ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Автор: Попович Елена Владимировна, учитель физической культуры МАОУСОШ №72.
статья по физкультуре на тему
| ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_6.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
| ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Автор: Попович Елена Владимировна, учитель физической культуры МАОУСОШ №72. |
| I. Актуальность проблемы Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников - нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы. К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся: - стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся; - недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников; - чрезмерная интенсификация образовательного процесса; - невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья; - несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса; - недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов; - низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ёе главная особенность - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. П р и н ц и п ы здоровьесберегающей педагогики: - « не навреди»; - приоритет действенной заботы о здоровье учащихся ( предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся); - триединое представление о здоровье ( единство физического, психического и духовного здоровья); - непрерывность и преемственность; - субъект- субъективные взаимоотношения с учащимися ( связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения); На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья. П у т и р е ш е н и я п р о б л е м ы :
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будутфизкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого. По характеру действия различают следующие технологии: Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки. Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма. И т.п. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
II.Гигиенические условия обеспечения учебного процесса Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий. В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%. Учитель физической культуры должен: - осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря; - не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях; - контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки; - перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.
Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам - Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного учащегося. - Полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность. - Полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через 2часа занятий. - Стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча. - Потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску. - Освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк. В качестве источника света должны быть использованы светильники люминесцентные, либо светильники с лампами накаливания полностью отражённого светораспределения. - Вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом. - Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки. - На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки. - В помещении на видном месте должен быть план эвакуации. - В спортивном зале должно быть не менее 2 выхода.
Санитарно- гигиенические требования к открытым спортивным площадкам - Должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов. - Площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми. - Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, ровные, нескользкие продолжаться не менее 15м после финиша. - Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м. Песок должен быть чистым. - Места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м.
Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию - Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности. - Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы. - Жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить. - Гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой. - Гимнастическое бревно не должно иметь трещин и заусенцев. - Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены. - Гимнастические маты должны вплотную укладываться. - Гимнастический мостик должен быть подбит резиной. - Мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой. - Вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований.
III. Требования к школьным образовательным технологиям Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях: - разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся; - в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья; - процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма; - отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу; - учитываются индивидуальные особенности учащихся; - стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка; - обеспечивается достаточный уровень мотивации; - учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний; - предупреждается переутомление; - позитивные воздействия преобладают над негативом; - показатель успешности используется для развития позитивных начал; - оценка выполняет стимулирующую роль; - обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
IV. Рациональная организация урока От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40 минут (исключение ученики 1класса -35минут). Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража: - плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу); - число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.); - длительность каждого вида деятельности (минут); - частота смены видов деятельности (минут); - число видов преподавания ( словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности; - места, длительность и условия применения ТСО; - частота чередования видов преподавания. Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8-10минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников, 15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут - для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.
V. Двигательная активность школьника Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической. 2 урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по – разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке. Построение уроков физкультуры в интересах здоровья лежит на плечах учителей физической культуры. «Физкультура без освобожденных» - принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями: 1) Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время. 2) Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Советы родителям...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигате...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ОВЗ"
Данный документ содержит обобщение опыта работы по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в основной школе
Использование здоровьесберегающих технологий на фк статья...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся школы к своему физическому и психическому здоровью.
Данная статья будет полезна педагогам, учителям и родителям....
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в сельской малокомплектной школе»
Актуальность проблемы физического воспитания заключается в том, что в последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. В школьном возрасте наиболе...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина
ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...