Применение проектной деятельности в ТО "Умелые ручки"
материал

Акинина Алена Валерьевна

Применение проектной деятельности в программе, это возможность балансировать между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

АкининаАВ_Применение проектной деятельности

 

Применение проектной деятельности в образовательной программе  ТО «Умелые ручки».

Усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит серьезная подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Сложившиеся условия все больше диктуют необходимость обращение к личности ребенка, развитию его творческих способностей и возможностей, которые дадут ему возможность трудиться и быть счастливым.  

Дополнительное образование является той нишей, где ребенок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность; сформироваться как личность. А индивидуально-личностная основа деятельности ИЦЦ позволяет удовлетворять запросы детей, используя их свободное время. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является декоративно-прикладное творчество.

Программы художественной направленности, реализуемые в ТО «Умелые ручки», носят практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами различных видов рукоделия. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Применение проектной деятельности в программе, это возможность балансировать между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.  

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.  

Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне новое качество – ценностную ориентацию. 

Проектная деятельность для обучающегося это возможность: 

максимального раскрытия своего творческого потенциала

развитие ключевых умений (коммуникация, организация, безопасность, работа в команде, ответственность и руководство, наблюдение и оценка)  

Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования учитывается: 

проектная и исследовательская форма работы должна быть приоритетной  нет жёстких рамок классно-урочной системы

выбор содержания, тематики и проблематики происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, которые он посещает возрастные особенности детей

результат работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности 

Форм работы  презентации различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности 

Обеспечение осуществления проекта подготовительная работа ресурсы времени стартовые ЗУН  

специфические умения и навыки

новое знание в момент востребованности обучающимися  материально-техническое и учебно-методическое оснащение

кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники специалисты) информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.)

  • информационно-технологические         ресурсы         (компьютеры         и         др.         техника         с программным обеспечением)
  • организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет)  отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека)  

Проблема         воспитания         сегодня         волнует         всех         -         родителей,         педагогов, общественность. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Проекты  разработанные  на основе программы «Умелые ручки», дают возможность воспитанникам раскрыть богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества и способствует:

созданию условий для развития личности ребенка;  развитию мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечиванию эмоционального благополучия ребенка; приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям;  профилактике асоциального поведения;

        Создание         условий         для         социального,         культурного         и         профессионального

самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему:  

  • мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;          взаимодействие с семьей.

Цель: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектноисследовательскую деятельность. 

Объектом исследования выступает обучение детей приёмам исследовательской деятельности.

Предметом исследования является процесс формирования проектноисследовательской деятельности.

Гипотеза: организуя проектно – исследовательскую деятельность с детьми, сформируем первоначальные навыки проектно-исследовательской деятельности и получим следующие результаты:  

знания и представления об окружающем мире, бесконечность его познания;

 навыки научно – исследовательских работ;  личный творческий потенциал;

 навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.   умение образно описывать  предмет, давать яркую характеристику.

Исходя из цели и гипотезы, намечены следующие задачи: организовать работу творческих групп и создать проект;

         организовать         социально-значимую         деятельность         учащихся         объединения

«Умелые ручки» (участие в выставках и конкурсах.);

  • привлечь родителей к созданию условий для реализации проекта по приобщению детей к истокам различных культур;
  • провести рефлексию по формированию и развитию исследовательского поведения учащихся, в объединении.

Также         проектно-исследовательская         деятельность         способствует         следующиим результатам:

Личностные результаты

Система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Предметные результаты

Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Метапредметные результаты образовательной деятельности

Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.  

Универсальные учебные действия  

 Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Ожидаемые результаты:

В процессе работы над проектной деятельностью учащиеся приобретают следующие навыки:

Думать:

  • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
  • уметь противостоять неуверенности и сложности;
  • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
  • уметь оценивать свои и другие работы. Сотрудничать:
  • уметь сотрудничать и работать в группе;
  • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
  • уметь договариваться;  получать информацию. Приниматься за дело:
  • включаться в проект;
  • нести ответственность;
  • уметь организовывать свою работу; Адаптироваться:
  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
  • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; • показывать стойкость перед трудностями;
  • уметь находить новые решения.

Организация работы над проектами. 

Использование данной технологии развивает умения ребенка, а именно:

  • исследовательские;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • оценочные;
  • презентационные;
  • рефлексивные;

Главное в работе над проектом - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.

В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:  намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, учащиеся учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Организационно-подготовительный 

-обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

-определение цели и задач проекта;

-подбор пособий, материала;

-обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта; -составление тематического планирования мероприятий.

Основной 

-деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием.

-работа в режиме инновационной деятельности.

Заключительный 

-обобщение результатов работы;

-анализ деятельности;

-презентация итогов работы.

Обучение основывается на следующих принципах: 

  • Личностно-ориентированного подхода (учитывается уровень подготовленности обучающегося, опыт его собственной жизнедеятельности, индивидуальные возможности);
  • природосообразности (учитывается  индивидуальные и возрастные особенности детей, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности); сотрудничества и ответственности; сознательного усвоения обучающимися учебного материала; систематичность, последовательность, доступность и наглядность обучения. 

В процессе обучения используется следующие методы: 

  • Объяснительно - иллюстративный;
  • репродуктивный;  деятельностный;
  • исследовательский.

Перечень материально – технического оснащения деятельности  

Учебно-методическая и специальная литература, материалы и инструменты по направлениям творческой деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;  непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего

образования и воспитания в творческом объединении;  межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Овладение         учащимися         проектной         деятельностью         позволяет         более         успешно реализовать задачи развития школьников:  

         формирования         приемов         умственной         деятельности,         адекватной         трудовой

мотивации, гностических умений;  становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако,

учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого учащиеся  освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности.

 обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

знакомство  с искусством разных народов, предметов и инструментов интеграция различных видов деятельности на основе знакомства детей с народными рукоделиями и его истоками.

 изготовление работ и композиции, на различные тематике, на конкурсы и выставки.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА

 вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).

нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых. полнота и разнообразие видов направленной деятельности.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА\

Огромное влияние на формирование у детей основ патриотического воспитания оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по реализации проекта. В итоге родители воспитанников с удовольствием оказывают помощь и являются непосредственными участниками на выставках.

Анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания, помогают в выборе правильных форм и методов работы с детьми. Оформление результатов проекта

-выставки;

-сообщение на тему «история рукоделия; -альбом лучших работ. Итоговая реализация проекта:

-участие на поселковых, районных и всероссийских конкурсах. 

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений ориентированы на особенности социума. Следствием этого является накопление опыта формирования у обучающихся гражданской компетентности, основ демократической культуры, содействия осознанному выбору профессии, свободному самоопределению и самореализации ребенка и т.д.

Результативность деятельности является диагностической и определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать. Воспитывать ответственность учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.


Список литературы 

1.Васильев В. Н. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. – 2000. – № 9.

2.Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // В. В. Гузеев. – Директор школы. – 1995. – № 6.

3.Гузеев В. В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений // В. В. Гузеев. – Завуч. – 2004. – № 6.  

4.Иванов Г. М. Готовим юных исследователей // Г. М. Иванов. – Народное образование. – 1999. – № 6.

5.Ивочкина Т. В., Ливерц И. П. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Т. В. Ивочкина, И. П. Ливерц. – Народное образование. – 2000. – № 3.

6.Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // А. В. Леонтович. – Народное образование. – 1999. – № 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки».

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки»....

Дополнительная образовательная программа Умелые ручки

Пояснительная запискаДанная программа трудового обучения учащихся основной школы (5-7классы) составлена на основе базовых программ для...

Образовательная программа "Умелые ручки" для детей с ЗПР

Дети ЗПР требуют к себе особого, пристального  внимания со стороны преподавателей. В определенной мере занятия декоративно-прикладным искусством (ДПИ) способствуют коррекции поведения детей такой...

Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки»

Программа объединения составлена на основе программы – «Дом – семьЯ»: Программа экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы, Министерство общего и профессионального образ...

Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы....

Внеурочная деятельность. Открытое занятие. Кружок "Умелые ручки" Открытка к празднику 23 Февраля 1 класс

Открытое занятие по внеурочной деятельности 1 класс Изготовление открытки к празднику 23 Февраля...