Конспект и презентация внеклассного занятия с использованием ТРКМ по сказке В.В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил" с воспитанниками 3 класса 2 отделения школы-интерната для слабослышащих детей
план-конспект занятия по теме
Занятие по внеклассному чтению. Тема: сказка В.В. Бианки "Как Муравьишка домой спешил".
Задачи.
1. Знакомство воспитанников со сказкой.
2. Развитие выразительного чтения.
3. Развитие ранее полученных знаний о насекомых.
4. Накопление словарного запаса по теме; уточнение значений слов.
5. Обучение краткому пересказу по данному плану.
6. Обучение работы с толковым словарём.
7. Развитие познавательных способностей учащихся: внимания, памяти, мышления.
8. Развитие слухового восприятия на речевом материале по теме.
9. Работа над слитностью, выразительностью речи; воспитание орфографически правильной речи.
10. Закрепление произносительных навыков.
11. Воспитание бережного отношения к живой природе, любви к насекомым.
Ресурсы занятия: текст сказки в книге «Внеклассное чтение» 2 класс, составитель Юдаева М.В., карточки с отрывками из сказки, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 20.92 КБ |
презентация к занятию | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
- «Вызов»
- Встали ровно, подтянулись,
Все друг другу улыбнулись,
Друг на друга посмотрели,
И на место тихо сели.
- -Прочитайте предложение, подумайте: верно или неверно, поставьте знак плюс в таблице.
верно | неверно | |
Друзья – это близкие люди, которые помогают друг другу. | ||
У животных нет друзей. |
-К вашим ответам вернёмся в конце урока.
3.
- На прошлом занятии вы рассказывали сведения из интернета о насекомых (Слайд с изображением животных: муравей, гусеница-землемер, паук-сенокосец, жужелица, жучок-блошачек, кузнечик, водомер, майский хрущ, гусеница-листовёртка.), составляли синквейн о муравье, а к этому занятию вы приготовили синквейн на остальных животных.
- Сегодня ваши синквейны оценят гости. Отдайте свою работу какому хотите гостю. Уважаемые гости, к концу занятия оцените работу учащегося, нарисовав соответствующий смайлик.
- «Осмысление содержания»
- Сегодня будем читать сказку об этих животных.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто главный герой сказки.
«Это мелкое насекомое, у которого многочисленная семья. Он строит дом из веток и хвоинок»
- Муравей – главный герой сказки.
2. - Откройте книгу стр.84., прочитайте название сказки.
- Прочитайте, что значит спешит домой. (слайд. Спешит домой – торопится, хочет быстрее прийти домой)
- Как называется дом муравьёв?
- Кто автор сказки?(Слайд с изобр.Бианки)
3. Прочитайте начало сказки до слов «…чуть жив от страха»
(Жужжащее чтение)
Слайд с изображением муравейника и муравьёв.
- Посмотрите на картинку, что вы видите? (Муравейник и муравьи)
- Что вы узнали о жизни муравьёв? Прочитайте.
(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат – все домой бегут. Сядет солнце – муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опаздал, тот хоть на улице ночуй.)
- Что делал Муравьишка на берёзе?(Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко – и вниз.»)
- Где в это время было солнце? (Солнце уже к лесу спускалось)
- Что случилось с Муравьишкой?
(А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несётся листок через лес, через реку, через деревню.)
(слайд с изображением муравья на листке)
- Посмотрите: это летит муравей на листке.
4. О том, как Муравьишка вернулся домой, вы расскажете сами. Каждый получает отрывок из сказки. Прочитайте, смотрите в данный словарь и расскажите по плану.
1) Где оказался Муравьишка?
2) Кто помог(ла) (не помог(ла)) Муравьишке?
3) Как помог(ла)?
Ученики читают.
- Послушайте предложение из начала отрывка. (за экраном):
«Занёс ветер листок на луг за деревней да там и бросил».
- У кого этот отрывок?
Расскажи свою часть по плану.
1)Муравьишка оказался на лугу. Листок упал на камень. Муравьишка себе ноги отшиб. (слайд с изображ.муравья на камне)
- Посмотрите: Муравьишка ударился об камень и не может идти.
2)Муравьишке помогла Гусеница-Землемер. (Слайд с изобр.гусеницы)
3)Муравьишка вскарабкался на спину к Гусенице. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
Уточняющий вопрос:
- Почему Муравьишка хотел укусить Гусеницу?(Потому что Муравьишке было страшно так ехать. Он хотел слезть.)
Словарь.
Ноги отшиб – ударил ноги. Ноги болят.
Вскарабкался на спину – залез и сел на спину.
- «Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит.
1)Муравьишка оказался на скошенном лугу.
2)Муравьишке помог Паук-Сенокосец. (Слайд)
3)Муравьишка залез на спину Пауку. Паук пошел. Все восемь ног, как спицы в глазах у Муравьишки замелькали.
Уточняющий вопрос:
- Почему Муравьишка хотел укусить Паука? (Паук шёл очень медленно)
Словарь.
Начал ходули переставлять – начал идти. Пошёл.
- «Жужелка, жужелка, отнеси меня домой»
1)Муравьишка оказался на гладкой дорожке.
2)Муравьишке помогла Жужелица. (слайд)
3)Муравьишка сел на спину Жужелицы. Ноги у неё ровные, как у коня. Жужелица бежала быстро.
Уточняющий вопрос:
- Почему Муравьишке пришлось слезть с Жужелицы? ( Жужелица не могла по грядкам прыгать.)
Словарь.
Вскарабкаться на спину – залезть и сесть на спину.
Как пустится бежать – побежала быстро.
Домчались – добежали.
- « Картофельная ботва для Муравьишки – лес густой»
- Муравьишка оказался на картофельном поле.
- Муравьишке помог Жучок-Блошачок.
3)Муравьишка влез на спину к Жучку. У него ножки, как пружинки. Он прыгал с грядки на грядку до самого забора.
Уточняющий вопрос:
- Почему Жучок не пошёл дальше?(Жучок не мог перепрыгнуть через забор)
- Где было солнце (А солнце уж низко)
Словарь.
Задние ножки, как пружинки складные, - да – щёлк! – распрямил их. Глядь уж он на грядке сидит. Щёлк! – На другой. – прыгал с грядки на грядку.
- «- Кузнечик, кузнечик, снеси меня домой!»
1)Муравьишка оказался около забора.
2)Муравьишке помог кузнечик.
3)Муравьишка сел Кузнечику на загривок. Кузнечик перепрыгнул через забор.
Уточняющий вопрос:
- Почему Кузнечик не повёз Муравьишку дальше? (Потому что впереди была река)
-Где было солнце (А солнце ещё ниже)
Словарь.
Загривок – часть шеи.
- «Затрещал по-своему, глядь – бежит по воде лодочка на ножках.
1)Муравьишка оказался около реки.
2)Муравьишке помог Водомер.
3)Водомер оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду.
Уточняющий вопрос:
- Почему Водомер дальше не повёз Муравьишку?
(По земле ноги не скользят)
- Где было солнце?(А солнце за лесом скрылось)
Словарь.
Шибче – быстрее.
Да как припустит – очень быстро побежал.
- «Видит Муравьишка: ползёт мимо Майский хрущ»
1)Муравьишка оказался в лесу.
2)Муравьишке помог Майский Хрущ.
3)Муравьишка сел жуку на голову. Жук полетел и сел на берёзу.
Словарь.
Затрепетали крылышки – зашевелились крылья.
Поднялся на воздух – полетел.
Уточняющий вопрос:
- Где было солнце?(Солнышко уже краем землю зацепило)
- «Глянул Муравьишка вниз ..»
1)Муравьишка оказался на берёзе.
2)Муравьишка увидел Гусеницу-Листовёртку. Она не хотела помогать.
3)Муравьишка укусил Гусеницу. Гусеница испугалась и полетела вниз. Муравьишка крепко вцепился. На нитке спустился на землю и побежал домой.
- Где было солнышко, когда Муравьишка увидел Гусеницу?(Солнышко уже по пояс в землю ушло)
- Успел Муравьишка домой?прочитай.
Словарь.
С перепугу – испугалась
Кувырк с листа – упала с листа
Крепко вцепился – крепко держится.
5.Обобщение работы с текстом. Беседа по вопросам.
слайд с изобр.всех животных.
- Можно сказать, что эти насекомые – друзья Муравьишки? Почему? (Да, потому что они помогли Муравьишке добраться домой)
- Все помогали? (Нет, Гусеница-Листовёртка не хотела помогать)
- Почему она отказала? (Она была занята работой)
- Что сделал Муравьишка? (Он укусил Гусеницу)
- Гусеница могла бы помочь? (Да, могла бы помочь, а потом работать)
- Вы прочитали сказку каждый по одной части. Дома прочитайте всю сказку.
- Рефлексия.
- Вернёмся к началу занятия. (Таблица – верно-неверно)
1. - Друзья - это близкие люди, которые помогают друг другу. Верно или неверно. (Ответы детей)
- Проверь по толковому словарю, Даша. Найди в словаре слово – друг. (Друг – близкий человек, приятель, хороший знакомый. Противоположный врагу)
Слайд с изобр.скана со страницы толк.словаря.
- Верно. Хорошие люди всегда помогают друг другу.
2. – У животных нет друзей. Верно или неверно? (Ответы детей)
- Неверно. Животные тоже помогают друг другу.
3. Прочитайте вывод из нашего занятия.
Слайд с изобр.надписи.
У животных и людей есть друзья. Они помогают и выручают друг друга в трудный момент.
4.Подведение итогов.
-Понравилась вам сказка?
- дополните предложения.
- Было интересно, как Муравьишка спустился на землю на нитке.
- Меня удивило, что кузнечик перепрыгнул через забор.
- Теперь я знаю, что у животных есть друзья.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.
В статье затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – обра...
Использование оборудования Lego Dakta Spektra при формировании коммуникативных умений учащихся в ГОУ СКО школа-интернат VIII вида № 79 на логопедических занятиях
Использование оборудования Lego Dakta Spektra....
"Вахта памяти". Социальный проект патриотической направленности для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида
Данный проект предусматривает развитие связей с социумом в целях создания условий для дальнейшей социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы 8 в...
План мероприятий по предупреждению правонарушений и преступности среди воспитанников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида
План мероприятий по предупреждению правонарушений и преступности среди воспитанников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильного на 2014-2015 учебный год...
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 4-6 КЛАССЫ ГБОУ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №33 Тема занятия: «Дружи с водой»
Приобщить обучающихся к чистоте и аккуратности....
Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)
В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...