решение систем методом Крамера и Гаусса
план-конспект занятия на тему
Методическая разработка по проведению обобщенного и систематизированного урока с применением различных методов обучения на каждом этапе урока окажет помощь в совершенствовании процесса обучения, а также использование в педагогической практике новых педагогических технологий , помогает реализовать поставленные цели и задачи:
- прививать положительное отношение к знаниям;
- развивать контроль и самоконтроль;
- отрабатывать вычислительные навыки при решении систем линейных уравнений;
- закреплять способы вычисления систем линейных уравнений методами Крамера, Гаусса;
- активировать умственную деятельность студентов на протяжении всего урока;
- прививать интерес к дисциплине и выбранной профессии;
- пополнять словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДНИЕ |
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ |
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
"ЧЕРНОГОРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" |
Методическая разработка урока
«Решение систем линейных уравнений методом Крамера и Гаусса».
Предмет: математика
Преподаватель : Ракитская В.Н.
Содержание:
Введение.
- План занятия.
- Методика проведения занятия.
- Организационный момент. Мотивация.
- Сообщение темы, цели и задач.
- Закрепление теоретических знаний.
- Задание на дом.
- Подведение итогов.
- Заключение.
- Литература.
Введение.
Тема: «Решение систем линейных уравнений методом Крамера и Гаусса».
С целью реализации поставленных целей, мною был выбран урок закрепление теоретических знаний. Формы наглядностей на данном уроке выбраны такие, которые не только дополняют словесную информацию преподавателя, но и сами выступают содержательной информацией.
Методическая разработка по проведению обобщенного и систематизированного урока с применением различных методов обучения на каждом этапе урока окажет помощь в совершенствовании процесса обучения, а также использование в педагогической практике новых педагогических технологий.
1. План занятия
По дисциплине «Математика».
Специальность: 080302 «Коммерция».
Для студентов 2 курса.
Дата проведения
Тема: Решение систем линейных уравнений методом Крамера и Гаусса.
Цели:
Образовательные:
— показать применение определителей, метода Гаусса и закрепить умения и навыки математического моделирования при решении задач, характерных для будущей профессиональной деятельности.
Развивающие:
- продолжить отрабатывать вычислительные навыки при решении задач по специальности;
- Продолжить развитие умений обобщать, систематизировать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательные:
- продолжить формирование необходимости повышения профессионального уровня;
- продолжить формирование умения принимать решения и отвечать за принятые решения.
Время 90 мин.
Оборудование:
- раздаточный материал;
- текст.
Тип урока: закрепление теоретических знаний
Ход урока | Методы обучения |
1. Организационный момент. Взаимное приветствие. Проверка состава студентов. | Беседа. |
2. Сообщение темы, целей и задач урока. | Рассказ с элементами беседы. |
3. Закрепление теоретических знаний.
| Работа в тетрадях. Решение задачи. Решение задачи у доски и в тетрадях. Решение студентом у доски с полным объяснением. |
4. Домашнее задание. 5. Подведение итогов. | Решить задачу №3 Методом Крамера |
2. Методика проведения занятий.
- Организационно-психологический момент. (2 мин.)
Взаимное приветствие, выяснение состава студентов и причины отсутствующих.
- Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация. (5 мин.)
- Закрепление теоретических знаний. (70 мин)
«Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо оно сможет бесполезное, и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя, ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать».
Леонардо да Винчи
Слово преподавателя:
Мы познакомились на уроках с различными методами решения систем линейных уравнений. Перечислите их:( студенты перечисляют следующие методы)
- Метод Крамера;
- Метод обратной матрицы (матричный столб);
- Метод Гаусса.
Теперь я предлагаю задачи с экономическим содержанием, которые можно решить, используя ваши теоретические знания по математике.
Предлагаю рассмотреть задачу, характерную для Вашей специальности, при выполнении которой составим и решим систему линейных алгебраических уравнений (с использованием определителя II порядка).
Рассмотрим задачу 1.
(Студент решает у доски, остальные самостоятельно в тетрадях)
Условие:
Для пошива униформы в Торговый Дом «Сибвез» было закуплено 5м. ткани одного вида и 5м. ткани другого вида. Стоимость покупки составила 300 денежных единиц. Найти стоимость 1м. каждой ткани, если 4м. одной ткани стоит столько же, сколько 6 м. другой.
Решение:
Конечно, решение этой задачи не составит труда, т.к. за х - обозначим стоимость 1м. ткани одного вида, за у - стоимость одного метра ткани другого вида. В соответствии с условием задачи составив два уравнения:
5х+5у = 300 и 4х = 6у
Так как записанные условия выполняются одновременно, то составим и решим систему:
Решение этой системы вы можете выполнять методом подстановки, т.е. когда одна неизвестная выражается через другую и это значение неизвестной подставляется в подстановку, находится вторая переменная. Эту же систему можно решить способом сложения или графически. Предлагаю вам вспомнить все эти методы и проверить себя.
↔ ↔ ↔
(36;24) т.е. стоимость одного метра ткани другого вида-24 ден.ед.
На этом примере рассмотрим новый метод: метод Крамера:
далее найдем главный и вспомогательные определители системы:
∆==-30-20=-50
х==-1800-0=-1800
Δу ==0-1200=-1200
Х===36, у ===24
(36,24)
Рассмотрим задачу 2.
Преподаватель: Рассмотрим задачу, характерную для вашей специальности, при выполнении которой составим и решим систему линейных алгебраических уравнений (с использованием определителей III порядка).
Условие:
Торговая фирма закупила в прошлом году: компьютеры, принтеры и сканеры на сумму 10 млн. ден.ед. В результате реализации была получена прибыль 780 тыс. ден.ед. В текущем году эта фирма планирует увеличить товарооборот, поэтому сумма, затраченная на приобретение компьютеров, была увеличена в 2 раза, принтеров - в 3 раза, а денежная сумма, затраченная на приобретение сканеров, оставлена на прошлогоднем уровне. На все это выделено 22 млн. ден.ед. какую прибыль планирует получить торговая фирма в текущем году, если реализация компьютеров приносит 10% прибыли на вложенные средства, принтеров - 8% и сканеров - 6%.
Решение:
Задачу на доске решает преподаватель с привлечением студентов.
Для решения задачи введем обозначения:
х - сумма денег (млн.ден.ед), затраченная на приобретение компьютеров,
у - принтеров,
z- сканеров.
По условию задачи:
Сделаем преобразования:
Вычислим определители:
∆==9+8+5-15-4-6=-3≠0
∆х==90+88+39-117-40-66=-6
Δу==66+78+50-110-39-60=-15
∆z==117+80+110-150-88-78=-9
Далее по формуле Крамера: Х==2; У==5; Z==3/
(студенты вычисляют определитель любым способом).
Преподаватель делает акцент на то, что найдены значения всех переменных в задаче, но нет ответа на поставленный вопрос. Для этого необходимо определить, какие суммы денег затрачены на приобретение компьютеров, принтеров, сканеров в текущем году. Для компьютеров эта сумма составит: 2х = 2 ∙ 2 = 4 млн.ден.ед.
принтеров - Зу = 3 ∙ 5 = 15 млн.ден.ед.
сканеров- z= 3 млн.ден.ед.
Найдем общую прибыль, ожидаемую в текущем году: П = 4 ∙|о,1 + 15 ∙ 0,08 + 3 ∙ 0,06 = 1,78 млн.ден.ед.
При выполнении данной задачи актуализируется понятие «прибыль на вложенный капитал» - доходы от вложений как доля этих вложений.
Рассмотрим задачу 3.
Условие:
У завода есть четыре потребителя, которым ежедневно отгружается готовая продукция. Груз доставляется каждому потребителю упакованным в ящики, маркированные в зависимости от вида продукции, на автомашине. Однажды, когда автомашины были уже отправлены, но еще находились в пути, обнаружилось, что один из 4 видов груза был отправлен по ошибке и его следует возвратить (причем в полной сохранности и без нарушения целостности остальных грузов). Одновременно выяснилось также, что по недосмотру служащего не осталось никаких сведений о том, как именно маркирована та партия ящиков, в которой находился этот подлежащий возврату груз. А что же известно? Известно количество маркированных ящиков каждого вида, общий вес груза в каждой машине, (таблица):
Номер автомашины | Груз (количество ящиков) | ||||
1-й вид | 2-ой вид | 3-й вид | 4-й вид | общий вес, ц. | |
1 | 4 | 9 | 8 | 51 | |
2 | 9 | 8 | 3 | 45 | |
2 | 6 | 8 | 6 | 48 | |
3 | 5 | 7 | 8 | 51 |
а также и то, что ящики с возвращаемым грузом должны быть тяжелее остальных. Возникает вопросу нельзя ли дать рекомендации по изъятию этого груза без распаковки и дополнительного взвешивания.
Решение: (преподаватель объясняет, как записать систему)
Оказывается можно. Приведем расчеты при помощи, которых совсем не трудно выйти из ситуации.
Обозначим через Хк вес ящика с R-ым видом груза. Тогда общий вес груза на автомашине можно подсчитать так:
Х1+4х2+9х3+8х4=51
Аналогично составим уравнения для всех остальных машин и запишем получившееся уравнения системой:
Решим эту систему методом Гаусса. Запишем расширенную матрицу: (решает студент у доски с полным объяснением, опережающее обучение)
↔ ↔↔
↔
, получили
В результате решения системы получили, что х1=1, х2=2, х3=2, х4=3. Отсюда вытекает, что нужно вернуть на завод ящики с 4 видом груза , т.е 8+3+6+8=25 ящиков.
IV. Дом. задание: задачу №3 решить методом Крамера (2 мин)
Подведение итогов. Рефлексия. (11 мин)
В тетрадях каждого студента предлагается письменно ответить на вопросы:
- На уроке я работал активно / пассивно;
- Своей работой на уроке я доволен / не доволен;
- Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен;
- Наиболее трудным было при решении задач:
- Я научился:
- Я оцениваю свою деятельность на 5 / 4 / 3 балла.
Таким образом, подводя итоги нашего урока можно сказать, что математический аппарат, который был изучен на лекционных занятиях, был востребован в процессе решения профессионально ориентированных математических задач.
Заключение.
Данная методика проведения урока - закрепление теоретических знаний, помогает реализовать поставленные цели и задачи:
- прививать положительное отношение к знаниям;
- развивать контроль и самоконтроль;
- отрабатывать вычислительные навыки при решении систем линейных уравнений;
- закреплять способы вычисления систем линейных уравнений методами Крамера, Гаусса;
- активировать умственную деятельность студентов на протяжении всего урока;
- прививать интерес к дисциплине и выбранной профессии;
- пополнять словарный запас.
Список литературы.
- Богомолов Н.В. Практические занятия по высшей математике. Учебное пособие для техникумов. М., «Высшая школа», 1973 - 472с.
- Глейзер Г.И. История математики в средней школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1970.
- Письменный Д.Г. Конспект лекций по высшей математике. 1 часть. - М.: Айрис-пресс, 2002 - 288с.
- Подольский В.А., Суходский А.М. Сборник задач по высшей математике. -М.: 1974 -349с.
- Шипачев В.С. Задачник по высшей математике: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: «Высшая школа», 1998 - 304с.
http://www.resolventa.ru/metod/student/linalg.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Метод Крамера для решения систем уравнений"
Цель: познакомить студентов с методом Крамера для решения систем линейных уравненийМетодические рекомендации: презентация предназначена для демонстрации метода Крамера. Не содержит теоретическог...
Разработка бинарного урока на тему: «Решение систем алгебраических уравнений методом Крамера»
Достижения профессиональной компетентности обучающегося ГАОУ СПО «Нижнекамский политехнический колледж им.Е.Н.Королева» обеспечивается интеграцией двух групп компетенций: профессиональных и общи...
Методическая разработка для проведения занятия по теме «Решение систем линейных уравнений методом Крамера»
Тема урока: Способы решения линейных систем уравненийТип урока: урок первичного ознакомления с материаломДлительность: 1 час 20 мин.Технология - развитие критического мышления через чтение и письмоЦел...
Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса
Презентация к занятию "Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса"...
Самостоятельная работа по теме "Решение систем линейных уравнений методом Крамера"
Самостоятельная работа по теме "Решение систем линейных уравнений методом Крамера". В самостоятельной работе представлено 5 вариантов с решением....
Решение систем уравнений методом Гаусса
Метод Гаусса - один из основных результатов линейной алгебры и аналитической геометрии, к нему сводятся множество других теорем и методов линейной алгебры. Поэтому поиск решения системы линейных уравн...
Решение систем методом подстановки. Мерзляк А.Г. №1036,1038
Решение систем методом подстановки. Мерзляк А.Г. №1036,1038...