«Система работы ГБОУ СОШ с.Черный Ключ по здоровьесбережению в условиях введения ФГОС»
статья на тему

Понакшина Татьяна Николаевна

описание системы работы ГБОУ СОШ с.Черный Ключ по здоровьесбережению в условиях введения ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Выступление  на тему: «Система работы ГБОУ СОШ с.Черный Ключ по здоровьесбережению в условиях введения ФГОС»

- Добрый день, коллеги!

    Здоровье – неоценимое богатство человека, счастье само по себе. Философ древности Сократ считал: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». К сожалению, эту истину человек начинает понимать поздно. Особенно беззаботно относятся к своему здоровью дети, и поэтому от нас, взрослых, зависит, какими они «выйдут из детства».(3слайд)

    Многие учёные ( Ю.К. Бабанский, В.Ф. Базарный, М.Т. Матюшонок, Н.К. Смирнов и др.) и педагоги-практики неоднократно подчеркивали, что «на здоровье школьников неблагоприятное воздействие оказывает процесс обучения» По утверждениям специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Факторы риска существуют в каждой школе на разном уровне. У нас они тоже есть. Это необорудованная спортплощадка, режим проветривания кабинетов не соответствует СанПиНам, недостаточность  психологического сопровождения ввиду того, что один психолог на 6 школ. Влияние школьных факторов риска имеет такое большое значение потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Для их предупреждения  в школе сконструировано здоровьесберегающее пространство, при котором обучение ребенка происходит благодаря соблюдению гигиенических норм, оптимизации школьного процесса.

   Поэтому перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:

  • Оптимизировать здоровьесберегающую  инфраструктуру образовательного учреждения.
  • Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса.
  • Активизировать организацию физкультурно-оздоровительной работы.
  • Проводить просветительско-воспитательную работу с учащимися, учителями и родителями, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • Проводить мониторинг состояния здоровья субъектов образовательного процесса.

   Для решения данных задач педагогическим коллективом  была создана комплексно-целевая программа «Школа образования - школа здоровья», в которой определены содержание и основные направления здоровьесберегающей деятельности школы.(4 слайд)

   Основные направления данной программы определены теми факторами, которые влияют на причины здоровья учащихся и непосредственно связаны с организацией работы школы. К ним относятся:

  • Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, в которую входит ДОУ
  • Рациональная организация образовательного процесса.
  • Организация физкультурно-оздоровительной работы.
  • Просветительско-воспитательная работа с учащимися, учителями и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • Мониторинг состояния здоровья субъектов образовательного процесса.

   Реализация данных направлений деятельности происходит в средней общеобразовательной школе села Черный Ключ, включающей следующие структурные подразделения:

- Резяпкинский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ;

- СП детский сад «Родничок»

-Усаклинский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ;

-Зеленоключевский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ;

-Чув.Абдикеевский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ;

-Ойкинский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ.

(5,6 слайды)

Рассмотрим, как организована здоровьесберегающая деятельность по данным направлениям.

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

В школьном здании созданы некоторые условия для сбережения здоровья учащихся. В кабинетах созданы гигиенические условия: чистота, температурный режим, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В школе работают:

  • психолог;
  • современная столовая, позволяющая организовывать качественное горячее питание (одноразовое); со второго полугодия мы хотим выйти с предложением родителям организовать двухразовое питание для учащихся начальной школы.
  • оснащенные спортивные залы;
  • тренажерная комната;
  • на территории школьного двора имеется спортивная площадка. Она не оборудована по требованиям СанПиНов, но мы стараемся создать все условия, чтобы дети могли занять свое свободное время. Поэтому в прошлом году силами педагогов, детей и их родителей был залит каток;
  • договор с Клявлинской ЦРБ (предметом договора является оказание качественного и квалифицированного медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников, лечебно-профилактической помощи, проведение иммунопрофилактики, санитарно-просветительской работы с учащимися, родителями, педагогами, анализа состояния здоровья ).

   Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учителя школы, педагоги дополнительного образования, психолог, медсестра. (слайды 7-12)

Мониторинг состояния здоровья учащихся, проведенный в 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах, получил следующие данные:

2011-2012 учебный год

2012- 2013 учебный год

1.

Состояние здоровья учащихся

  • практически здоровы
  • имеют отклонения в здоровье

 

72%

28%

74%

26%

2.

Характеристика заболеваемости детей

  • органов зрения
  • сердечно-сосудистых заболеваний
  • нарушение осанки
  • опорно-двигательного аппарата
  • органов дыхания
  • органов пищеварения
  • нервно-психических

10уч

-

40уч

5уч

-

5уч

-

5уч

1уч

38уч

5уч

-

2уч

-

3.

Количество часто болеющих детей

-

-

4.

Данные по группам здоровья

  • основная
  • подготовительная
  • специальная

100%

-

-

100%

-

-

(13 слайд)

5.

Наличие вредных привычек:

  • курение
  • употребление алкоголя
  • употребление наркотиков

5уч

-

-

1уч

-

-

6.

Охват учащихся физкультурой и спортом

  • только урок физкультуры (третий час)
  • школьные спортивные секции
  • внеурочная деятельность

100%

70%

70%

100%

75%

70%

7.

Обеспечение учащихся школьным горячим питанием (одноразовым)

87%

97%

8.

Травматизм в образовательном процессе

-

-

(14 слайд)

2. Рациональная организация образовательного процесса (15 слайд)

     Рациональная организация ОП – важнейшая часть всей здоровьесберегающей деятельности нашей школы. Чтобы не допустить перегрузку детей учебными занятиями, мы учитываем требования СанПиНов при составлении расписания

   Обучение в начальных классах нашей школы осуществляется по  образовательной программе  «Школа России».
Возможности самого учебно-методического комплекта позволяют сделать процесс обучения комфортным.
  Педагог получает положительный эффект, когда связывает проблему сохранения здоровья учащихся с технологией организации урока.
   Изучение опыта работы учителей начальных классов помогло нам определить те условия, которые, по нашему общему мнению, позитивно влияют на здоровье обучающихся.

При построении и проведении уроков учителями:

  • учитывается психолого-педагогическая характеристика класса (индивидуальные особенности детей, такие, как характер восприятия учебного материала, тип памяти, качества внимания, сформированность навыков учебного труда, индивидуальный темп работы);
  • учитываются основные факторы обеспечения благоприятной реакции младших школьников на учебную нагрузку (смена видов деятельности в режиме урока, объем учебного материала, интенсивность работы и её длительность, эмоциональность) ;
  • на уроках создаются условия для овладения универсальными учебными действиями, владение которыми снимает перегрузки;
  • создаются ситуации выбора заданий разных типов и уровня сложности (стандартные и повышенные требования) в классе и при выполнении домашних заданий;
  • активно используется деятельностный метод обучения, активные методы обучения, групповые ( парные) формы работы, направленные на взаимодействие обучающихся в процессе обучения;
  • для поддержания двигательной активности младших школьников системно проводятся физкультминутки, гимнастики для снятия утомления, мобилизации и нормализации работы различных органов ребенка;
  • создается эмоционально-положительный фон урока;

При организации учебного процесса в целом:

  • соблюдаются санитарно-гигиенические условия обучения(соответствие размеров учебной мебели в зависимости от роста обучающихся,   выполняются требования к естественному освещению. Требования к искусственному освещению выполняются не в полном объеме: для создания тех условий, которые прописаны в СанПиНах в условиях реализации ФГОС нужно дополнительное финансирование);
  • учитывается дневная, недельная и годовая динамика работоспособности;
  • применяются личностно-значимые способы учебной работы
  • контролируется дозировка домашних заданий в течение учебного дня, недели;
  • систематически включаются в урок упражнения по профилактике нарушения зрения и осанки;

   Количество уроков не превышает максимальной учебной нагрузки.

Необходимо также отметить, что учебно-методический комплект, реализуемый в школе, формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.

(16 слайд)

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы (17,18 слайды)

Двигательная активность является биологической потребностью ребенка. Научно доказано, что значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья. Поэтому важным методом сохранения здоровья школьников считаем рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания.

   В организации физкультурно-оздоровительной работы учащихся работает договор о сотрудничестве с учреждением дополнительного образования СП «Прометей» Клявлинской школы №2 им.В.Маскина

   В школе в секциях, кружках различной направленности как в стенах школы, так и вне их занимается  73 % учащихся начальных классов

Физкультурно-спортивное

% охвата детей в системе дополнительного образования

2012-2013

2013-2014

Здоровый ребенок – успешный ребенок

44

66

Шашки и шахматы

21

33

Лыжи

40

58

Настольный теннис

22

40

4. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни (19 слайд)

    Вся просветительская работа с учащимися в школе строится с учетом психолого-педагогических особенностей формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Диагностики сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни показала следующие результаты:

Классы

Средний балл по сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни

Степень сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни

1

9,2

32,4%

2

11,3

49,4%

3

11,6

49,9%

4

12,6

56,3%

Важно, чтобы дети владели и применяли все многообразие способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

   С этой целью педагогами начальной школы созданы и успешно реализуются обучающие программы «Здоровый ребенок - успешный ребенок», «Национальные игры», направленные на формирование культуры здоровья и профилактику вредных привычек. Классными руководителями проводится система внеклассных и внеурочных мероприятий, в содержании которых основной акцент делается на личностные и социальные факторы здоровья. Для обучения ЗОЖ используются «Уроки здоровья», «Дни здоровья», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»,.

   Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы: при обсуждении вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

   Мы понимаем, что для успешного формирования у учащихся культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни важен уровень компетентности самих педагогов. В 2013 году 8 учителей начальных классов школы прошли курсы повышения квалификации по теме «Здоровьесберегающая деятельность учителя в условиях реализации ФГОС»

   Педагоги освоили методические приемы организации здорового образа жизни для себя и своих учеников, техники релаксации, общения, психотехники аутогенной тренировки, систематизировали комплексы оздоровительных пауз на уроках, подвижных игр на переменах

   Не менее важным аспектом деятельности педагогического коллектива является создание условий для формирования у родителей потребности в здоровом образе жизни. Ведь их осведомленность в вопросах ЗОЖ будет положительно влиять на формирование правильного отношения к своему здоровью у детей. С этой целью в школе организован родительский всеобуч (общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания, открытые уроки с привлечением родителей, индивидуальные собеседования (учитель заранее проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради)). На сегодняшний день 62% родителей включены в работу направления укрепления здоровья учащихся. Проводятся тематические родительские собрания «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника» «Как сохранить здоровье детей»,  «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

  В начальной школе организуются различные совместные оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования. Это походы в лес, поездка в ледовый дворец в с.Черемшан, участие в акции «Лето с футбольным мячом», которую проводила партия «Единая Россия» и др.

Заключение

(слайды 20-28)

Основные результаты работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление количественного соотношения учащихся в группах здоровья за несколько лет, динамику сезонных заболеваний, динамику школьного травматизма. Осуществляется мониторинг физического развития учащихся младшего школьного возраста.

Системность и комплексность в работе учителей начальных классов помогает нам создавать здоровьесберегающее образовательное пространство, которое способствует укреплению, сохранению здоровья детей, а также формирует ценностное отношение у учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих.

Среди результатов здоровьесберегающей деятельности можно отметить следующие: 

  1. наработана система уроков по здоровьесбережению;
  2. высокие результаты в спортивном направлении.
  3.  увеличение числа детей, имеющих высокий и выше среднего уровень двигательной подготовленности учащихся;
  4.  снижение общего количества уроков, пропущенного по болезни, уменьшение числа часто и длительно болеющих детей;
  5. ежегодная организация летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
  6. оздоровление детей в детских оздоровительных лагерях

Уровни физической готовности

  Динамика показателей простудных и инфекционных заболеваний по ступеням

Динамика показателей простудных и инфекционных заболеваний по ступеням за три года

Проанализировав работу школы по направлению здоровьесбережения, мы поставили

Задачи на перспективу:

  1. Динамику здоровья  учащихся довести до 75%
  2. Охват учащихся горячим питанием довести до 100%

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС

quot;Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного ст...

Система работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельсности в условиях реализации ФГОС

Мастер-класс "Системы работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС"...

Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР....

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....