ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья (11 класс)
Советы родителям
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
I. Актуальность проблемы
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников - нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся: - стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся; - недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников; - чрезмерная интенсификация образовательного процесса; - невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья; - несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса; - недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов; - низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ёе главная особенность - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
П р и н ц и п ы здоровьесберегающей педагогики:
- « не навреди»;
- приоритет действенной заботы о здоровье учащихся ( предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся); - триединое представление о здоровье ( единство физического, психического и духовного здоровья); - непрерывность и преемственность; - субъект- субъективные взаимоотношения с учащимися ( связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения); - соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся: - гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач; - приоритет позитивного влияния над негативным; - ответственность учащихся за свое здоровье; - «отсроченный» результат (результат проявится через несколько лет); - контроль за результатами.
На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
П у т и р е ш е н и я п р о б л е м ы :
1. Увеличение количества уроков физической культуры (как минимум 3 часа в неделю). 2. Изменение содержание уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»). 3. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.) 4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью. 5. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников). 6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будутфизкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии: Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки. Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма. И т.п. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
II.Гигиенические условия
обеспечения учебного процесса
Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.
Учитель физической культуры должен: - осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря; - не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях; - контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки; - перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.
Санитарно-гигиенические требования
к спортивным залам
- Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного учащегося.
- Полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность.
- Полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через 2часа занятий.
- Стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча.
- Потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску.
- Освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк.
В качестве источника света должны быть использованы светильники люминесцентные, либо светильники с лампами накаливания полностью отражённого светораспределения.
- Вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом.
- Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки.
- На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.
- В помещении на видном месте должен быть план эвакуации.
- В спортивном зале должно быть не менее 2 выхода.
Санитарно- гигиенические требования
к открытым спортивным площадкам
- Должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.
- Площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми.
- Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, ровные, нескользкие продолжаться не менее 15м после финиша.
- Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м.
Песок должен быть чистым.
- Места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м.
Санитарно-гигиенические требования
к инвентарю и оборудованию
- Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности.
- Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы.
- Жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить.
- Гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой.
- Гимнастическое бревно не должно иметь трещин и заусенцев.
- Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.
- Гимнастические маты должны вплотную укладываться.
- Гимнастический мостик должен быть подбит резиной.
- Мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой.
- Вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований.
III. Требования к школьным
образовательным технологиям
Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:
- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
- отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;
- обеспечивается достаточный уровень мотивации;
- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;
- предупреждается переутомление;
- позитивные воздействия преобладают над негативом;
- показатель успешности используется для развития позитивных начал;
- оценка выполняет стимулирующую роль;
- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
IV. Рациональная организация урока
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40 минут (исключение ученики 1класса -35минут).
Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража:
- плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);
- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.);
- длительность каждого вида деятельности (минут);
- частота смены видов деятельности (минут);
- число видов преподавания ( словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;
- места, длительность и условия применения ТСО;
- частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8-10минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников, 15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут - для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.
V. Двигательная активность школьника
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
2 урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по – разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке.
Построение уроков физкультуры в интересах здоровья лежит на плечах учителей физической культуры.
«Физкультура без освобожденных» - принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:
1) Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
2) Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).
V. Оценка динамики состояния здоровья учащихся.
Методы диагностики здоровья учащихся
(социально-психологические, психолого-педагогические)
Оценка состояния здоровья должна включать результаты:
1) предоставляемые учителями: наблюдения и оценки;
2) результаты, предоставляемые родителями;
3) результаты, предоставляемые самими учащимися;
4) результаты регулярных медицинских осмотров.
Тест- анкета для учителей
Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушения здоровья учащегося.
Учитель дает оценку сам. 0- признак не выражен; 1- слабо выражен; 2- признак проявляется периодически или умеренно выражен; 3- явно выражен.
- С детства проявлялось слабое здоровье.
- Ранее переносил тяжелые заболевание, травмы, операции.
- Растет в неблагополучной семье.
- У семьи материальные трудности.
- Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).
- Ведет нездоровый образ жизни.
- Ведет малоподвижный образ жизни.
- Низкий интеллектуальный уровень.
- Низкий культурный уровень.
- Характерна несформированность гигиенических навыков.
- Беззаботен, безответственен.
- Слабоволен.
- Безынициативен.
- Не проявляет интереса к своему здоровью.
- Имеет повышенную возбудимость нервной системы.
- Плохой контакт с учителями.
- Повышенная утомляемость.
- Употребляет (употреблял) одурманивающие вещества.
- Курит.
- Часто жалуется на здоровье.
(20-25баллов - благополучно, более 40баллов - группа риска.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Автор: Попович Елена Владимировна, учитель физической культуры МАОУСОШ №72.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигате...
Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...
Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Актуальность данной работы вытекает из того что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС...
«Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Актуальность темы предопределена тем, что здоровье – основная ценно...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина
ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...