Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса
рабочая программа по геометрии (6 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 6 класса разработана на основе:
- Учебно – методического комплекса «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгина.
- Основной образовательной программы лицея.
Федерального компонента государственного стандарта общего образования и с использованием рекомендаций авторской программы И.Ф. Шарыгина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya_noveishaya.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Изучение геометрии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой геометрических знаний и умений.
- развитие конструктивных навыков обучаемых.
- всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 6 классов с помощью методов геометрической наглядности.
- изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
- содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ребенка, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности.
- курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, гибкости мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности, посредством нестандартных задач.
Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 6 класса разработана на основе:
- Учебно – методического комплекса «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгина.
- Основной образовательной программы лицея.
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования и с использованием рекомендаций авторской программы И.Ф. Шарыгина.
Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов:
Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся.
Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования. Курс «Наглядная геометрия» рассчитан на 2 года и является начальным курсом в системе школьного геометрического образования.
Одной из задач курса является вооружение учащихся геометрическим методом познания мира, определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.
В ходе преподавания наглядной геометрии в 6 классе следует обращать внимание на то, чтобы обучаемые овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способам деятельности, такими как:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
- использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу и современные информационные технологии.
- приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе самостоятельной деятельности.
В курсе предусматривается параллельное изучение фигур на плоскости и в пространстве (фузионизм). Игры, головоломки, топологические опыты, задачи со спичками рассматриваются и на плоскости и в пространстве.
Количество часов по рабочему плану: 70 ч, 35 ч-федеральный компонент общеобразовательного плана, 35-выбор образовательного учреждения. Добавлены часы на изучение таких тем: «Параллельность и перпендикулярность. Понятие географической широты. Координатная плоскость. Нахождение координат точек. клетчатой бумаги. Зеркальное отражение. Бордюры. Орнаменты. Оригами» |
Содержание учебного курса по наглядной геометрии
Повторение 5 класса (4 ч) Куб и его свойства. Треугольник. Правильные многогранники.
Глава 1. Многоугольники (15 ч)
Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Лабораторная работа № 1 «Проведение параллельных прямых».Проведение перпендикуляра к прямой . Параллелограммы. Опыты с листом бумаги. Золотое сечение. Лабораторная работа №2 « Золотое сечение»
Основная цель: рассмотреть взаимное расположение прямых на плоскости.
Глава 2. Координатная плоскость (16 ч)
Понятие географической широты. Координатная плоскость. Нахождение координат точек. Лабораторная работа №3 « Координатная плоскость». Игра «Морской бой». Игра «Остров сокровищ». Трёхмерное пространство. Лабораторная работа № 4 «Построение точек по заданным координатам»
Основная цель: познакомить с понятием координатной плоскости, рассмотреть игры связанные с координатами.
Глава 3. Оригами (5 ч)
Из истории искусства оригами. Оригами. Лабораторная работа №5 «Оригами».
Основная цель: научить выполнять простейшие фигурки оригами.
Глава 4. Замечательные кривые (14 ч) Эллипс. Гипербола. Парабола. Конус. Спираль Архимеда. Методы решения лабиринтов. Лабораторная работа № 6 «Замечательные кривые»
Основная цель: познакомить поистине с замечательными кривыми, населяющими мир геометрии.
Замечательные кривые. Кривые Дракона. Задачи, головоломки, игры. Геометрические головоломки.
Глава 5.Симметрия (12ч ) Геометрия клетчатой бумаги. Зеркальное отражение. Бордюры. Орнаменты. Лабораторная работа№7 «Бордюры и орнаменты». Симметрия помогает решать задачи. Одно важное свойство окружности. Задачи, головоломки, игры.
Основная цель: познакомить учащихся с понятием симметрия, с видами симметрии, рассмотреть взаимное расположение прямых на плоскости.
Повторение.(4 ч) Защита проектов. Защита рефератов.
Требования к математической подготовке учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны:
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
- усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге
Знать:
- простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур); понятия параллельных и перпендикулярных прямых;
- понятия параллелограмма, ромба и квадрата;
- понятие симметрии и принципы построения симметричных фигур;
- понятие окружности и её свойства.
Уметь:
- строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.
- производить шифровку и дешифровку;
- строить параллельные и перпендикулярные прямые;
- строить и распознавать параллелограмм, ромб и квадрат;
- делать оригами;
- строить симметричные фигуры (осевая и центральная симметрия).
Система оценки планируемых результатов:
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, практических работ, лабораторных работ, устных опросов. Оценивание устных ответов и письменных работ обучающихся проводится на основании положения школы о системе оценивания по четырёхбальной шкале.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание геометрических фигур, дает точное определение и истолкование основных понятий; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу наглядной геометрии, а также с материалом усвоенным при изучении математики.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования связей с ранее изученным материалом; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся владеет основными знаниями, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса наглядной геометрии, умеет применять полученные знания при решении простых геометрических задач.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Календарно тематическое – планирование по наглядной геометрии 6 класс
№ урок | Раздел учебной программы по предмету | Тема урока | Количеств часов | Дата план | Дата факт |
Повторение 5 класса (4) | |||||
1 | Куб и его свойства | 1 | 2.09 | ||
2 | Треугольник | 1 | 4.09 | ||
3 | Правильные многогранники | 1 | 9.09 | ||
4 | Окружность | 1 | 11.09 | ||
Глава 1. Многоугольники (15) | |||||
5-6 | Параллельность и перпендикулярность | 2 | 16.09,18.09 | ||
7-8 | Проведение параллельных прямых | 2 | 23.09,25.09 | ||
9 | Лабораторная работа № 1 «Проведение параллельных прямых» | 1 | 30.09 | ||
10-11 | Проведение перпендикуляра к прямой | 2 | 2.10,7.10 | ||
12-13 | Параллелограммы | 2 | 9.10,14.10 | ||
14-15 | Опыты с листом бумаги | 2 | 16.10,21.10 | ||
16-18 | Золотое сечение | 3 | 23.10,28.1030.10 | ||
19 | Лабораторная работа №2 « Золотое сечение» | 1 | 11.11 | ||
Глава 2. Координатная плоскость (16) | |||||
20-21 | Понятие географической широты | 2 | 13.11,18.11 | ||
22-23 | Координатная плоскость | 2 | 20.11,25.11 | ||
24-25 | Нахождение координат точек | 2 | 27.11,2.12 | ||
26-27 | Нахождение точек по заданным координатам | 2 | 4.12,9.12 | ||
28 | Лабораторная работа №3 « Координатная плоскость» | 1 | 11.12 | ||
29-30 | Игра «Морской бой» | 2 | 16.12,18.12 | ||
31-32 | Игра «Остров сокровищ» | 2 | 23.12,25.12 | ||
33-34 | Трёхмерное пространство | 2 | 13.01,15.01 | ||
35 | Лабораторная работа № 4 «Построение точек по заданным координатам» | 1 | 20.01 | ||
Глава 3. Оригами (5) | |||||
36 | Из истории искусства оригами | 1 | 22.01 | ||
37-39 | Оригами | 3 | 27.01, 29.01,3.02 | ||
40 | Лабораторная работа №5 «Оригами» | 1 | 5.02 | ||
Глава 4. Замечательные кривые (14) | |||||
41 | Эллипс | 1 | 10.02 | ||
42 | Гипербола | 1 | 12.02 | ||
43 | Парабола | 1 | 17.02 | ||
44 | Конус | 1 | 19.02 | ||
45-46 | Спираль Архимеда | 2 | 26.02,3.03 | ||
47-48 | Кривые Дракона | 2 | 5.03,10.03 | ||
49-50 | Лабиринты | 1 | 12.03 | ||
51-53 | Методы решения лабиринтов | 3 | 17.03,19.0324.03 | ||
54 | Лабораторная работа № 6 «Замечательные кривые» | 1 | 2.04 | ||
Глава 5.Симметрия (12) | |||||
55-56 | Геометрия клетчатой бумаги | 2 | 7.04,9.04 | ||
57-58 | Зеркальное отражение | 2 | 14.04,16.04 | ||
59 | Бордюры | 1 | 21.04 | ||
60 | Орнаменты | 1 | 23.04 | ||
61 | Лабораторная работа№7 «Бордюры и орнаменты» | 1 | 28.04 | ||
62-63 | Симметрия помогает решать задачи | 2 | 30.04,5.05 | ||
64 | Одно важное свойство окружности | 1 | 7.05 | ||
65-66 | Задачи, головоломки, игры | 2 | 12.05,14.05 | ||
Повторение (4) | |||||
67-68 | Защита проектов | 2 | 19.05,21.05 | ||
69-70 | Защита рефератов | 2 | 26.05,28.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс
Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...
Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)
Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....
Рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс. А.Ф. Шарыгин
Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса...
Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (ге...
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс...
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс...
рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс
рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс...