Игровые технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
статья по истории по теме

Крохмалева Юлия Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krokhmaleva_yu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Крохмалева Ю.А.,

учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ №2» г. Николаевска

Игровые технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Известно, что учебный материал принимается легче, если он изложен в игровой форме. Игра порождает радость и бодрость, обогащает впечатлениями, помогает учителю избежать назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием. Совместное обсуждение и оценка игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока. Учитывая возраст обучающихся, изучение темы «Жизнь первобытных людей» (5 класс) целесообразно завершить  игрой-путешествие в далекое прошлое наших предков. Игру можно организовать в виде путешествия по станциям «Рассказово», «Картово», «Задачкино», «Кроссвордино», «Терминово», «Отгадайкино». Можно провести ролевую игру, например,  по истории средних веков «Город мастеров», интеллектуальные игры "Своя игра”, "Что? Где? Когда?”, «Брейн-ринг», дидактические игры на уроке "Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”, "Знаешь ли ты эти мифы?”.

Конечно, трудно сделать каждый урок игровым, но ведь можно любой этап урока провести интересно, используя не полностью технологию, а некоторые элементы. Например, при работе с хронологией и терминами можно использовать такие приемы, как словарная разминка, хронологическая разминка, словарное лото, словарный аукцион (учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме; побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним). На этапе проверки домашнего задания можно применить историческую цепочку (один ученик называет термин, другой дает определение). В качестве физкультминутки можно использовать простую игру «Да-нет-ка». Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «Да» или «Нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают. 

По принципу игры «Да-нет-ка» проводится игра «Крестики-нолики». Составляется 9 вопросов, предполагающих ответы «да» или «нет». Учащиеся записывают ответы в таблицу (если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный – ставят нолик).

При объяснении нового материала я часто использую прием «Вспомни больше» (при изучении исторических личностей, событий вспомнить, как можно больше ассоциаций). Задание «Определи ошибку» эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении. Например, при изучении темы «Собственность» (8 класс, обществознание) найти ошибку: Акционерная собственность, коллективная собственность, групповая собственность, частная собственность,  муниципальная собственность, личная собственность. На уроке истории предлагаю текст с ошибками: После принятия славянами христианства язычество исчезло навсегда. Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Рассказ временных лет», которую написал монах Петр.

Игровые задания: составление кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, шарад, криптограмм - позволяют не только обеспечить психологическую разгрузку учащихся, но и дать сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

На этапе закрепления и повторения материала обучающимся предлагаю игру «О ком речь?». Участникам игры нужно после каждого описания назвать имя героя, о котором шла речь. Например, в 7 классе после изучения темы «Дворцовые перевороты» :  "С самого своего  прибытия в Петербург великая княгиня всеми своими средствами старалась приобрести всеобщую любовь, и теперь её не только любят, но и боятся". Первая подсказка.  Её называли "звездой севера". Вторая подсказка. "Неправильно говорящая … свойств и правил русского языка не знающая". Похвалами избалованная, много рассуждавшая о человеколюбии, а на деле правившая с помощью "кнута и виселиц". Ответ: Екатери́на II Великая (Екатерина Алексе́евна; при рождении София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg (иначе София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербстская).

Есть еще один интересный прием, который очень любят ученики – работа с картой «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора пазлов). Группа получает раздаточный материал – карта разрезана на части. Ученики должны правильно собрать карту и рассказать об этом историческом событие.

Ученикам нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это, надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств. В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляется   возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих знаниях, побороть страх перед одноклассниками. В результате этого раскрывается творческий потенциал школьников. Игровые технологии обучения помогают организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических и обществоведческих знаний, а формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

Игра на уроке – комплексный носитель информаци . Если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании  химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавате...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

статья "Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модерниз...

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»Статью подготовила учитель истории и обществознания Банкетова С.А.Одними из эффективных спо...

«WЕB QUEST» ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В статье рассматривается проблема реализации ФГОС ООО с использованием веб-квест технологии...

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...