Методические рекомендации по формированию лексико-грамматических связей у младших школьников по программе ЗПР
методическая разработка
Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость специальных коррекционных занятий по развитию лексико-грамматических связей, а также была доказана эффективность и целесообразность разработанной и проводимой коррекционной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_formirovaniyu_leksiko.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по формированию лексико-грамматических связей у младших школьников по программе ЗПР
Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость специальных коррекционных занятий по развитию лексико-грамматических связей, а также была доказана эффективность и целесообразность разработанной и проводимой коррекционной работы.
Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи детей с ЗПР будет более эффективной за счет внедрения компьютерных технологий, методов и приемов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений слов, формирование навыков морфолого-синтаксического оформления простых распространенных предложений с опорой на предметно-практическую (игры с природным материалом, с песком, водой, конструирование, аппликацию и др.) и игровую деятельность.
Коррекционная работа на более поздних этапах (в 3,4,5 классах) велась по основным разделам логопедической программы по нарушениям лексико-грамматического строя речи (см.приложение 3).
Работа по данной программе была мною дополнена и расширена разными видами работ и тщательно подготовленным дидактическим материалом, алгоритмы-рассуждения, опорные карточки, предметные символы, схемы, логические упражнения по темам.
Все предложенные виды работ представлены в методической теме.
Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.
1. Произносительный уровень. Из акустического потока выделять конкретные звуки детям нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.
Первым направлением является работа над техникой речи, которая
понимается, как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь
усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами
речедвигательного аппарата.
Задачи развития речевого дыхания:
- Во-первых, следует тренировать длинный выдох, а не умение вдыхать большое количество воздуха.
- Во-вторых, необходимо тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.
Воспитание речевого дыхания следует осуществлять путём косвенного воздействия на дыхательный аппарат с помощью постановки элементарных действенных задач, «предлагаемых обстоятельств», воображения, ассоциаций. Таковы, например, упражнения с воображаемой свечой, когда учащимся предлагается дуть на пламя свечи с целью отклонить или погасить его. Не менее важной задачей в работе над техникой речи является совершенствование дикционных навыков учащихся, которое состоит в воспитании у учащихся чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз. Здесь следует учитывать недостатки функционирования речевой базы младшей школы. Массовый характер имеет неточная работа артикуляционного аппарата: во-первых, в результате вялости и недостаточной гибкости частей речевого аппарата наблюдается «смазанность речи», неясность, нечёткость; во-вторых, в результате чрезмерной напряжённости мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость произнесения. Нередки у младших школьников и индивидуальные дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание и так далее.
Учёт названных недостатков помогает определить основные направления по их преодолению:
- Проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта.
- Организация упражнений для отработки артикуляции гласных и
согласных звуков (изолированных и в контексте).
Вторым направлением работы по развитию речевой деятельности на
произносительном уровне является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка.
Третье направление работы – совершенствование интонационных умений учащихся. Для решения этой сложной задачи педагогу необходимо хорошо понимать сущность данного лингвистического явления. Интонация – это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому. В развитие интонации, как явления сложного входит развитие таких элементов:
1) Мелодики (повышение и понижение тона).
2) Интенсивности (силовой или динамический момент).
3) Темпа или длительности.
4) Паузы.
5) Особого тембра, как средства выражения эмоций.
Во-первых, следует организовать специальную работу по накоплению словаря эмоциональных состояний, так как учащиеся не имеют достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики; предметом практического освоения становятся интонации первичных эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Во-вторых, в качестве важнейшего средства развития интонационных умений учащихся необходимо использовать речевую ситуацию, которая обеспечивает возникновение живых, естественных интонаций. Следует предельно детализировать обстоятельства действительности, это поможет ребёнку без труда представить себя вместе с героем или вместо героя.
Воображение пробуждает чувства, на волне эмоционального отклика –
высказывание (от лица персонажа) и получает необходимое интонационное оформление. Целесообразно избрать путь «от диалога – к монологу», то есть начинать совершенствование интонационных умений учащихся следует с диалогической речи, постепенно переходя к совершенствованию монологической речи.
2. Лексический уровень (словарная работа). Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьником стоят две задачи:
1) Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его
оттенков значения, их экспрессивных окрасок.
2) Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности,
то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в
предложения и текст в прямом и переносном значении.
Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:
1. Речевая среда в семье, среди друзей.
2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
4. Словари, справочники.
Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается
семантически и художественно.
Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
а) самостоятельные, то есть без прямой помощи педагога: значение слова
выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям – толковому, синонимическому и другим, по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке-источнике;
б) с помощью педагога: подбор синонимов, антонимов, паронимов;
объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь педагога в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.
Младшие школьник любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов – названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена «Владимир», «Всеволод»).
Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:
- работа с синонимами;
- работа с омонимами;
- работа с антонимами и паронимами;
- работа со словами иноязычного происхождения;
- работа с устаревшими словами;
- работа с многозначными словами;
- работа со словами, имеющими оттенки значения и
экспрессивность;
- работа с новообразованными словами;
- работа с фразеологизмами;
- работа с тропами;
- составление тематических групп слов.
Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы
учащихся:
- Обнаружение слова в тексте.
- Семантизация – занесение в словарик, формирование соответствующего понятия.
- Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составлении синонимических рядов, градация синонимов и так далее.
- Введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.
3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место
выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. Виды речевых упражнений со словосочетаниями:
- установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;
- толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём;
- систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;
- составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации;
- выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;
- исправление речевых ошибок в словообразовании;
- редактирование текста.
Предложение – минимальная единица речи. Виды упражнений с
предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) и систематические (построение, конструирование предложений).
По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.
Упражнения на основе образцов:
- чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;
- заучивание стихов и прозы;
- составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;
- составление предложений, аналогичных данному.
Конструктивные упражнения – опираются полностью или частично на правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в составлении или в перестройке предложений.
Виды конструктивных упражнений:
- восстановление деформированного текста;
- деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
- ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;
- то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;
- соединение 2-3 предложений в одно;
- построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);
- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.
Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.
Виды творческих упражнений:
- задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;
- даются опорные слова или сочетания;
- задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);
4. Уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла,
относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними.
В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём направлениям или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие. Упражнения подразделяются также на устные и письменные:
- устный пересказ прочитанного в различных вариантах;
- различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;
- различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;
- сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;
- записи по наблюдениям, ведение дневников;
- различные виды драматизации, инсценировка рассказов;
- статьи в газеты, отзывы о прочитанном.
Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:
- во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
- во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
- в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;
- в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи посредством проведения словарных игр."
Представлены методические рекоментации по развитию лексико-нрамматического строя речи посредством проведения словарных игр....
Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью
Полученные результаты исследований указывают на недостаточный для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отста...
Методические рекомендации по организации и проведению уроков для младших школьников с задержкой психического развития
Важным условием активизации познавательной деятельности является введение специальных развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предм...
Методические рекомендации «Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников Правилам дорожного движения»
Данные методические рекомендации предназначены для работы по профилактике правил дорожного движения педагогов дополнительного образования. Методические рекомендации показывают, как с помощью игр...
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических навыков по теме "My hobby" 5 кл
Методическая разработка используется на уроках в 5 классе по учебнику Spotlight 5. Работа строиться с постепенным усложнением заданий. Целью является обобщение и систематизация знаний по теме " M...
Формирование лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра
Введение Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире все больше появляется детей, у которых на разных этапах развития диагностируются расстройство аутистического спектра, ...
Комплект дидактических игра, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОВЗ"
Комплект игр для использования в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ (нарушенийм интеллекта)...