Особенности речи современной молодежи
статья по русскому языку на тему
Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ МО КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
Районная конференция
учителей русского языка и литературы
Выступление тему:
«Особенности речи современной молодёжи»
Подготовил:
Дорофеева Т.Ю., учитель русского языка
и литературы,
МКОУ «Майская ООШ», I категория.
2012год
Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения. Поэтому проблема нашего исследования: что же происходит с нашим языком? Какие приобретения и потери можно в нем наблюдать за последние полтора-два десятилетия? И как эти факторы влияют на речь современной молодежи?
2007 год в России был объявлен Годом русского языка. Учащиеся МКОУ «Майская ООШ» вместе с учителем русского языка и литературы Дорофеевой Т.Ю. сняли видеоролик «Речь современной молодежи». Данный материал неоднократно использовался на уроках и во внеурочное время. Поэтому решено было провести исследование «Особенности речи современной молодежи»
Гипотеза: как часто ученики нашей школы используют в речи жаргонные слова, с какой целью они это делают и как можно исправить их речевую грамотность?
Практическая значимость выполняемой работы: показать на примере диаграммы тенденции к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков.
Цель настоящей работы состоит в изучении причин употребления в речи подростков большого количества жаргонизмов. Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапных задач:
1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков;
2. Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании;
3. Расширение сферы общения молодежи - воплощение потребности пережить новый опыт, испытать себя в новой роли.
Методы исследования: изучение материалов литературных источников, газет, справочной литературы, анкетирование, анализ и обобщение полученных данных
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, общими интересами, а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значений слов. Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. А также присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации - вполне естественная плата за шаг, сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.
Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется как самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и старших школьников и представляющей для них самостоятельную ценность.
Итак, основное, заслуживающее осуждения качество молодежного жаргона, который формируется кругом общения подростка, – его выраженный атавистический примитивизм. Кроме расплывчатой семантики, он проявляется и в заниженности тех сфер лексики, откуда черпаются ее ресурсы, и в стилистически заниженных грамматических средствах, используемых в речи. И, наконец, в значительной доле заимствований из просторечной лексики. Все эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между подростками. А речевое поведение также регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.
Молодежь чувствительно откликнулась на перемены в обществе. На фоне всеобщей речевой неграмотности возникает молодёжный сленг. Компьютер, Интернет и другие современные технологии диктуют свои ритмы, навязывают определённую эстетику и вводят в употребление специальные термины и их сленговые варианты: «завис», «скачал», «нарисовался».
Молодёжный сленг возникает как некая возрастная особенность и необходимость в подсознательном закреплении и утверждении своих личностных прав. Подростки, говоря на своём языке, не только понимают друг друга, они объединены и в какой -то степени защищены от взрослого мира. При этом в большинстве случаев ребёнок и сам понимает абсурдность и несовершенство своей речи, но сленг помогает ему адаптироваться в сложной, а иногда и враждебной для него среде. Часто дети эпатируют взрослых, доказывая своё право на самостоятельность. Это возрастное и социальное разделение является вполне естественным.
Система школьного образования активно использует краткие изложения классических произведений, тесты, шпаргалки, рабочие тетради, которые ведут к отсутствию речевого навыка. Выпускник школы, а порой и выпускник института с трудом выражает свои мысли не потому, что их нет, а потому, что отсутствует речевая практика и контроль.
В последние 10-15 лет речевой профессионализм, культура речи, любовь к языку стали не популярны. Телевидение и радио культивируют просторечие. Жанр художественного и литературного чтения увядает. Реклама безумствует. Нормативная речь, как образец, - за редчайшим исключением отсутствует.
Все эти процессы, происходящие с языком и активно его меняющие, необходимо исследовать, анализировать и в результате пытаться сохранить (с учётом новых преобразований) языковые традиции.
К примеру, избавиться от слов паразитов можно за два-три дня внимательного «надзора» за своей речью, борьба со скороговоркой основана на вдумчивости, осознании смысла проговариваемого текста, очищение речи от неправильных ударений и словосочетаний («звОнит» вместо звонИт, «соскучился по Вам» вместо соскучился или скучаю, «без понятия» вместо не имею понятия, не знаю) требует внимания к языку в целом и к своей речи в частности.
Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся нашей школы. Опрошено было 10 учеников. Нам необходимо было выяснить, что современные ученики употребляют в своей речи и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование, в котором рассматривались вопросы жаргонизации речи учащихся.
Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.
2. При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, придание речи легкого юмористического характера. В нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень жаргонизации речи ведущих в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов.
3. Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества на богатых и бедных, изменение межличностных отношений. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении школьников. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит, они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке. Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков. Если обобщить полученные данные, то можно описать причины увеличения доли жаргонизации речи современного ученика:
1. Социальные факторы.
2. Значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах).
3. Влияние СМИ (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь подростка.
Каждый человек, а в особенности каждый подросток хочет быть неповторимым, реализовать свою индивидуальность. Сегодня такие возможности у многих есть. Только надо помнить, что яблоня элитных сортов может превратиться в дичок, если её правильно и вовремя не подрезать! Как проявить свой ум, вкус, такт? Как транслировать свои взгляды? Как выразить своё отношение к окружающим? Как проявить себя? Чем отличиться, выделиться? Ответ дает народная мудрость - «По одёжке встречают, по уму провожают». Наличие или отсутствие речевой культуры непосредственным образом связано с мыслительным процессом. Сегодня, когда есть выбор на любой вкус, желание грамотно и ясно выражать свои мысли заслуживает искреннего уважения. Главное уверенность, что этому можно научиться и что это очень красиво!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания молодежи "Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот"
Программа патриотического воспитания на 2012-2015 годы...
Презентация "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"
Презентация к выступлению на семинаре. Тема "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"....
Культура речи современной молодежи
Культура речи современной молодежи...
«Особенности виртуального общения молодежи
«Особенности виртуального общения молодежи...
Презентация по русскому яыку на тему: "Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Презентация будет интересна при изучении темы "Фразеологизмы"...
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИКИ ТАТУИРОВАНИЯ
Выявление особенностей самооценки молодых людей с татуировками- задачи исследования- структура работы- оснавные тезисы- методы исследования- результаты исследования- корреляционный анализ- Анализ знач...
Проект «Засорения» разговорная речи современной молодежи: влияние времени, дань моде или необходимость?»
Цель проекта - доказать современной молодежи, что использование неоправданных заимствований, варваризмов, употребления в речи «американизированной» лексики, замена нормированных и общеприн...