Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе.
статья на тему
Материал содержит методы и приемы сбережения здоровья учащихся и учителя во время образовательного процесса. Так же в статье подробно рассказано о принципах психологической безопасности на уроке и о валеологии как науке о здоровье. Даны ричины "профессионального выгорания" учителя и способы бороьбы с этим явлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе. | 17.76 КБ |
Здоровье и образование. | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе.
Когда мы говорим о здоровье сберегающей деятельности в школе, то имеем в виду не только здоровье детей, но и здоровье учителя. Мы учим детей, как беречь свое здоровье, то есть говорим о питании, одежде, даем информацию о разного рода болезнях, как с ними бороться, как вести себя. Каждый день необходимо:
- Проветривание классной комнаты
- Поддерживать чистоту в классе
- Личная гигиена школьника
- Физическая зарядка на уроке, что немало важно в учебной деятельности.
Начиная урок, учитель должен обеспечить психологическую безопасность образовательной среды. Что значит психологическая безопасность образовательной среды? Это, прежде всего, возможность обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса. И учитель, и ученик должны быть уверены, что они пребывают в безопасности, то есть во время обучения не должно быть:
- угроз
-насилия
-давления
В ученике нужно видеть не объект обучения, а личность со всеми потребностями. Когда мы начинаем видеть в ученике не человека, а объект работы, тогда начинаются проблемы. Чем больше давление, тем больше сопротивление. Нельзя забывать, что ребенок может чувствовать, принимать близко к сердцу неосторожно сказанную учителем реплику. И нужно общаться так, чтобы не травмировать ребенка, так как в классе дети из разных семей: сироты, дети из неблагополучных семей, из неполных семей, где воспитывает одна мать. Среда, в которой происходит обучение, должна находиться в психологической безопасности.
Принципы, обеспечивающие психологическую безопасность:
- Принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие.
- Принцип психологической защиты личности, каждого субъекта учебно-воспитательного процесса.
- Принцип обеспечения социально-психологической умелости учителя.
Со стороны учителя ученик должен чувствовать психологическую поддержку. Психологическая поддержка – это процесс, который помогает поверить в себя, в свои возможности, избежать ошибок, поддерживать при неудачах, укрепить самооценку учащихся.
Механизм психологической поддержки:
- понимание (принять ученика таким, какой он есть)
- признание (ученик нуждается в признании своих достоинств)
-доверие
- похвала (человеку это нужно, бальзам на душу)
Проблемами здоровья в современном мире занимается наука валеология (от латинского - «валео» - «быть здоровым»). Валеология это наука о здоровье. Предметом этой науки является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.
Здоровье – это полное физическое, духовное и социальное благосостояние. У врачей - отсутствие каких – либо болезней. Здоровье – это уровень самочувствия, благодаря которому индивид или группа способны реализовывать стремления и удовлетворять потребности, а также изменять среду или предотвращать ее неблагоприятное влияние. Здоровье – это ресурс, который обеспечивает продуктивную, индивидуальную, социальную, профессиональную и экономическую жизнь. Для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках, прежде всего, важно здоровье самого учителя. Откуда же болезни учителей? Почему же возникают проблемы со здоровьем у учителей? Из года в год, если учитель не следит за своим здоровьем (отдых, лечение), занят только одной работой, не уделяет внимания своим увлечениям, происходит «выгорание» учителя.
Причины выгорания:
- совмещение своих домашних проблем и учительской работы
- неумение владеть своими чувствами
- переутомление
-давление со стороны администрации
Для того, чтобы в педагогическом коллективе происходило как можно меньше «профессионального выгорания» учителей, нужно формировать валеологическую культуру учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способствовать созданию условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья участников образовательного процесса. Принципы научности системности креативности природосообразности преемственности вариативности практической ориентации
учитывающие : возрастные, психологические, физиологические особенности учащихся; санитарно-гигиенические правила и нормы. Направленные, на формирование: основ здорового образа жизни; валеологической культуры участников образовательного процесса.
создание благоприятного микроклимата в образовательном учреждении; уменьшение усталости и уровня тревожности участников образовательного процесса; формирование потребности в здоровом образе жизни Образовательные технологии личностно-ориентированное обучение дифференцированное обучение проблемное обучение диалоговое обучение рефлексивное обучение Валеология – наука о здоровье. Предмет валеологии – индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.
отсутствие усталости у учащихся и педагога; положительный эмоциональный настрой; удовлетворение от сделанной работы; желание продолжить работу Здоровье и педагог Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе. Г.Спенсер
Что сделал ты для сохранения нашего здоровья?
Туризм здоровью не повредит, а лишь сильнее его укрепит!
Чистота – залог здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе
Крайне важно создавать у учащихся своеобразный культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства, что я и пытаюсь делать через свои уроки....
Использование здоровье-сберегающих технологий в учебно-образовательном процессе
Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рациональная организация учебног...
Использование здоровье-сберегающих технологий в учебно-образовательном процессе
Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рациональная организация учебног...
Конспект внеклассного занятия по здоровье-сберегающим технологиям проведённого в 9 «б» классе – «Планета здоровья». Здоровое питание(закрепление)
Тема занятия: Здоровое питание.(ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Цель: • Формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • углублять знания детей о рациональном питании...
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». Закономерно возросло внимание и к ...
Образовательный проект «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»
Статья "Образовательный проект - Применение здоровье сберегающей технологии на уроках английского языка"...