Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе Ходот
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы.
Основой данной рабочей программы является
- Авторская программа Т.Г. Ходот и А.Ю. Ходот по наглядной геометрии для 5-6-х классов (С.-Петербург).
- Учебник: Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.
- Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008
Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Авторская программа рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), но т.к. по годовому календарному учебному графику Учреждения на 2012-2013 учебный год в 5 классе 35 учебных недель, то программа увеличена на 1 час и рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Данный 1 час был добавлен на итоговое повторение курса «Наглядной геометрии».
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Таким образом, главная цель курса «Наглядной геометрии» - подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 – 9 классах.
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
Цели:
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;
- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
Задачи:
- Вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
- Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.
- На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
ЗНАТЬ:
- простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол);
- пять правильных многогранников;
- свойства геометрических фигур.
УМЕТЬ:
- строить простейшие геометрические фигуры;
- складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами;
- измерять длины отрезков, находить площади многоугольников;
- находить объемы многогранников;
- строить развертку куба.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- при решении несложных практических расчетных задач;
- при определении форм окружающих предметов.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Начальные понятия | 3 |
3 | Отрезок. Конструкции из отрезков. | 16 |
4 | Углы. Конструкции из углов | 7 |
5 | Измерения | 7 |
Повторение | 1 | |
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование по наглядной геометрии
в 5 классе
№ урока | Тема урока | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
план | факт | ||||
Введение | 1 | ||||
1. | Введение | 1 | 1.09 | ||
Начальные понятия | 3 | ||||
2. | Точка. Линия. Виды линий | 1 | 8.09 | ||
3. | Поверхность, тело. | 1 | 15.09 | ||
4. | Плоские и пространственные фигуры | 1 | 22.09 | ||
Отрезки, конструкции из отрезков | 16 | ||||
5. | Отрезок, сравнение отрезков | 1 | 29.09 | ||
6 | Луч. Числовой луч | 1 | 6.10 | ||
7 | Прямая | 1 | 13.10 | ||
8 | Ломаная. Длина ломаной | 1 | 20.10 | ||
9 | Треугольник. Элементы треугольника | 1 | 3.11 | ||
10 | Виды треугольников | 1 | 10.11 | ||
11 | Неравенство треугольника | 1 | 17.11 | ||
12 | Круг и окружность. Их элементы. Способы построения круга. | 1 | 24.11 | ||
13 | Как мы видим и рисуем круг | 1 | 1.12 | ||
14 | Решение задач | 1 | 8.12 | ||
15 | Цилиндр, его элементы. Виды цилиндров | 1 | 15.12 | ||
16 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | 22.12 | ||
17 | Как рисуют цилиндры | 1 | 12.01 | ||
18 | Конус. Его элементы. Виды конусов | 1 | 19.01 | ||
19 | Как рисуют конусы | 1 | 26.01 | ||
20 | Решение задач | 1 | 2.02 | ||
Углы. Конструкции из углов | 7 | ||||
21 | Двугранный угол. Его элементы. Плоский угол. Его элементы | 1 | 9.02 | ||
22 | Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла | 1 | 16.02 | ||
23 | Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла | 1 | 23.02 | ||
24 | Виды углов | 1 | 2.03 | ||
25 | Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой. | 1 | 9.03 | ||
26 | Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой. | 1 | 16.03 | ||
27 | Новая классификация треугольников | 1 | 23.03 | ||
Измерения | 7 | ||||
28 | Измерение отрезков | 1 | 6.04 | ||
29 | Площадь плоской фигуры. Площадь прямоугольника, площадь треугольника. Единицы измерения площади | 1 | 13.04 | ||
30 | Площадь плоской фигуры. Площадь прямоугольника, площадь треугольника. Единицы измерения площади | 1 | 20.04 | ||
31 | Объем тела. Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | 27.04 | ||
32 | Измерение углов. Транспортир | 1 | 4.05 | ||
33 | Измерение углов. Транспортир | 1 | 11.05 | ||
34 | Контрольная работа | 1 | 18.05 | ||
Повторение | 1 | ||||
35 | Итоговое повторение материала по курсу 5 класса | 1 | 25.05 |
Содержание учебного курса «Наглядная геометрия»
5 класса
Введение (1 час)
Ознакомление учащихся с новым предметом – геометрия, обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, которые рассматривались в начальной школе.
Начальные понятия (3 часа)
Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение. Вертикальные углы. Биссектриса угла. Треугольник, Виды треугольников. Построение треугольников. Пирамида. Квадрат.
Отрезки. Конструкции из отрезков (16 часов)
Отрезки (понятие отрезка, сравнение отрезков; конструирование из отрезков плоских и пространственных фигур: луч, прямая, ломаная, многоугольник; круг, цилиндр, конус; изображение фигур с разных точек зрения).
Углы. Конструкции из углов (7 часов)
Углы (понятие плоского и двугранного угла, сравнение плоских и двугранных углов, их виды, перпендикулярность; конструкции из углов)
Измерение (7 часов).
Измерение геометрических величин. Измерение (длина отрезка, площадь плоской фигуры, площадь прямоугольника; объем тела, объем прямоугольного параллелепипеда; градусная мера угла, транспортир). Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений. Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда
Повторение (1 час)
Повторение материала, изученного в 5 классе по курсу «Наглядная геометрия»
Формы и средства контроля
Основными методами проверки знаний и умений обучающихся по данному курсу являются выполнение практических заданий, самостоятельных работ, а также устный/письменный опрос. Итоговая проверка – контрольная работа по курсу «Наглядной геометрии» 5 класса запланирована по окончании изучения всего материала (35 урок).
Тексты самостоятельных и контрольной работ взяты из учебного пособия: Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008 (с 48 - 55)
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Имеется в наличии | % Оснащен ности |
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||||
Стандарт основного общего образования по математике | Д | Д | 100 | |
Авторская программа основного общего образования по наглядной геометрии | Д | Д | 100 | |
Учебник по наглядной геометрии для 5 классов | К | 1 | 0 | |
Дидактические материалы по наглядной геометрии для 5 классов | Ф | Ф | 100 | |
Методические пособия для учителя | К | 1 | 100 | |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
Таблицы по наглядной геометрии для 5-6 классов | Д | Д | 100 | |
Портреты выдающихся деятелей математики | Д | 0 | 0 | |
ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА | ||||
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса наглядной геометрии | Д | 0 | 0 | |
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разно уровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы | Д | 0 | 0 | |
Инструментальная среда по наглядной геометрии | Д | 0 | 0 | |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов | Д | 0 | 0 | |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||
Мультимедийный компьютер | Д | Д | 100 | |
Сканер | Д | Д | 100 | |
Принтер лазерный | Д | Д | 100 | |
Мультимедиапроектор | Д | Д | 100 | |
Средства телекоммуникации | Д | Д | 100 | |
Диапроектор или графопроектор (оверхэд) | Д | - | 0 | |
Экран (на штативе или навесной) | Д | Д | 100 | |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц | Д | 0 | 0 | |
Доска магнитная с координатной сеткой | Д | 0 | 0 | |
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль | Д | 0 | 0 | |
Набор планиметрических фигур | Ф | 0 | 0 | |
Геоплан | Ф | 0 | 0 | |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ | ||||
Компьютерный стол | Д | Д | 100 | |
Шкаф секционный для хранения оборудования | Д | Д | 100 | |
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью) | Д | Д | 100 | |
Стенд экспозиционный | Д | 0 | 0 | |
Ящики для хранения таблиц | Д | Д | 0 | |
Штатив для таблиц | Д | 0 | 0 |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.
- Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008.
- Интернет ресурсы: www.festival.1september.ru, http://golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php
Для обучающихся
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс
Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...
Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)
Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....
Рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс. А.Ф. Шарыгин
Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса...
Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (ге...
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс...
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс...
рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс
рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс...