«Образование и карьера» (срок реализации 2010-2015)
проект по теме

Осипова Татьяна Евгеньевна

Наше общество нуждается в творческих профессионалах, полностью реализующих свои возможности и способности. Наряду с подготовкой специалистов для сфер общественного и материального производства должна стоять задача оказания помощи в выборе профессии. Ситуация на рынке труда в целом будет во многом зависеть от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние ученики. Поэтому сегодня формируются новые, существующие в условиях формирующегося рынка подходы к профориентационной работе, которые не ограничиваются поиском одной пригодной для человека профессии, а означают подбор определенных видов деятельности, позволяющих реализовать способности и стимулировать развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obrazovanie_i_karera.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ №3

городского округа САМАРА

 

«Образование и карьера»

                    Разработчик Программы:

                                                                      Осипова Татьяна Евгеньевна,

заместитель директора по УВР,

                                                    учитель математики

                                                 высшей категории.

Пояснительная записка.

Наше общество нуждается в творческих профессионалах, полностью реализующих свои возможности и способности. Наряду с подготовкой специалистов для сфер общественного и материального производства должна стоять задача оказания помощи в выборе профессии. Ситуация на рынке труда в целом будет во многом зависеть от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние ученики. Поэтому сегодня формируются новые, существующие в условиях формирующегося рынка подходы к профориентационной работе, которые не ограничиваются поиском одной пригодной для человека профессии, а означают подбор определенных видов деятельности, позволяющих реализовать способности и стимулировать развитие личности. Это позволит молодым людям разобраться в сложном мире профессий, создать психологическую установку на профессии и специальности, сочетающие личностные устремления и потребности экономики, поможет адаптироваться к новым профессиям или продуктивно использовать вынужденную безработицу для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Проблемно- ориентированный анализ.

Функционирование в течение нескольких лет дало свои положительные результаты  и одновременно обозначило ряд проблем.

1. В гимназии создана система предпрофильного и профильного образования с преимущественным использованием проблемно-развивающих, исследовательских, новых информационных, проектных, педагогических технологий, на основе системы эффективных уроков. В девятых классах реализуется образовательная программа гуманитарного направления.  Для старшей ступени разработаны программы филологического, лингво-математического, социально-гуманитарного  уровня.

О высоком качестве профильного и гимназического базового  образования свидетельствуют результаты предметных олимпиад. В период с 2007 по 2010 год число участников и призеров олимпиад различного уровня возросло.

В гимназии с 2005 года сформирована практика предпрофильной подготовки. В настоящее время предпрофильная подготовка осуществляется как за счет часов школьного компонента Учебного плана

  • английский и французский языки изучаются со 2 класса;
  • английский и французский языки (как базовые) в 5-9 классах изучаются в большем объеме;

так и в рамках сотрудничества с преподавателями СГПУ,  Университета  Наяновой:

  • спецкурсы по русскому языку и литературе;
  • спецкурсы по иностранным языкам.

Количество учащихся (процент от общего числа учащихся средней ступени), охваченных предпрофильной подготовкой.

Учебный год

Количество учащихся средней ступени

Количество учащихся средней ступени, охваченных предпрофильной подготовкой.

Процент учащихся средней ступени, охваченных предпрофильной подготовкой.

1.

2006-2007

151

16

10,6 %

2.

2007-2008

157

27

17,1 %

3.

2008-2009

162

33

20,4 %

В выборе профиля обучающимся помогает программа самоопределения, адресованная гимназистам 9-х классов, реализуемая психологом  гимназии О.Б.Алмалиевой.

Для организации предпрофильной подготовки обучающихся основной школы им предлагается на выбор 15 курсов из программ, рекомендованных Министерством образования и науки Самарской области.

На протяжении трёх лет учащиеся выбирают следующие  модифицированные курсы:

  • «Функциональная стилистика и коммуникация»;
  • «Комплексный анализ текста»;
  • «Практика деловой коммуникации (французский язык)»;
  • «Дружеская и деловая корреспонденция (английский язык)»;
  • «Управление офисом»;
  • «Искусство общения».

              Предпрофильные курсы имеют модульный характер, что предусматривает переход ученика из одной группы в другую, а, следовательно, увеличивает вариативность выбора учебной деятельности.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования на старшей ступени предусмотрена профилизация. Апробируется модель профильного обучения для гимназии.

Количество учащихся (процент от общего числа учащихся старшей ступени), охваченных профильным обучением.

Учебный год

Количество учащихся старшей

Количество учащихся старшей ступени, охваченных профильным обучением.

Процент учащихся старшей ступени,  охваченных профильным обучением.

1.

2007-2008

44

44

100 %

2.

2008-2009

41

41

100 %

              Изучен социальный заказ по выбору учащихся практико-ориентированных курсов, разработаны и утверждены программы элективных курсов, сформированы учебные планы с возможностью реализации развивающего дифференцированного и индивидуализированного обучения.

                В 10-11  классах обучение ведётся на основе базовых учебных предметов и углублённого изучения французского и английского языков. Для организации профильного обучения предлагается на выбор 8 элективных модифицированных курсов:

  • «Алгебра плюс»;
  • «Экономическая география»;
  •  «Словесность»;
  • «Основы журналистики»;
  • «Химия: перекрестки и взаимодействия»;
  • «Итальянский язык»;
  • «Латинский язык»;
  • «Технический перевод».

Для оценки эффективность проведения курсов ежегодно проводится

рейтинг курсов по выбору.

          Старшая школа должна быть ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, гимназия за счет увеличения числа предлагаемых элективных курсов должна предоставить ученикам в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через индивидуальные учебные планы (ИУП).

2. Гимназия обеспечивает  уровень знаний, гарантирующий поступление в высшие учебные заведения, при одновременной широкой общекультурной подготовке. Так, анализ самоопределения учащихся после окончания школы показал, что  100 % выпускников успешно  выдерживают вступительные экзамены.

Результаты поступления выпускников.

ВУЗ

Коли-чество

2006-2007

2007-2008

2008-2009

14 выпускников

28 выпускников

16 выпускников

Форма обучения

Форма обучения

Форма обучения

Бюджет

Платная

Бюджет

Платная

Бюджет

Платная

Самарский государственный университет

18

2

2

5

5

4

Самарский государственный медицинский университет

2

1

1

Самарская государственная архитектурно-строительная академия

10

2

3

3

2

Российский государственный торгово-экономический университет г. Москва

1

1

Самарский государственный экономический университет

7

2

2

2

1

Самарский государственный технический университет

2

1

1

Самарский государственный аэрокосмический университет

6

1

5

Самарский государственная академия культуры и искусств

1

1

Самарский государственный педагогический университет

2

1

1

Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики

1

1

Московский институт внешней торговли

1

1

Московский институт печати

1

1

МГИМО

1

1

Санкт-Петербургский университет

1

1

Санкт-Петербургский финансовый экономический институт

1

1

Швейцария

2

1

1

Англия

1

1

ИТОГО (% от общего числа выпускников)

8

(57%)

6

19

(68%)

9

9

(57%)

7

ВУЗы гуманитарной направленности

5 чел.

(36% от общего числа выпускников)

7чел.

(25% от общего числа выпускников)

9 чел.

(38% от общего числа выпускников)

Однако у 4 % выпускников (2008-2009 уч. г.), у 2,5% выпускников (2009-2010 уч. г.)  профиль обучения в выбранных учебных заведениях  не является осознанным.

3. Гимназия, учитывая выбор учащихся, реализует филологический, социально-гуманитарный и лингво-математический профили.

Выбор уровня и направления образования    учащихся

профильных  классов ( 2009 - 2010 уч. год, в %)

Профиль обучения

Лингво-математический

(9 человек)

Социально-экономический

( 7 человек)  

Химико-биологический

(4 человека)  

Филологи-ческий

(6 человек)  

Средний балл

9 класс

9 класс

9 класс

9 класс

9 класс

Продолжат образование

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

По профилю обучения

89 %

(8 человек)  

57 %

(4 человека)  

100 %

(4 человека)  

67 %

(4 человека)  

78 %

Не по выбранному в школе профилю

11 %

(1 человек)  

14 %

 (1 человек)  

0 %

0 %

6,5 %

Не определили

свой выбор

0 %

29 %

(2 человека)  

0 %

33 %

( 2 человека)  

15,5 %

Как  показывает анализ приведенных данных, в среднем  у 78 % учащихся выбор профиля обучения в гимназии соответствует профилю высшего учебного заведения, 6,5 % учащихся выбрали профильные классы, не определив направление дальнейшего образования, а для 15,5 % учащихся профиль обучения в гимназии не является определяющим в получении профессии.

Опрос девятиклассников показал, что учащиеся при определении дальнейшего пути образования  выбрали четыре основных профиля, что при данных условиях малокомплектности и финансирования невозможно.

Таким образом, возникает проблема обоснованности выбора профиля обучения учащимися и разработки учебных планов таких профилей, чтобы удовлетворить их потребности и желания.          

4. Разработка путей и методов  повышения эффективности предпрофильного и профильного обучения в гимназии  является одной из главных задач современности. Отмечается непрерывное увеличение объема и сложности учебного материала, что при использовании неэффективных технологий обучения может вести к перегрузке учащихся, которая в свою очередь может стать причиной ухудшения здоровья детей.

Таким образом, надо ориентировать педагогов на моделирование такой учебной деятельности в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. В связи с этим, встает вопрос обучения и повышения квалификации кадров.

5. Анализ управленческой деятельности показал, что традиционный подход в управлении гимназией сегодня уже не позволяет качественно заниматься работой.

Необходим новый подход к информационному обеспечению, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности, а также расширению спектра профессионального взаимодействия с культурными, образовательными и социальными учреждениями городского округа Самара.

6. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Необходимо большое внимание уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся гимназии, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Таким образом, для перевода гимназии в режим развития предстоит решить следующие проблемы:

  • проблема реализации индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся через индивидуальные учебные планы;
  • проблема неопределённости с выбором дальнейшей профессии. Основными причинами затруднений выбора старшеклассники назвали недостаточное знание мира профессий и своих возможностей;
  • выбора направленности обучения - теоретическое освоение учебного материала, информация о его практическом использовании, получение знаний на уровне технологий. Необходимо создание научно обоснованной  системы комплектования профильных классов на базе  дальнейшего развития психологической службы;
  • проблема отсутствия комплекса условий для реального профессионального самоопределения гимназистов;
  • проблема научно обоснованного прогноза на структуру спроса в области профессиональных знаний на рынке труда;
  • с переходом на новые экономические отношения, сменой форм собственности от работы по профориентации устранились базовые и шефствующие предприятия;
  • проблема управления системой профессионального самоопределения, включающую более частные проблемы:
  • курсовая подготовка специалистов в области профориентации и переподготовка руководителей с целью ведения профориентационной деятельности,
  • ресурсное обеспечение деятельности системы профессиональной ориентации (научно-методическое, материальное, финансовое, организационное, административное, нормативно-правовое, информационное),
  • разработка учебно-диагностического инструментария для осуществления профессиональной многоуровневой диагностики.

               Для решения выделенных проблем разрабатывается программа «Образование и карьера», определяются основные концептуальные положения развития.

СТРУКТУРА   ПРОГРАММЫ

Цель программы:

выработка у гимназистов сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • профильное обучение старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов;
  • совмещение профориентационной работы с предметным обучением;
  • создание условий для повышения  профессионального роста  уровня компетентности педагогов гимназии в отношении организационно-методических и психолого-педагогических условий внедрения в практику гимназии системы профильного обучения;
  • создание единой информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее востребованных и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства;
  • постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей гимназистов, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности;
  • разработка практических моделей социально-профессионального самоопределения в расчете на профильное образование;
  • организация взаимодействия гимназии с потенциальными потребителями его продукции и услуг;
  • создание комплекса популярных справочных средств на бумажных и электронных носителях информации для педагогов, производственников, учащихся и их родителей;
  • усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения гимназистов;
  • налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по вопросам профессионального самоопределения гимназистов, а также развитие контрактной системы получения нашими гимназистами новых профессий;
  • показать точки пересечения интересов, стать друг другу полезными и необходимыми.

Управленческие задачи:

  • изучить в районе (городе) спрос на профессии. При этом необходимо учесть наличие в районе (городе) учебных заведений других видов и уровней по профилям: гуманитарный, естественно-математический, технический. Такое социологическое исследование внешней среды целесообразно проводить в сотрудничестве со службой занятости населения;
  • создать в гимназии творческие группы, которые будут осуществлять взаимодействие с внешней средой и дорабатывать образовательные программы по каждому принимаемому направлению учебной деятельности;
  •  установить связь с руководителями организаций, предприятий (или с их службами управления персоналом, подготовки кадров и т.п.), которые являются потенциальными потребителями продукции (выпускников) гимназии, а потому имеют собственное представление о требованиях к характеристикам выпускников;
  • расширить спектр профессионального взаимодействия с культурными, образовательными и социальными учреждениями городского округа Самара;
  • заключение договоров о сотрудничестве;
  • осуществление контроля за выполнением договоров;
  • планирование совместной деятельности, назначение ответственных лиц за проведение мероприятий;
  • организация совместных совещаний;
  • создание системы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения и предварительного самоопределения;
  • вменить в обязанность учителей-предметников при изучении своих дисциплин с гимназистами обязательно решать задачи профориентации в необходимом объеме и на нужном уровне;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива;
  • реформирование оценочной системы в гимназии (рейтинговая система оценки по профильным предметам и «портфолио», как накопительной оценки учащихся);
  • создание системы стимулов, мотивирующих педагогов для деятельного поиска и творческой реализации модели профильной школы, обеспечивающей образование высокого уровня качества;
  • разработка и апробация системы мониторинга эффективности профильного обучения на основе Цента мониторинга.

Куратор Программы: заместитель директора по УВР Осипова Татьяна Евгеньевна.

Ответственные исполнители: координатор ППП, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники, руководители курсов ППП, консультанты  ППС, психолог. 

Сроки реализации Программы: 2010-2015 годы.

Объём и источники финансирования Программы:

  • областной бюджет (субвенции, субсидии на вознаграждение за классное руководство);
  • местный бюджет (муниципальный);
  • дополнительные источники финансирования (платные услуги);
  • безвозмездные поступления (денежный эквивалент, материальные средства);
  • средства Попечительского совета (денежный эквивалент, материальные средства);
  • меценатство;
  • участие в конкурсах и грантах.

Социальные партнёры:

  • промышленные предприятия, коммерческие организации;
  • бюджетные организации;
  • учреждения дополнительного образования;
  • учреждения профессионального образования;
  • Центр занятости населения;
  • Самарский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения.

Социальное партнерство с промышленными предприятиями:

  • укрепление материально-технической базы;
  • привлечение высококвалифицированного инженерно-технического состава к конструкторской, научно-исследовательской работе гимназистов;
  • привлечение специалистов крупных предприятий к информационной работе, являющийся неотъемлемой частью предпрофильной подготовки;
  • создание условий для профессионального самоопределения учащихся предпрофильных классов;
  • оказание помощи в организации поисково-исследовательской и конструкторской деятельности учащихся;
  • целевое обучение выпускников в вузах.

Социальное партнерство с бюджетными организациями:

  • привлечение специалистов к разработке и организации элективных курсов;
  • проведение занятий по спортивной и огневой подготовке,
  • организация летней практики;
  • предоставление возможности целевого обучения в образовательных учреждениях.

        Социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования:

  • привлечение специалистов к разработке и организации элективных курсов;
  • совместное проведение конкурсов среди учащихся Самарского,  Октябрьского, Ленинского районов;
  • организация летней практики.

         Социальное партнерство с учреждениями профессионального образования:

  • привлечение специалистов к разработке программ элективных курсов;
  • совместная организация научно-исследовательской работы, проектной деятельности;
  • совместное проведение олимпиад среди учащихся Самарского,  Октябрьского, Ленинского районов;
  • использование потенциала учебных заведений профессионального образования для организации предпрофильной подготовки учащихся;
  • содействие в информационном обеспечении мероприятий учебных заведений профессионального образования, проведении ими рекламной кампании по набору студентов, предоставлении помещений, необходимого оборудования, средств связи.

        Социальное партнерство с Центром занятости населения:

  • привлечение специалистов к информационной работе;
  •  организация летней практики.

Социальное партнерство с Самарским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения.

  • оказание адресной психологической помощи гимназистам в осознанном выборе будущей профессии;
  • обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

Направления социального партнёрства:

  • вопросы социально-трудовой адаптации выпускников;
  • допрофессиональное образование;
  • включение гимназистов в союзе с взрослыми в разработку и выполнение социальных проектов;
  • стимулирование процессов общественной самоорганизации и самоуправления;
  • исследование и диагностика микросоциума, социальной ситуации.

Развитие социального партнёрства может повлиять на решение следующих задач:

  • уточнение миссии ОУ в современном обществе;
  • развитие опыта демократических отношений гимназии и социума;
  • освоение педагогами и учащимися современных форм социального взаимодействия;
  • развитие ресурсного обеспечения ОУ.


Этапы развития программы.

  1. Первый этап ( 2010 – 2011 гг).

Диагностико - конструирующий.

 

Виды деятельности

Результат

Управление

Создать нормативно-правовую базу гимназии.

Изучение социального заказа.

Ознакомление педагогического коллектива, обучающихся, их родителей, законных представителей с предполагаемыми нововведениями.

Составление образовательной карты ближайшего окружения гимназии.

 

Разработать образовательную программу профильного обучения (варианты).

Разработка и внедрение в образовательный процесс гимназии эффективных технологий, обеспечивающих высокий уровень подготовки школьников.

Создание условий для профессионального развития педагогов гимназии.

Организация работы по предпрофильной подготовке.

Разработка системы психолого-педагогической поддержки.

Создание мест для прохождения социальных практик.

Анализ Интернет-ресурсов на предмет поиска новых социальных партнеров для организации и проведения совместных телекоммуникационных проектов.

Создание локальных актов по профильным классам.

Качественное комплектование профильных классов и групп для занятий на элективных курсах.

 Расширение социально-образовательной сети гимназии с целью повышения эффективности гимназического образования.

Варианты образовательной программы.

Новые учебные планы и их программно-методическое обеспечение.

Применение технологии «портфолио», мониторинговых исследований.

Создание  базы данных по предпрофильному и профильному образованию.

Составление информационной карты образовательных услуг в муниципальной образовательной сети, системы мероприятий по информированию и профильной ориентации школьников, учебного расписания для курсов по выбору.

Заключение договоров с Центром занятости.

Расширение проблемного поля для проведения ученических исследований. Продолжить работу по укреплению материально-технической базы школы.

Начальная школа

Внедрить новые технологии (в том числе технологию сотрудничества).

Профориентационная работа.

Открытые уроки, мероприятия, творческие отчеты.

Экскурсии, выставки, беседы, встречи (знакомство с миром профессий).

Основная школа

Провести диагностику с целью выявления интересов, запросов и потребностей учащихся.

Проектирование педагогической деятельности по введению предпрофильной и профильной подготовки.

Профориентационная работа.

Аналитическая справка.

Для учителей: разработка программ курсов по выбору и образовательных проектов по профилизации обучающихся.

Для классных руководителей: создание социально-педагогических проектов, разработка системы деятельности по диагностированию интересов, потребностей, способностей учащихся и по созданию образовательного пространства по самоопределению учащихся.

Экскурсии, выставки, беседы, встречи.

Старшая

школа

Организовать широкий выбор спецкурсов, с привлечением внешних ресурсов .

Профориентационная работа.

Готовность к выбору профессии (тестирование).

Выявление учреждений профессионального образования, предприятиями и организациями Самарского,  Октябрьского, Ленинского районов для сотрудничества с сфере профориентации.

Второй этап ( 2011-2013 гг).

Этап реализации.

 

Виды деятельности

Результат

Управление

Дополнить и откорректировать проектные и уставные документы гимназии.

Внедрение перспективного учебного плана и скорректированных учебных программ.

Разработка и внедрение в образовательный процесс гимназии эффективных технологий, обеспечивающих высокий уровень подготовки школьников.

Освоение педагогами гимназии современных методов деятельности и соорганизации сотрудников гимназии в творческие объединения, в том числе с коллегами других учреждений.

Создание системы мониторинга за внедрением инновации и направлением инновационного процесса.

Мониторинг и диагностика психологической комфортности обучающихся 10 классов в условиях внедрения инновации.

Внедрение новой системы оценки труда учителя, разработка и введение новой системы вознаграждения педагогов за работу по созданию и внедрению системы профильного обучения.

Разработка и внедрение рейтинговой системы оценки уровня усвоения ЗУН в профильных классах.

Создание и реализация системы тьютерского сопровождения профильного обучения.

Повышение профессионального уровня учителей, работающих в профильных классах.

Контроль и коррекция деятельности педагога, реализующего курсы по выбору и элективные курсы, деятельности педагогов, классных руководителей и администрации школы по введению предпрофильной и профильной подготовки.

Составление и ежегодная корректировка

планов сотрудничества гимназии с социальными партнерами по отдельным направлениям.

Организация поиска новых социальных партнеров, готовых сотрудничать с гимназией с помощью интернет – коммуникаций.

Публикации лучшие работы гимназистов в ежегодном журнале исследовательских работ.

Установление деловых отношений с редакциями периодических изданий на предмет публикации лучших работ учащихся.

Управление педагогическим коллективом на основе профессиональной инициативы и творческих предпочтений.

Выработка новых локальных актов о портфолио, об итоговой аттестации основной школы

Внедренный учебный план и учебные программы.

 

Разработка и внедрение комплексов авторских УМК учителей гимназии по программам (элективным курсам) предпрофильной и профильной подготовки, отвечающих идее профильного самоопределения школьников; внедрению и популяризации наиболее перспективных в профессиональном педагогическом сообществе. Применение технологии «портфолио», ИУПов, мониторинговых исследований. Создание индивидуальных образовательных траекторий.

Создание кабинета профориентации с базой данных по профильному образованию, организация работы творческих мастерских и лабораторий, организация конференций и семинаров.

Устойчивый прогресс большинства 10-классников в усвоении ЗУН базового и профильного уровня.

Рост  творческой активности и профессионального мастерства  педагогов, работающих в профильных классах.

Создание стимулирующего фонда оплаты труда.

Реформирование оценочной системы в гимназии (рейтинговая система оценки по профильным предметам и «портфолио», как накопительной оценки учащихся).

Высокий уровень самочувствия и психологической комфортности всех участников образовательного процесса.

Организация курсов повышения квалификации для профильного обучения, обучающие семинары, круглые столы, посещение открытых уроков, обмен опытом, составление методических рекомендаций для ППП и ПО, участие школьников и педагогов в профильных лагерях, сотрудничество со специалистами профильного уровня обучения, корректировка программ.

Корректировка программ элективных курсов, оптимальное распределения учебной нагрузки и привлечения кадров к ППП и ПО. Мониторинг процесса реализации идей предпрофильной и профильной подготовки, экспертиза содержания и результатов реализации программ курсов по выбору и элективных курсов, диагностика динамики интересов и потребностей учащихся в выборе профиля обучения и самодиагностика педагога и ученика по результатам деятельности.

Создание «Образовательной карты». Создание системы дифференцированных, гибких связей, способных максимально удовлетворять образовательные потребности учащихся гимназии.

Расширение образовательного пространства гимназии за счет включения в него новых виртуальных партнеров и участия гимназистов в телекоммуникационных проектах. Разработка модели сетевой профильного обучения через развитие социального партнерства в системе образования.

                                                                                                 Повышение мотивации школьников к занятиям исследовательской деятельностью и создание условий для формирования портфолио личных достижений учащихся.

                                                                                        Административная поддержка авторских разработок, деловых инициатив и различных мероприятий, предлагаемых учителями.

Создание благоприятного климата для генерирования и реализации педагогического творчества.

Начальная школа

Усилить профориентационную составляющую в учебно-воспитательном процессе.

Проведение предметных недель и декад .

Экскурсии, выставки, беседы, встречи (знакомство с миром профессий).

Развитие интереса к предметам, углубление и расширение знаний.

Основная школа

Обеспечить вариативность курсов по выбору.

Расширение представлений учащихся об образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных групп.

Расширение представлений о себе, своих способностях и возможностях, Развитие умения соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данной профессии. Развитие рефлексии.

Обеспечение необходимых диагностико – психологических условий в образовательной деятельности школьников по их предпрофильной подготовке и профильному обучению.

Проведение предметных недель и декад .

Профориентационная работа.

Компьютерная диагностика учащихся 9 классов по профориентации, оценка функциональных (психофизических возможностей) обучающихся.

Ведение портфолио учащимися 8 – 9 классов  с целью фиксации собственных достижений и построения жизненных планов.

Самоопределение учащихся по выбору профиля.

Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, экономике и культуре. Создание системы экскурсионной работы по основным профилям.

Психологическое тестирование на определение способностей, склонностей и интересов. Беседы с психологом. Профессиональное консультирование. Спецкурс «Выбор профессии».

Профессиональная ориентация учащихся и комплексная помощь в построении карьеры.

Развитие интереса к предметам, углубление и расширение знаний.

Создание системы предметных кружков по предметам.

Составление профессиограмм –характеристик профессий. Включить в подготовку учащихся  9 классов обязательного предмета «Твоя профессиональная карьера».

Исключение ошибок при профессиональном самоопределении старшеклассников.

Поддержание высокой учебной мотивации, поощрение активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.

Старшая школа

Внедрение инновации в образовательный процесс обучения.

Реализовать образовательную программу профильного обучения.

Расширение представлений учащихся об образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных групп.

Разработка вариантов профессиональных проб, соответствующих запросам регионального рынка труда.

Расширение представлений учащихся об образовательных областях.

Компьютерная диагностика учащихся 10 классов по профориентации, оценка функциональных (психофизических возможностей) обучающихся.

Повышение мотивации гимназистов к обучению.

Создание индивидуальных образовательных траекторий.

Ознакомление учащихся с требованиями образовательных программ по предметам. Ярмарка профессий. Профориентационные проекты.

Мотивированный и сознательный выбор профиля на старшей ступени обучения. Способность гимназистов использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Создание системы экскурсионной работы по основным профилям.

Введение элективных курсов по профилирующим предметам.

Исключение ошибок при профессиональном самоопределении старшеклассников.

3.Третий этап ( 2013 – 2014 гг).

Этап полной реализации.

 

Виды деятельности

Результат

Управление

Реализация профильного обучения через индивидуальные образовательные траектории.

Повышение профессионального уровня учителей, работающих в профильных классах.

Корректировка инновационных процессов в зависимости от результатов мониторинга и сложившихся условий.

Составление и ежегодная корректировка

планов сотрудничества гимназии с социальными партнерами по отдельным направлениям.

Размещение информации о ходе и результатах исследовательской деятельности учащихся на сайтах гимназии и социальных партнеров.

Создание совета из числа учителей, родителей, др. социальных партнеров по грантовой поддержке ученических исследований.

Создание в гимназии профильно-образовательной сети с включением внешних субъектов из числа родителей, выпускников гимназии.

Контроль и коррекция деятельности.

Индивидуальные образовательные программы.

Внедрение программы повышения компетентности педагогов гимназии в области профилизации школьного образования.

Методические пособия, разработки, рекомендации.

Создание системы дифференцированных, гибких связей, способных максимально удовлетворять образовательные потребности учащихся гимназии. Выпустить справочник учебных заведений профессионального образования, предприятий и организаций Самарского,  Октябрьского, Ленинского районов.

Повышение престижа гимназистов, занимающихся проектной, исследовательской деятельностью и презентация их достижений.

Повышение качества ученических работ, усиление их социальной значимости для развития России и Самары. Продолжить работу по укреплению материально-технической базы школы.

Внедрение модели сетевой профильного обучения через развитие социального партнерства в системе образования Объединение внутренних и внешних ресурсов гимназии (кадры, информация и др.) для совершенствования гимназического образования в вопросах проведения профильных проб и курсов по выбору.

Расширить масштабы и повысить уровень общественной поддержки гимназии на основе развития сотрудничества образовательного учреждения с социальными партнерами.

Создать открытую информационную сеть, позволяющую каждому учащемуся и родителям получать исчерпывающую информацию по перспективам обучения в гимназии.

Осуществление комплексного мониторинга образовательных услуг гимназии. Обработка данных мониторинга, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ результативности, создание прогнозных моделей дальнейшей деятельности гимназии. Выявление инновационного потенциала дальнейшего развития образовательного учреждения, его распространение и тиражирование.

Разработать и апробировать согласованную систему критериев оценки результативности и качества дифференцированных образовательных услуг на основе результатов успешной социализации выпускников гимназии.

Реализация компьютерной программы автоматизированного рабочего места «Профориентация учащихся».

Начальная школа

Создать структуру, технологии наполнения и использования портфолио.

Создание портфолио.

Основная школа

Создать структуру, технологии наполнения и использования портфолио.

Обеспечить вариативность курсов по выбору

Вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую и социально значимую деятельность.

Профориентационная работа.

Создание портфолио.

Самоопределение учащихся по выбору профиля.

Предметные олимпиады.

Интеллектуальные игры. Работа в ученической производственной бригаде. Презентация портфолио.

Участие в выставках творческих работ.

Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Старшая школа

Создать структуру, технологии наполнения и использования портфолио.

Определить сформированность современного качества образования.

Создание технологии выбора и изменения образовательного маршрута.

Создание портфолио. Итоговая деловая игра «Презентация портфолио»

Работа по индивидуальных образовательных траекторий.

Информация для учащихся и родителей о возможностях выбора индивидуального образовательного маршрута и необходимых для этого основаниях. Анализ жизненных планов учащихся. Спецкурс «Основы самоопределения». Индивидуальное консультирование специалистами службы занятости населения. Анализ творческих и социальных достижений учащихся. Родительское собрание, собрание учащихся по итогам учебного года. Анализ результатов итоговой аттестации выпускников основной школы.

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

 

4.Третий этап ( 2014 – 2015 гг).

Аналитический этап.

 

Виды деятельности

Результат

Управление

Провести анализ результатов деятельности всех структур (управленческой деятельности, изменений в содержании и эффективности технологий).

Отслеживание, корректировку и обобщение результатов нововведений.

Анализ инновационного процесса, его результатов, проблем реализации, эффективности инновационного построения образовательного процесса.

Популяризация позитивного опыта реализации проекта.

Подготовка к публикации наработанных в ходе реализации концепции научно-методических рекомендаций, аналитических выводов, программно-методического обеспечения.

Система управления предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Мониторинг внедрения программ по следующим направлениям:

программа адаптации обучающихся 1 и 5 классов;

элективные курсы для обучающихся 9, 10 и 11 классов;

программа сопровождения проектной деятельности обучающихся; работа по ИУП.

Аналитические материалы. Электронная база данных.

Разработка и издание учебно-методического обеспечения по элективным курсам, прошедших адаптацию, на основе конкурсного отбора.

Работа Интернет-сайта,  проведение презентационных и обучающих семинаров.

Публикации, программно-методическое обеспечение.

Начальная школа

Создать структуру, технологии наполнения и использования портфолио.

Создание портфолио.

Основная школа

Обеспечить вариативность курсов по выбору.

Самоопределение учащихся по выбору профиля.

Старшая

школа

Определить сформированность современного качества образования.

Личная образовательная программа.


Предполагаемые риски:

  • сопротивление отдельных членов коллектива;
  • сопротивление родителей при переходе в определенный профиль;
  • ограниченность образовательных услуг для переподготовки кадров;
  • нежелание промышленных предприятий, коммерческих и бюджетных организаций сотрудничать с гимназией.

Ожидаемые результаты:

  • продолжить осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников;
  • модель выбора профильности  не постоянна, она может меняться в каждом наборе в зависимости от социального заказа;
  • переход на индивидуальные учебные планы;
  • разработка комплексов авторских УМК учителей гимназии по программам (элективным курсам) предпрофильной и профильной подготовки, отвечающих идее профильного самоопределения школьников; внедрению и популяризации наиболее перспективных в профессиональном педагогическом сообществе;
  • реформирование оценочной системы в гимназии;
  • способность гимназистов использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях;
  • создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами, склонностями и способностями;
  • выпустить справочник учебных заведений профессионального образования Самарского,  Октябрьского, Ленинского районов;
  • включить в подготовку учащихся  9 классов обязательного предмета «Твоя профессиональная карьера», который обеспечит реализацию основных звеньев системы профессиональной ориентации (профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профконсультацию, профдиагностику, профотбор и др.);
  • психологами преподаются курсы: «Твоя профессиональная карьера», «Я выбираю профессию», «Технология профессионального успеха»;
  • осуществляется психодиагностика и коррекции профессиональной направленности учащихся;
  • работа системы мониторинга эффективности профильного обучения на основе Цента мониторинга;
  • реализация компьютерной программы автоматизированного рабочего места «Профориентация учащихся»;
  • создание кабинета профориентации как центров организации и координации профессиональной ориентации,  для организации профориентационной работы с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учителями-предметниками, классными руководителями, учащимися, родителями. Накапливание в них всех необходимых материалов о профессиональных учебных заведениях, предприятиях, методические наработки и пособия. Назначить ответственного за работу этого кабинета, изыскать возможности доплаты за исполняемую работу;
  • разработка и внедрение  программы повышения компетентности педагогов гимназии в области профилизации школьного образования, на основе которой учителя пройдут обучение эффективным технологиям организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;
  • разработка и внедрение модели сетевой профильного обучения через развитие социального партнерства в системе образования;
  • взаимодействие с учреждениями профессионального образования, предприятиями и организациями Самарского,  Октябрьского, Ленинского районов;
  • создание информационного справочника, содержащего сведения о предприятиях города и района:
  • краткая история предприятия;
  • перспективы ее развития;
  • профессии, востребованные на данном производстве;
  • условия труда в каждом конкретном случае;
  • учебные заведения профессионального образования, в которых можно получить специальности, необходимые данному предприятию;
  • создание «Образовательной карты»:
  • общая характеристика образовательной сети Самарского,  Октябрьского, Ленинского районов,
  • расположение образовательных учреждений на карте районов и маршруты движения общественного транспорта,
  • рубрикация образовательных учреждений по признаку реализуемых профильных образовательных программ,
  • визитная карточка каждого учреждения,
  • условия получения образования в учреждениях  высшего профессионального образования,
  • информация о пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации,
  • полная информация работников районной системы образования, курирующих вопросы профессионального самоопределения, программы профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Вывод.

Развитие и обогащение практики социального партнерства в гимназии будет способствовать формированию профессионального самоопределения гимназистов, обогащению практики профориентационной работы. В результате выпускники овладеют ключевыми компетенциями, под которыми понимаются универсальные умения действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей «Самбо» (срок реализации 7 лет) возраст детей с 6 лет

Дополнительная образовательная программа «САМБО» разработана для обучающихся 7 – 17 лет. Программа рассчитана на 7 лет обучения и предусмотрена для обучающихся, как имеющих так и не имеющих специальны...

Программа дополнительного образования детей «Самбо» (срок реализации 7 лет) возраст детей с 6 лет

Дополнительная образовательная программа «САМБО» разработана для обучающихся 7 – 17 лет. Программа рассчитана на 7 лет обучения и предусмотрена для обучающихся, как имеющих так и не имеющих специальны...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Программа дополнительного образования кружка "Мастерилка", сроки реализации 4 года

Программа «Мастерилка» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Баскетбол» Срок реализации программs 2 года

Программа дополнительного образования "Баскетбол", рсчитанная на два года,В представленном материале расписан первый год обучения....