УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.
календарно-тематическое планирование по теме
После логопедического обследования учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического материала.Учитывая характер и выраженность затруднений, которые испытывают дети с билингвизмом при обучении в школе, степень эффективности дополнительных занятий, результаты логопедического обследования устной речи детей, особенности письма и чтения, можно сделать вывод о различной природе этих затруднений и выделить группу учащихся, нуждающихся в специальной логопедической коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-tematicheskiy_plan_zanyatiy_po_formirovaniyu.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.
II КЛАСС
(2 часа в неделю)
Пояснительная записка.
После логопедического обследования учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического материала. Учитывая характер и выраженность затруднений, которые испытывают дети с билингвизмом при обучении в школе, степень эффективности дополнительных занятий, результаты логопедического обследования устной речи детей, особенности письма и чтения, можно сделать вывод о различной природе этих затруднений и выделить группу учащихся, нуждающихся в специальной логопедической коррекции.
Для детей этой группы характерны нарушения, аналогичные тем, которые имеют русскоязычные дети с фонематическим, фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи, а именно: нарушения произношения фонем, общих для обоих языков; нарушение восприятия присутствующих в обоих языках фонем; недоразвитие лексико – грамматического строя речи обоих языков.
Всё это свидетельствует о первичном речевом нарушении у ребёнка с билингвизмом и даёт возможность говорить о наличии у него фонематического, фонетико-фонематического или общего недоразвития речи. Такие дети зачисляются в логопункт на основании Письма Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.01.2000г.
Так как обучение в школе проводится на русском языке, то у рассматриваемой категории учащихся на нарушения в формировании собственно речевых процессов накладываются трудности, общие для всех детей, изучающих второй язык. Имеется в виду явление интерференции, сущность которого заключается в переносе особенностей фонетики, лексики и грамматики родного языка на иностранный.
Так как тематические планирования для коррекционного обучения детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи рассчитаны на русскоязычных учащихся, возникает необходимость в разработке курса занятий и для двуязычных детей.
Специфика курса занятий заключается в том, что решение общих коррекционно-развивающих задач происходит с учётом принципов изучения русского языка как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения курса, его содержание, приёмы и методы обучения.
Курс занятий рассчитан на двуязычных учащихся 2 – х классов с лексико-грамматическим недоразвитием речи и недостаточно сформированной связной речью.
№п\п | Грамматические темы | Лексические темы | Объем времени, часы | Дата | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I этап – диагностический – 4 часа. | |||||
Фронтальное обследование | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций.. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивоной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение. | ||||
II этап – коррекционное обучение – 60 часов. | |||||
1. | Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы КТО? | Школа. Учитель и ученики. | 1ч | ||
2. | Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы ЧТО? | Школа. Учебные принадлежности. Игрушки. | 1ч | ||
3. | Дифференциация слов, отвечающих на вопросы КТО? или ЧТО? | Школа. Учитель и ученики. Учебные принадлежности. Игрушки. | 1ч | ||
4. | Единственное число имен существительных. Числительные ОДИН, ОДНА,ОДНО. | Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные. Части тела. | 1 ч | ||
5. | Множественное число имен существительных. Числительные МНОГО. | Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные. Части тела. | 1ч | ||
6. | Единственное и множественное число имен существительных. | Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные и птицы. Части тела. | 1ч | ||
7. | Закрепление. | Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные и птицы. Части тела. | 1ч | ||
8. | Слова, обозначающие действия предметов. Постановка вопросов: Что делать? Что сделать? | Домашние и дикие животные. | 1ч | ||
9. | Выделение из текста слов, обозначающих предмет и действие предмета. | Домашние и дикие животные. | 1 ч | ||
10. | Простое двусоставное нераспространенное предложение. | Дикие животные. Детеныши животных. | 1 ч | ||
11. | Закрепление. | Дикие животные. Детеныши животных. | 1ч | ||
12. | Согласование имени существительного и глагола в единственном числе. | На уроке. На перемене. В лесу. | 1ч | ||
13. | Согласование имени существительного и глагола во множественном числе. | На уроке. На перемене. В лесу. | 1 ч | ||
14. | Закрепление. Согласование имени существительного и глагола в числе. | На уроке. На перемене. В лесу. | 1ч | ||
15. | Глаголы прошедшего времени. | Части суток. Режим дня. Семья. | 1ч | ||
16. | Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в мужском роде. | Части суток. Режим дня. Семья. | 1ч | ||
17. | Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в женском роде. | Части суток. Режим дня. Семья. | 1ч | ||
18. | Закрепление. | Части суток. Режим дня. Семья. | 1ч | ||
19. | Слова, обозначающие признаки предметов. . Подбор признаков к предметам по цвету. Распространение простого предложения определением. | Овощи, фрукты, цветы, деревья. | 1ч | ||
20. | Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по форме. Распространение простого предложения определением. | Овощи, фрукты, цветы, деревья. | 1ч | ||
21. | Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по величине, материалу. Распространение простого предложения определением. | Овощи, фрукты, цветы, деревья. | 1 ч | ||
22. | Закрепление. | Овощи, фрукты, цветы, деревья. | 1ч | ||
23. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в мужском роде единственного числа. Однородные определения. | Одежда, овощи, фрукты, цветы, мебель. | 1ч | ||
24. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в женском роде единственного числа. Однородные определения. | Одежда, овощи, фрукты, цветы, мебель. | 1ч | ||
25. | Согласование имени прилагательного с именем существительным во множественном числе. Однородные определения. | Одежда, овощи, фрукты, цветы, мебель. | 1ч | ||
26. | Закрепление. | Одежда, овощи, фрукты, цветы, мебель. | 1ч | ||
27. | Местоимения МОЙ, МОЯ. | Одежда, семья, игрушки. | 1ч | ||
28. | Закрепление. | Одежда, семья, игрушки. | 1ч | ||
29 | Местоимение ЧЕЙ. | Животные. Одежда. Учебные принадлежности. Игрушки. | 1ч | ||
30. | Местоимение ЧЬЯ. | Животные. Одежда. Учебные принадлежности. Игрушки. | 1 ч | ||
31. | Местоимения ЧЕЙ, ЧЬЯ. | Животные. Одежда. Учебные принадлежности. Игрушки. | 1ч | ||
32. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма именительного падежа имени существительного и имени прилагательного. | Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии. | 1ч | ||
33. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма родительного падежа имени существительного и имени прилагательного без предлога. | Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии. | 1 ч | ||
34. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма дательного падежа имени существительного и имени прилагательного без предлога. | Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии. | 1ч | ||
35. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма дательного падежа имени существительного и имени прилагательного без предлога. | Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии. | 1ч | ||
36. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма винительного падежа имени существительного и имени прилагательного без предлога. | Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии. | 1ч | ||
37. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма творительного падежа имени существительного и имени прилагательного без предлога. | Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии. | 1ч | ||
38. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы именительного и винительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов. | Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии. | 1ч | ||
39. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов. | Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии. | 1ч | ||
40. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов. | Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии. | 1ч | ||
41. | Закрепление. | Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии. | 1ч | ||
42. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог В.Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. | Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт. | 1ч | ||
43. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог НА. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану. | Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт. | 1ч | ||
44. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог С.Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. | Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт. | 1ч | ||
45. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги С и СО. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану. | Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт. | 1ч | ||
46. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог ПО. Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. | Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт. | 1ч | ||
47. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог К. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану. | Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт. | 1ч | ||
48. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог ОТ. Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. | Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт. | 1ч | ||
49. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог У. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану. | Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт. | 1ч | ||
50. | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги В ,НА, С, СО, ПО, К, ОТ, У. Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану. | Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт. | 1ч | ||
51. | Закрепление. | Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт. | 1ч | ||
52. | Закрепление всех отработанных предлогов. Последовательный пересказ с опорой на вопросы. | На птицеферме. | |||
53. | Закрепление всех отработанных предлогов. Последовательный пересказ текста с ярко-выраженной причинно-следственной связью. | Пересказ русских народных сказок. | 1ч | ||
54. | Закрепление всех отработанных предлогов. Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера. | Времена года. В саду. На огороде. В лесу. | 1ч | ||
55. | Описательный рассказ по составленному плану в виде вопросов. | Времена года. В саду. На огороде. В лесу. | 1ч | ||
56.. | Составление и запись рассказа описательно-повествовательного характера по вопросам. | Времена года. В саду. На огороде. В лесу. | 1 ч | ||
57. | Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок, по схеме. | Повторение. | 1 ч | ||
58. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок, по схеме. | Повторение. | 1ч | ||
59. | Продолжение рассказа по его началу. | Повторение. | 1 ч | ||
60. | Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без). | Повторение. | |||
III этап – оценочный – 4 часа. | |||||
Фронтальное обследование | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | ||||
Всего: | 68часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...
Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж
Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема: Сказочный верниса...
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...
Календарно-перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОНР
Календарно-перспективный план ...