Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка Тема: «Дикие животные наших лесов»
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию лексико-грамматических категорий языка
Тема: «Дикие животные наших лесов»
Цели:
- Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, жилищ;
- Закрепление умений правильно употреблять предлоги «в», «у» при составлении предложений;
- Развитие мышления на материале описательных загадок;
- Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
- Развитие зрительного и слухового восприятия тактильных ощущений;
- Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: наборное полотно, предметные и силуэтные картинки с изображением диких животных, картинка Бабушки - Загадушки, рисунки жилищ диких животных, их семьи, корзинка с кедровыми шишками.
Д/игра «Чей хвост? Чья голова?»
Ход занятия:
1. Орг.момент.
Л: К нам в гости пришла Бабушка - Загадушка со своими загадками. Давайте их отгадаем!
2. Отгадывание загадок.
(На наборном полотне выложены силуэты животных. Логопед предлагает детям отгадать загадки и выставлять картинки в виде цветных изображений, совмещая с соответствующим силуэтом на полотно.)
- Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать. (белка)
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса.
Кто же это? (лиса)
- Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой.
Спит в избушке снеговой. (медведь)
- Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
- Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж)
3. Составление предложений с предлогом «в».
- Какие это животные? (дикие, лесные). Где живут эти животные? (в лесу).
Правильно, все эти животные живут в лесу, но у каждого их них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем!
Игра «Кто, где живет?» (на столах у детей предметные картинки. На доске – рисунки с изображением жилищ животных. Нужно соотнести картинку с рисунком).
Л: - Где живет медведь? - Медведь живет в берлоге.
- Где живет волк? - Волк живет в логове.
- Где живет белка? – Белка живет в дупле.
- Где живет лиса? – Лиса живет в норе.
- Где живет ёж? – Ёж живет в траве.
- Где живет заяц? – Заяц живет под кустом.
Чтение стихотворения «Кто, где спит?
Спит в берлоге бурый мишка,
Под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая – в норе,
Ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит,
А белка из дупла глядит.
4. Составление предложений с предлогом «у»: Д/игра «Помоги детенышам найти свою маму».
Л: Животные со своими детенышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Ребята, помогите детенышам найти своих мам и назовите их! (показ картинок).
У лисицы – лисенок, лисята.
У зайчихи – зайчонок, зайчата.
У белки – бельчонок, бельчата
У ежихи – ежонок, ежата
У волчицы – волчонок, волчата
У медведицы – медвежонок, медвежата
У лосихи – лосенок, лосята.
Молодцы, помогли детенышам найти своих мам!
5. Физкультминутка.
«Как у наших у зверят»
Как у наших у зверят (хлопки в ладоши)
Лапки весело стучат: топ-топ-топ. (топанье ногами)
А устали ножки, хлопают в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши)
А потом вприсядочку (приседания)
Пляшут звери рядышком. (прыжки на месте)
А как пустятся бежать – (бег на месте)
Никому их не догнать.
6. Образование притяжательных прилагательных от существительных: Игра «Чей хвост? Чья голова?» (с помощью картинок).
- Чей это хвост у тебя? (лисий, беличий)
- Чья голова у тебя? (медвежья, волчья) и т.д.
7. Подбор слов – действий: Д/игра «Кто как передвигается?» (дети изображают действия).
Медведь (что делает?) – ходит, переваливается,…
Волк – рыщет,…
Лиса – бегает, хвостом виляет,…
Белка – прыгает с ветки на ветку,…
Заяц – прыгает,…
Ёж – бегает,…
Лось – ходит, бегает,…
8. Развитие тактильных ощущений: Д/игра Подарок от зверей»
На ощупь дети должны отгадать, что лежит в корзинке, и сказать, от кого этот подарок.
9. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Дикие животные. Составление рассказа-описания."
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
2.06 Средняя группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Дикие животные наших лесов"
Средняя группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...
Конспект открытого занятия "Дикие животные наших лесов"
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Конспект ООД в средней группе "Дикие животные наших лесов"
Конспект ООД для средней логопедической группы...
Конспект занятия по развитию речи ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ
зАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛГК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...
конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" "Дикие животные наших лесов" с использованием ментальной карты памяти (интеллект-карты)
систематизирование целостного представления о жизни диких животных на основе интеллект-карты....