Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе.
материал (6 класс) на тему

Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г.о.Самара»

 

Квалификационные курсы

"Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: содержание и механизмы реализации"

Зачетная работа

Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе.

Выполнила: Митина Алена Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №150 Кировского района

г.о. Самара

Самара

 2013 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                      стр. 3
  2. Теоретическая основа работы                                           стр. 4
  1. Формирование навыков УУД на уроках русского

языка и литературы                                                            стр. 8

  1. Заключение                                                                          стр.15
  2. Список литературы                                                             стр. 17

Пояснительная записка.

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.

Актуальность исследования данной работы обусловлена тем,

Цель - разработать систему упражнений по формированию универсальных учебных действий  школьников на уроках русского языка.

Теоретическая основа работы                                          

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД  включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:  

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:  

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

        

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Урок № 83.

Что такое причастие?

Цели: 1. Знакомство с термином, понятием;

  1. формирование умения узнавать причастие по признакам.

Ход урока

  1. Домашнее задание.

Упр. 301, 5 с. с., выучить суффиксы.

2.Работа у доски и с классом.

-К доске вызываются 5 человек. Каждый работает индивидуально. После выполнения задания учениками, класс проверяет работу, оценивает. (Регулятивные УУД)

А) Фонетический разбор – объявление.

Б) Морфемный разбор – искрились, попросилась, наводнение, быстро, престиж.

В) Морфологический разбор – У Славки…

Г) Синтаксический разбор – Сегодня не тает, и капли висят как живые.

Д) Вставить пропущенные буквы в словарные слова: р…л…гия,

р…вес(т)ник, сверс(т)ник, с…лома, следу(ю)щий.

(Коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других))

- Работа с классом.

Записать слова, подобрать однокоренное слово, выделить орфограммы:

Девятка, деловой, сбежать, проходная, братишка, селедка, снегопад, сосед, безрукавка, глаза.(Познавательные УУД)

  1. Актуализация знаний.

(Личностные (формирование интереса))

Беседа. Мы с вами оказались в гостях у короля страны Морфологии. У него при дворе собрались Глаголы и Прилагательные. Но начало приема откладывается: к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн- ему был знаком. (Прочитать суффиксы. В итоге сказки на доске получится при постепенном заполнении следующая схема.)

(Познавательные УУД)

Синеть + –ущ-(ющ-)→синеющий

Лечить + - ащ-(ящ-)→лечащего

Смотреть + -вш- →смотревшая

Нести + -ш- →несшие

Ведет + -им-(-ем-)→ведомые

Любить + -им- →любимого

Прочитать + -нн- →прочитанных

Увидеть + -енн- →увиденная

Закрыл + -т- →закрытому

Стали просить они у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы – добряки сразу же вызвались помочь. Они побежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова. Не все слова понравились королю, не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. (Убедиться в этом.) Вот что получилось. (Называются детьми окончания прилагательных разных грамматических форм.)

-Получилась особая форма глагола. И назвали ее причастием. Подумайте, почему.

- Разберите причастие по составу. Вы видите, что в нем есть часть от глагола и часть от прилагательного. Как причастие причастно к глаголу? (от него образовано)

- К прилагательному? (отвечает на его вопрос)

Оформление записи в тетради.

Запись:

Узнаем причастие:

  1. Суффикс;
  2. От глагола (можно сказать «тот, который…»);
  3. Вопрос «какой?».

Применение правила.

Образец ответа: в слове синеющий суффикс причастия –ющ-, образовано от глагола синеть, можно сказать: тот, который синеет, отвечает на вопрос какой? Это причастие.

  1. Закрепление изученного.

Первое, что нужно запомнить, -суффиксы!

Их девять. Объяснить наличие суффиксов в скобках – они зависят от мягкости – твердости предыдущего согласного.

Произнести хором названия суффиксов.

Работа по учебнику.

Упр. 300. Прочитать, записать в тетради причастия с существительными, от которых зависят, т.е. от которых ставится вопрос. Доказать, устно, что это причастия, выделить суффиксы. (Познавательные, коммуникативные УУД)

Упр. 302. Записать причастия, выделить суффиксы.

(Познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником))

  1. Вывод:

С какой частью речью мы сегодня познакомились?

Что такое причастие?

Назовите признаки причастия.

(Познавательные УУД)

Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов.

Урок № 37

«Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро».

Цели и задачи:     1.Уточнение, закрепление и приведение в систему полученных ранее знаний об анализе стихотворения.

  1. Проверка сформированности умений и навыков учащихся
    по осмыслению художественного текста, работа над
    лексикой стихотворения.
  2. Овладевание методикой быстрого заучивания поэтического
    произведения

Тип урока: Урок-исследование.

Ход         урока:

I.            Оргмомент.

II.    Cообщение темы и цели урока.

Сегодня мы обратимся к анализу стихотворения А.Фета «Уснуло озеро». Это стихотворение о природе. Мы научимся осмысливать художественный текст, сделаем поэтическую зарисовку текста, поработаем над лексикой стихотворения. Заучивая наизусть стихи, вы всегда испытываете трудности при работе с текстом. Сегодня, воспользовавшись оригинальной методикой, к концу урока многие запомнят это стихотворение наизусть. Проверим? Итак, мы приступаем к работе с текстом, я читаю медленно каждый абзац, вы внимательно слушайте и вникайте в смысл.

III.    Работа с текстом стихотворения.

1.        Первая строфа:

Уснуло озеро, безмолвен черный лес.

Русалка белая небрежно выплывает.

Как лебедь молодой,

Луна среди небес скользит,

И свой двойник на влаге созерцает.

Чертим вот такую схему в виде креста:

Свет (мир)        Звук

Цвет        Запах, температура,

внутреннее состояние героя.

2.        Сейчас я еще раз внимательно прочитаю строфу и мы попытаемся
сделать небольшой анализ. (Я читаю).

На доске опять делается схема и вместе с учащимися мы ее заполняем.

Небо, звезды, луна,        всплеск от озера, тишина ночи

озеро, берег, русалка,

ночь.        

Черный, белый, желтый,                    свежести, травы, воды, рыбы серебро темно-синий

3.        Работа со словарем.

-Вам встретились в тексте непонятные слова. Давайте с помощью словаря разберемся со значениями этих слов.

Безмолвен -спокойный, мирный, исполненный тишины.

Русалка-    сказочное существо (описать русалку вместе с детьми) Небрежно- нехотя, с нежеланием что-то делать.

Скользит- двигается плавно.

Двойник-     зеркальное отражение, очень похожи.

Влага-        вода, поверхность озера или реки.

Созерцает- долго и внимательно смотрит, рассматривает, любуется собой.

Вопрос: Чьими глазами мы видим мир стихотворения? И что по-вашему делает лирический герой?(Стоит. сидит или лежит! Еше раз зачитывается четверостишье.

4.        Я зачитываю вторую строфу стихотворения:

Уснули рыбаки у сонных огоньков,

Ветрило бледное не шевельнет ни складкой.

Порой тяжелый карп плеснет у тростников,

Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

-Заново чертим схему для второй строфы и проделываем с

классом такую же работу, как и с первым абзацем.

Рыбаки ,тростник,        плеск карпа, посапывание

 ветрило, огоньки костра,        рыбаков

котелок с ухой, круг на воде

желтые и синие огоньки от        запах тепла, костра и ухи

костра, черная вода, серебро                       тепло летней ночи и приятная озера

5.        Работа со словарем:

Ветрило - парус (устаревшее).

Складка - опущенный парус.

Плеснет - ударять чем-либо плашмя (карп это сделал хвостом).

Вопрос: А где сейчас находится лирический герой и что он делает? (Лирический герой во второй строфе лежит рядом с рыбаками и наблюдает за ними взглядом).

Я еще раз зачитываю вторую строфу стихотворения классу.

6.        Работа с третьей строфой стихотворения.

Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;

Но звуки тишины ночной не прерывают,-

 Пускай живая трель ярка у соловья,

Пусть травы на воде русалки колыхают…

Учащиеся самостоятельно делают анализ третьего четверостишья по данной схеме устно.

7.        Работа со словарем:

Трель- переливчатый звук, употребляемый в музыке. Колыхают -слегка качаются, колеблется.

Не прерывают - не останавливается.

Вопрос: Рассказать, что в данную минуту делает наш лирический герой. ( Лирический герой закрыл глаза и приготовился ко сну, этот мир мы уже не видим, а слышим вместе с ним. Жизнь не закончилась, она продолжается и в этом нас убеждают слова «пускай» и «пусть».) Затем зачитывается третья строфа стихотворения, а потом полностью все стихотворение.

IV.    Работа с лексикой стихотворения:

Задание № 1.

Посчитать в тексте гласные и согласные. Чего больше?

Работа коллективно проверяется. Выявляются следующие средства мелодики:

  • использование перекрестных мужских и женских рифм;
  • аллитерации (нагнетение звуков [ л ] , [ н ] передает плеск воды; употребление звуков [ з ] , [ с ] , [ ш ] передает ночные шорохи;
  • ассонансы (гласные звуки [ у ] , [ о ] подчеркивают покой ночи.

Задание №2.

Посчитать количество глаголов и существительных.

На 60 слов стихотворения приходится 11 глаголов. Движение медленное, мир в дреме, но полон жизни

Задание №3.

Правильно написать строчку стихотворения из данных слов.

Рыбаки, у, огоньков ,сонных, уснули.

Д\задание:

Выучить наизусть стихотворение и описать в тетради мир лирического

героя.

Например: В этом стихотворении рассказывается о том, что рыбаки

       приехали на рыбалку к озеру. Было лето, от озера веяло приятной летней

прохладой. Рыбаки наловили рыбу, развели костер, сварили уху и

приготовились ко сну. Лирический герой прилег вместе с рыбаками

отдохнуть. Увидел русалку, небо, звезды.

Заключение.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Федеральные государственные образовательные стандарты  определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Читательская компетентность является одной из ключевых  компетентностей, формирование которой предполагает четкое представление о требованиях к соответствующим знаниям и навыкам в пределах различных учебных дисциплин. Это в свою очередь подразумевает систематизацию решения задач, связанных с целенаправленной организацией обучения. В ходе решения таких задач необходимо:

достигать оптимального соотношения теоретической и практической частей обучения чтению и работе с письменными документами разных типов;

отслеживать (осуществлять мониторинг) освоение и адекватное использование понятийного аппарата различных учебных дисциплин по мере освоения знаний и навыков, связанных с формированием нужного уровня читательской компетентности;

обеспечивать целостную представленность терминологических систем изучаемых дисциплин;

рационально подбирать задания по формированию практических навыков:

– чтения, понимания, запоминания текстов разных видов;

–работы с разного рода первичными документами (конспектирование, аннотирование, реферирование, аналитический обзор);

– подготовка оригинальных текстов (сочинение, доклад, статья, дипломная, диссертационная работа, монография);

оптимальным образом соотносить содержание заданий по работе с письменными документами с подбором средств их выполнения;

выбирать формы и методы обучения чтению и работе с письменными документами, обеспечивающие достижение социально необходимого уровня читательской компетентности;

контролировать степень освоенности знаний и навыков, относящихся к работе с письменными текстами, на всех этапах обучения различным дисциплинам (входной, текущий, итоговый контроль.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

                Необходимость формирования УУД очевидна.

Овладение УУД ведёт к формированию  самостоятельности, успешному  владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться»  предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.

 В результате  работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.

 Преподаватель теперь  не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.

Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.          

Достигнуты  важные результаты: на уроках русского языка созданы  условия для успешного формирования всех видов УУД.

В заключение хочется отметить, что овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешному овладению умениями и компетентностями, осваиванию новых знаний. Однако особое внимание следует уделить тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.


Список использованной литературы

1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения. Москва, «Баласс», 2012

2.Русский язык. Поурочные планы по программе М. М. Разумовской. 6 класс. Волгоград, «Учитель», 2007

3.Русский язык. Учебник для 6 класса, М., «Просвещение»,2009

4. Стандарты второго поколения «Формирование УУД» ,Москва ,»Просвещение»2010

5. school-collection.edu.ru

6. http://fcior.edu.ru/

7. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008., с.66-68.

8. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы.- М.: Academia, 1999.

9. Аркин. И. И. Уроки литературы в 5—6 классах. —  М.: «Просвещение», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Филологический анализ регионального текста как средство формирования навыков исследовательской работы по русскому языку в 8-9 классах

ВВЕДЕНИЕВ настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС возникает необходимость усиления метапредметной образовательной функции русского языка, помогающей постигать любой предмет, а также о...

Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...