Рабочая программа по наглядной геометрии 5-6 класс по Шарыгину И.Ф.
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме
Причиной составления программы, соответствующей учебному пособию И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой послужило следующее:
· УМК по наглядной геометрии для 5-6 классов под редакцией И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта по геометрии и реализует его основные идеи.
· Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении геометрии, идею дифференцированного подхода к обучению.
· Программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
· Большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков.
Данная рабочая программа полностью соответствует учебному пособию по наглядной геометрии И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой для 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по наглядной геометрии 5-6 класс | 75.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской области»
Рассмотрено: на заседании МО Протокол №_____ от «___» ________ 2014г. Руководитель МО _______________________ | Согласовано: «___» ________ 2014 г. Зам. директора по УВР ____________________ Малофеева Е.В. | Утверждено: «___» __________ 2014 г. Директор МОУ СОШ с.Сосновка ______________________ ЧеберякВ.Ф. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ
ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
("Наглядная геометрия" И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева - Издательство: Дрофа, 2014 г.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработана учителем математики Михновец Л.Е. |
2014 г.
I. Пояснительная записка
Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы:
Причиной составления программы, соответствующей учебному пособию И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой послужило следующее:
- УМК по наглядной геометрии для 5-6 классов под редакцией И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта по геометрии и реализует его основные идеи.
- Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении геометрии, идею дифференцированного подхода к обучению.
- Программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
- Большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков.
Данная рабочая программа полностью соответствует учебному пособию по наглядной геометрии И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой для 5-6 классов.
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный
уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
Цели курса “Наглядная геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
- подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса “Наглядная геометрия”
- Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
- Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
- На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
- Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
- Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
- Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования;
В результате изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.
УМЕТЬ: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков. Находить площади многоугольников, объемы многогранников, строить развертку куба, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; «оживлять» геометрические чертежи; строить фигуры симметричные данным; решать простейшие задачи на конструирование; применять основные приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
решения практических задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; описания реальных ситуаций на языке геометрии
Программа рассчитана на 2 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого- 45 минут.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Данная программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю в каждом классе.
5 класс 6 класс
Практических работ 6 5
Творческих работ 2 1
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
- В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт: 2
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание обучения:
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Форма и фигура. Модели и рисунки геометрических фигур. Пространственные и плоские геометрические фигуры. Геометрические тела – цилиндр, конус, шар, пирамида, призма, куб - и их элементы. Круг и многоугольники. Конструкции из кубиков и шашек, шифры и виды. Графические диктанты и « Танграм». Поверхность геометрических тел. Развертки | Распознавать на фотографиях, рисунках, чертежах и в окружающей обстановке, описывать и определять (узнавать) по некоторым признакам геометрические фигуры и их модели. Изготавливать из пластилина, разбивать на части, дополнять и составлять из частей модели геометрических фигур. Различать (на моделях, по названию, по некоторым признакам) и изображать пространственные и плоские геометрические фигуры. Записывать шифр и составлять по шифру или собственному замыслу конструкции из шашек. Определять три вида - вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из кубиков. Выполнять рисунок на листе в клетку по описанию траектории движения карандаша. Составлять по нарисованному контуру фигуру из частей квадрата и перекраивать её в другие фигуры («Танграм»). Изготавливать модели цилиндра, конуса, призмы и пирамиды, используя развертки-выкройки из бумаги. Решать задачи на распознавание, изображение, преобразование и восстановление разверток поверхностей геометрических тел |
Компьютерная поддержка темы «Введение. Поиск геометрических свойств» | Использовать программы: «Геометрия и моделирование», «Конструкции из кубиков и шашек», «Графические диктанты и Танграм» |
Отрезок. Прямая. Луч. Дополнительные лучи. Шкалы и координаты. Пентамино и танграм. Плоскость. Куб и конструкции из кубиков. Сравнение отрезков. Равносторонний и равнобедренный треугольники. Измерение отрезков. Единицы длины. Координатный луч | Строить, обозначать, продолжать и соединять отрезки. Изображать прямую и луч на чертеже. Исследовать взаимное расположение точек, отрезков, лучей и прямых: а) на плоскости; б) определяемых элементами куба. Сравнивать отрезки разными способами. Измерять длину и строить отрезки заданной длины. Выражать одни единицы измерения длины через другие. Изображать фигуры по координатам точек относительно двух шкал отсчета на листе в клетку и составлять их из частей танграма и элементов пентамино. На основе мысленного оперирования кубиками определять все возможные конструкции по двум заданным видам. Изображать координатный луч |
Компьютерная поддержка темы «Отрезок и другие геометрические фигуры» | Использовать программы: «Конструкции из кубиков и шашек», «Графические диктанты и Танграм» |
2 . Окружность и её применение Окружность. Центр, радиус, хорда, диаметр, дуга, полуокружность. Круг. Конструкции из шашек и виды. Вышивки, узоры и математическое вышивание | Распознавать, описывать и изображать окружность и её элементы на чертежах и рисунках. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, отрезков и окружностей. Определять три вида - вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из шашек одного и разных цветов. Конструировать узоры по мотивам различных вышивок. Строить по заданным алгоритмам некоторые кривые методом математического вышивания. |
Компьютерная поддержка темы «Окружность и её применение» | Использовать программы: «Конструкции из кубиков и шашек», «Математическое вышивание» |
3. Углы. Многоугольники и развертки Угол. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Равные углы. Прямой, острый и тупой углы. Измерение углов. Градусная мера угла. Сумма углов треугольника. Виды треугольников. Прямоугольник и прямоугольный параллелепипед. Правильные многоугольники. Развертки. | Распознавать, обозначать и изображать углы, смежные и вертикальные углы. Сравнивать углы, используя модели. Различать, определять и строить прямые, острые и тупые углы с помощью чертежного угольника. Измерять и строить углы с помощью транспортира. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, лучей и углов, определять величину углов с помощью основных свойств градусной меры угла. Находить углы многоугольников. Распознавать и изображать прямоугольник и некоторые правильные многоугольники с помощью разных чертежных инструментов. Изображать (строить) развертки поверхностей прямых призм и правильных пирамид |
Компьютерная поддержка темы «Углы. Многоугольники и развертки» | Использовать программы: «Геометрия и моделирование», «Измерение геометрических величин» |
4. Площадь и объем Плоская геометрическая фигура и её величина. Измерение площади. Единицы площади. Основные свойства площади. Площадь прямоугольника. Измерение объема. Единицы объема. Основные свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Модели и размерность геометрических фигур. | Разрезать и перекраивать плоские геометрические фигуры в квадрат и прямоугольник. Описывать по рисунку и на моделях: а) процесс измерения площади прямоугольника; б) процесс нахождения объема конструкции из кубиков и объема прямоугольного параллелепипеда. Записывать формулу для вычисления: а) площади прямоугольника и квадрата; б) объема прямоугольного параллелепипеда и куба. Использовать формулы: а) площади прямоугольника и квадрата при решении задач на вычисление и построение; б) объема прямоугольного параллелепипеда и куба при решении задач на вычисление объема конструкций из кубов. Выражать одни единицы измерения площади или объема через другие |
Компьютерная поддержка темы «Площадь и объем» | Использовать программы: «Геометрия и моделирование», «Конструкции из кубиков и шашек», «Графические диктанты и Танграм», «Измерение геометрических величин» |
5. Отрезки и ломаные Геометрия и архитектура. Ломаные. Замкнутые ломаные. Простые ломаные. Многоугольники. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Пространственная ломаная. Виды ломаной - вид спереди, вид сверху, вид слева. Алгоритмы и узоры. Древние трактаты и узоры | Распознавать и описывать ломаные разного типа на рисунках и чертежах. Различать, изображать и исследовать ломаные и многоугольники заданной конфигурации и длины (периметра). Исследовать различные конфигурации из вершин, ребер и граней куба. Определять по рисунку виды- вид спереди, вид сверху, вид слева - ломаной на поверхности куба. Изображать ломаные на поверхности куба по трем заданным видам. Решать задачи на сочетание видов и некоторых метрических характеристик пространственной ломаной и куба. Анализировать и изображать орнаменты Древнего Востока по рисункам, схемам или подробному описанию. Создавать собственные узоры по мотивам национальных орнаментов. Принять участие в разработке проекта или просто - в диалоге об истории культуры, архитектуры, письменности Древней Руси. |
Компьютерная поддержка темы «Отрезки и ломаные» | Использовать программы: «Конструкции из кубиков и шашек», «Геометрические конструкции из отрезков» ,«Орнаменты» |
6. Прямые и плоскости Основные геометрические фигуры. Точки и прямые на плоскости. Точки и плоскости в пространстве. Пересекающиеся прямые. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Скрещивающиеся прямые. Параллельные плоскости. Пересекающиеся плоскости | Исследовать конфигурации из основных геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Формулировать отдельные аксиомы геометрии. Распознавать на чертежах и изображать пересекающиеся (в т.ч. перпендикулярные) и параллельные прямые. Находить величины углов, образованных двумя или тремя пересекающимися прямыми, использовать параллельные прямые для определения величины некоторых углов. Исследовать и описывать взаимное расположение двух прямых; прямой и плоскости; двух плоскостей в пространстве. Устанавливать и описывать взаимное расположение точек, прямых и плоскостей в различных пространственных конфигурациях, представленных на рисунке с помощью призм и пирамид. |
Компьютерная поддержка темы «Прямые и плоскости» | Использовать программу «Геометрические конструкции из прямых на плоскости» |
7. Перпендикулярность и параллельность на плоскости и пространстве Координатные оси. Координаты. Прямоугольная система координат. Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция. Многогранники. Пирамида. Призма. Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Цилиндр. Конус. Шар. | Определять координаты точки и строить точку по её координатам на координатной плоскости. Выполнять графические диктанты на координатной плоскости (по тексту, по рисунку, по собственному замыслу). Решать задачи на поиск и изображение геометрических фигур, удовлетворяющих некоторым условиям относительно их формы, размеров и расположения на координатной плоскости. Распознавать, описывать, узнавать по некоторым признакам и изображать параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Решать задачи на построение и вычисление, используя некоторые свойства и признаки определенных четырехугольников. Распознавать, изготавливать модели, описывать, различать по признакам, изображать на рисунке разные многогранники и фигуры вращения. Решать задачи на построение: а) разверток поверхностей призм и пирамид, удовлетворяющих определенным условиям относительно формы и размеров используемых многоугольников; б) сечений |
Компьютерная поддержка темы «Перпендикулярность и параллельность на плоскости и пространстве» | Использовать программы: «Геометрия и моделирование», «Графические диктанты и Танграм», «Геометрические конструкции из прямых и плоскостей» |
8. Узоры симметрии Страницы каменной летописи мира. Симметрия. Осевая симметрия. Поворот. Центральная симметрия. Параллельный перенос. Линейные орнаменты (бордюры). Мотив и элементарная ячейка. Сетчатые (плоские) орнаменты. Паркеты. Правильные и полуправильные паркеты. | Познакомиться с различными проявлениями принципа симметрии в природе и человеческой деятельности. Находить и строить образы точек и некоторых геометрических фигур при заданных осевой симметрии, повороте, параллельном переносе плоскости. Распознавать на иллюстрациях, описывать (указывать мотив и элементарную ячейку) и изображать на листе в клетку линейные орнаменты. Анализировать и изображать сетчатые орнаменты и паркеты. Создавать узоры на паркетах с помощью движения фигур. |
Компьютерная поддержка темы «Орнаменты» | Использовать программу «Орнаменты» |
Система оценки планируемых результатов:
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, практических работ, лабораторных работ, устных опросов. Оценивание устных ответов и письменных работ обучающихся проводится на основании положения школы о системе оценивания по четырёхбальной шкале.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание геометрических фигур, дает точное определение и истолкование основных понятий; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу наглядной геометрии, а также с материалом усвоенным при изучении математики.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования связей с ранее изученным материалом; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3ставится в том случае, если учащийся владеет основными знаниями, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса наглядной геометрии, умеет применять полученные знания при решении простых геометрических задач.
Оценка 2ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных работ
Оценка 5ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
5 класс
III. Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. раб. |
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |||
I | Введение | 4 | |
II | Простейшие геометрические фигуры.Конструирование. | 5 | 1 |
III | Куб. Задачи на разрезание. | 4 | 2 |
IV | Треугольник | 4 | 1 |
V | Многогранники | 2 | 1 |
VI | Геометрические головоломки. | 2 | |
VII | Измерение геометрических величин. | 9 | 3 |
VIII | Топологические опыты. | 2 | 1 |
IX | Занимательная геометрия. | 1 | |
Рефлексивная фаза | |||
X | Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся | 1 | 1 |
Резерв | |||
Итого | 34 | 10 |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ | № | Тема урока | ИКТ | Планируемые предметные результаты | Планируемые метапредметные результаты | Планируемые личностные результаты | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |||||||||
Введение | 4 ч | ||||||||
1 | 1 | Введение. Исторические сведения. | презентация, ЦОР | Инструменты, применяемые на уроках геометрии | Пробовать различные пути подхода к задачам | Развитие интереса к предмету, желания изучать предмет. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |||
2 | 2 | Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности. | |||||||
3 | 3 | Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство. | ЦОР | Измерения, которые характеризуют пространство, плоскость | Развитие навыков видения пространства | ||||
4 | 4 | Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива. | Изображать куб, параллелепипед, пирамиду. | ||||||
Простейшие геометрические фигуры.Конструирование. | 5 ч | ||||||||
5 | 1 | Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч. | ЦОР | Знать понятия точка, прямая, отрезок, луч. | Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Нравственное – эстетическое оценивание, самопознание. | |||
6 | 2 | Простейшие геометрические фигуры. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства. | Вид углов и их свойства. Построение и измерение углов. Понятие биссектрисы угла. | ||||||
7 | 3 | Построение и измерение углов. | |||||||
8 | 4 | Построение и измерение углов. Биссектриса угла. | |||||||
9 | 5 | Конструирование из Т. Практическая работа. | Способы конструирования | По образцу выполнять задания; способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях). | |||||
Куб. Задачи на разрезание. | 4 ч | ||||||||
10 | 1 | Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба. | ЦОР | Определение и свойства куба. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Развитие пространственного воображения | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |||
11 | 2 | Куб и его свойства. Развертка куба. | |||||||
12 | 3 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Творческие работы. Практическая работа. | Конструирование. «Изготовление игры «Пентамино» | Выполнять задания по образцу, по описанию; способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты; способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты. | |||||
13 | 4 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Практическая работа. | |||||||
Треугольник | 4 ч | ||||||||
14 | 1 | Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. | ЦОР | Способы построения треугольника по трем элементам. Развитие навыков работы с чертежными инструментами. | Анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам. | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом | |||
15 | 2 | Треугольник. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон. | |||||||
16 | 3 | Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза. | Прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона. | Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||||
17 | 4 | Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам. Практическая работа. | |||||||
Многогранники | 2 ч | ||||||||
18 | 1 | Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Развертки фигур. | ЦОР | Названия правильных многогранников | Анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей. | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом | |||
19 | 2 | Правильные многогранники. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур. Практическая работа. | |||||||
Геометрические головоломки. | 2 ч | ||||||||
20 | 1 | Геометрические головоломки. Танграм. | Изготовление головоломок. Решение головоломок. | способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты; способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты. | Проявление терпения и аккуратности. | ||||
21 | 2 | Геометрические головоломки. Стомахион. | |||||||
Измерение геометрических величин. | 9 ч | ||||||||
22 | 1 | Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины. | ЦОР | Понятие длины.Способы измерения длины. | Анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей. Способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты; способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты. | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |||
23 | 2 | Измерение длины. Единицы длины. Практическая работа. | |||||||
24 | 3 | Измерение площади. Единицы площади. | Понятие площади. Способы измерения площади. | ||||||
25 | 4 | Измерение объема. Единицы объема. | Понятие объема. Способы измерения объема. | ||||||
26 | 5 | Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур.Практическая работа. | Зависимость между основными единицами площадей и объемов. Формулы для вычисления S прямоугольника, квадрата; V параллелепипеда, куба | ||||||
27 | 6 | Вычисление объема. Практическая работа. | |||||||
28 | 7 | Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности. | Способы деления окружности на части. Строить правильный треугольник, шестиугольник, квадрат, вписанный в окружность | ||||||
29 | 8 | Окружность. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. | |||||||
30 | 9 | Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. Решение занимательных геометрических задач. | Видеть в различных конструкциях уже известные фигуры, использовать свойства фигур, составлять свои задачи | ||||||
Топологические опыты. | 2 ч | ||||||||
31 | 1 | Топологический опыт | Данные понятия. | Выполнять задания по описанию. Проводить опыты. Делать выводы и обобщения. | Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||||
32 | 2 | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком. Практическая работа. | |||||||
Занимательная геометрия. | 1 ч | ||||||||
33 | 1 | Задачи со спичками. | Решать головоломки и составлять свои. | Выполнять задания по описанию.Уметь применять изученные понятия и методы при решении стандартных и нестандартных задач | Проявление терпения и аккуратности. | ||||
Рефлексивная фаза | |||||||||
Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся | 1 ч | ||||||||
34 | 1 | Итоги года: творческий отчёт. | Защита мини-проектов | Уметь применять изученные понятия и методы при решении стандартных и нестандартных задач. Способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
6 класс
III. Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. раб. |
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |||
I | Повторение за курс 5 класса | 1 | |
II | Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры. | 2 | 1 |
III | Фигурки из кубиков | 2 | |
IV | Параллельность и перпендикулярность. | 5 | 2 |
V | Координатная плоскость. | 3 | 1 |
VI | Оригами | 2 | 1 |
VII | Замечательные кривые. | 5 | 1 |
VIII | Зеркальное отражение.Симметрия. | 9 | 3 |
IX | Важные свойства окружности. | 2 | |
X | Занимательная геометрия. | 2 | |
Рефлексивная фаза | |||
XI | Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся | 1 | 1 |
Резерв | |||
Итого | 34 | 10 |
IV. Календарно- тематическое планирование
№ | № | Тема урока | ИКТ | Планируемые предметные результаты | Планируемые метапредметные результаты | Планируемые личностные результаты | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |||||||||
Повторение за курс 5 класса | 1 ч | ||||||||
1 | 1 | "Геометрия вокруг нас!" | ЦОР | Распознавать на фотографиях, рисунках, чертежах и в окружающей обстановке, описывать и определять (узнавать) по некоторым признакам геометрические фигуры и их модели. | Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами | Развитие интереса к предмету, желания изучать предмет. | |||
Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры. | 2 ч | ||||||||
2 | 1 | Зашифрованная переписка. Способ решетки | Принципы шифровки записей. | Разгадывать зашифрованные записи | Развитие творческих способностей, логического мышления | ||||
3 | 2 | Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач | Способы решения задач | Решать задачи, головоломки, применяя изученные свойства фигур | |||||
Фигурки из кубиков | 2 ч | ||||||||
4 | 1 | Фигурки из кубиков и их частей. | ЦОР | Принципы изображения трех проекций тел | Делать выводы и обобщения из опытов и практических занятий | Развитие глазомера, пространственного мышления, точности при выполнении заданий | |||
5 | 2 | Фигурки из кубиков и их частей. Метод трех проекций | |||||||
Параллельность и перпендикулярность. | 5 ч | ||||||||
6 | 1 | Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикуляра к прямой. | ЦОР | Знать определение перпендикулярных и параллельных прямых. Уметь строить перпендикулярные прямые с помощью циркуля и линейки. Уметь строить параллельные прямые с помощью треугольника и линейки. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | Развитие глазомера, пространственного мышления, точности при выполнении заданий | |||
7 | 2 | Параллельность и перпендикулярность. Пересекающиеся, скрещивающиеся прямые. | Иметь представление о пересекающихся и скрещивающихся прямых | ||||||
8 | 3 | Параллельность и перпендикулярность. | Свойства и способы построения данных прямых | ||||||
9 | 4 | Параллелограммы. (Квадрат, прямоугольник, ромб). Свойства квадрата, прямоугольника, ромба. | Строить и различать данные прямые на чертеже | ||||||
10 | 5 | Параллелограммы. Опыты с листом. Золотой прямоугольник. Золотое сечение | |||||||
Координатная плоскость. | 3 ч | ||||||||
11 | 1 | Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости. Игра «Морской бой» | Научиться способам построения точек в системе координат | Делать выводы и обобщения из опытов и практических занятий | Развитие творческого мышления, воображения, выделение главного, систематизации полученных знаний | ||||
12 | 2 | Координаты в пространстве. | |||||||
13 | 3 | Координаты. Игра “Остров сокровищ”. | |||||||
Оригами | 2 ч | ||||||||
14 | 1 | Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами. | Иметь представление об искусстве оригами | Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | Развитие глазомера, пространственного мышления, точности при выполнении заданий | ||||
15 | 2 | Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами. | Уметь складывать простые фигуры оригами. | ||||||
Замечательные кривые. | 5ч | ||||||||
16 | 1 | Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола | Иметь представления об эллипсе , гиперболе, параболе, спирали,Архимеда, синусоиде, кардиоиде, циклоиде, гипоциклоиде | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | Развитие творческих способностей, логического мышления. | ||||
17 | 2 | Замечательные кривые. Спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды. | |||||||
18 | 3 | Кривые Дракона. | Уметь построить кривую с разным количеством сгибов | ||||||
19 | 4 | Лабиринты. Нить Ариадны. Метод проб и ошибок. | Иметь представление о лабиринтах, знать правила их прохождения | ||||||
20 | 5 | Лабиринты. Метод зачеркивания тупиков. Правило одной руки. | |||||||
Зеркальное отражение.Симметрия. | 9 ч | ||||||||
21 | 1 | Геометрия на клетчатой бумаги. | Уметь применять свойства фигур на клетчатой бумаге | Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентировка на разнообразие способов решения задач; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;осуществление синтеза как составление целого из частей; сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавление причинно-следственных связей | Развитие творческих способностей, логического мышления. Развитие творческого мышления, воображения, выделение главного, систематизации полученных знаний | ||||
22 | 2 | Зеркальное отражение. | Иметь представление о зеркальной симметрии уметь строить симметричные фигуры | ||||||
23 | 3 | Симметрия, ее виды. Осевая симметрия. Симметричные фигуры. | ЦОР | ||||||
24 | 4 | Симметрия, ее виды. Центральная симметрия. | |||||||
25 | 5 | Бордюры. Трафареты | ЦОР | Иметь представление о бордюре и трафарете | |||||
26 | 6 | Бордюры. Трафареты. Творческие работы. | |||||||
27 | 7 | Орнаменты. Паркеты. | Иметь представление об орнаменте, паркете | ||||||
28 | 8 | Орнаменты. Паркеты. Творческие работы. | Создать свой орнамент, паркет | ||||||
29 | 9 | Симметрия помогает решать задачи. | Уметь решать задачи используя симметрию | ||||||
Важные свойства окружности. | 2 ч | ||||||||
30 | 1 | Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр. | Иметь представление о вписанном угле, свойстве диагоналей прямоугольника | Делать выводы и обобщения из опытов и практических занятий | Развитие пространственного мышления, точности при выполнении заданий. | ||||
31 | 2 | Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр. | |||||||
Занимательная геометрия. | 2 ч | ||||||||
32 | 1 | Задачи, головоломки, игры. | Уметь решать головоломки | Решать задачи, головоломки, применяя изученные свойства фигур | Развитие творческих способностей, логического мышления | ||||
33 | 2 | Задачи, головоломки, игры. | |||||||
Рефлексивная фаза | |||||||||
Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся | 1 ч | ||||||||
34 | 1 | Итоги года: творческий отчёт. | Защита мини-проекта | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы и других источников информации | Развитие творческих способностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе
Рабочая программа по наглядной геометрии предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы . Основой данной программы является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю. Ход...
Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса
Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 6 класса разработана на основе: Учебно – методического комплекса «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгина. Основной образовательной программы...
Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе Ходот
Рабочая программа по математике...
Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....
Рабочая программа по Наглядной геометрии для 6 класса
Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2012 г.Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии я...
Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе по учебнику И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой
Рабочая программа по наглядной геометрии расчитана на 17 часов в неделю. В разделах программы следующие пунктыПояснительная запискаОбщая характеристика предметаМесто предмета в учебном планеЛичн...
Рабочая программа по наглядной геометрии. 5 - 6 классы
Рабочая программа состоит из разделов "Пояснительная записка", "Содержание курса наглядной геометрии. 5 класс.( 6 класс)", "Тематическое планирование курса наглядной геометрии в 5 классе (в 6 классе)"...