Рабочая программа по Наглядной геометрии для 6 класса
рабочая программа по геометрии (6 класс) по теме
Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2012 г.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_naglyadnaya_geometriya_6_klass_sayt.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
- Приказ МОРФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Закон РФ «ОБ образовании»
- Приказа МО Саратовской области от 27.04.2011 г. № 1206 « О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»
Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2012 г.
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный
уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
Цели курса “Наглядная геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
- подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса “Наглядная геометрия”
- Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
- Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
- На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
- Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
- Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
- Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования;
В результате изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.
УМЕТЬ: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков. Находить площади многоугольников, объемы многогранников, строить развертку куба, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; «оживлять» геометрические чертежи; строить фигуры симметричные данным; решать простейшие задачи на конструирование; применять основные приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- решения практических задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- описания реальных ситуаций на языке геометрии.
Цели работы в основной школе:
- формирование целостного представления о мире, выпускник должен достичь функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
Условием достижения этой цели является предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе учащиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения в реальной жизни за рамками учебного процесса.
Модель выпускника второй ступени обучения
Выпускник основной школы – человек, занимающий активную жизненную позицию.
Это ученик, который :
- освоил на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
- овладел необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм жизни в обществе;
- овладел простейшими знаниями о профессиях;
- проявляет первоначальное владение ключевыми компетентностями: культурой учебного труда, информационно-коммуникативной деятельностью, рефлексивной деятельностью, умением вести диалог и взаимодействовать с социумом, способностью вести здоровый образ жизни, знаниями о себе как личности, умением решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
6 класс
1. Повторение.
Обзор основных тем 5 класса: конструирование, измерение длин, площадей и объёмов. Пространство и его размерность. Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников, лист Мёбиуса.
2. Параллельность и перпендикулярность.
Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Параллелограмм, его свойства. Понятие «золотого сечения».
3. Задачи на построение.
Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. Фигурки из куба и его частей.
4. Симметрия.
Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники.
5. Координатная плоскость.
Координаты. Решение задач на построение точек на координатной плоскости, рисование по координатам и наоборот – разгадывание зашифрованного с помощью координат рисунка. Полярные координаты. Построение симметричных точек на плоскости.
6.Занимательная геометрия .
Геометрические головоломки. Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги. Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, игры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе | Самостоятельные работы | Дата | Корректировка | |||
уроки | р/р, вн/чт, л/р, пр/р | К/р | |||||||
Глава 1. Повторение. | 7 | ||||||||
1 | Простейшие геометрические фигуры. | 1 | 1 | ||||||
2 | Пространство и его размерность. | 1 | 1 | ||||||
3 | Углы. Измерение углов. | 1 | 1 | 1 | |||||
4 | Разрезание фигуры на равные части. | 1 | 1 | ||||||
5 | Конструирование, лист Мёбиуса. | 1 | 1 | ||||||
6 | Геометрические головоломки. | 1 | 1 | ||||||
7 | Зашифрованная переписка. | 1 | 1 | ||||||
Глава 2. Параллельность и перпендикулярность. | 5 | ||||||||
8 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых. | 1 | 1 | ||||||
9 | Параллелограмм, его свойства. | 1 | 1 | ||||||
10 | «Золотое сечение». | 1 | 1 | ||||||
11 | «Золотое сечение». Задачи на построение. | 1 | 1 | ||||||
12 | Задачи со спичками, занимательные задачи. | 1 | 1 | ||||||
Глава 3. Задачи на построение. | 5 | ||||||||
13 | Построение треугольника. | 1 | 1 | ||||||
14 | Построение параллелограмма. | 1 | 1 | ||||||
15 | Проекции куба и его частей. | 1 | 1 | ||||||
16 | Проекции куба и его частей. | 1 | 1 | 1 | |||||
17 | Кроссворды. | 1 | 1 | ||||||
Глава 4. Симметрия. | 6 | ||||||||
18 | Зеркальное отражение. | 1 | 1 | ||||||
19 | Бордюры и орнаменты. | 1 | 1 | ||||||
20 | Симметрия помогает решать задачи. | 1 | 1 | ||||||
21 | Правильные многогранники. | 1 | 1 | ||||||
22 | Решение задач с использованием свойств симметрии. | 1 | 1 | ||||||
23 | Геометрия клетчатой бумаги. | 1 | 1 | ||||||
Глава 5. Координатная плоскость. | 6 | ||||||||
24 | Координатная плоскость. Координаты. | 1 | 1 | ||||||
25 | Полярные координаты. Работа в полярных координатах. | 1 | 1 | ||||||
26 | Построение симметричных точек на координатной плоскости. | 1 | 1 | ||||||
27 | Решение задач на построение. | 1 | 1 | ||||||
28 | Создание рисунка. | 1 | 1 | ||||||
29 | Создание рисунка. | 1 | 1 | 1 | |||||
Глава 6. Занимательная геометрия. | 5 | ||||||||
30 | Кривые дракона. | 1 | 1 | ||||||
31 | Лабиринты. | 1 | 1 | ||||||
32 | Занимательные задачи. | 1 | 1 | ||||||
33 | Задачи со спичками. | 1 | 1 | ||||||
34 | Кроссворды. | 1 | 1 | ||||||
35 Резерв | 1 | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 189 с.
- Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
- Шарыгин И.Ф. Математический винигрет: научно-популярное издание серия "Математическая мозайка" - 2-е изд. -М.: Мир, 2002.- 221 с.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
- Сумма углов треугольника на плоскости
- Древние меры длины
- Старинные русские меры или старинная математика
- Математика на клетчатой бумаге
- Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация
- Координатная плоскость и знаки зодиака
- Геометрия формул
- Складные квадраты
- Треугольник Паскаля
- Страна треугольников.
- Лист Мёбиуса
- Симметрия в природе.
- Математический бильярд.
- Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье
- Великие открытия (математики)
- Дерево знаний (геометрия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс
Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...
Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)
Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....
Рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс. А.Ф. Шарыгин
Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса...
Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (ге...
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс...
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс...
рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс
рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс...