Применение проектной деятельности в ТО "Умелые ручки"
материал
Применение проектной деятельности в программе, это возможность балансировать между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
АкининаАВ_Применение проектной деятельности
Применение проектной деятельности в образовательной программе ТО «Умелые ручки».
Усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит серьезная подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Сложившиеся условия все больше диктуют необходимость обращение к личности ребенка, развитию его творческих способностей и возможностей, которые дадут ему возможность трудиться и быть счастливым.
Дополнительное образование является той нишей, где ребенок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность; сформироваться как личность. А индивидуально-личностная основа деятельности ИЦЦ позволяет удовлетворять запросы детей, используя их свободное время. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является декоративно-прикладное творчество.
Программы художественной направленности, реализуемые в ТО «Умелые ручки», носят практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами различных видов рукоделия. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Применение проектной деятельности в программе, это возможность балансировать между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне новое качество – ценностную ориентацию.
Проектная деятельность для обучающегося это возможность:
максимального раскрытия своего творческого потенциала
развитие ключевых умений (коммуникация, организация, безопасность, работа в команде, ответственность и руководство, наблюдение и оценка)
Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования учитывается:
проектная и исследовательская форма работы должна быть приоритетной нет жёстких рамок классно-урочной системы
выбор содержания, тематики и проблематики происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, которые он посещает возрастные особенности детей
результат работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности
Форм работы презентации различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности
Обеспечение осуществления проекта подготовительная работа ресурсы времени стартовые ЗУН
специфические умения и навыки
новое знание в момент востребованности обучающимися материально-техническое и учебно-методическое оснащение
кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники специалисты) информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.)
- информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением)
- организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет) отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека)
Проблема воспитания сегодня волнует всех - родителей, педагогов, общественность. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Проекты разработанные на основе программы «Умелые ручки», дают возможность воспитанникам раскрыть богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества и способствует:
созданию условий для развития личности ребенка; развитию мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечиванию эмоционального благополучия ребенка; приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактике асоциального поведения;
Создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему:
- мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья; ▪ взаимодействие с семьей.
Цель: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектноисследовательскую деятельность.
Объектом исследования выступает обучение детей приёмам исследовательской деятельности.
Предметом исследования является процесс формирования проектноисследовательской деятельности.
Гипотеза: организуя проектно – исследовательскую деятельность с детьми, сформируем первоначальные навыки проектно-исследовательской деятельности и получим следующие результаты:
знания и представления об окружающем мире, бесконечность его познания;
навыки научно – исследовательских работ; личный творческий потенциал;
навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. умение образно описывать предмет, давать яркую характеристику.
Исходя из цели и гипотезы, намечены следующие задачи: организовать работу творческих групп и создать проект;
организовать социально-значимую деятельность учащихся объединения
«Умелые ручки» (участие в выставках и конкурсах.);
- привлечь родителей к созданию условий для реализации проекта по приобщению детей к истокам различных культур;
- провести рефлексию по формированию и развитию исследовательского поведения учащихся, в объединении.
Также проектно-исследовательская деятельность способствует следующиим результатам:
Личностные результаты
Система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Предметные результаты
Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Универсальные учебные действия
Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Ожидаемые результаты:
В процессе работы над проектной деятельностью учащиеся приобретают следующие навыки:
Думать:
- организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
- уметь оценивать свои и другие работы. Сотрудничать:
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
- уметь договариваться; получать информацию. Приниматься за дело:
- включаться в проект;
- нести ответственность;
- уметь организовывать свою работу; Адаптироваться:
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
- доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; • показывать стойкость перед трудностями;
- уметь находить новые решения.
Организация работы над проектами.
Использование данной технологии развивает умения ребенка, а именно:
- исследовательские;
- информационные;
- коммуникативные;
- оценочные;
- презентационные;
- рефлексивные;
Главное в работе над проектом - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.
В процессе творческого проектирования дети приобретают умения: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, учащиеся учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Организационно-подготовительный
-обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
-определение цели и задач проекта;
-подбор пособий, материала;
-обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта; -составление тематического планирования мероприятий.
Основной
-деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием.
-работа в режиме инновационной деятельности.
Заключительный
-обобщение результатов работы;
-анализ деятельности;
-презентация итогов работы.
Обучение основывается на следующих принципах:
- Личностно-ориентированного подхода (учитывается уровень подготовленности обучающегося, опыт его собственной жизнедеятельности, индивидуальные возможности);
- природосообразности (учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности); сотрудничества и ответственности; сознательного усвоения обучающимися учебного материала; систематичность, последовательность, доступность и наглядность обучения.
В процессе обучения используется следующие методы:
- Объяснительно - иллюстративный;
- репродуктивный; ✔ деятельностный;
- исследовательский.
Перечень материально – технического оснащения деятельности
Учебно-методическая и специальная литература, материалы и инструменты по направлениям творческой деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы; непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего
образования и воспитания в творческом объединении; межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития школьников:
формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой
мотивации, гностических умений; становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако,
учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого учащиеся освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности.
обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
знакомство с искусством разных народов, предметов и инструментов интеграция различных видов деятельности на основе знакомства детей с народными рукоделиями и его истоками.
изготовление работ и композиции, на различные тематике, на конкурсы и выставки.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА
вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).
нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых. полнота и разнообразие видов направленной деятельности.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА\
Огромное влияние на формирование у детей основ патриотического воспитания оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по реализации проекта. В итоге родители воспитанников с удовольствием оказывают помощь и являются непосредственными участниками на выставках.
Анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания, помогают в выборе правильных форм и методов работы с детьми. Оформление результатов проекта
-выставки;
-сообщение на тему «история рукоделия; -альбом лучших работ. Итоговая реализация проекта:
-участие на поселковых, районных и всероссийских конкурсах.
В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений ориентированы на особенности социума. Следствием этого является накопление опыта формирования у обучающихся гражданской компетентности, основ демократической культуры, содействия осознанному выбору профессии, свободному самоопределению и самореализации ребенка и т.д.
Результативность деятельности является диагностической и определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать. Воспитывать ответственность учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
Список литературы
1.Васильев В. Н. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. – 2000. – № 9.
2.Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // В. В. Гузеев. – Директор школы. – 1995. – № 6.
3.Гузеев В. В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений // В. В. Гузеев. – Завуч. – 2004. – № 6.
4.Иванов Г. М. Готовим юных исследователей // Г. М. Иванов. – Народное образование. – 1999. – № 6.
5.Ивочкина Т. В., Ливерц И. П. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Т. В. Ивочкина, И. П. Ливерц. – Народное образование. – 2000. – № 3.
6.Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // А. В. Леонтович. – Народное образование. – 1999. – № 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки».
Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки»....
Дополнительная образовательная программа Умелые ручки
Пояснительная запискаДанная программа трудового обучения учащихся основной школы (5-7классы) составлена на основе базовых программ для...
Образовательная программа "Умелые ручки" для детей с ЗПР
Дети ЗПР требуют к себе особого, пристального внимания со стороны преподавателей. В определенной мере занятия декоративно-прикладным искусством (ДПИ) способствуют коррекции поведения детей такой...
Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки»
Программа объединения составлена на основе программы – «Дом – семьЯ»: Программа экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы, Министерство общего и профессионального образ...
Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»
Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы....
Внеурочная деятельность. Открытое занятие. Кружок "Умелые ручки" Открытка к празднику 23 Февраля 1 класс
Открытое занятие по внеурочной деятельности 1 класс Изготовление открытки к празднику 23 Февраля...
Адаптированная дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа кружка "Умелые ручки"...