«Система работы ГБОУ СОШ с.Черный Ключ по здоровьесбережению в условиях введения ФГОС»
статья на тему
описание системы работы ГБОУ СОШ с.Черный Ключ по здоровьесбережению в условиях введения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_gbou_sosh_s.chyornyy_klyuch_po_zdorovesberezheniyu.docx | 136.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Система работы ГБОУ СОШ с.Черный Ключ по здоровьесбережению в условиях введения ФГОС»
- Добрый день, коллеги!
Здоровье – неоценимое богатство человека, счастье само по себе. Философ древности Сократ считал: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». К сожалению, эту истину человек начинает понимать поздно. Особенно беззаботно относятся к своему здоровью дети, и поэтому от нас, взрослых, зависит, какими они «выйдут из детства».(3слайд)
Многие учёные ( Ю.К. Бабанский, В.Ф. Базарный, М.Т. Матюшонок, Н.К. Смирнов и др.) и педагоги-практики неоднократно подчеркивали, что «на здоровье школьников неблагоприятное воздействие оказывает процесс обучения» По утверждениям специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Факторы риска существуют в каждой школе на разном уровне. У нас они тоже есть. Это необорудованная спортплощадка, режим проветривания кабинетов не соответствует СанПиНам, недостаточность психологического сопровождения ввиду того, что один психолог на 6 школ. Влияние школьных факторов риска имеет такое большое значение потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Для их предупреждения в школе сконструировано здоровьесберегающее пространство, при котором обучение ребенка происходит благодаря соблюдению гигиенических норм, оптимизации школьного процесса.
Поэтому перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:
- Оптимизировать здоровьесберегающую инфраструктуру образовательного учреждения.
- Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса.
- Активизировать организацию физкультурно-оздоровительной работы.
- Проводить просветительско-воспитательную работу с учащимися, учителями и родителями, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
- Проводить мониторинг состояния здоровья субъектов образовательного процесса.
Для решения данных задач педагогическим коллективом была создана комплексно-целевая программа «Школа образования - школа здоровья», в которой определены содержание и основные направления здоровьесберегающей деятельности школы.(4 слайд)
Основные направления данной программы определены теми факторами, которые влияют на причины здоровья учащихся и непосредственно связаны с организацией работы школы. К ним относятся:
- Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, в которую входит ДОУ
- Рациональная организация образовательного процесса.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Просветительско-воспитательная работа с учащимися, учителями и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
- Мониторинг состояния здоровья субъектов образовательного процесса.
Реализация данных направлений деятельности происходит в средней общеобразовательной школе села Черный Ключ, включающей следующие структурные подразделения:
- Резяпкинский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ;
- СП детский сад «Родничок»
-Усаклинский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ;
-Зеленоключевский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ;
-Чув.Абдикеевский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ;
-Ойкинский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ.
(5,6 слайды)
Рассмотрим, как организована здоровьесберегающая деятельность по данным направлениям.
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения
В школьном здании созданы некоторые условия для сбережения здоровья учащихся. В кабинетах созданы гигиенические условия: чистота, температурный режим, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В школе работают:
- психолог;
- современная столовая, позволяющая организовывать качественное горячее питание (одноразовое); со второго полугодия мы хотим выйти с предложением родителям организовать двухразовое питание для учащихся начальной школы.
- оснащенные спортивные залы;
- тренажерная комната;
- на территории школьного двора имеется спортивная площадка. Она не оборудована по требованиям СанПиНов, но мы стараемся создать все условия, чтобы дети могли занять свое свободное время. Поэтому в прошлом году силами педагогов, детей и их родителей был залит каток;
- договор с Клявлинской ЦРБ (предметом договора является оказание качественного и квалифицированного медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников, лечебно-профилактической помощи, проведение иммунопрофилактики, санитарно-просветительской работы с учащимися, родителями, педагогами, анализа состояния здоровья ).
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учителя школы, педагоги дополнительного образования, психолог, медсестра. (слайды 7-12)
Мониторинг состояния здоровья учащихся, проведенный в 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах, получил следующие данные:
2011-2012 учебный год | 2012- 2013 учебный год | ||
1. | Состояние здоровья учащихся
|
72% 28% | 74% 26% |
2. | Характеристика заболеваемости детей
| 10уч - 40уч 5уч - 5уч - | 5уч 1уч 38уч 5уч - 2уч - |
3. | Количество часто болеющих детей | - | - |
4. | Данные по группам здоровья
| 100% - - | 100% - - |
(13 слайд)
5. | Наличие вредных привычек:
| 5уч - - | 1уч - - |
6. | Охват учащихся физкультурой и спортом
| 100% 70% 70% | 100% 75% 70% |
7. | Обеспечение учащихся школьным горячим питанием (одноразовым) | 87% | 97% |
8. | Травматизм в образовательном процессе | - | - |
(14 слайд)
2. Рациональная организация образовательного процесса (15 слайд)
Рациональная организация ОП – важнейшая часть всей здоровьесберегающей деятельности нашей школы. Чтобы не допустить перегрузку детей учебными занятиями, мы учитываем требования СанПиНов при составлении расписания
Обучение в начальных классах нашей школы осуществляется по образовательной программе «Школа России».
Возможности самого учебно-методического комплекта позволяют сделать процесс обучения комфортным.
Педагог получает положительный эффект, когда связывает проблему сохранения здоровья учащихся с технологией организации урока.
Изучение опыта работы учителей начальных классов помогло нам определить те условия, которые, по нашему общему мнению, позитивно влияют на здоровье обучающихся.
При построении и проведении уроков учителями:
- учитывается психолого-педагогическая характеристика класса (индивидуальные особенности детей, такие, как характер восприятия учебного материала, тип памяти, качества внимания, сформированность навыков учебного труда, индивидуальный темп работы);
- учитываются основные факторы обеспечения благоприятной реакции младших школьников на учебную нагрузку (смена видов деятельности в режиме урока, объем учебного материала, интенсивность работы и её длительность, эмоциональность) ;
- на уроках создаются условия для овладения универсальными учебными действиями, владение которыми снимает перегрузки;
- создаются ситуации выбора заданий разных типов и уровня сложности (стандартные и повышенные требования) в классе и при выполнении домашних заданий;
- активно используется деятельностный метод обучения, активные методы обучения, групповые ( парные) формы работы, направленные на взаимодействие обучающихся в процессе обучения;
- для поддержания двигательной активности младших школьников системно проводятся физкультминутки, гимнастики для снятия утомления, мобилизации и нормализации работы различных органов ребенка;
- создается эмоционально-положительный фон урока;
При организации учебного процесса в целом:
- соблюдаются санитарно-гигиенические условия обучения(соответствие размеров учебной мебели в зависимости от роста обучающихся, выполняются требования к естественному освещению. Требования к искусственному освещению выполняются не в полном объеме: для создания тех условий, которые прописаны в СанПиНах в условиях реализации ФГОС нужно дополнительное финансирование);
- учитывается дневная, недельная и годовая динамика работоспособности;
- применяются личностно-значимые способы учебной работы
- контролируется дозировка домашних заданий в течение учебного дня, недели;
- систематически включаются в урок упражнения по профилактике нарушения зрения и осанки;
Количество уроков не превышает максимальной учебной нагрузки.
Необходимо также отметить, что учебно-методический комплект, реализуемый в школе, формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
(16 слайд)
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы (17,18 слайды)
Двигательная активность является биологической потребностью ребенка. Научно доказано, что значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья. Поэтому важным методом сохранения здоровья школьников считаем рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания.
В организации физкультурно-оздоровительной работы учащихся работает договор о сотрудничестве с учреждением дополнительного образования СП «Прометей» Клявлинской школы №2 им.В.Маскина
В школе в секциях, кружках различной направленности как в стенах школы, так и вне их занимается 73 % учащихся начальных классов
Физкультурно-спортивное | % охвата детей в системе дополнительного образования | |
2012-2013 | 2013-2014 | |
Здоровый ребенок – успешный ребенок | 44 | 66 |
Шашки и шахматы | 21 | 33 |
Лыжи | 40 | 58 |
Настольный теннис | 22 | 40 |
4. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни (19 слайд)
Вся просветительская работа с учащимися в школе строится с учетом психолого-педагогических особенностей формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Диагностики сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни показала следующие результаты:
Классы | Средний балл по сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни | Степень сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни |
1 | 9,2 | 32,4% |
2 | 11,3 | 49,4% |
3 | 11,6 | 49,9% |
4 | 12,6 | 56,3% |
Важно, чтобы дети владели и применяли все многообразие способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
С этой целью педагогами начальной школы созданы и успешно реализуются обучающие программы «Здоровый ребенок - успешный ребенок», «Национальные игры», направленные на формирование культуры здоровья и профилактику вредных привычек. Классными руководителями проводится система внеклассных и внеурочных мероприятий, в содержании которых основной акцент делается на личностные и социальные факторы здоровья. Для обучения ЗОЖ используются «Уроки здоровья», «Дни здоровья», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»,.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы: при обсуждении вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Мы понимаем, что для успешного формирования у учащихся культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни важен уровень компетентности самих педагогов. В 2013 году 8 учителей начальных классов школы прошли курсы повышения квалификации по теме «Здоровьесберегающая деятельность учителя в условиях реализации ФГОС»
Педагоги освоили методические приемы организации здорового образа жизни для себя и своих учеников, техники релаксации, общения, психотехники аутогенной тренировки, систематизировали комплексы оздоровительных пауз на уроках, подвижных игр на переменах
Не менее важным аспектом деятельности педагогического коллектива является создание условий для формирования у родителей потребности в здоровом образе жизни. Ведь их осведомленность в вопросах ЗОЖ будет положительно влиять на формирование правильного отношения к своему здоровью у детей. С этой целью в школе организован родительский всеобуч (общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания, открытые уроки с привлечением родителей, индивидуальные собеседования (учитель заранее проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради)). На сегодняшний день 62% родителей включены в работу направления укрепления здоровья учащихся. Проводятся тематические родительские собрания «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника» «Как сохранить здоровье детей», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
В начальной школе организуются различные совместные оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования. Это походы в лес, поездка в ледовый дворец в с.Черемшан, участие в акции «Лето с футбольным мячом», которую проводила партия «Единая Россия» и др.
Заключение
(слайды 20-28)
Основные результаты работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление количественного соотношения учащихся в группах здоровья за несколько лет, динамику сезонных заболеваний, динамику школьного травматизма. Осуществляется мониторинг физического развития учащихся младшего школьного возраста.
Системность и комплексность в работе учителей начальных классов помогает нам создавать здоровьесберегающее образовательное пространство, которое способствует укреплению, сохранению здоровья детей, а также формирует ценностное отношение у учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих.
Среди результатов здоровьесберегающей деятельности можно отметить следующие:
- наработана система уроков по здоровьесбережению;
- высокие результаты в спортивном направлении.
- увеличение числа детей, имеющих высокий и выше среднего уровень двигательной подготовленности учащихся;
- снижение общего количества уроков, пропущенного по болезни, уменьшение числа часто и длительно болеющих детей;
- ежегодная организация летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- оздоровление детей в детских оздоровительных лагерях
Уровни физической готовности
Динамика показателей простудных и инфекционных заболеваний по ступеням
Динамика показателей простудных и инфекционных заболеваний по ступеням за три года
Проанализировав работу школы по направлению здоровьесбережения, мы поставили
Задачи на перспективу:
- Динамику здоровья учащихся довести до 75%
- Охват учащихся горячим питанием довести до 100%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения
Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...
Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС
quot;Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного ст...
Система работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельсности в условиях реализации ФГОС
Мастер-класс "Системы работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС"...
Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ
Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР....
Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.
Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....