Урок черчения в-8 м классе по теме: "Деление окружности на равные части"
план-конспект урока (8 класс) на тему
Урок черчения в-8 м классе по теме: "Деление окружности на равные части". Раздел "Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок черчения в-8 м классе по теме: "Деление окружности на равные части" | 258.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок черчения в 8-м классе по теме "Деление окружности на равные части".
Раздел "Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей"
Прусова Наталья Павловна, учитель технологии
Разделы: Преподавание черчения
Тема: ДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ.
Класс: 8
Цель: показать учащимся необходимость применения геометрических построений при выполнении чертежей деталей;
Задачи: создать условия для формирования умений
деления окружностей на равные части: развивать навыки работы чертежными инструментами; воспитывать точность, аккуратность, внимательность при графических построениях.
Тип урока: урока изучение нового материала.
Методы проведения: беседа, графические построения, рассказ с демонстрацией, упражнения.
Материальное обеспечение: модели технических деталей, презентация, карточки-задания, головоломка.
Ход урока
I.Организационный момент.
Контроль посещаемости.
Проверка готовности учащихся к занятию.
Сообщение темы и цели урока.
Презентация по теме (Слайд 1)
Рефлексия
Учитель: Здравствуйте! Урок сегодня я хочу начать со стихотворений, посвященным основным чертежным инструментам и принадлежностям. Не забудьте подготовить их к уроку, ведь именно сегодня они нам сильно пригодятся.
Стихи показываются в презентации. (Слайд 2)
Для меня резинка, братцы,
Лютый враг!
Не могу я столковаться
С ней никак.
Сделал я кота и кошку-
Красота!
А она прошлась немножко-
Нет кота!
С ней хорошую картинку
Не создашь!
Так вовсю ругал резинку…….
Ответ учащихся: (Карандаш)
* * *
Все отрезки мне друзья-
Маленький и длинный…
Кто узнал? Линейка я
Инструмент старинный
Как прямую получить,
Кто того не знает:
Натяните туго нить-
Вот вам и прямая…
Всех их и не вспомню я,
Столько предков было.
В Древнем Риме - линя,
на Руси - правило…
Будет точной прямизна,
Толк во мне найдете,
И шкала моя нужна
Многим при работе.
Угол в сторону ведет
От своей вершины,
Циркуль радиус берет,
Измеритель – длины…
Многим, кто меня узнал,
Пригожусь я всюду,
Нанесите много шкал –
Я масштабной буду.
Когда сделали на мне
Логарифмов шкалы –
В удивление родне
Умножать я стала.
Познакомить вас родней
Хочется сейчас мне:
Треугольник – братец мой,
А сестра – рейсшина.
И не просто мне с родней
Палочки прямые.
Мы, как видите, порой
Штучки не простые.
Ответ учащихся: (Линейка)
* * *
Он кружит на одной ноге,
Другая пишет по дуге,
Вертясь то в профиль, то в анфас,
Все закругляет он для вас
Проделов полный оборот,
Закончит там же, где начнет:
К исходной точке подойдет
И линию замкнет.
Ответ учащихся: (Циркуль.)
Итак, этими инструментами и принадлежностями мы будем выполнять «Геометрическое построение: деление окружности на равные части».
III. Изучение нового материала
Вопрос: Скажите, где вы встречались с геометрическими построениями? Приведите примеры из жизни, техники применения деления окружности на равные части.
Ответы учащихся: Учащиеся высказывают свое мнение
Обобщение ответов: учитель приводит различные примеры и показывает в презентации. (Слайд 3)
Объяснение нового материала: (сопровождается беседа показом презентации) (Слайд 4)
Приемы деления окружности на равные части человек использовал с незапамятных времен. Например, превращение колеса из сплошного диска в обод со спицами поставило человека перед необходимостью распределить спицы в колесе равномерно. Выполняя изображение такого колеса, люди искали точные способы с помощью чертежных инструментов. (Слайд 5)
• С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников. Они встречаются в древнейших орнаментах у всех народов. Люди уже тогда оценивали их красоту. Кроме того, они видели эти фигуры в природе. Например, пятиугольник встречается в очертаниях минералов, цветов, плодов, в форме некоторых морских животных, шестиугольник просматривается в пчелиных сотах и т.д.
(Показ слайда) (Слайд 6)
• Правильный шестиугольник явился предметом исследования великого немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера (1571-1630), о котором он рассказывает в своей книге «Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках». Рассуждая о причинах того, почему снежинки имеют шестиугольную форму, он отмечает: «…плоскость можно покрыть без зазоров лишь следующими фигурами: равносторонними треугольниками, квадратами и правильными шестиугольниками. Среди этих фигур правильный шестиугольник покрывает большую площадь» (Слайд 7)
• Одним из наиболее известных ученых, занимавшихся геометрическими построениями, был великий художник и математик Альбрехт Дюрер (1471-1528), который посвятил им значительную часть своей книги «Руководства…». Он предложил правила построения правильных многоугольников с 3, 4, 5…16-ю сторонами. Методы деления были не универсальны, в каждом конкретном случае используется индивидуальный прием.• В строительстве широко применяли деление окружности на равные части. Одним из примеров может служить величественный памятник готической архитектуры – Нотр–Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери (30 метров в длину, 108 – в ширину) который находится в Париже, на острове Сити. Его строили 94 года. Фасад Собора украшает удивительный витраж 18 века. Этот витраж в архитектуре называется «роза». Диаметр розы собора Собор Парижской Богоматери12 метров 90 см. (Слайд 8)
• В декоративно-прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения: ордена, медали, монеты, ювелирные изделия (Слайд 9)
• Ювелирная огранка
А сейчас обратите внимание на технические детали, к примеру, различные колеса, гайки, гаечные ключи. (Показ деталей)
• При изготовлении многих типичных деталей тоже возникает необходимость в делении отрезка и окружности на равные части.
• При вышивании изонитью применяют деление окружности на равные части.
• Логотипы машин.
На уроке мы будем учиться делать геометрические построения
Построение окружности с делением на 3 равные части
Построение окружности с делением на 6 равных частей
Построение окружности с делением на 5 равных частей
Правила техники безопасности при работе с циркулем. (Слайд 10)
(Слайд 11)
Деление окружности на три равные части. Построим дугу через точку пересечения осевой линии с окружностью с раствором циркуля равным радиусу окружности. При пересечении дуги с окружностью получим точки 2 и 3, а точка 1 пересечения осевой линии с окружностью будет вершиной правильного треугольника. Если же дугу начинать строить с точки 1, то вершина треугольника будет с противоположной стороны. Если при делении окружности использовать вертикальные оси, то одна сторона треугольника будет горизонтальной, остальные построения видны из рисунка.
Построение окружности с делением на 6 равных частей : (Слайд 12)
Деление окружности на шесть равных частей. Деление окружности на шесть равных частей повторяет приём деления окружности на три части, с той лишь разницей, что нужно построить еще одну дугу с другой стороны оси. Смена начала построения от одной оси на другую позволяет получить повернутый шестиугольник, так же как и при построении треугольника. Для деления окружности на 12 равных частей нужно строить вспомогательные дуги со всех четырёх точек деления осевых линий с окружностью. Все построения видны на правой окружности рисунка.
Построение окружности с делением на 5 равных частей : (Слайд 13)
IV. Закрепление материала.
Построение орнамента по карточки.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание. Головоломка
Заключительное слово учителя:
Считаю, что поставленные цели в начале урока, были достигнуты.
Спасибо за урок!
Спасибо всем за внимание. ( Слайд14 ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике в 6 классе по теме " Деление обыкновенных дробей"
Интегрированный урок - путешествие ( математика - география) позволит обобщить знания по теме " Деление обыкновенных дробей", расширит кругозор учащихся, познакомит с географией России, покажет, как м...
Конспект урока по математике в 6 классе по теме: «Деление на однозначное число»
Урок математики в 6 классе коррекционной шкопе по теме: "Деление на однозначное число". Урок в нетрадиционной форме, проводится в виде математического ралли. В качестве медиаподдержки используется пре...
Открытый урок по математике в пятом классе по теме "Деление"
Урок включает в себя задания разной сложности. Отличается разнообразием заданий, включает элементы игры, соревнования между колонками....
разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....
Открытый урок по математике в 5б классе по теме: «Деление десятичных дробей на натуральные числа».
Разработка открытого урока...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Деление слов на слоги"
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Деление слов на слоги" в коррекционной школе VIII вида...
Интегрированный урок по математике в 5 классе на тему "Деление" (урок -закрепление)
(урок -закрепление)...