Конспект и презентация внеклассного занятия с использованием ТРКМ по сказке В.В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил" с воспитанниками 3 класса 2 отделения школы-интерната для слабослышащих детей
план-конспект занятия по теме

Амелина Елена Валерьевна

Занятие по внеклассному чтению. Тема: сказка В.В. Бианки  "Как Муравьишка домой спешил". 

                          Задачи.

1.   Знакомство воспитанников со сказкой.

2.   Развитие выразительного чтения.

3.   Развитие ранее полученных знаний о насекомых.

4.   Накопление словарного запаса по теме; уточнение значений слов.

5.   Обучение краткому пересказу по данному плану.

6.   Обучение работы с толковым словарём.

7.   Развитие познавательных способностей учащихся: внимания, памяти, мышления.

8.   Развитие слухового восприятия на речевом материале по теме.

9.   Работа над слитностью, выразительностью речи; воспитание орфографически правильной речи.

10.         Закрепление произносительных навыков.

11.          Воспитание бережного отношения к живой природе, любви к насекомым.

 Ресурсы занятия:  текст сказки в книге «Внеклассное чтение» 2 класс, составитель Юдаева М.В., карточки с  отрывками из сказки, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия20.92 КБ
Office presentation icon презентация к занятию2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

  • «Вызов»
  1. Встали ровно, подтянулись,

Все друг другу улыбнулись,

Друг на друга посмотрели,
И на место тихо сели.

  1. -Прочитайте предложение, подумайте: верно или неверно, поставьте знак плюс в таблице.

верно

неверно

Друзья – это близкие люди, которые помогают

друг другу.

У животных нет друзей.

-К вашим ответам вернёмся в конце урока.

3.

- На прошлом занятии вы рассказывали сведения из интернета о насекомых (Слайд с изображением животных: муравей, гусеница-землемер, паук-сенокосец, жужелица, жучок-блошачек, кузнечик, водомер, майский хрущ, гусеница-листовёртка.),  составляли синквейн о муравье, а к этому занятию вы приготовили синквейн на остальных животных.

- Сегодня ваши синквейны оценят гости. Отдайте свою работу какому хотите гостю. Уважаемые гости, к концу занятия оцените работу учащегося, нарисовав соответствующий смайлик.

  • «Осмысление содержания»

  1. Сегодня будем читать сказку об этих животных.

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто главный герой сказки.

«Это мелкое насекомое, у которого многочисленная семья. Он строит дом из веток и хвоинок»

- Муравей – главный герой сказки.

2. - Откройте книгу стр.84., прочитайте название сказки.

- Прочитайте, что значит спешит домой. (слайд. Спешит домой – торопится, хочет быстрее прийти домой)

- Как называется дом муравьёв?

- Кто автор сказки?(Слайд с изобр.Бианки)

3. Прочитайте начало сказки до слов «…чуть жив от страха»

(Жужжащее чтение)

Слайд с изображением муравейника и муравьёв.

- Посмотрите на картинку, что вы видите? (Муравейник и муравьи)

- Что вы узнали о жизни муравьёв? Прочитайте.

(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат – все домой бегут. Сядет солнце – муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опаздал, тот хоть на улице ночуй.)

- Что делал Муравьишка на берёзе?(Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко – и вниз.»)

- Где в это время было солнце? (Солнце уже к лесу спускалось)

- Что случилось с Муравьишкой?

(А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несётся листок через лес, через реку, через деревню.)

 (слайд с изображением муравья на листке)

- Посмотрите: это летит муравей на листке.

4. О том, как Муравьишка вернулся домой, вы расскажете сами. Каждый получает отрывок  из сказки. Прочитайте, смотрите в данный словарь и расскажите по плану.

1) Где оказался Муравьишка?

2) Кто помог(ла) (не помог(ла)) Муравьишке?

3) Как помог(ла)?

Ученики читают.

  • Послушайте предложение из начала отрывка. (за экраном):

«Занёс ветер листок на луг за деревней да там и бросил».

- У кого этот отрывок?

Расскажи свою часть по плану.

1)Муравьишка оказался на лугу. Листок упал на камень. Муравьишка себе ноги отшиб. (слайд с изображ.муравья на камне)

- Посмотрите: Муравьишка ударился об камень и не может идти.

2)Муравьишке помогла Гусеница-Землемер. (Слайд с изобр.гусеницы)

3)Муравьишка вскарабкался на спину к Гусенице. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

Уточняющий вопрос:

- Почему Муравьишка хотел укусить Гусеницу?(Потому что Муравьишке было страшно так ехать. Он хотел слезть.)

Словарь.

Ноги отшиб – ударил ноги. Ноги болят.

Вскарабкался на спину – залез и сел на спину.

  • «Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит.

1)Муравьишка оказался на скошенном лугу.

2)Муравьишке помог Паук-Сенокосец. (Слайд)

3)Муравьишка залез на спину Пауку. Паук пошел. Все восемь ног, как спицы в глазах у Муравьишки замелькали.

Уточняющий вопрос:

- Почему Муравьишка хотел укусить Паука? (Паук шёл очень медленно)

Словарь.

Начал ходули переставлять – начал идти. Пошёл.

  • «Жужелка, жужелка, отнеси меня домой»

1)Муравьишка оказался на гладкой дорожке.

2)Муравьишке помогла Жужелица. (слайд)

3)Муравьишка сел на спину Жужелицы. Ноги у неё ровные, как у коня. Жужелица бежала быстро.

Уточняющий вопрос:

- Почему Муравьишке пришлось слезть с Жужелицы? ( Жужелица не могла по грядкам прыгать.)

Словарь.

Вскарабкаться на спину – залезть и сесть на спину.

Как пустится бежать – побежала быстро.

Домчались – добежали.

  • « Картофельная ботва для Муравьишки – лес густой»
  1. Муравьишка оказался на картофельном поле.
  2. Муравьишке помог Жучок-Блошачок.

3)Муравьишка влез на спину к Жучку. У него ножки, как пружинки. Он прыгал с грядки на грядку до самого забора.

Уточняющий вопрос:

- Почему Жучок не пошёл дальше?(Жучок не мог перепрыгнуть через забор)

- Где было солнце (А солнце уж низко)

Словарь.

Задние ножки, как пружинки складные, - да – щёлк! – распрямил их. Глядь уж он на грядке сидит. Щёлк! – На другой. – прыгал с грядки на грядку.

  • «- Кузнечик, кузнечик, снеси меня домой!»

1)Муравьишка оказался  около забора.

2)Муравьишке помог кузнечик.

3)Муравьишка сел Кузнечику на загривок. Кузнечик перепрыгнул через забор.

Уточняющий вопрос:

- Почему Кузнечик не повёз Муравьишку дальше? (Потому что впереди была река)

-Где было солнце (А солнце ещё ниже)

Словарь.

Загривок – часть шеи.

  • «Затрещал по-своему, глядь – бежит по воде лодочка на ножках.

1)Муравьишка оказался около реки.

2)Муравьишке помог Водомер.

3)Водомер оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду.

Уточняющий вопрос:

- Почему Водомер дальше не повёз Муравьишку?

(По земле ноги не скользят)

- Где было солнце?(А солнце за лесом скрылось)

Словарь.

Шибче – быстрее.

Да как припустит – очень быстро побежал.

  • «Видит Муравьишка: ползёт мимо Майский хрущ»

1)Муравьишка оказался в лесу.

2)Муравьишке помог Майский Хрущ.

3)Муравьишка сел жуку на голову. Жук полетел и сел на берёзу.

Словарь.

Затрепетали крылышки – зашевелились крылья.

Поднялся на воздух – полетел.

Уточняющий вопрос:

- Где было солнце?(Солнышко уже краем землю зацепило)

  • «Глянул Муравьишка вниз ..»

1)Муравьишка оказался на берёзе.

2)Муравьишка увидел Гусеницу-Листовёртку. Она не хотела помогать.

3)Муравьишка укусил Гусеницу. Гусеница испугалась и полетела вниз. Муравьишка крепко вцепился. На нитке спустился на землю и побежал домой.

- Где было солнышко, когда Муравьишка увидел Гусеницу?(Солнышко уже по пояс в землю ушло)

- Успел Муравьишка домой?прочитай.

Словарь.

С перепугу – испугалась

Кувырк с листа – упала с листа

Крепко вцепился – крепко держится.

5.Обобщение работы с текстом. Беседа по вопросам.

слайд с изобр.всех животных.

- Можно сказать, что эти насекомые – друзья Муравьишки? Почему? (Да, потому что они помогли Муравьишке добраться домой)

- Все помогали? (Нет, Гусеница-Листовёртка не хотела помогать)

- Почему она отказала? (Она была занята работой)

- Что сделал Муравьишка? (Он укусил Гусеницу)

- Гусеница могла бы помочь? (Да, могла бы помочь, а потом работать)

 - Вы прочитали сказку каждый по одной части. Дома прочитайте всю сказку.

  • Рефлексия.

- Вернёмся к началу занятия. (Таблица – верно-неверно)

1. - Друзья - это близкие люди, которые помогают друг другу. Верно или неверно. (Ответы детей)

- Проверь по толковому словарю, Даша. Найди в словаре слово – друг. (Друг – близкий человек, приятель, хороший знакомый. Противоположный врагу)

Слайд с изобр.скана со страницы толк.словаря.

- Верно. Хорошие люди всегда помогают друг другу.

2. – У животных нет друзей. Верно или неверно? (Ответы детей)

- Неверно. Животные тоже помогают друг другу.

3. Прочитайте вывод из нашего занятия.

Слайд с изобр.надписи.

У животных и людей есть друзья. Они помогают и выручают друг друга в трудный момент.

4.Подведение итогов.

-Понравилась вам сказка?

- дополните предложения.

- Было интересно, как Муравьишка спустился на землю на нитке.

- Меня удивило, что кузнечик перепрыгнул через забор.

- Теперь я знаю, что у животных есть друзья.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.

В статье затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – обра...

"Вахта памяти". Социальный проект патриотической направленности для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида

Данный проект предусматривает   развитие связей с социумом  в целях создания  условий для дальнейшей социализации обучающихся, воспитанников   специальной (коррекционной) школы 8 в...

План мероприятий по предупреждению правонарушений и преступности среди воспитанников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида

План мероприятий по предупреждению правонарушений и преступности среди воспитанников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильного на 2014-2015 учебный год...

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...