Урок на тему "Древняя Спарта" (ФГОС)
план-конспект урока по теме

Цель  урока:   Создание представления о древней Спарте: географическом положении,  природе, климате, занятиях людей, общественном устройстве и воспитании. Развитие навыков работы с картой, учебником, иллюстрациями, а также умения сравнивать, выделять главное и находить общие и отличительные черты. Формирование умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.   Воспитание интереса к истории как к предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx127.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 Древняя Спарта.

Балакина Марина Николаевна

МБОУ СОШ №19 г. Балаково

Учитель истории и обществознания

История

5 класс

Древняя Спарта. Урок №35

Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин Г.И.Годер И.С.Свенцицкая М., «Просвещение» 2013

Цель  урока:   Создание представления о древней Спарте: географическом положении,  природе, климате, занятиях людей, общественном устройстве и воспитании. Развитие навыков работы с картой, учебником, иллюстрациями, а также умения сравнивать, выделять главное и находить общие и отличительные черты. Формирование умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.   Воспитание интереса к истории как к предмету.  

 Задачи :Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью. Изучить жизнь в Спарте, подчинённой военным законам, раскрыть причины такого общественно-политического устройства, познакомиться с особенностями воспитания спартанских детей. Закрепить умения работать с исторической картой, иллюстрациями, историческим источником .Формировать уважительное отношение к прошлому других народов.  

Ожидаемые результаты: Обучаемые смогут охарактеризовать местоположение и природные условия Спарты, политическое устройство, назвать основные группы населения. Приводить не менее 3 характеристик природных условий, выделять не менее 3-х  отличительных черт при сравнении с Афинским государством, показывать на карте территорию спартанского государства. Сделают вывод о методах спартанского воспитания на основе исторического источника и выскажут своё отношение к нему.

Тип урока : комбинированный

Формы работы учащихся: работа с картой, учебником, иллюстрациями и рабочей тетрадью.

Необходимое техническое оборудование:  мультимедийный проектор, или  интерактивная доска,  карта « Древняя Греция», фрагмент из фильма «300 спартанцев».

План

1.Географическое положение и природные условия.

2. Спартанцы и илоты.

3. Спарта - военный лагерь.

4.Спартанское воспитание.

Структура и ход урока

1. Мотивация

2. Получение информации

3. Переработка информации и обсуждение

4. Подведение итогов

5. Рефлексия

Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО

в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

 ( по учебнику «история древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

I Мотивация

Показать на экране, зашифрованные названий территорий, входивших в Спартанское

государство.(Приложение 1)

Сегодня мы побываем в этой стране.

Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: «Наша родина Эллада как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское,  а другой Спартанское государство». Предлагает сформулировать тему урока.

Слушают. Готовятся к работе.

Рассматривают диаграмму, пытаются назвать территории.

Находят на карте Древнюю Грецию, Афины и Спарту. Называют тему урока, формулируют задачи.

самоопределение

Анализ, синтез,

Классификация умение работать с картой

Анализ, работа с понятиями

Извлечение информации

II Актуализация  и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемном действии

Предлагает вспомнить, что уже известно о Афинах. Показать на карте Древнюю Грецию, описать местоположение Афин. Организует самостоятельную работу с хронологией, «линией времени», проводит беседу по вопросам.

Находят на карте Грецию и Афины. Выполняют счёт лет в истории, используя линию времени. Называют даты исторических событий. Характеризуют личность Солона, его реформы, результаты

Умение

сравнивать,

классифицировать, с выделением существенных признаков и их группировка  по отличиям при работе с картографическим источником

Умение извлекать информацию при работе с исторической картой представлять информацию в развёрнутом виде.

III Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Предлагает совершить путешествие в Древнюю Спарту. Рассказывает о местоположении, природных условиях Спарты, условиях её заселения. Организует беседу по вопросам: а).Покажите на карте г. Спарту и области подвластные спартанцам. Определите словами их положение. Б).Кто такие спартанцы и илоты? В).Докажите что спартанцам необходимо было государство.

Г). Вспомните, что такое государство и при каких условиях оно возникает?

2.Организует работу с текстом.(п.2, 3), иллюстрациями. (Приложение 3). Предлагает 1-ой группе «погостить» в военном лагере Спарты рассказать об обычаях Древней Спарты, 2-ой группе – познакомится со спартанским воспитанием; рассказать о воспитании спартанских мальчиков. Понравилась вам жизнь в Спарте? Почему? Что привлекло ваше внимание? Предположите. Что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте? Что могло разочаровать? Какое государственное устройство вам больше нравится- афинское или спартанское?

Показывают Спарту, Лаконию, Мессению на карте, отмечают на контурной карте. (рабочая тетрадь.). Под руководством учителя характеризуют местоположение. Природные условия Спарты. Объясняют значение терминов.

2. Работают с текстом учебника – п.2. 3. Пар.31., источником (приложение №2). Характеризуют политический строй Древней Спарты, рассказывают об обычаях, определяют своё отношение к спартанскому образу жизни и воспитанию.

Привлечение индивидуальных знаний.

Понимание общих исторических закономерностей.

Высказывать предположение, использовать доказательства.

Умение  выделять существенные признаки и их группировка  по отличиям. Воспроизводить информацию по памяти.

Владеть навыками смыслового чтения, извлекать информацию из наглядного материала. Решать проблемы творческого и поискового характера. Анализ, сравнение и установление причинно-следственной связи при работе с иллюстрацией. С выделением существенных признаков.

Выделять особенности объекта в процессе рассмотрения. Характеризовать географическое положение, природу и занятия населения Древней Спарты, давать определение новым терминам: спартанцы, илоты, спартанское воспитание, лаконичная речь.

 

1VПервичное закрепление и проговаривание

Организация  работы в парах или в группах: (или  как вариант игра «передай другому»)

Задают  друг другу вопросы.

Самостоятельно принимать решения.

Умение работать в группе

По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки

Представление информации

Общение и взаимодействие,

работа по  плану

Обсуждение, организация  учебного сотрудничества со сверстниками

5.Самостоятельная работа

Посмотреть в рабочей тетради задание №22-п.3-4 –исправь ошибки в тексте.

Взаимная проверка (работа в парах)

Открывают рабочую тетрадь  выполняют №22-п.3-4 , исправляют ошибки.

Оценивают с комментариями

Умение отделять оцениваемые поступки от самого человека

Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний.

Применение полученной информации

Обсуждение, организация  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  

VIII Включение в систему знаний

Предлагает поразмышлять: Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте свой ответ.

Высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Отстаивать своё мнение, пользуясь примерами из жизни.

Установление причинно-следственной связи построение логической цепочки

Применение полученной информации

Готовность применять исторические знания на основе практических действий и опыта из прошлого

IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке

Решим тест на закрепление нового материала. (Приложение №4).

Что  узнали на сегодняшнем занятии?

Что ты понял или не понял на уроке?

Выставление оценок с комментарием

Домашнее задание - (базовый) прочитать §31 ответить на вопросы 1-3. Стр. 150; выписать слова в словарик.

(развив) составить план, стр. 150-задание2.

Решают тест. Проверяют друг у друга и проверяют по предложенному ключу.

Делятся впечатлениями

Помогают своим одноклассникам в неясных моментах

Записывают в дневники задания и

Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты .Формулировать собственное мнение и позицию.

Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы, осознания причин своего успеха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно

Применение полученной информации.

Представление информации в сжатом виде.

Приложение 1.

Угадай слово.

Кругограмма

 

Приложение 2.                      

Вариант №1.

Вопросы: 1. Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте?

2. Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?

«Лигург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отбирал всех детей, которым исполнилось 7 лет, объединял их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учёбе. Во главе отряда он ставил того, кто бал сообразительнее и храбрее в драках. Дете во всём брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что всё обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки мужества и храбрости заключены в каждом, храбр ли мальчик, упорен ли в драках. Грамоте они учили только в пределах необходимости. Всё же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах.»

Документ №2.

Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.

А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.

Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.

http://900igr.net/datas/istorija/Sparta/0005-005-Spartanskij-voin.jpgПриложение 4.

Тест по теме «Древняя Спарта».

1.Укажите, как называлась область Греции, где возникла Спарта.

А. Лакония.

Б. Беотия.

В. Аттика.

     2. Укажите, какое занятие у спартанцев было главным.

          А. Торговля.

          Б. Земледелие.

          В.Военное дело.

      3. Укажите, почему афиняне называли спартанцев неучами.

          А. Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям земледелием

               и скотоводством.

          Б.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям живописью и                                                                  

              музыкой.

          В.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям военным                  

             делом.

      4. Укажите, кого спартанцы называли илотами.

          А. Иноземцев.

          Б. Покорённое население Древней Спарты.

          В. Вождей.

      5. Кем были илоты в Спарте?

          А. Свободными земледельцами.

          Б. Рабами.

          В. Воинами.

      6. Укажите высший орган власти в Спарте

          А. Народное собрание.

          Б. Ареопаг.

          В. Совет старейшин.

      7. Какую речь называют лаконичной?

          А. Ту, которую произносил житель Лаконии.

          Б.  Краткую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Технологическая карта урока "Древняя Спарта". ФГОС

Урок - семинар, основанный на изучении источников....