданскому самоопределению;
- пробуждать интересы к истории нашего государства, республики и района;
- развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
- воспитывать чувство ответственности за судьбу России;
- готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;
- активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
- обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
- формирование у учащихся умения строить правовые отношения, участвовать в дискуссиях, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения;
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде;
- воспитывать у обучающихся неприятие к агрессии, насилия и войны;
- способствовать физическому развитию молодого поколения, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни, создавать условия для занятий спортом.
Идея программы:
«Сберечь себя для России и Россию для себя!»
Пояснительная записка
Определяющую роль в военно-патриотической работе ОУ играет уровень профессиональных знаний и духовно-нравственных качеств педагогического коллектива. Прежде всего, педагоги должны знать основные задачи военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки обучающихся:
- Разъяснение положения Конституции РФ о военной службе, требование законов РФ об обороне, о военной присяге и воинских уставов;
- Формирование готовности учащихся к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- Изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;
- Пропаганде героического прошлого и настоящего Российской армии и флота, ее славных традиций и задач, решаемых на современном этапе;
- Противодействие проявлениям политического, националистического и религиозного экстремизма;
- Физического развития обучающихся, формирования у них здорового образа жизни;
- Участие в подготовке обучающихся к военной службе.
Военно-патриотическое воспитание и начальная военная подготовка обучающихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Распределение обязанностей между членами педагогического коллектива осуществляется с учетом интересов, возможностей и знаний каждого педагога.
На уроках ОБЖ с обучающимися необходимо изучать следующие темы:
- Армия России – история и традиции.
- Вооруженные силы России на современном этапе.
- Система руководства и управления Вооруженными силами России.
- Воинская обязанность и комплектование Вооруженных сил России.
- Порядок прохождения военной службы.
- Тактическая подготовка.
- Огневая подготовка.
- Строевая подготовка.
- Общевоинские уставы.
- Военная биография.
- Гражданская оборона.
В конце учебного года целесообразно с обучающимися первого курса поводить военно-полевые сборы, желательно на базе воинских частей.
Высокое качество знаний невозможно без хорошей материальной базы. Некоторые тренажеры и оборудование можно изготовить с помощью самих обучающихся. Можно привлечь к приобретению инвентаря и родителей. Существенную помощь могут оказать подшефные организации, которые также заинтересованы в успешном патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки обучающихся к защите своей Родины.
Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о войне и армии, о войнах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается гордость за наше Отечество и его народ.
В процессе изучения химии, физики, биологии, географии, математики у обучающихся формируется диалектическое понимание развития природы. Учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влиянием научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержание которых отражена военная тематика.
На уроках информатики возможно использование специальных программ, позволяющих развивать такие качества как быстрота реакции, необходимых будущему воину, навыки работы на сложной боевой техники. Кроме этого, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать обучающихся к созданию презентаций на военную тематику.
Большое внимание в военно-патриотической работе необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества, необходимые воину: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движений.
Для стимулирования обучающихся и пропаганде их успехов в проводимой военно-патриотической работе нужно использовать всевозможные поощрения: грамоты, дипломы, премии и т.п.
Патриотическое воспитание должно присутствовать и во внеклассной работе учебного заведения: кружки и спортивные секции, выпуск стенгазет соответствующего содержания, издание училищной газеты «Вестник училища» с патриотическими статьями и освещением мероприятий патриотического направления.
В утилитарных целях содержание взаимодействия образовательного учреждения, военкомата, общественных организаций, религиозных объединений можно описать следующими способами:
- Личные профессиональные контакты;
- Дни открытых дверей;
- Факультативные кружки и занятия;
- Педагогическая деятельность в училище военнослужащих (представителей военкомата), священнослужителей, работников Зала боевой Славы города и музея;
- Совместная работа по увековечиванию памятников Защитнику Отечества;
- Совместное проведение мероприятий патриотического воспитания (походы в музей, Зал боевой славы, военно-спортивные игры и т.д.);
- Совместное участие в военно-патриотических конференциях, семинарах и т.д.
- Совместное использование имеющихся учебно-материальных баз и инфраструктур.
Таким образом, педагогическое взаимодействие ОУ, военкомата, общественных организаций, религиозных объединений должно представлять собой комплекс взаимодействующих и взаимообусловленных по видам, формам, методам и способам мероприятий военно-патриотического воспитания обучающихся.
Каждый учебный год в образовательном учреждении необходимо проводить анкетирование в целях сбора информации об отношении молодого поколения к службе в рядах Российской армии, отношения к своей малой Родине, ее традициям, на основании анкетирования проводить анализ проведенной за учебный год работы в области патриотического воспитания.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление « Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: торжественные линейки к праздничным датам, тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, соревнования.
3. Направление «Мой край родной, навек любимый»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к Отечеству и малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю своей республики.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин своей страны, своей республики!».
3.Формировать правильное отношение к природе и экологии родного города и республики в целом.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, научно-практические конференции, конкурсы и выставки рисунков, фотографий, субботники.
План работы по патриотическому воспитанию на 2012-2013 учебный год
№ | Наименование мероприятий | Время проведения | Ответственные за исполнение |
СЕНТЯБРЬ 2012 год | |||
Оформление и постоянное обновление стендов по патриотическому воспитанию обучающихся | В течение года | Студ. Совет училища | |
День знаний | 1 сентября | Зам.директора по УВР, худ.руководитель | |
Мероприятия «Терроризм - глобальная проблема человечества», посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом. Минута молчания | 1-3 сентября | Зам.директора по УВР, кураторы групп | |
Субботники по уборке территории училища и города под девизом «Мой чистый Ленск!», озеленение города и территории училища | сентябрь | Зам.директора по УВР, зав. по АХЧ | |
Мероприятие совместно с Ленской территориальной избирательной комиссии, конкурс-игра «Молодой избиратель!» | до 18 сентября | Зам.директора по УВР, библиотекарь | |
День оздоровительного бега «В здоровом теле – здоровый дух!» | 25 сентября | Зам.директора по УВР, преподаватель физ.воспитания | |
Мероприятия, посвященные Дню принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия) | 26-27 сентября | Зам.директора по УВР, библиотекарь | |
ОКТЯБРЬ 2012 год | |||
1 | Посещение учащимися Музея Боевой Славы города | с 3 октября по 7 октября | Зам.директора по УВР, библиотекарь, кураторы групп |
Участие в спортивных мероприятиях города и района | октябрь-июнь | Зам.директора по УВР, преподаватель физ.воспитания | |
Мероприятия, посвященные Дню учителя | начало октября | Зам.директора по УВР, худ. руководитель, студ.Совет училища | |
Концерт, посвященный Международному дню пожилых людей. Акция «Доброта спасет мир» | до 10 октября | Зам.директора по УВР, худ. руководитель | |
Мероприятия, посвященные Дню матери (открытые классные часы, концерт) | 14-15 октября | Зам.директора по УВР, худ. руководитель, кураторы групп | |
Экскурсии на предприятия города | октябрь | Зам.директора по УВР, старший мастер | |
Мероприятия по антинаркотической пропаганде «Жизнь без наркотиков» | октябрь | Зам.директора по УВР, худ. руководитель, студ.Совет училища | |
Торжественное мероприятие «День первокурсника» | конец октября | Зам.директора по УВР, худ. руководитель, студ.Совет училища | |
Анкетирование учащихся с целью выявления членов неформальных молодежных группировок | конец октября | Зам.директора по УВР, психолог, соц.педагог | |
НОЯБРЬ 2012 год | |||
1 | Месячник профилактики употребления алкоголя, токсических, наркотических средств, курения (всемирный день отказа от курения – 18 ноября) «Быть здоровым – модно!» | ноябрь | Зам.директора по УВР, мед. работник, преподаватель физ.воспитания |
2 | Праздничные мероприятия, посвященные Дню народного единства | до 4 ноября | Зам.директора по УВР, худ. руководитель |
3 | Организация выставки рисунков и швейного искусства «Якутский национальный костюм» | 7-12 ноября | Зам.директора по УВР, худ. руководитель, студ.Совет |
5 | Проведение Недели толерантности, приуроченной к Международному Дню толерантности | до 16 ноября | Зам.директора по УВР, кураторы групп, студ.Совет училища |
6 | Общеучилищное родительское собрание «Права и обязанности подростков» | до18 ноября | Зам.директора по УВР, юрист, кураторы групп |
7 | Мероприятия, посвященные Дню русского языка | 16-19 ноября | Зам.директора по УВР, преподаватель русского языка и литературы, библиотекарь |
8 | Мероприятия, посвященные празднованию Дня Олонхо (эпический жанр якутского фольклора) | 23-25 ноября | Зам.директора по УВР, худ. руководитель |
9 | Семинар для педагогического состава «Проблемы патриотического воспитания обучающейся молодежи» | Конец ноября | Зам.директора по УВР |
ДЕКАБРЬ 2012 год | |||
1 | Месячник здорового образа жизни «Я – за здоровый образ жизни!». Акция, посвященная всемирному Дню борьбы со СПИДом (1 декабря) | декабрь | Зам.директора по УВР, мед. работник, студ.Совет |
2 | Классные часы в группах «Я гражданин России!», посвященное Дню конституции | до 12 декабря | Зам.директора по УВР, кураторы групп |
3 | Проведение тематических родительских собраний «Как учащимся побороть свою агрессию и не стать жертвой чужой» | декабрь | Зам.директора по УВР, психолог |
ЯНВАРЬ 2013 год | |||
1 | Торжественная линейка, посвященная освобождению Ленинграда от блокады «И не забыть нам тех девятисот Блокадных дней…» | 2-ая половина января | Зам.директора по УВР, худ. руководитель |
2 | Мероприятие, посвященное Дню Татьяны – Дню студента (день самоуправления) | 25 января | Зам.директора по УВР, худ. руководитель, студ.Совет |
ФЕВРАЛЬ 2013 год | |||
Месячник патриотического воспитания «Защитник Отечества 21 века» | февраль | Зам.директора по УВР, студ.Совет училища | |
Мероприятия, посвященные Дню памяти воинов-интернационалистов | до 15 февраля | Зам.директора по УВР, худ. руководитель, кураторы групп | |
Акция, посвященная Дню доброты «Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно» (18 февраля) | 16-19 февраля | Зам.директора по УВР, студ.Совет училища | |
Училищный фестиваль патриотической песни «Февральский ветер» с приглашением ветеранов ВОВ и воинов интернационалистов | до 23 февраля | Зам.директора по УВР, худ. руководитель, студ.Совет | |
Конкурс «А, ну-ка, парни!» среди учащихся | до 23 февраля | Зам.директора по УВР, худ. руководитель, студ.Совет | |
Спортивные мероприятия по национальным видам спорта, посвященные национальному Дню здоровья | 20-27 февраля | Зам.директора по УВР, преподаватель физ.культуры | |
Акция «Мои подарки – защитникам Родины» (сбор вещей, необходимых ребятам, которые служат в рядах РА), отправка посылок | февраль | Зам.директора по УВР, студ.Совет училища | |
МАРТ 2013 год | |||
1 | Месячник здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (по отдельному плану) | март | Зам.директора по УВР, мед.работник, преподаватель физ.культуры |
2 | Концерт, посвященный Международному женскому дню «И Бог создал женщину» | до 8 марта | Зам.директора по УВР, худ. руководитель, студ.Совет |
3 | Мероприятия, посвященные «Масленице» | март | Зам.директора по УВР, худ. руководитель |
4 | Мероприятия, посвященные Дню правовых знаний | 23 марта | Зам.директора по УВР, юрист |
АПРЕЛЬ 2013 год | |||
1 | Месячник «Родина моя – Якутия!», в рамках которого предусмотрены выставка национальных якутских блюд, спортивные мероприятия по национальным видам спорта, концерт, посвященный празднованию Дня Республики | апрель | Зам.директора по УВР, библиотекарь, худ. руководитель |
2 | Мероприятия, посвященные Всемирному Дню здоровья | 7-9 апреля | Зам.директора по УВР, мед. работник, преподаватель физ.воспитания |
3 | Мероприятия в честь празднования Дня отца в Республике Саха (Якутия) | 15 апреля | Зам.директора по УВР, худ. руководитель |
4 | Мероприятия, посвященные Дню Республики Саха (по отдельному плану) | до 27 апреля | Зам.директора по УВР, библиотекарь, худ. руководитель |
5 | Неделя гражданской обороны | конец апреля | Зам.директора по УВР, преподаватель физ.воспитания, преподаватель ОБЖ |
МАЙ 2013 год | |||
1 | Участие в праздничном параде, посвященному празднованию 1 мая – Празднику Труда | 1 мая | Зам.директора по УВР, преподаватель физ.воспитания |
2 | Участие в торжественной церемонии в честь Дня Победы у памятника воинам ВОВ, возложение венков, участие в спортивной эстафете | 9 мая | Зам.директора по УВР, мед. работник, преподаватель физ.воспитания, |
3 | Неделя Памяти, посвященная Дню Победы (по отдельному плану) | май | Зам.директора по УВР, студ.Совет училища |
4 | Концерты для ветеранов, воинов интернационалистов, посвященные Дню Победы | май | Зам.директора по УВР, худ. руководитель |
5 | Участие в спортивных мероприятиях города и района | май | Зам.директора по УВР, преподаватель физ.воспитания |
6 | Мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры (по отдельному плану) | до 27 мая | Зам.директора по УВР, библиотекарь, худ. руководитель , учитель русского языка и литературы |
7 | Субботники по уборке территории училища и города под девизом «Мой чистый Ленск!» | май | Зам.директора по УВР, зав. по АХЧ |
8 | Озеленение города и территории училища. Акция среди выпускных групп «Посади дерево на память!» | май | Зам.директора по УВР, зав. по АХЧ |
9 | День оздоровительного бега, участие в спортивных мероприятиях города и района | 29 мая | Зам.директора по УВР, преподаватель физ.воспитания |
10 | Туристический слет учащихся Профессионального училища, организация в рамках слета спортивных мероприятий, конкурса патриотической песни под гитару | конец мая | Зам.директора по УВР, преподаватель физ.воспитания, кураторы групп |
ИЮНЬ 2013 год | |||
1 | Субботники по уборке территории училища и города под девизом «Мой чистый Ленск!» | начало июня | Зам.директора по УВР, зав. по АХЧ |
2 | Мероприятия, посвященные празднованию Дня России (12 июня) | начало июня | Зам.директора по УВР, библиотекарь, худ. руководитель |
3 | Праздничный концерт, посвященный празднованию Дня России и призывникам в ряды РА | начало июня | Зам.директора по УВР, худ. руководитель |
4 | Военно-спортивные сборы «Патриот России» | июнь | Зам.директора по УВР, преподаватель физ.воспитания, преподаватель ОБЖ |
Использованная литература
- Галкина Т.И. «Воспитательная работа классного руководителя в 10-11 классах», 2007 г.
- Клинкова Л.Н. «Гражданско-патриотическое воспитание», 2007 г.
- Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. «Мастер – класс для заместителей директора школы по воспитательной работе», 2008 г.
- Микрюков В.Ю. «Военно-патриотическое воспитание в школе», 2009 г.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель», №3 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"
Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...
Комплексно-целевая программа патриотического воспитания обучающихся «Я гражданин России»
Данная программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа направлена на дальнейшее формирование патриотического...
«Проектирование и реализация программы патриотического воспитания «Я – человек, гражданин, патриот» в условиях введения ФГОС»
В статье представлены основные направления патриотческого воспитания школьников, изложена система мероприятий по реализации программы «Я – человек, гражданин, патриот»...
Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»
Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...
Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.
Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...
Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"
Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...