Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе Ходот
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме

Упатова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnaya_geometriya_5_klass.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы.

Основой данной рабочей программы является

  1. Авторская программа Т.Г. Ходот и А.Ю. Ходот по наглядной геометрии для 5-6-х классов (С.-Петербург).
  2. Учебник: Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008

Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Авторская программа рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), но т.к. по годовому календарному учебному графику Учреждения на 2012-2013 учебный год в 5 классе 35 учебных недель, то программа увеличена на 1 час и рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Данный 1 час был добавлен на итоговое повторение курса «Наглядной геометрии».

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех  или иных закономерностей. Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Таким образом, главная цель курса «Наглядной геометрии» - подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 – 9 классах.

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

Цели:

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;
  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

Задачи:

  • Вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
  • Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.
  • На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

В результате изучения курса обучающиеся должны:

ЗНАТЬ:

  • простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол);
  • пять правильных многогранников;
  • свойства геометрических фигур.

УМЕТЬ:

  • строить простейшие геометрические фигуры;
  • складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами;
  • измерять длины отрезков, находить площади многоугольников;
  • находить объемы многогранников;
  • строить развертку куба.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • при решении несложных практических расчетных задач;
  • при определении форм окружающих предметов.


Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Начальные понятия

3

3

Отрезок. Конструкции из отрезков.

16

4

Углы. Конструкции из углов

7

5

Измерения

7

Повторение

1

Всего

35


Календарно-тематическое планирование по наглядной геометрии

в 5 классе

№ урока

Тема урока


Количество часов

Плановые сроки

прохождения

Примечание

план

факт

Введение

1

1.

Введение

1

1.09

Начальные понятия

3

2.

Точка. Линия. Виды линий

1

8.09

3.

Поверхность, тело.

1

15.09

4.

Плоские и пространственные фигуры

1

22.09

Отрезки, конструкции из отрезков

16

5.

Отрезок, сравнение отрезков

1

29.09

6

Луч. Числовой луч

1

6.10

7

Прямая

1

13.10

8

Ломаная. Длина ломаной

1

20.10

9

Треугольник. Элементы треугольника

1

3.11

10

Виды треугольников

1

10.11

11

Неравенство треугольника

1

17.11

12

Круг и окружность. Их элементы. Способы построения круга.

1

24.11

13

Как мы видим и рисуем круг

1

1.12

14

Решение задач

1

8.12

15

Цилиндр, его элементы. Виды цилиндров

1

15.12

16

Прямоугольный параллелепипед

1

22.12

17

Как рисуют цилиндры

1

12.01

18

Конус. Его элементы. Виды конусов

1

19.01

19

Как рисуют конусы

1

26.01

20

Решение задач

1

2.02

Углы. Конструкции из углов

7

21

Двугранный угол. Его элементы. Плоский угол. Его элементы

1

9.02

22

Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла

1

16.02

23

Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла

1

23.02

24

Виды углов

1

2.03

25

Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой.

1

9.03

26

Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой.

1

16.03

27

Новая классификация треугольников

1

23.03

Измерения

7

28

Измерение отрезков

1

6.04

29

Площадь плоской фигуры. Площадь прямоугольника, площадь треугольника. Единицы измерения площади

1

13.04

30

Площадь плоской фигуры. Площадь прямоугольника, площадь треугольника. Единицы измерения площади

1

20.04

31

Объем тела. Объем прямоугольного параллелепипеда

1

27.04

32

Измерение углов. Транспортир

1

4.05

33

Измерение углов. Транспортир

1

11.05

34

Контрольная работа

1

18.05

Повторение

1

35

Итоговое повторение материала по курсу 5 класса

1

25.05


Содержание учебного курса «Наглядная геометрия»

5 класса

Введение (1 час)

Ознакомление учащихся с новым предметом – геометрия, обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, которые рассматривались в начальной школе.

Начальные понятия (3 часа)

Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение. Вертикальные углы. Биссектриса угла. Треугольник, Виды треугольников. Построение треугольников. Пирамида. Квадрат.

Отрезки. Конструкции из отрезков (16 часов)

Отрезки (понятие отрезка, сравнение отрезков; конструирование из отрезков плоских и пространственных фигур: луч, прямая, ломаная, многоугольник; круг, цилиндр, конус; изображение фигур с разных точек зрения).

Углы. Конструкции из углов (7 часов)

Углы (понятие плоского и двугранного угла, сравнение плоских и двугранных углов, их виды, перпендикулярность; конструкции из углов)

Измерение (7 часов).

Измерение геометрических величин. Измерение (длина отрезка, площадь плоской фигуры, площадь прямоугольника; объем тела, объем прямоугольного параллелепипеда; градусная мера угла, транспортир).  Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений. Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда

Повторение (1 час)

Повторение материала, изученного в 5 классе по курсу «Наглядная геометрия»


Формы и средства контроля

Основными методами проверки знаний и умений обучающихся по данному курсу являются выполнение практических заданий, самостоятельных работ, а также устный/письменный опрос. Итоговая проверка – контрольная работа по курсу «Наглядной геометрии» 5 класса запланирована  по окончании изучения всего материала (35 урок).

Тексты самостоятельных и контрольной работ взяты из учебного пособия: Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008 (с 48 - 55)


Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Имеется в наличии

%

Оснащен

ности

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

Стандарт основного общего образования по математике

Д

Д

100

Авторская программа основного общего образования по наглядной геометрии

Д

Д

100

Учебник по наглядной геометрии для 5 классов

К

1

0

Дидактические материалы по наглядной геометрии для 5 классов

Ф

Ф

100

Методические пособия для учителя 

К

1

100

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы по наглядной геометрии для 5-6 классов 

Д

Д

100

Портреты выдающихся деятелей математики 

Д

0

0

ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам  курса наглядной геометрии

Д

0

0

Электронная база данных для создания тематических и итоговых 

разно уровневых тренировочных и 

проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д

0

0

Инструментальная среда по наглядной геометрии

Д

0

0

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов

Д

0

0

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Мультимедийный компьютер 

Д

Д

100

Сканер

Д

Д

100

Принтер лазерный

Д

Д

100

Мультимедиапроектор

Д

Д

100

Средства телекоммуникации

Д

Д

100

Диапроектор или графопроектор  (оверхэд)

Д

-

0

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

100

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Д

0

0

Доска магнитная с координатной сеткой

Д

0

0

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль

Д

0

0

Набор планиметрических фигур 

Ф

0

0

Геоплан 

Ф

0

0

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

Компьютерный стол 

Д

Д

100

Шкаф секционный для хранения оборудования 

Д

Д

100

Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью) 

Д

Д

100

Стенд экспозиционный 

Д

0

0

Ящики для хранения таблиц 

Д

Д

0

Штатив для таблиц 

Д

0

0


Учебно-методическое обеспечение

Для учителя

  1. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Интернет ресурсы: www.festival.1september.ru, http://golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php

Для обучающихся

  1. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...

Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)

Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....

Рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс. А.Ф. Шарыгин

Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса...

Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)

Рабочая  программа по наглядной  геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  общего образования по математике (ге...

рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс

рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс...

рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс

рабочая программа по наглядной геометрии  6 класс...

рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

рабочая программа по наглядной геометрии  5 класс...