Занятие на формирование лексико-грамматических категорий у детей с ТНР с элементами логоритмики
план-конспект занятия по теме
Занятие с использованием элементов логоритмики для детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня. Проводится, как итоговое, после изучения лексических тем "Грибы", "Овощи", "Фрукты", "Осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель занятия : формирование лексико-грамматических категорий с помощью средств логоритмики.
Задачи:
I Оздоровительные:
укрепление костно-мышечного аппарата;
развитие дыхания;
развитие общей, мелкой и мимической моторики;
формирование правильной осанки, походки, грации.
II Образовательные:
обучение координации движений рук и ног при ходьбе, сопровождаемой речью;
обучение изменению характера движений в соответствии с ритмом стихотворения;
совершенствование точности выполнения движений пальцев рук с речью и согласованности движений;
совершенствование торможения двигательного автоматизма;
формирование пространственных представлений и способности спокойно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов;
развитие переключаемости движений.
III Коррекционные:
формирование категории рода и числа;
формирование навыка согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; количественных числительных с существительными в роде и числе;
формирование навыка употребления существительных с предлогами;
закрепление навыка образования относительных прилагательных по теме «Лиственные деревья»;
активизация словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Лиственные деревья», «Осень»;
развитие слухового внимания;
развитие эмоционально-волевой сферы.
IV Воспитательные :
развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
воспитание чувства коллективизма, умения соблюдать правила.
Оборудование:
- Листья березы, клена, дуба, липы, осины, рябины, каштана.
- Муляжи грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, груздь, сыроежка, лисичка).
- Шапочки с изображениями овощей.
- Схемы к стихотворению.
- Карточки для отработки согласования количественных числительных с существительными.
- Овощи.
- Обруч.
- Домик.
- Мешок, 2 корзины.
- Диктофонная запись.
- Мнемотаблицы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку. Садятся.
Логопед: Ребята, я сегодня получила аудио письмо. Послушайте его.
-Здравствуйте, ребята! Мы знаем друг друга уже давно. Каждый год мы встречаемся и прощаемся с вами. Мои друзья: ветер, дождь, тучи, лужи, листопад. Я бываю теплой и ласковой, холодной и ненастной. Отгадайте, кто я?
Дети: Осень.
-И сегодня я приглашаю вас к себе в гости.
2. Основная часть занятия.
Логопед: Ну что, ребята, отправимся в гости?
1.Упражнения на различные виды ходьбы.
Раз – два – три, раз – два – три, Ходьба по кругу маршем.
По дорожке мы пошли.
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
Петлять тропинка начала Ходьба «змейкой» мелким шагом
Среди высоких трав.
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв.
Впереди течет ручей - Ходьба, руки в стороны, тянуть
Проходите поскорей. носки
Руки в стороны расставим –
Переходить его мы станем.
Лес осенний увидали Бег на носочках
И к нему все побежали.
2.Дыхательная гимнастика.
Логопед: Как хорошо дышится в осеннем лесу! Воздух чистый и свежий!
Дети вдыхают носом, а выдыхают ртом (под музыкальное сопровождение). Движения сопровождаются подъемом и опусканием головы. Серия движений повторяется 3-4 раза.
3.Игра на закрепление навыка образования формы существительных множественного числа. Развитие чувства ритма. С муз.сопровождением.
Логопед: Ребята, без чего не бывает леса?
Дети: Без деревьев.
Логопед: Поиграем в игру, я буду называть одно дерево и хлопать вам по ладошкам, в ответ вы называете несколько деревьев и хлопаете по ладоням мне.
Вот дуб…..- ….вот дубы,
Вот береза - вот березы,
Вот клен - вот клены,
Вот осина - вот осины,
Вот рябина - вот рябины,
Вот каштан - вот каштаны,
Вот липа - вот липы.
4.Пальчиковая гимнастика с речью.
Дети садятся.
Аудиозапись «Шум ветра».
Логопед: Ребята, что это шумит?
Дети: Ветер.
Ветер по лесу летал. Дети выполняют ладонями плавные движения из
стороны в сторону.
Ветер листики считал: Движения ладонями сверху-вниз (руки подняты).
Лист дубовый, Дети загибают пальчики.
Лист кленовый,
Лист рябиновый резной,
Лист с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Дети кладут ладони на колени.
5.Сюрпризный момент
Звучит музыка, появляется Осень. Двигается в такт музыки.
Осень: - А вот и я, ребята. Хотите поиграть? Тогда ответьте:
- Как называется явление в природе, когда с деревьев падают листья?
Дети: Листопад.
Осень: - И я вам его дарю! (Бросает листья на пол)
6.Игра на формирование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Осень: 1. – Поднимите по два одинаковых листочка.
- Какие у тебя листья?
- А у тебя?
2. – Представьте, что вы листья! Слушайте меня и выполняйте движения: подул сильный ветер и сорвал с дерева ..кленовые листья. (Ребенок с кленовыми листьями приседает)
-Каких листьев не стало?
Дети:-Кленовых.
И т.д. с 2-3 детьми.
3.Осень: - Вокруг себя повернись и в листочек превратись.
Березовый лист, с каким листиком рядом ты стоишь?
4.Осень: - А теперь отдайте листья, стоящему справа.
-Какие теперь у вас листья? (опрос 2-3 детей)
Логопед: - Спасибо тебе, Осень, за игру! А за это ребята споют тебе песню
7.Песня «Осенний листопад» с движениями.
Осень подарила детям листопад,
Листья на дорожках ковриком лежат.
(Дети с листочками стоят врассыпную и качают поднятыми листочками).
Припев:
Листики березки, Кружатся
Листики осинки,
Золотого клена
И тоненькой рябинки.
Мы листочки эти дружно соберем,
С ними потанцуем, песенку споем.
(Двигаются в центр круга, поднимая руки с листочками, собирают букет, расходятся на места.)
Припев:
Осень золотую мы благодарим,
И ее подарок в сердце сохраним.
(Кланяются, прижимая листья к груди)
Припев:
Осень: - Спасибо, ребята, за чудесную песню. Но теперь мне надо спешить. А вы – не спешите уходить из моих владений – много интересного ждет нас впереди! До свидания!
Логопед: - Ребята, а что еще осенью растет в лесу?
- Грибы.
- Так пойдемте за грибами!
8.Речь с движением. Игра на формирование навыка употребление в речи предлогов, развитие чувства рифмы.
Дети маршируют по кругу, внутри круга муляжи грибов.
Мы идем, идем, идем,
Мы грибы сейчас найдем:
Под листочком, под травинкой,
На пенечке, под осинкой.
Вот гриб – не зевай,
И быстрей его хватай! Дети берут по одному грибу.
Логопед: - Расскажите-ка, кто какой гриб нашел? А помогут вам в этом схемы (мнемотаблицы).
1 ребенок: Я шел, шел, шел,
Подберезовик нашел,
В корзинку положил
И дальше пошел.
И т.д. повторяют несколько детей, меняя названия грибов.
Логопед: Где вы нашли грибы?
1 ребенок: - Я шел, шел, шел,
Под листочком гриб нашел.
2 ребенок: - Я шел, шел, шел,
Под травинкой гриб нашел.
3 ребенок: Я шел, шел, шел,
На пенечке гриб нашел.
4 ребенок: Я шел, шел, шел,
Под осинкой гриб нашел.
Логопед: Много мы грибов набрали, полюбовались осенним лесом, пора и дальше в путь!
Звучит музыка, дети друг за другом вслед за логопедом идут «на огород».
Логопед: Мы пришли на огород! Витаминный здесь народ!
-Ребята, а что растет на огороде?
Дети: - Овощи.
Логопед: Вокруг себя повернись – и в овощ превратись!
9. Хоровод овощей.
У детей на головах шапочки с изображением овощей.
10. Игра «Огородник» на формирование навыка согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
У «огородника» на голове шляпа, в руке – обруч. «Огородник» стоит в центре круга, топает ногой.
Дети: - Кто там?
Огородник: -Огородник.
Дети: - За кем пришел?
Огородник: -За тобой!
Ребенок:- Отгадай, кто я! Я круглый, красный, сочный, мягкий.
Если «огородник» отгадывает овощ – берет его с собой в корзину (обруч).
И так 2 – 3 раза. Потом меняются.
11. Игра на развитие чувства ритма.
Логопед: -Какой хороший урожай! А что это за домик? Давайте постучим! Никто не открывает. Постучим вот так: II III
Выходит бабушка с мешком.
Бабушка:- Здравствуйте, ребята! Как вы вовремя пришли. Помогите мне разложить овощи по корзинам.
-В одну положите тот овощ, про который можно сказать она, моя. В другую положите те овощи, про которые можно сказать он, мой.
- По одному подходите и овощи из мешка возьмите!
Капуста, свекла, редька, морковь, баклажан, огурец, лук, помидор.
Дети вытаскивают из мешка овощи и, объяснив свой выбор, раскладывают в корзины.
Логопед:- Понравилось вам на огороде? А теперь мы в сад пойдем, корзину фруктов наберем!
12. Упражнение на напряжение и расслабление мышечного тонуса. Уточнение пространственного представления о предлогах «над» и «под». Формирование навыка употребления в речи предлогов «над» и «под».
Яблочки на яблоне - кулачки – руки вверх,
Яблочки под яблоней - кулачки – руки вниз,
Грушки на груше - кисти рук сближены – руки вверх,
Грушки под грушей - кисти рук сближены – руки вниз.
Сливки на сливе - указательный и большой пальцы
соединить – руки вверх.
Сливки под сливой - руки вниз.
Вишенки на вишне - «колечки» пальцами – руки вверх
Вишенки под вишней - «колечки» пальцами – руки вниз.
13. Игра на формирование навыка согласования количественных числительных с существительными.
Бабушка:- А теперь помогите мне приготовить обед. В этой кастрюле мы будем варить борщ, в этой – компот.
Логопед: - Посмотрите на карточки и скажите, что и сколько вы положите в кастрюлю (раздает детям карточки, на которых разное количество овощей и фруктов).
1 ребенок: - Я положу в борщ 3 свеклы.
2 ребенок: - Я положу в компот 5 яблок и т.д.
Бабушка: - Спасибо вам, ребята, за помощь, примите от меня гостинцы.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Логопед:- Понравилась вам наша осенняя прогулка?
-Что вы запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.
После логопедического обследования учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»
В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...
Конспект фронтального интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи" в старшей группе для детей с ОВЗ.
Коррекционное занятие активизирует пассивный и активный словарь по теме: “Овощи”. Учит составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану. Учит образовывать относител...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей старшей группы с ОНР 3 уровня по лексической теме «Дикие животные».
Занятие по лексической теме "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня по лексической теме «Зима. Зимние забавы» (по сказке «Колобок»)
Занятие по лексической теме "Зима. Зимние забавы" для детей среднего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...