Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка Тема: «Дикие животные наших лесов»
план-конспект по теме

Липилина Оксана Николаевна

 

 

 

 

У з

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika_-zanyatie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию лексико-грамматических категорий языка

Тема: «Дикие животные наших лесов»

Цели:

  1. Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, жилищ;

  1. Закрепление умений правильно употреблять предлоги «в», «у» при составлении предложений;

  1. Развитие мышления на материале описательных загадок;

  1. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных;

  1.  Развитие зрительного и слухового восприятия тактильных ощущений;

  1. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: наборное полотно, предметные  и силуэтные картинки с изображением диких животных, картинка Бабушки - Загадушки, рисунки жилищ диких животных, их семьи, корзинка с кедровыми шишками.

Д/игра «Чей хвост? Чья голова?»

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Л: К нам в гости пришла Бабушка - Загадушка со своими загадками. Давайте их отгадаем!

      2. Отгадывание загадок.

(На наборном полотне выложены силуэты животных. Логопед предлагает детям отгадать загадки  и выставлять картинки в виде цветных изображений, совмещая с соответствующим силуэтом на полотно.)

  1. Хвост пушистою дугой,

          Вам знаком зверек такой?

          Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать. (белка)

  1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.

Кто же это? (лиса)

  1. Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой.

Спит в избушке снеговой. (медведь)

  1. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

  1. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

  1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

   3. Составление предложений с предлогом «в».

- Какие это животные? (дикие, лесные). Где живут эти животные? (в лесу).

Правильно, все эти животные живут в лесу, но у каждого их них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем!

Игра «Кто, где живет?» (на столах у детей предметные картинки. На доске – рисунки с изображением жилищ животных. Нужно соотнести  картинку с рисунком).

Л: - Где живет медведь? -  Медведь живет в берлоге.

     - Где живет волк? -  Волк живет в логове.

     - Где живет белка? – Белка живет в дупле.

     - Где живет лиса? –  Лиса живет в норе.

     - Где живет ёж? –  Ёж живет в траве.

     - Где живет заяц? – Заяц живет под кустом.  

Чтение стихотворения «Кто, где спит?

Спит в берлоге бурый мишка,

Под кустом дрожит зайчишка,

Лисичка рыжая – в норе,

Ежик спит в сухой траве.

Волчица в логове сидит,

А белка из дупла глядит.

4. Составление предложений с предлогом «у»: Д/игра «Помоги детенышам найти свою маму».

Л: Животные со своими детенышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Ребята, помогите детенышам найти своих мам и назовите их! (показ картинок).

У лисицы – лисенок, лисята.

У зайчихи – зайчонок, зайчата.

У белки – бельчонок, бельчата

У ежихи – ежонок, ежата

У волчицы – волчонок, волчата

У медведицы – медвежонок, медвежата

У лосихи – лосенок, лосята.

Молодцы, помогли детенышам найти своих мам!        

5. Физкультминутка.

«Как у наших у зверят»

Как у наших у зверят                            (хлопки в ладоши)

Лапки весело стучат: топ-топ-топ.    (топанье ногами)

А устали ножки, хлопают в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп                                  (хлопки в ладоши)

А потом вприсядочку                      (приседания)

Пляшут звери рядышком.            (прыжки на месте)

А как пустятся бежать –             (бег на месте)

Никому их не догнать.

6. Образование притяжательных прилагательных от существительных: Игра «Чей хвост? Чья голова?» (с помощью картинок).

- Чей это хвост у тебя? (лисий, беличий)

- Чья голова у тебя? (медвежья, волчья) и т.д.

7. Подбор  слов – действий: Д/игра «Кто как передвигается?» (дети изображают действия).

Медведь (что делает?) – ходит, переваливается,…

Волк – рыщет,…

Лиса – бегает, хвостом виляет,…

Белка – прыгает с ветки на ветку,…

Заяц – прыгает,…

Ёж – бегает,…

Лось – ходит, бегает,…

8.  Развитие тактильных ощущений: Д/игра Подарок от зверей»

На ощупь дети должны отгадать, что лежит в корзинке, и сказать, от кого этот подарок.

9. Итог занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Дикие животные. Составление рассказа-описания."

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект открытого занятия "Дикие животные наших лесов"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

Конспект ООД в средней группе "Дикие животные наших лесов"

Конспект ООД для средней логопедической группы...

Конспект занятия по развитию речи ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

зАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛГК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" "Дикие животные наших лесов" с использованием ментальной карты памяти (интеллект-карты)

систематизирование целостного представления о жизни диких животных на основе интеллект-карты....