«Образование и карьера» (срок реализации 2010-2015)
проект по теме
Наше общество нуждается в творческих профессионалах, полностью реализующих свои возможности и способности. Наряду с подготовкой специалистов для сфер общественного и материального производства должна стоять задача оказания помощи в выборе профессии. Ситуация на рынке труда в целом будет во многом зависеть от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние ученики. Поэтому сегодня формируются новые, существующие в условиях формирующегося рынка подходы к профориентационной работе, которые не ограничиваются поиском одной пригодной для человека профессии, а означают подбор определенных видов деятельности, позволяющих реализовать способности и стимулировать развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obrazovanie_i_karera.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №3
городского округа САМАРА
«Образование и карьера»
Разработчик Программы:
Осипова Татьяна Евгеньевна,
заместитель директора по УВР,
учитель математики
высшей категории.
Пояснительная записка.
Наше общество нуждается в творческих профессионалах, полностью реализующих свои возможности и способности. Наряду с подготовкой специалистов для сфер общественного и материального производства должна стоять задача оказания помощи в выборе профессии. Ситуация на рынке труда в целом будет во многом зависеть от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние ученики. Поэтому сегодня формируются новые, существующие в условиях формирующегося рынка подходы к профориентационной работе, которые не ограничиваются поиском одной пригодной для человека профессии, а означают подбор определенных видов деятельности, позволяющих реализовать способности и стимулировать развитие личности. Это позволит молодым людям разобраться в сложном мире профессий, создать психологическую установку на профессии и специальности, сочетающие личностные устремления и потребности экономики, поможет адаптироваться к новым профессиям или продуктивно использовать вынужденную безработицу для повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Проблемно- ориентированный анализ.
Функционирование в течение нескольких лет дало свои положительные результаты и одновременно обозначило ряд проблем.
1. В гимназии создана система предпрофильного и профильного образования с преимущественным использованием проблемно-развивающих, исследовательских, новых информационных, проектных, педагогических технологий, на основе системы эффективных уроков. В девятых классах реализуется образовательная программа гуманитарного направления. Для старшей ступени разработаны программы филологического, лингво-математического, социально-гуманитарного уровня.
О высоком качестве профильного и гимназического базового образования свидетельствуют результаты предметных олимпиад. В период с 2007 по 2010 год число участников и призеров олимпиад различного уровня возросло.
В гимназии с 2005 года сформирована практика предпрофильной подготовки. В настоящее время предпрофильная подготовка осуществляется как за счет часов школьного компонента Учебного плана
- английский и французский языки изучаются со 2 класса;
- английский и французский языки (как базовые) в 5-9 классах изучаются в большем объеме;
так и в рамках сотрудничества с преподавателями СГПУ, Университета Наяновой:
- спецкурсы по русскому языку и литературе;
- спецкурсы по иностранным языкам.
Количество учащихся (процент от общего числа учащихся средней ступени), охваченных предпрофильной подготовкой.
Учебный год | Количество учащихся средней ступени | Количество учащихся средней ступени, охваченных предпрофильной подготовкой. | Процент учащихся средней ступени, охваченных предпрофильной подготовкой. | |
1. | 2006-2007 | 151 | 16 | 10,6 % |
2. | 2007-2008 | 157 | 27 | 17,1 % |
3. | 2008-2009 | 162 | 33 | 20,4 % |
В выборе профиля обучающимся помогает программа самоопределения, адресованная гимназистам 9-х классов, реализуемая психологом гимназии О.Б.Алмалиевой.
Для организации предпрофильной подготовки обучающихся основной школы им предлагается на выбор 15 курсов из программ, рекомендованных Министерством образования и науки Самарской области.
На протяжении трёх лет учащиеся выбирают следующие модифицированные курсы:
- «Функциональная стилистика и коммуникация»;
- «Комплексный анализ текста»;
- «Практика деловой коммуникации (французский язык)»;
- «Дружеская и деловая корреспонденция (английский язык)»;
- «Управление офисом»;
- «Искусство общения».
Предпрофильные курсы имеют модульный характер, что предусматривает переход ученика из одной группы в другую, а, следовательно, увеличивает вариативность выбора учебной деятельности.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на старшей ступени предусмотрена профилизация. Апробируется модель профильного обучения для гимназии.
Количество учащихся (процент от общего числа учащихся старшей ступени), охваченных профильным обучением.
Учебный год | Количество учащихся старшей | Количество учащихся старшей ступени, охваченных профильным обучением. | Процент учащихся старшей ступени, охваченных профильным обучением. | |
1. | 2007-2008 | 44 | 44 | 100 % |
2. | 2008-2009 | 41 | 41 | 100 % |
Изучен социальный заказ по выбору учащихся практико-ориентированных курсов, разработаны и утверждены программы элективных курсов, сформированы учебные планы с возможностью реализации развивающего дифференцированного и индивидуализированного обучения.
В 10-11 классах обучение ведётся на основе базовых учебных предметов и углублённого изучения французского и английского языков. Для организации профильного обучения предлагается на выбор 8 элективных модифицированных курсов:
- «Алгебра плюс»;
- «Экономическая география»;
- «Словесность»;
- «Основы журналистики»;
- «Химия: перекрестки и взаимодействия»;
- «Итальянский язык»;
- «Латинский язык»;
- «Технический перевод».
Для оценки эффективность проведения курсов ежегодно проводится
рейтинг курсов по выбору.
Старшая школа должна быть ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, гимназия за счет увеличения числа предлагаемых элективных курсов должна предоставить ученикам в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через индивидуальные учебные планы (ИУП).
2. Гимназия обеспечивает уровень знаний, гарантирующий поступление в высшие учебные заведения, при одновременной широкой общекультурной подготовке. Так, анализ самоопределения учащихся после окончания школы показал, что 100 % выпускников успешно выдерживают вступительные экзамены.
Результаты поступления выпускников.
ВУЗ | Коли-чество | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | |||
14 выпускников | 28 выпускников | 16 выпускников | |||||
Форма обучения | Форма обучения | Форма обучения | |||||
Бюджет | Платная | Бюджет | Платная | Бюджет | Платная | ||
Самарский государственный университет | 18 | 2 | 2 | 5 | 5 | 4 | |
Самарский государственный медицинский университет | 2 | 1 | 1 | ||||
Самарская государственная архитектурно-строительная академия | 10 | 2 | 3 | 3 | 2 | ||
Российский государственный торгово-экономический университет г. Москва | 1 | 1 | |||||
Самарский государственный экономический университет | 7 | 2 | 2 | 2 | 1 | ||
Самарский государственный технический университет | 2 | 1 | 1 | ||||
Самарский государственный аэрокосмический университет | 6 | 1 | 5 | ||||
Самарский государственная академия культуры и искусств | 1 | 1 | |||||
Самарский государственный педагогический университет | 2 | 1 | 1 | ||||
Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики | 1 | 1 | |||||
Московский институт внешней торговли | 1 | 1 | |||||
Московский институт печати | 1 | 1 | |||||
МГИМО | 1 | 1 | |||||
Санкт-Петербургский университет | 1 | 1 | |||||
Санкт-Петербургский финансовый экономический институт | 1 | 1 | |||||
Швейцария | 2 | 1 | 1 | ||||
Англия | 1 | 1 | |||||
ИТОГО (% от общего числа выпускников) | 8 (57%) | 6 | 19 (68%) | 9 | 9 (57%) | 7 | |
ВУЗы гуманитарной направленности | 5 чел. (36% от общего числа выпускников) | 7чел. (25% от общего числа выпускников) | 9 чел. (38% от общего числа выпускников) |
Однако у 4 % выпускников (2008-2009 уч. г.), у 2,5% выпускников (2009-2010 уч. г.) профиль обучения в выбранных учебных заведениях не является осознанным.
3. Гимназия, учитывая выбор учащихся, реализует филологический, социально-гуманитарный и лингво-математический профили.
Выбор уровня и направления образования учащихся
профильных классов ( 2009 - 2010 уч. год, в %)
Профиль обучения | Лингво-математический (9 человек) | Социально-экономический ( 7 человек) | Химико-биологический (4 человека) | Филологи-ческий (6 человек) | Средний балл |
9 класс | 9 класс | 9 класс | 9 класс | 9 класс | |
Продолжат образование | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
По профилю обучения | 89 % (8 человек) | 57 % (4 человека) | 100 % (4 человека) | 67 % (4 человека) | 78 % |
Не по выбранному в школе профилю | 11 % (1 человек) | 14 % (1 человек) | 0 % | 0 % | 6,5 % |
Не определили свой выбор | 0 % | 29 % (2 человека) | 0 % | 33 % ( 2 человека) | 15,5 % |
Как показывает анализ приведенных данных, в среднем у 78 % учащихся выбор профиля обучения в гимназии соответствует профилю высшего учебного заведения, 6,5 % учащихся выбрали профильные классы, не определив направление дальнейшего образования, а для 15,5 % учащихся профиль обучения в гимназии не является определяющим в получении профессии.
Опрос девятиклассников показал, что учащиеся при определении дальнейшего пути образования выбрали четыре основных профиля, что при данных условиях малокомплектности и финансирования невозможно.
Таким образом, возникает проблема обоснованности выбора профиля обучения учащимися и разработки учебных планов таких профилей, чтобы удовлетворить их потребности и желания.
4. Разработка путей и методов повышения эффективности предпрофильного и профильного обучения в гимназии является одной из главных задач современности. Отмечается непрерывное увеличение объема и сложности учебного материала, что при использовании неэффективных технологий обучения может вести к перегрузке учащихся, которая в свою очередь может стать причиной ухудшения здоровья детей.
Таким образом, надо ориентировать педагогов на моделирование такой учебной деятельности в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. В связи с этим, встает вопрос обучения и повышения квалификации кадров.
5. Анализ управленческой деятельности показал, что традиционный подход в управлении гимназией сегодня уже не позволяет качественно заниматься работой.
Необходим новый подход к информационному обеспечению, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности, а также расширению спектра профессионального взаимодействия с культурными, образовательными и социальными учреждениями городского округа Самара.
6. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Необходимо большое внимание уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся гимназии, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Таким образом, для перевода гимназии в режим развития предстоит решить следующие проблемы:
- проблема реализации индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся через индивидуальные учебные планы;
- проблема неопределённости с выбором дальнейшей профессии. Основными причинами затруднений выбора старшеклассники назвали недостаточное знание мира профессий и своих возможностей;
- выбора направленности обучения - теоретическое освоение учебного материала, информация о его практическом использовании, получение знаний на уровне технологий. Необходимо создание научно обоснованной системы комплектования профильных классов на базе дальнейшего развития психологической службы;
- проблема отсутствия комплекса условий для реального профессионального самоопределения гимназистов;
- проблема научно обоснованного прогноза на структуру спроса в области профессиональных знаний на рынке труда;
- с переходом на новые экономические отношения, сменой форм собственности от работы по профориентации устранились базовые и шефствующие предприятия;
- проблема управления системой профессионального самоопределения, включающую более частные проблемы:
- курсовая подготовка специалистов в области профориентации и переподготовка руководителей с целью ведения профориентационной деятельности,
- ресурсное обеспечение деятельности системы профессиональной ориентации (научно-методическое, материальное, финансовое, организационное, административное, нормативно-правовое, информационное),
- разработка учебно-диагностического инструментария для осуществления профессиональной многоуровневой диагностики.
Для решения выделенных проблем разрабатывается программа «Образование и карьера», определяются основные концептуальные положения развития.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Цель программы:
выработка у гимназистов сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- профильное обучение старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов;
- совмещение профориентационной работы с предметным обучением;
- создание условий для повышения профессионального роста уровня компетентности педагогов гимназии в отношении организационно-методических и психолого-педагогических условий внедрения в практику гимназии системы профильного обучения;
- создание единой информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее востребованных и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства;
- постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей гимназистов, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности;
- разработка практических моделей социально-профессионального самоопределения в расчете на профильное образование;
- организация взаимодействия гимназии с потенциальными потребителями его продукции и услуг;
- создание комплекса популярных справочных средств на бумажных и электронных носителях информации для педагогов, производственников, учащихся и их родителей;
- усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения гимназистов;
- налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по вопросам профессионального самоопределения гимназистов, а также развитие контрактной системы получения нашими гимназистами новых профессий;
- показать точки пересечения интересов, стать друг другу полезными и необходимыми.
Управленческие задачи:
- изучить в районе (городе) спрос на профессии. При этом необходимо учесть наличие в районе (городе) учебных заведений других видов и уровней по профилям: гуманитарный, естественно-математический, технический. Такое социологическое исследование внешней среды целесообразно проводить в сотрудничестве со службой занятости населения;
- создать в гимназии творческие группы, которые будут осуществлять взаимодействие с внешней средой и дорабатывать образовательные программы по каждому принимаемому направлению учебной деятельности;
- установить связь с руководителями организаций, предприятий (или с их службами управления персоналом, подготовки кадров и т.п.), которые являются потенциальными потребителями продукции (выпускников) гимназии, а потому имеют собственное представление о требованиях к характеристикам выпускников;
- расширить спектр профессионального взаимодействия с культурными, образовательными и социальными учреждениями городского округа Самара;
- заключение договоров о сотрудничестве;
- осуществление контроля за выполнением договоров;
- планирование совместной деятельности, назначение ответственных лиц за проведение мероприятий;
- организация совместных совещаний;
- создание системы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения и предварительного самоопределения;
- вменить в обязанность учителей-предметников при изучении своих дисциплин с гимназистами обязательно решать задачи профориентации в необходимом объеме и на нужном уровне;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива;
- реформирование оценочной системы в гимназии (рейтинговая система оценки по профильным предметам и «портфолио», как накопительной оценки учащихся);
- создание системы стимулов, мотивирующих педагогов для деятельного поиска и творческой реализации модели профильной школы, обеспечивающей образование высокого уровня качества;
- разработка и апробация системы мониторинга эффективности профильного обучения на основе Цента мониторинга.
Куратор Программы: заместитель директора по УВР Осипова Татьяна Евгеньевна.
Ответственные исполнители: координатор ППП, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники, руководители курсов ППП, консультанты ППС, психолог.
Сроки реализации Программы: 2010-2015 годы.
Объём и источники финансирования Программы:
- областной бюджет (субвенции, субсидии на вознаграждение за классное руководство);
- местный бюджет (муниципальный);
- дополнительные источники финансирования (платные услуги);
- безвозмездные поступления (денежный эквивалент, материальные средства);
- средства Попечительского совета (денежный эквивалент, материальные средства);
- меценатство;
- участие в конкурсах и грантах.
Социальные партнёры:
- промышленные предприятия, коммерческие организации;
- бюджетные организации;
- учреждения дополнительного образования;
- учреждения профессионального образования;
- Центр занятости населения;
- Самарский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения.
Социальное партнерство с промышленными предприятиями:
- укрепление материально-технической базы;
- привлечение высококвалифицированного инженерно-технического состава к конструкторской, научно-исследовательской работе гимназистов;
- привлечение специалистов крупных предприятий к информационной работе, являющийся неотъемлемой частью предпрофильной подготовки;
- создание условий для профессионального самоопределения учащихся предпрофильных классов;
- оказание помощи в организации поисково-исследовательской и конструкторской деятельности учащихся;
- целевое обучение выпускников в вузах.
Социальное партнерство с бюджетными организациями:
- привлечение специалистов к разработке и организации элективных курсов;
- проведение занятий по спортивной и огневой подготовке,
- организация летней практики;
- предоставление возможности целевого обучения в образовательных учреждениях.
Социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования:
- привлечение специалистов к разработке и организации элективных курсов;
- совместное проведение конкурсов среди учащихся Самарского, Октябрьского, Ленинского районов;
- организация летней практики.
Социальное партнерство с учреждениями профессионального образования:
- привлечение специалистов к разработке программ элективных курсов;
- совместная организация научно-исследовательской работы, проектной деятельности;
- совместное проведение олимпиад среди учащихся Самарского, Октябрьского, Ленинского районов;
- использование потенциала учебных заведений профессионального образования для организации предпрофильной подготовки учащихся;
- содействие в информационном обеспечении мероприятий учебных заведений профессионального образования, проведении ими рекламной кампании по набору студентов, предоставлении помещений, необходимого оборудования, средств связи.
Социальное партнерство с Центром занятости населения:
- привлечение специалистов к информационной работе;
- организация летней практики.
Социальное партнерство с Самарским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения.
- оказание адресной психологической помощи гимназистам в осознанном выборе будущей профессии;
- обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
Направления социального партнёрства:
- вопросы социально-трудовой адаптации выпускников;
- допрофессиональное образование;
- включение гимназистов в союзе с взрослыми в разработку и выполнение социальных проектов;
- стимулирование процессов общественной самоорганизации и самоуправления;
- исследование и диагностика микросоциума, социальной ситуации.
Развитие социального партнёрства может повлиять на решение следующих задач:
- уточнение миссии ОУ в современном обществе;
- развитие опыта демократических отношений гимназии и социума;
- освоение педагогами и учащимися современных форм социального взаимодействия;
- развитие ресурсного обеспечения ОУ.
Этапы развития программы.
- Первый этап ( 2010 – 2011 гг).
Диагностико - конструирующий.
| Виды деятельности | Результат |
Управление | Создать нормативно-правовую базу гимназии. Изучение социального заказа. Ознакомление педагогического коллектива, обучающихся, их родителей, законных представителей с предполагаемыми нововведениями. Составление образовательной карты ближайшего окружения гимназии.
Разработать образовательную программу профильного обучения (варианты). Разработка и внедрение в образовательный процесс гимназии эффективных технологий, обеспечивающих высокий уровень подготовки школьников. Создание условий для профессионального развития педагогов гимназии. Организация работы по предпрофильной подготовке. Разработка системы психолого-педагогической поддержки. Создание мест для прохождения социальных практик. Анализ Интернет-ресурсов на предмет поиска новых социальных партнеров для организации и проведения совместных телекоммуникационных проектов. | Создание локальных актов по профильным классам. Качественное комплектование профильных классов и групп для занятий на элективных курсах. Расширение социально-образовательной сети гимназии с целью повышения эффективности гимназического образования. Варианты образовательной программы. Новые учебные планы и их программно-методическое обеспечение. Применение технологии «портфолио», мониторинговых исследований. Создание базы данных по предпрофильному и профильному образованию. Составление информационной карты образовательных услуг в муниципальной образовательной сети, системы мероприятий по информированию и профильной ориентации школьников, учебного расписания для курсов по выбору. Заключение договоров с Центром занятости. Расширение проблемного поля для проведения ученических исследований. Продолжить работу по укреплению материально-технической базы школы. |
Начальная школа | Внедрить новые технологии (в том числе технологию сотрудничества). Профориентационная работа. | Открытые уроки, мероприятия, творческие отчеты. Экскурсии, выставки, беседы, встречи (знакомство с миром профессий). |
Основная школа | Провести диагностику с целью выявления интересов, запросов и потребностей учащихся. Проектирование педагогической деятельности по введению предпрофильной и профильной подготовки. Профориентационная работа. | Аналитическая справка. Для учителей: разработка программ курсов по выбору и образовательных проектов по профилизации обучающихся. Для классных руководителей: создание социально-педагогических проектов, разработка системы деятельности по диагностированию интересов, потребностей, способностей учащихся и по созданию образовательного пространства по самоопределению учащихся. Экскурсии, выставки, беседы, встречи. |
Старшая школа | Организовать широкий выбор спецкурсов, с привлечением внешних ресурсов . Профориентационная работа. | Готовность к выбору профессии (тестирование). Выявление учреждений профессионального образования, предприятиями и организациями Самарского, Октябрьского, Ленинского районов для сотрудничества с сфере профориентации. |
Второй этап ( 2011-2013 гг).
Этап реализации.
| Виды деятельности | Результат |
Управление | Дополнить и откорректировать проектные и уставные документы гимназии. Внедрение перспективного учебного плана и скорректированных учебных программ. Разработка и внедрение в образовательный процесс гимназии эффективных технологий, обеспечивающих высокий уровень подготовки школьников. Освоение педагогами гимназии современных методов деятельности и соорганизации сотрудников гимназии в творческие объединения, в том числе с коллегами других учреждений. Создание системы мониторинга за внедрением инновации и направлением инновационного процесса. Мониторинг и диагностика психологической комфортности обучающихся 10 классов в условиях внедрения инновации. Внедрение новой системы оценки труда учителя, разработка и введение новой системы вознаграждения педагогов за работу по созданию и внедрению системы профильного обучения. Разработка и внедрение рейтинговой системы оценки уровня усвоения ЗУН в профильных классах. Создание и реализация системы тьютерского сопровождения профильного обучения. Повышение профессионального уровня учителей, работающих в профильных классах. Контроль и коррекция деятельности педагога, реализующего курсы по выбору и элективные курсы, деятельности педагогов, классных руководителей и администрации школы по введению предпрофильной и профильной подготовки. Составление и ежегодная корректировка планов сотрудничества гимназии с социальными партнерами по отдельным направлениям. Организация поиска новых социальных партнеров, готовых сотрудничать с гимназией с помощью интернет – коммуникаций. Публикации лучшие работы гимназистов в ежегодном журнале исследовательских работ. Установление деловых отношений с редакциями периодических изданий на предмет публикации лучших работ учащихся. Управление педагогическим коллективом на основе профессиональной инициативы и творческих предпочтений. | Выработка новых локальных актов о портфолио, об итоговой аттестации основной школы Внедренный учебный план и учебные программы.
Разработка и внедрение комплексов авторских УМК учителей гимназии по программам (элективным курсам) предпрофильной и профильной подготовки, отвечающих идее профильного самоопределения школьников; внедрению и популяризации наиболее перспективных в профессиональном педагогическом сообществе. Применение технологии «портфолио», ИУПов, мониторинговых исследований. Создание индивидуальных образовательных траекторий. Создание кабинета профориентации с базой данных по профильному образованию, организация работы творческих мастерских и лабораторий, организация конференций и семинаров. Устойчивый прогресс большинства 10-классников в усвоении ЗУН базового и профильного уровня. Рост творческой активности и профессионального мастерства педагогов, работающих в профильных классах. Создание стимулирующего фонда оплаты труда. Реформирование оценочной системы в гимназии (рейтинговая система оценки по профильным предметам и «портфолио», как накопительной оценки учащихся). Высокий уровень самочувствия и психологической комфортности всех участников образовательного процесса. Организация курсов повышения квалификации для профильного обучения, обучающие семинары, круглые столы, посещение открытых уроков, обмен опытом, составление методических рекомендаций для ППП и ПО, участие школьников и педагогов в профильных лагерях, сотрудничество со специалистами профильного уровня обучения, корректировка программ. Корректировка программ элективных курсов, оптимальное распределения учебной нагрузки и привлечения кадров к ППП и ПО. Мониторинг процесса реализации идей предпрофильной и профильной подготовки, экспертиза содержания и результатов реализации программ курсов по выбору и элективных курсов, диагностика динамики интересов и потребностей учащихся в выборе профиля обучения и самодиагностика педагога и ученика по результатам деятельности. Создание «Образовательной карты». Создание системы дифференцированных, гибких связей, способных максимально удовлетворять образовательные потребности учащихся гимназии. Расширение образовательного пространства гимназии за счет включения в него новых виртуальных партнеров и участия гимназистов в телекоммуникационных проектах. Разработка модели сетевой профильного обучения через развитие социального партнерства в системе образования. Повышение мотивации школьников к занятиям исследовательской деятельностью и создание условий для формирования портфолио личных достижений учащихся. Административная поддержка авторских разработок, деловых инициатив и различных мероприятий, предлагаемых учителями. Создание благоприятного климата для генерирования и реализации педагогического творчества. |
Начальная школа | Усилить профориентационную составляющую в учебно-воспитательном процессе. Проведение предметных недель и декад . | Экскурсии, выставки, беседы, встречи (знакомство с миром профессий). Развитие интереса к предметам, углубление и расширение знаний. |
Основная школа | Обеспечить вариативность курсов по выбору. Расширение представлений учащихся об образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных групп. Расширение представлений о себе, своих способностях и возможностях, Развитие умения соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данной профессии. Развитие рефлексии. Обеспечение необходимых диагностико – психологических условий в образовательной деятельности школьников по их предпрофильной подготовке и профильному обучению. Проведение предметных недель и декад . Профориентационная работа. Компьютерная диагностика учащихся 9 классов по профориентации, оценка функциональных (психофизических возможностей) обучающихся. Ведение портфолио учащимися 8 – 9 классов с целью фиксации собственных достижений и построения жизненных планов. | Самоопределение учащихся по выбору профиля. Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, экономике и культуре. Создание системы экскурсионной работы по основным профилям. Психологическое тестирование на определение способностей, склонностей и интересов. Беседы с психологом. Профессиональное консультирование. Спецкурс «Выбор профессии». Профессиональная ориентация учащихся и комплексная помощь в построении карьеры. Развитие интереса к предметам, углубление и расширение знаний. Создание системы предметных кружков по предметам. Составление профессиограмм –характеристик профессий. Включить в подготовку учащихся 9 классов обязательного предмета «Твоя профессиональная карьера». Исключение ошибок при профессиональном самоопределении старшеклассников. Поддержание высокой учебной мотивации, поощрение активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся. |
Старшая школа | Внедрение инновации в образовательный процесс обучения. Реализовать образовательную программу профильного обучения. Расширение представлений учащихся об образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных групп. Разработка вариантов профессиональных проб, соответствующих запросам регионального рынка труда. Расширение представлений учащихся об образовательных областях. Компьютерная диагностика учащихся 10 классов по профориентации, оценка функциональных (психофизических возможностей) обучающихся. | Повышение мотивации гимназистов к обучению. Создание индивидуальных образовательных траекторий. Ознакомление учащихся с требованиями образовательных программ по предметам. Ярмарка профессий. Профориентационные проекты. Мотивированный и сознательный выбор профиля на старшей ступени обучения. Способность гимназистов использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Создание системы экскурсионной работы по основным профилям. Введение элективных курсов по профилирующим предметам. Исключение ошибок при профессиональном самоопределении старшеклассников. |
3.Третий этап ( 2013 – 2014 гг).
Этап полной реализации.
| Виды деятельности | Результат |
Управление | Реализация профильного обучения через индивидуальные образовательные траектории. Повышение профессионального уровня учителей, работающих в профильных классах. Корректировка инновационных процессов в зависимости от результатов мониторинга и сложившихся условий. Составление и ежегодная корректировка планов сотрудничества гимназии с социальными партнерами по отдельным направлениям. Размещение информации о ходе и результатах исследовательской деятельности учащихся на сайтах гимназии и социальных партнеров. Создание совета из числа учителей, родителей, др. социальных партнеров по грантовой поддержке ученических исследований. Создание в гимназии профильно-образовательной сети с включением внешних субъектов из числа родителей, выпускников гимназии. Контроль и коррекция деятельности. | Индивидуальные образовательные программы. Внедрение программы повышения компетентности педагогов гимназии в области профилизации школьного образования. Методические пособия, разработки, рекомендации. Создание системы дифференцированных, гибких связей, способных максимально удовлетворять образовательные потребности учащихся гимназии. Выпустить справочник учебных заведений профессионального образования, предприятий и организаций Самарского, Октябрьского, Ленинского районов. Повышение престижа гимназистов, занимающихся проектной, исследовательской деятельностью и презентация их достижений. Повышение качества ученических работ, усиление их социальной значимости для развития России и Самары. Продолжить работу по укреплению материально-технической базы школы. Внедрение модели сетевой профильного обучения через развитие социального партнерства в системе образования Объединение внутренних и внешних ресурсов гимназии (кадры, информация и др.) для совершенствования гимназического образования в вопросах проведения профильных проб и курсов по выбору. Расширить масштабы и повысить уровень общественной поддержки гимназии на основе развития сотрудничества образовательного учреждения с социальными партнерами. Создать открытую информационную сеть, позволяющую каждому учащемуся и родителям получать исчерпывающую информацию по перспективам обучения в гимназии. Осуществление комплексного мониторинга образовательных услуг гимназии. Обработка данных мониторинга, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ результативности, создание прогнозных моделей дальнейшей деятельности гимназии. Выявление инновационного потенциала дальнейшего развития образовательного учреждения, его распространение и тиражирование. Разработать и апробировать согласованную систему критериев оценки результативности и качества дифференцированных образовательных услуг на основе результатов успешной социализации выпускников гимназии. Реализация компьютерной программы автоматизированного рабочего места «Профориентация учащихся». |
Начальная школа | Создать структуру, технологии наполнения и использования портфолио. | Создание портфолио. |
Основная школа | Создать структуру, технологии наполнения и использования портфолио. Обеспечить вариативность курсов по выбору Вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую и социально значимую деятельность. Профориентационная работа. | Создание портфолио. Самоопределение учащихся по выбору профиля. Предметные олимпиады. Интеллектуальные игры. Работа в ученической производственной бригаде. Презентация портфолио. Участие в выставках творческих работ. Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. |
Старшая школа | Создать структуру, технологии наполнения и использования портфолио. Определить сформированность современного качества образования. Создание технологии выбора и изменения образовательного маршрута. | Создание портфолио. Итоговая деловая игра «Презентация портфолио» Работа по индивидуальных образовательных траекторий. Информация для учащихся и родителей о возможностях выбора индивидуального образовательного маршрута и необходимых для этого основаниях. Анализ жизненных планов учащихся. Спецкурс «Основы самоопределения». Индивидуальное консультирование специалистами службы занятости населения. Анализ творческих и социальных достижений учащихся. Родительское собрание, собрание учащихся по итогам учебного года. Анализ результатов итоговой аттестации выпускников основной школы. Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. |
4.Третий этап ( 2014 – 2015 гг).
Аналитический этап.
| Виды деятельности | Результат |
Управление | Провести анализ результатов деятельности всех структур (управленческой деятельности, изменений в содержании и эффективности технологий). Отслеживание, корректировку и обобщение результатов нововведений. Анализ инновационного процесса, его результатов, проблем реализации, эффективности инновационного построения образовательного процесса. Популяризация позитивного опыта реализации проекта. Подготовка к публикации наработанных в ходе реализации концепции научно-методических рекомендаций, аналитических выводов, программно-методического обеспечения. | Система управления предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Мониторинг внедрения программ по следующим направлениям: программа адаптации обучающихся 1 и 5 классов; элективные курсы для обучающихся 9, 10 и 11 классов; программа сопровождения проектной деятельности обучающихся; работа по ИУП. Аналитические материалы. Электронная база данных. Разработка и издание учебно-методического обеспечения по элективным курсам, прошедших адаптацию, на основе конкурсного отбора. Работа Интернет-сайта, проведение презентационных и обучающих семинаров. Публикации, программно-методическое обеспечение. |
Начальная школа | Создать структуру, технологии наполнения и использования портфолио. | Создание портфолио. |
Основная школа | Обеспечить вариативность курсов по выбору. | Самоопределение учащихся по выбору профиля. |
Старшая школа | Определить сформированность современного качества образования. | Личная образовательная программа. |
Предполагаемые риски:
- сопротивление отдельных членов коллектива;
- сопротивление родителей при переходе в определенный профиль;
- ограниченность образовательных услуг для переподготовки кадров;
- нежелание промышленных предприятий, коммерческих и бюджетных организаций сотрудничать с гимназией.
Ожидаемые результаты:
- продолжить осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников;
- модель выбора профильности не постоянна, она может меняться в каждом наборе в зависимости от социального заказа;
- переход на индивидуальные учебные планы;
- разработка комплексов авторских УМК учителей гимназии по программам (элективным курсам) предпрофильной и профильной подготовки, отвечающих идее профильного самоопределения школьников; внедрению и популяризации наиболее перспективных в профессиональном педагогическом сообществе;
- реформирование оценочной системы в гимназии;
- способность гимназистов использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях;
- создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами, склонностями и способностями;
- выпустить справочник учебных заведений профессионального образования Самарского, Октябрьского, Ленинского районов;
- включить в подготовку учащихся 9 классов обязательного предмета «Твоя профессиональная карьера», который обеспечит реализацию основных звеньев системы профессиональной ориентации (профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профконсультацию, профдиагностику, профотбор и др.);
- психологами преподаются курсы: «Твоя профессиональная карьера», «Я выбираю профессию», «Технология профессионального успеха»;
- осуществляется психодиагностика и коррекции профессиональной направленности учащихся;
- работа системы мониторинга эффективности профильного обучения на основе Цента мониторинга;
- реализация компьютерной программы автоматизированного рабочего места «Профориентация учащихся»;
- создание кабинета профориентации как центров организации и координации профессиональной ориентации, для организации профориентационной работы с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учителями-предметниками, классными руководителями, учащимися, родителями. Накапливание в них всех необходимых материалов о профессиональных учебных заведениях, предприятиях, методические наработки и пособия. Назначить ответственного за работу этого кабинета, изыскать возможности доплаты за исполняемую работу;
- разработка и внедрение программы повышения компетентности педагогов гимназии в области профилизации школьного образования, на основе которой учителя пройдут обучение эффективным технологиям организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;
- разработка и внедрение модели сетевой профильного обучения через развитие социального партнерства в системе образования;
- взаимодействие с учреждениями профессионального образования, предприятиями и организациями Самарского, Октябрьского, Ленинского районов;
- создание информационного справочника, содержащего сведения о предприятиях города и района:
- краткая история предприятия;
- перспективы ее развития;
- профессии, востребованные на данном производстве;
- условия труда в каждом конкретном случае;
- учебные заведения профессионального образования, в которых можно получить специальности, необходимые данному предприятию;
- создание «Образовательной карты»:
- общая характеристика образовательной сети Самарского, Октябрьского, Ленинского районов,
- расположение образовательных учреждений на карте районов и маршруты движения общественного транспорта,
- рубрикация образовательных учреждений по признаку реализуемых профильных образовательных программ,
- визитная карточка каждого учреждения,
- условия получения образования в учреждениях высшего профессионального образования,
- информация о пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации,
- полная информация работников районной системы образования, курирующих вопросы профессионального самоопределения, программы профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Вывод.
Развитие и обогащение практики социального партнерства в гимназии будет способствовать формированию профессионального самоопределения гимназистов, обогащению практики профориентационной работы. В результате выпускники овладеют ключевыми компетенциями, под которыми понимаются универсальные умения действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Программа дополнительного образования детей «Самбо» (срок реализации 7 лет) возраст детей с 6 лет
Дополнительная образовательная программа «САМБО» разработана для обучающихся 7 – 17 лет. Программа рассчитана на 7 лет обучения и предусмотрена для обучающихся, как имеющих так и не имеющих специальны...
Программа дополнительного образования детей «Самбо» (срок реализации 7 лет) возраст детей с 6 лет
Дополнительная образовательная программа «САМБО» разработана для обучающихся 7 – 17 лет. Программа рассчитана на 7 лет обучения и предусмотрена для обучающихся, как имеющих так и не имеющих специальны...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Программа дополнительного образования кружка "Мастерилка", сроки реализации 4 года
Программа «Мастерилка» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Баскетбол» Срок реализации программs 2 года
Программа дополнительного образования "Баскетбол", рсчитанная на два года,В представленном материале расписан первый год обучения....