Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Виленкина и др.
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа для работы в 6 классе по учебнику Виленкина, 6 часов в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_klass_petrovoy_na_2014-2015_god.docx | 65.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 568
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ школы № 568 Санкт-Петербурга Протокол №1 от « » 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 568 Санкт-Петербурга Г.С. Терещенко Приказ № 133/1-од «» 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
Учитель: Петрова Ольга Саксиевна
УМК: Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.- М.: Мнемозина, 2013.
Класс: 6А
Разработчик программы: Петрова Ольга Саксиевна
Педагогический стаж: 34
Квалификационная категория: высшая
Санкт-Петербург
2014
2. . Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая программа) ориентирована на учащихся 6 класса и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Целью изучения курса математики в 6 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обратить внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;
- методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
- использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.
4. Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 860 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная .
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Виды и формы контроля: тестирование, промежуточная аттестация, контрольные работы,
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связаны с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математическом деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и развитии умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
А. Место курса в учебном плане. Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю. Учебное время увеличено до 6 за счет вариативной части Базисного плана. Всего 204 часа.
Б. Требования к уровню подготовки учащихся за курс математики 6 класса.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Арифметика
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- решать линейные уравнения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
В. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике
Оценка устного ответа
Отметка «5»
- ответ полный и правильный на основании изученного материала;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»
- ответ полный и правильный на основании изученного материала;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1»
- отсутствие ответа;
- полное незнание или непонимание материала.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять полученные знания.
Нормы оценки ЗУН учащихся при проверке письменных работ
Оценка "5"
Оценка "5" ставится:
а) работа выполнена полностью и без ошибок;
б) количество недочетов в такой работе не должно превышать двух.
Оценка "4"
Оценка "4" ставится:
а) работа выполнена полностью, но содержит не более 3-4 недочетов;
б) из всех предложенных заданий не выполнено одно задание;
в) содержит одну грубую ошибку.
Оценка "3"
Оценка "3" ставится:
а) выполнена верно половина из всех предложенных заданий
б) работа содержит не более 5-7 недочетов.
Оценка "2"
Оценка "2" ставится во всех остальных случая
Грубые ошибки.
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять, незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебных пособиях, а также вычислительные ошибки, если он не являются опиской.
Негрубые ошибки.
К негрубым ошибкам относятся:
- потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня;
- отбрасывание без объяснения одного из корня и равнозначные им.
К недочетам относятся:
- нерациональное решение, описки, недостаточность;
- отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Если одна и та же ошибка (один и тот же недочет) встречаются несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет).
Зачеркивание в работе (желательно, чтобы они были аккуратными) свидетельствует о поисках решения, что считать ошибкой не следует.
5. Требования к математической подготовке
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
- Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
- Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
- Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
- Находить числовые значения буквенных выражений.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
- Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Математической речи;
- Сенсорной сферы; двигательной моторики;
- Внимания; памяти;
- Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
- Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- Волевых качеств;
- Коммуникабельности;
- Ответственности.
6. Содержание курса
Тематическое планирование конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное поурочное распределение учебных часов.
1. Делимость чисел (22 ч)
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения — прямым подбором.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6· 6 = 4· 9 = 2 ·18 и т. п. Умения разложить число на простые множители не обязательно добиваться от всех учащихся.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (25 ч)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (46 ч)
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.
4. Отношения и пропорции (20 ч)
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5. Положительные и отрицательные числа (17 ч)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем и для овладения алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч)
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (14 ч)
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь — в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как
8. Решение уравнений (15 ч)
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
9. Координаты на плоскости (13 ч)
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10. Повторение. Решение задач (21ч)
ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ (22ч)
Делители и кратные.
Признаки делимости на 10, 5 и 2.
Признаки делимости на 3 и на 9.
Простые и составные числа.
Разложение на простые множители.
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
Наименьшее общее кратное.
Знать и понимать:
- Делители и кратные числа.
- Признаки делимости на 2,3,5,9,10.
- Простые и составные числа.
- Разложение числа на простые множители.
- Наибольший общий делитель.
- Наименьшее общее кратное.
Уметь:
- Находить делители и кратные числа.
- Находить наибольший общий делитель двух или трех чисел.
- Находить наименьшее общее кратное двух или трех чисел.
Раскладывать число на простые множители
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ (25ч)
Основное свойство дроби.
Сокращение дробей.
Приведение дробей к общему знаменателю.
Сравнение дробей с разными знаменателями.
Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Знать и понимать:
- Обыкновенные дроби.
- Сократимая дробь.
- Несократимая дробь.
- Основное свойство дроби.
- Сокращение дробей.
- Сравнение дробей.
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Уметь:
- Сокращать дроби.
- Приводить дроби к общему знаменателю.
- Складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Сравнивать дроби, упорядочивать наборы дробей.
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ (45ч)
Умножение дробей.
Нахождение дроби от числа.
Применение распределительного свойства умножения.
Взаимно обратные числа.
Деление.
Нахождение числа по его дроби.
Дробные выражения.
Знать и понимать:
- Умножение дробей.
- Нахождение части числа.
- Распределительное свойство умножения
- Взаимно обратные числа.
- Нахождение числа по его части.
Уметь:
- Умножать обыкновенные дроби.
- Находить часть числа.
- Находить число обратное данному.
- Выполнять деление обыкновенных дробей.
- Находить число по его дроби.
- Находить значения дробных выражений
ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ (20ч)
Отношения
Пропорции.
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Знать и понимать:
- Отношения.
- Пропорции.
- Основное свойство пропорции.
- Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
Уметь:
- Составлять и решать пропорции.
Решать задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости
Масштаб.
Длина окружности, площадь круга.
Шар.
Знать и понимать:
- Формула длины окружности.
- Формула площади круга.
- Масштаб. Шар.
Уметь:
- Решать задачи по формулам.
Решать задачи с использованием масштаба.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА (17ч)
Координаты на прямой.
Противоположные числа.
Модуль числа.
Сравнение чисел.
Изменение величин.
Знать и понимать:
- Противоположные числа.
- Координаты на прямой.
- Модуль числа.
Уметь:
- Находить для числа противоположное ему число.
- Находить модуль числа.
- Сравнивать рациональные числа.
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (12ч)
Сложение чисел с помощью координатной прямой.
Сложение отрицательных чисел.
Сложение чисел с разными знаками.
Вычитание.
Знать и понимать:
- Правило сложения отрицательных чисел.
- Правило сложения двух чисел с разными знаками.
- Вычитание рациональных чисел
- Сложение чисел с помощью координатной прямой.
Уметь:
- Складывать числа с помощью координатной плоскости.
- Складывать и вычитать рациональные числа.
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (14ч)
Умножение.
Деление.
Рациональные числа.
Знать и понимать:
- Понятие рациональных чисел.
Уметь:
- Выполнять умножение и деление рациональных чисел
Свойства действий с рациональными числами.
Уметь:
- Применять свойства действий с рациональными числами для преобразования выражений
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (15ч)
Раскрытие скобок.
Коэффициент.
Подобные слагаемые.
Решение уравнений.
Знать и понимать:
- Подобные слагаемые.
- Коэффициент выражения.
- Правила раскрытия скобок.
Уметь:
- Раскрывать скобки.
- Приводить подобные слагаемые
- Применять свойства уравнения для нахождения его решения.
КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ (13ч)
Параллельные прямые.
Координатная плоскость.
Столбчатые диаграммы.
Графики.
Знать и понимать:
- Перпендикулярные прямые.
- Параллельные прямые.
- Координатная плоскость.
- Координаты точки.
- Столбчатая диаграмма.
- График зависимости.
Уметь:
- Изображать координатную плоскость.
- Строить точку по заданным координатам.
- Находить координаты изображенной в координатной плоскости точки.
- Строить столбчатые диаграммы.
- Находить значения величин по графикам зависимостей.
ПОВТОРЕНИЕ (21ч)
Действия с обыкновенными дробями.
Действия с обыкновенными дробями.
Сложение и вычитание чисел с разными знаками.
Умножение и деление чисел с разными знаками.
Решение уравнений.
Координаты на плоскости. Графики.
В рабочей программе предусмотрено 15 контрольных работ:
- Делимость чисел
- Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
- Умножение обыкновенных дробей
- Деление обыкновенных дробей
- Деление и умножение обыкновенных дробей
- Отношения и пропорции
- Отношения и пропорции
- Положительные и отрицательные числа
- Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
- Умножение и деление рациональных чисел. Свойства действий с рациональными числами
- Решение уравнений
- Решение уравнений
- Координаты на плоскости
- Промежуточная аттестация
7. Поурочно-тематическое планирование
№ | Раздел, Темы урока | Сопровождение урока | Планируемые сроки |
Делимость чисел, 22 часа | |||
Делители и кратные. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Делители и кратные. | Презентация, Устный счет | ||
Делители и кратные | Презентация, Устный счет | ||
Признаки делимости на 10, 5 и 2. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Признаки делимости на 10, 5 и 2. | Презентация, Устный счет | ||
Признаки делимости на 10, 5 и 2. | |||
Признаки делимости на 3 и на 9. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Признаки делимости на 3 и на 9. | |||
Признаки делимости на 3 и на 9. | |||
Простые и составные числа. | |||
Простые и составные числа. | Презентация, Устный счет | ||
Простые и составные числа | |||
Разложение на простые множители | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Разложение на простые множители. | Презентация, Устный счет | ||
Разложение на простые множители. | |||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | Презентация, Устный счет | ||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | |||
Наименьшее общее кратное | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Наименьшее общее кратное | |||
Контрольная работа №1: по теме «Делимость чисел». | |||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 25 часов | |||
Основное свойство дроби. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Основное свойство дроби. | Презентация, Устный счет | ||
Основное свойство дроби. | |||
Сокращение дробей. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Сокращение дробей. | |||
Сокращение дробей | |||
Приведение дробей к общему знаменателю. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Приведение дробей к общему знаменателю. | Презентация, Устный счет | ||
Приведение дробей к общему знаменателю. | |||
Приведение дробей к общему знаменателю. | |||
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. | Презентация, Устный счет | ||
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. | |||
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. | |||
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. | |||
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. | Презентация, Устный счет | ||
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. | |||
Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями» | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | Презентация, Устный счет | ||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | Презентация, Устный счет | ||
Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | |||
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ (45ч) | |||
Умножение дробей. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Умножение дробей. | Презентация, Устный счет | ||
Умножение дробей. | |||
Умножение дробей. | |||
Умножение дробей. | |||
Умножение дробей. | |||
Нахождение дроби от числа. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Нахождение дроби от числа. | Презентация, Устный счет | ||
Нахождение дроби от числа. | |||
Нахождение дроби от числа. | |||
Нахождение дроби от числа. | |||
Применение распределительного свойства умножения. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Применение распределительного свойства умножения. | Презентация, Устный счет | ||
Применение распределительного свойства умножения. | |||
Применение распределительного свойства умножения. | |||
Применение распределительного свойства умножения. | |||
Применение распределительного свойства умножения. | |||
Применение распределительного свойства умножения. | |||
Контрольная работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей». | |||
Взаимно обратные числа. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Взаимно обратные числа. | Презентация, Устный счет | ||
Взаимно обратные числа. | |||
Деление дробей. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Деление дробей | Презентация, Устный счет | ||
Деление дробей | |||
Деление дробей | |||
Деление дробей | |||
Деление дробей | |||
Деление дробей | |||
Деление дробей | |||
Деление и умножение дробей | Презентация, Устный счет | ||
Деление и умножение дробей | |||
Контрольная работа №5 по теме «Деление обыкновенных дробей». | |||
Нахождение числа по его дроби. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Нахождение числа по его дроби. | Презентация, Устный счет | ||
Нахождение числа по его дроби. | |||
Нахождение числа по его дроби. | |||
Нахождение числа по его дроби. | |||
Нахождение числа по его дроби. | |||
Дробные выражения. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Дробные выражения. | |||
Дробные выражения. | Презентация, Устный счет | ||
Дробные выражения | |||
Дробные выражения | |||
Контрольная работа №6 по теме «Деление и умножение обыкновенных дробей». | |||
ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ (20ч) | |||
Отношения. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Отношения | Презентация, Устный счет | ||
Отношения. | |||
Пропорции. | |||
Пропорции. | |||
Пропорции. | |||
Пропорции | Презентация, Устный счет | ||
Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | |||
Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | |||
Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | |||
Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции» | |||
Масштаб. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Масштаб. | Презентация, Устный счет | ||
Длина окружности, площадь круга. | |||
Длина окружности, площадь круга. | |||
Шар. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Шар | |||
Решение задач | |||
Контрольная работа №8 по теме «Отношения и пропорции». | |||
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА (17ч) | |||
Координаты на прямой. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Координаты на прямой. | Презентация, Устный счет | ||
Координаты на прямой. | Презентация, Устный счет | ||
Противоположные числа. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Противоположные числа. | |||
Противоположные числа. | |||
Модуль числа. | |||
Модуль числа. | |||
Модуль числа. | Презентация, Устный счет | ||
Сравнение чисел. | |||
Сравнение чисел. | Презентация, Устный счет | ||
Сравнение чисел. | |||
Изменение величин. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Изменение величин. | |||
Изменение величин. | |||
Решение примеров. Подготовка к контрольной работе. | |||
Контрольная работа № 9 по теме « Положительные и отрицательные числа». | |||
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч) | |||
Сложение чисел с помощью координатной прямой. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Сложение чисел с помощью координатной прямой. | Презентация, Устный счет | ||
Сложение отрицательных чисел. | |||
Сложение отрицательных чисел. | Презентация, Устный счет | ||
Сложение отрицательных чисел. | |||
Сложение чисел с разными знаками. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Сложение чисел с разными знаками. | Презентация, Устный счет | ||
Сложение чисел с разными знаками. | |||
Вычитание. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Вычитание. | |||
Вычитание. | |||
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | |||
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (14часов) | |||
Умножение. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Умножение. | Презентация, Устный счет | ||
Умножение. | |||
Деление. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Деление. | Презентация, Устный счет | ||
Деление. | |||
Деление. | |||
Рациональные числа. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Рациональные числа. | Презентация, Устный счет | ||
Рациональные числа. | |||
Свойства действий с рациональными числами. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Свойства действий с рациональными числами. | Презентация, Устный счет | ||
Свойства действий с рациональными числами. | |||
Контрольная работа №11 по теме « Умножение и деление рациональных чисел. Свойства действий с рациональными числами». | |||
Решение уравнений (15 ч) | |||
Раскрытие скобок. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Раскрытие скобок. | Презентация, Устный счет | ||
Раскрытие скобок. | |||
Коэффициент. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Коэффициент. | Презентация, Устный счет | ||
Подобные слагаемые. | Презентация, Демонстрационный материал | ||
Подобные слагаемые. | Презентация, Устный счет | ||
Подобные слагаемые. | |||
Контрольная работа №12 по теме «Решение уравнений». | |||
Решение уравнений. | |||
Решение уравнений. | Презентация, Устный счет | ||
Решение уравнений. | |||
Решение уравнений. | |||
Решение уравнений. | |||
Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений». | |||
Координаты на плоскости (13 ч) | |||
Перпендикулярные прямые. | |||
Перпендикулярные прямые. | Презентация, Устный счет | ||
Параллельные прямые. | |||
Параллельные прямые. | |||
Координатная плоскость. | |||
Координатная плоскость. | Презентация, Устный счет | ||
Координатная плоскость. | |||
Столбчатые диаграммы. | |||
Столбчатые диаграммы | |||
Графики | |||
Графики | |||
Графики | |||
Контрольная работа 14 по теме «Координаты на плоскости» | |||
Повторение (21 час) | |||
Действия с обыкновенными дробями | |||
Действия с обыкновенными дробями | |||
Действия с обыкновенными дробями | |||
Действия с обыкновенными дробями | |||
Отношения и пропорции | |||
Отношения и пропорции | |||
Отношения и пропорции | |||
Действия с рациональными числами | |||
Действия с рациональными числами | |||
Действия с рациональными числами | |||
Действия с рациональными числами | |||
Решение задач на составление уравнений | |||
Решение задач на составление уравнений | |||
Решение задач на составление уравнений | |||
Решение задач на составление уравнений | |||
Итоговая контрольная работа (№15) | |||
Анализ работы, подведение итогов | |||
Промежуточная аттестация | |||
Резерв | |||
Резерв | |||
Резерв |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
- Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/авт.-сост. В.И. Жохов. – М.:Мнемозина,2010.
- Учебник: «Математика 6 класс» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С Чесноков, С.И.Шварцбурд, изд. М.: Мнемозина,2011г
Литература для учителя
- Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах - М.Мнемозина, 2004-2007.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса - М., Просвещение, 1990-2000.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
- Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы, - М., «Первое сентября» 2003.
- Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно: книга для учащихся, М., Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
- Диск. Демонстрационный материал. 5-6 классы по учебникам Н.Я. Виленкина и др.
Литература для учащихся
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса - М., Просвещение, 1990-2000.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений – М., Просвещение,2004.
- Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы, - М., Издательство «Первое сентября» 2003.
- Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно: книга для учащихся, М., Просвещение: АО «Учебная литература» 2004.
- Н.Я.Виленкин и др. «Математика 6 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 6 классН.Я.Виленкин и др. (5 час в неделю)
Настоящая программа по математике для 6 класса образовательной школы создана на основе нормативных документов:· Стандарт среднего (полного) образо...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по математике 5класс Н.Я.Виленкин
Пояснительная записка....
рабочая программа 6 коррекционный класс по учебнику Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбург
данная программа разработана с учётом особенностей преподавания в коррекционных классах....
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5класс, Н.Я. Виленкин , 6часов в неделю
Планирование составлено на основе обязательного минимума содержательной области образования "Математика", а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образова...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...