разработка урока русского языка
план-конспект урока (5 класс) по теме

Коваленко Ольга Анатольевна

Разработка урока русского языка по теме: " Имя существительное". Предназначена для учащихся 5 класса. По программе В.В. Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока93 КБ
Файл презентация456.2 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 5

Используемый УМК: В.В.Бабайцева

Тема урока: Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного.

Цели урока: 

  1. Повторить морфологические признаки имени существительного;
  2. Закрепить правила написания имён существительных с основой на шипящую;
  3. Совершенствовать орфографические навыки и умения  учащихся;
  4. Развивать письменную и устную речь учащихся, мышление, воображение, память и внимание;  прививать аккуратность на письме, совершенствовать каллиграфическое письмо; прививать интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества.

Задачи урока: 

1. Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по данной теме;

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся,    стимулировать и развивать мыслительные процессы через элементы исследовательской работы;

3. Способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Оборудование:  интерактивная доска, компьютер, учебная презентация, учебник Теория 5-9 класс В.В.Бабайцева

Практика 5 класс А.Ю.Купалова

Вид работы с использованием ПК: презентация

Тип урока – закрепление ранее изученного.

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

  • Приветствие
  • Проверка рабочего места
  • Сообщение темы и цели урока

(1 мин)

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте готовность к уроку. У вас должен лежать учебник  «Русский язык. Теория. Практика», тетрадь, пенал, дневник.

Сегодня на уроке вы повторите морфологические признаки имени существительного, закрепите правила написания имен существительных с  основой на шипящий, а также выполните грамматический разбор.

Здравствуйте !

Проверка домашнего задания (5 мин)

1Фронтальный опрос по теме «Части речи».

2Индивидуальная работа у доски.

3 Итог по домашнему заданию (оценка деятельности учащихся)

Минутка каллиграфического письма

(2мин)

Грамматический разбор

1Синтаксический разбор предложения

2Морфемный разбор слова

Фонетический разбор слова

3 Итог по грамматическому заданию

Работа по теме урока

Повторное сообщение темы и цели урока.

ФИЗМИНУТКА для глаз:

Актуализация знаний учащихся (5 мин)

Разгадывание кроссворда

Беседа по теме «Имя существительное»

Слайд1

Слайд2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

  • Какой раздел языкознания изучает части речи?  
  • На какие группы  делятся части речи?

  • Назовите  самостоятельные части речи.

  • Приведите примеры самостоятельных частей  речи.

  • Назовите  служебные  части   речи.
  • Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных  частей речи?

Задание: определите части речи.

Откройте тетради и запишите дату, тему урока.

 ом    им    мл    ме    мр    пм

мел          камень           ?                

Найдите  закономерность.

Запишите третье слово.

Солнце осветило на поляне высокий дуб.

Цветник, верхушка, лесник, берёзка.

Лесник- лес- ник

Л

Е

С

Н

И

К

6б, 6зв.

Молодцы ,ребята!

Сегодня на уроке вы повторите морфологические признаки имени существительного, закрепите правила написания имен существительных с  основой на шипящий.

1)зажмурьте глаза, потом откройте – повторите 5 раз

2) делайте круговые движения глазами – налево – вверх-направо –вниз-вверх (5 раз)

3) вытяните руку, следите взгядом за ногтем пальца, медленно подвигая палец к носу.

- Какой частью речи является слово, которое появилось в выделенных клетках?

- Что такое имя существительное?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

-Приведите пример.

Морфология.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, имя числительное, наречие.

Солнце, дерево, доска- имя сущ.; красный, кислый, северный- имя прилаг.; писать, рисовать, играть- глагол; я, ты, мы –мест.; один, двадцать, сто- числит.;  сгоряча, далеко, аккуратно-наречие.

Союз, предлог, частица.

Записывают дату и тему урока.

ом    им    мл    ме    мр    пм

мел   камень   ем

Солнце осветило на поляне высокий дуб.

Цветник ,верхушка, лесник, берёзка.

Именем существительным.

Часть речи.

Предмет.

Кто? Что?

 Солнце ,вода, небо, парта.

2.

Работа по теме урока

1 Беседа по теме « Морфологические признаки имени существительного»

2Работа по учебнику «Русский язык. Практика.»

ФИЗМИНУТКА

Закрепление изученного.

Итог урока

Домашнее задание

Организация на перемену.

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Назовите морфологические признаки имени существительного.

Назовите показатель морфологических признаков.

Приведите пример.

Что означает термин склонение имени существительного?

Назовите склонение имени существительного.

Задание .

Сделайте морфологический разбор имён существительных по образцу.

Вариант 1  (возле ) тропинки

Вариант 2 ( к)  подруге

Вариант 3  (о)  повести

Упражнение 69 (письменно)

Задание : 1из данных слов составьте словосочетания, изменяя существительные в скобках в соответствии с вопросами;

2 укажите склонение и падеж существительных.

Утром встал гусак на лапки

(потянулись, руки вверх- вниз –вдох- выдох)

Приготовился к зарядке

(рывки рук перед грудью)

Повернулся влево – вправо,

(повороты влево –вправо)

Приседанье сделал справно

(приседания)

Клювиком почистил пух

(наклоны головы влево –вправо, вверх –вниз)

Поскорее в воду – плюх!

(присели)

Упражнение 73 (самостоятельная работа)

Задание:1 определить склонение существительных, данных в скобках;

2 запишите пословицы, поставив существительные в нужном падеже;

3 обозначьте в их окончаниях орфограммы- гласные.

1 Задание: к данным существительным подберите подходящие по значению прилагательные. Запишите полученные словосочетания.

Реч (?), товарищ(?), полноч(?), вещ(?), ключ(?), брош(?).

2 Сравните слова чёрный, чернота, чернеть.

Найдите существительное. Докажите правильность своего ответа. Стройте рассуждение по плану:

1) На какой вопрос отвечает слово?

2) Что обозначает?

3) Какие морфологические признаки имеет?

Что узнали на уроке?

Расскажите по схеме:

- Сегодня на уроке я:

-узнал, открыл для себя…

- научился ….

- могу похвалить себя за… и своих друзей за….

Теория: параграф 4;

Практика: упр. 71

Спасибо за урок!

Род, склонение, число, падеж.

Окончание.

Облако –ср.р, 2-е скл., ед.ч, им.п.

Школа – ж.р, 1-е скл., ед.ч., им.п.

Склонение- это изменение имени существительного по падежам в единственном и множественном числе.

1,2,3склонение.

(возле) тропинки- ж.р, 1-е скл., в ед.ч, р.п.

(к) подруге- - ж.р, 1-е скл., в ед.ч, д.п.

(о)  повести-- ж.р, 3-е скл., в ед.ч, п.п.

Упражнение 69

Учащиеся выполняют движения.

Самостоятельная работа .

Рассказывают по схеме.

Записывают в дневник.

Источники информации:

Используемая литература:

  1. В.В.Бабайцева Русский язык Теория 5-9 классы

А.Ю.Купалова Русский язык Практика 5 класс

  1. Г.О. Аствацатуров. «Урок в современной школе. Дизайн мультимедийного урока».

ПО:

  1. Power Point

Текстовой комментарий – пояснение к уроку :

 «Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного» проведенного в 5 классе учителем Грековой Ольгой Анатольевной

  

   Урок закрепления изученного материала по теме: «Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного».

   Данный урок  - закрепления изученного материала. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на совершенствование умения определять род, склонение, число, падеж имен существительных.

    В ходе урока отрабатывается навык правильного написания имен существительных с основой на шипящий.  

    Выбранная структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных целей, задач и темы урока, формулировка которой - урок закрепления изученного  материала, создала ситуацию успеха, занимательности, вызвала познавательный интерес учащихся к уроку, развивая внимание детей, расширяя их кругозор.

   Рациональность методов и приемов обучения на данном уроке способствовали активизации познавательной деятельности, поддерживали внимание.

   На уроке использовался словесный, игровой, проблемно-поисковый и практические методы обучения.

   Урок построен с использованием информационно – коммуникационной технологии (ИД, ПК ).

   На уроке представлен иллюстративный (традиционный) вид. Подобранные картинки иллюстрируют рассказ учителя.

    Схематичный вид. При закреплении изученного материала и при открытии детьми новых знаний в ходе их исследовательской деятельности идет показ слайдов с основными выводами. Данные выводы становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами.

    Через соотношение известной и неизвестной информации вызывается интерес учащихся к теме, развиваются  творческие способности учащихся, активизируется их мыслительная деятельность. Усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, делают их знания и умения более прочными.

   Проверка домашнего задания проходит с использованием форм организации познавательной деятельности как фронтальной, так и индивидуальной.

     Следует отметить эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (индивидуальная траектория проверки материала, индивидуальное время работы). Замечено, что ошибки, которые ребенок допускает при работе на тренажере, запоминаются лучше, чем ошибки в письменной работе. Чаще всего ученик в письменной работе даже не обращает внимания на них. Зато после работы с компьютером он спрашивает у ребят о том, как пишется то или иное слово. При повторном контроле этих ошибок не допускает.

После использования компьютера проводится зарядка для глаз.

   Для проверки усвоения материала проводится самостоятельная работа. Самостоятельная работа проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы. Она  предполагает индивидуальный режим работы и дает возможность учителю откорректировать план работы по повторению и закреплению пройденного материала. При выполнении данной работы вырабатывается самостоятельность у учащихся, так как  они самостоятельно читают задание, записывают правильный ответ, а так же могут легко проверить собственную работу и увидеть сколько допущено ошибок.

  На протяжении всего урока  работает рефлексия.

  Все поставленные цели и задачи урока были реализованы. Доброжелательная атмосфера, использование мультимедийной презентации обеспечило высокую работоспособность учащихся в течение урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельные служебные Имя существительное Союз Имя прилагательное Предлог Местоимение Частица Глагол Имя числительное Наречие 1 Части речи

Слайд 2

Задание: определите части речи. Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово. А.С.Пушкин.

Слайд 3

Синтаксический разбор предложения Солнце осветило на поляне высокий дуб.

Слайд 4

Морфемный разбор слова Цветник, верхушка , лесник , берёзка .

Слайд 5

Фонетический разбор слова Лесник- лес- ник Л Е С Н И К 6б, 6зв.

Слайд 7

Что означает термин склонение имени существительного? Изменение имени существительного по падежам в единственном и множественном числе. Склонение 1-е 2-е 3-е Ж.р. – -а, -я М.р. - -а, -я М.р. - - Ср.р. - -о, -е Ж.р. - -

Слайд 8

Морфологический разбор Вариант 1 (возле ) тропинки ж.р., 1-е скл ., ед.ч., Р.п. Вариант 2 ( к) подруге ж.р., 1-е скл ., ед.ч., Д.п. Вариант 3 ( о) повести ж.р., 3-е скл ., ед.ч., П.п.

Слайд 9

Упражнение 69 (письменно) Задание: Из данных слов составьте словосочетания, изменяя существительные в скобках в соответствии с вопросами; Укажите склонение и падеж существительных.

Слайд 10

Упражнение 73 (самостоятельная работа) Задание: Определить склонение существительных, данных в скобках; Запишите пословицы, поставив существительные в нужном падеже; 3. Обозначьте в их окончаниях орфограммы- гласные.

Слайд 11

Задание: к данным существительным подберите подходящие по значению прилагательные. Запишите полученные словосочетания. Реч (?), товарищ(?), полноч (?), вещ(?), ключ(?), брош (?).

Слайд 12

Сравните слова чёрный, чернота, чернеть. Найдите существительное. Докажите правильность своего ответа. Стройте рассуждение по плану: 1) На какой вопрос отвечает слово? 2) Что обозначает? 3) Какие морфологические признаки имеет?

Слайд 13

Сегодня на уроке я: -узнал, открыл для себя… - научился …. - могу похвалить себя за… и своих друзей за….

Слайд 14

Домашнее задание Теория: параграф 4; Практика: упр. 71

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...


 

Комментарии

Ивлиева Наталия Алексеевна

В ногу со временем. Молодец!

Гизитдинова Рашида Галиулловна

Ольга Анатольевна, хороший урок!

Кочетова Ольга Николаевна

Здравствуйте, молодая коллега! Как здорово, что Вы работаете по УМК В.В.Бабайцевой! Около 20 лет назад я для себя открыла этот комплекс и ни разу не пожалела.Вы молодец: грамотно подготовили урок, интересную презентацию. Если возникнут трудности, вопросы при работе по УМК - обращайтесь!

Дьяченкова Надежда Анатольевна

Ольга Анатольевна! Урок oчень понравился, спасибо!

Журавишкина Любовь Ипполитовна

Очень содержательный урок получился. Хоть и работаю по другой программе,но обязательно данный материал возьму на заметку.

Добрый вечер,коллега. Очень интересно было прочитать урок. Четко, логично - будет понятно! Раз уж тут малый педсовет, скажу и своё слово.
Немного корректировки.Даде если после "Цели урока" и "Задачи урока" вы ставите двоеточие, не следует пункты 1, 2,3, 4 оформлять точкой с запятой. В таком случае ставят а),б). Название учебника - в кавычки.
Вы сказали, что на уроке будете говорить о существительном, а потом предложили кроссворд, в котором "нашли" материал урока - существительное. Наверное, лучше было бы после проверки к готовности работать решить кроссворд и только потом озвучить тему урока.
Не знаю, как вас и всех остальных, а меня смущают физкульт минутки, не связанные с уроком. Гуси, зайчики и упражнения под не очень качественные стишки отвлекают внимание от истинной цели урока. Знаю, что требуют сверху, но никогда не делаю. Вот зарядка для глаз - не напрягает, она технологична, а игровые детские потешки в 11-12 лет - трата времени. Интересно, что считают по этому поводу другие? Я бы лучше вызвала к доске, попросила поменяться местами, собрать листы с работами (поодиночке!), но никак не делала зарядку классом. Представляю эти рывки руками и приседания в тесном промежутке между рядами.
Чтобы хорошо провести рефлексию в итоге урока, нужно весь урок озвучивать его этапы: "Сейчас мы посмотрим, какие признаки есть у существительного. А теперь проблема: как писать похожие существительные? Чем они различаются?..."
Так и не поняла, почему на первом слайде щенок. Почему после слова "задание" двоеточие. В третьем слайде не надо отрывать предлог, ведь при синт. разборе он берется с существительным. Мелочь, но важно. Зачем запятые и точкав слайде морфемного разбора? Нужно "Что означает термин "склонение имени существительного?" Или выделить курсивом.
Что за пункт "Организация на перемену"? Не полно, не по-русски.
Далее не открывается слайд,судить трудно. Может, небольшие замечания помогут вам оформить следующий хороший урок.