Система работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельсности в условиях реализации ФГОС
статья

Найденова Олеся Васильевна

Мастер-класс "Системы работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы МБОУ ЦО №2 по реализации

проектной и учебно-исследовательской деятельности

 в условиях реализации ФГОС

Система работы в нашем центре  по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности осуществляется в разных видах и формах, одним из которых  является  школьное научное общество "Эврика", руководителем которого я и являюсь.          В рамках НОУ учащиеся активно принимают участие в  городских научных чтениях школьников «Шаг в науку», в конкурсах социально-экологических проектов «Пять шагов по чистой планете», в городской научно-практической конференции старшеклассников «Шаг в науку»,         во Всероссийской научной конференции школьников и студентов "Чебышёвские чтения", в региональном конкурсе учебно-исследовательских и проектных работ "От школьных проектов - к научным открытиям",            Во всероссийской олимпиаде школьников по учебным дисциплинам в этом учебном году на муниципальном этапе участвовало 33 человека и являются победителями и призерами муниципального этапа по географии и физической культуре, а также призерами по ОБЖ.        Проводятся школьные научно-исследовательские конференции "Глобальные проблемы человечества: экология и охрана здоровья человека",  межпредметные научно-практические конференции старшеклассников.

В текущем учебном году учащиеся 10-го класса нашего ЦО перешли на ФГОС СОО в связи с внесением образовательной организации в число пилотных площадок по опережающему введению ФГОС СОО и мы впервые столкнулись с такой формой как индивидуальный проект. Проектная деятельность не нова для учащихся старшей школы – они занимаются ею с начальной школы.  У обучающихся выработаны самостоятельные исследовательские умения: они формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Работа над индивидуальным проектом в старшей школе - это самостоятельная деятельность учащихся, под руководством учителя-предметника.             В нашем центре выполнение индивидуального проекта рассчитано на 2 года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом это1 час в неделю. По завершении он будет представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта. Индивидуальный проект  вписан в  контекст учебного процесса и подразумевает выставление отметок за его выполнение.              Я разработала рабочую программу по курсу "Индивидуальный проект". Она включает в себя 4 этапа: подготовительный, планирование, реализация, презентация. Я даю учащимся теоретическую основу индивидуального проекта, содержание, план действий, способы, средства его реализации. Работа над индивидуальным проектом ведется совместно с учителями-предметниками, работающими в 10 классе.Обучающиеся на основании собственных интересов самостоятельно выбирают предметную область, в которой  осуществляется проектная работа, и тьютора, который направляет и корректирует исследовательскую деятельность учащихся. ТЬЮТОР оказывает помощь в формулировании цели и задачи учебного проекта учащегося. Общая цель всех учебных проектов - создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, а также самостоятельного освоения приобретённых знаний на уровне их практического применения.

Наши учащиеся выбрали предметные области по обществознанию, физике, астрономии, биологии, информатике и ИКТ, физической культуре.

Учащийся не только выбирает предметную область, но и  форму, в которой. может быть выполнен учебный проект. По направлению проекты бывают исследовательскими, информационными, творческими, социальными, прикладными,  конструкторскими, инженерными и др. Учащиеся нашего центра выбрали исследовательские проекты, которые предполагают следующие типы работ:

1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.

2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.

3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.

4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.

5. Изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.

6.Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.

7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.

Работа над проектом состоит из нескольких этапов. Первый этап – традиционно подготовительный.           На подготовительном этапе учащиеся в соответствии с определенными требованиями, формулируют тему проекта. Вся теоретическая часть разбирается со мною на занятиях. Я учу их:

  • формулировать цели (для чего мы будем это делать?) должна быть конкретной, понятной, достижимой и диагностируемой.
  • формулировать задачи (как мы это будем делать?) является шагами конечной цели.

Тема, цели и задачи проекта должны быть согласованы между собой.Темы проекта  - это результат сложного индивидуального выбора. В 10 классе 29 человек и соответственно 29 проектов. Вот некоторые темы проекта, которые выбрали учащиеся 10 класса:

  • "Макроэлементы и микроэлементы в жизнедеятельности организма".
  • "Квантовый компьютер и криптография"
  • "Белые дыры - секретный ингредиент темной материи"
  • "Влияние субкультур на формирование молодого поколения"
  • "Спорт - здоровый образ жизни. Виды спорта в современном мире"
  • "Мутационные изменчивости человека".

Подготовительный этап занимает в  рабочей программе 1 триместр.

Этот этап, я считаю, мы благополучно прошли.

Во 2 триместре начинается этап планирования. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами - это важнейшие метапредметные  результаты освоения основной общеобразовательной программы СОО, предусмотренные ФГОС. На этом этапе вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки процесса и результат проектной деятельности. Совместно с тьюторами определяются степень достижения каждой из задач и цели. На занятиях я прорабатываю цели и задачи  исследовательского проекта учащихся, для каждой задачи разрабатывается содержание и план действий учащегося:

шаг 1. Зачем мы это делаем? (отвечая на вопрос, мы формулируем проблему и цели проекта)

шаг2. Что нужно сделать для решения проблемы? (выбор проектного продукта)

шаг3. Всё ли у нас есть для решения проблемы? (выявление имеющихся и недостающих ресурсов)

шаг4. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта?  (перечисление основных этапов работы)

шаг5. Что нужно сделать на каждом шаге? (Построение развернутого плана работы)

шаг6. К какому сроку необходимо закончить работу? (Построение графика проектной работы)

Для оказания консультативной помощи учащимся мною  разработан  график работы тьюторов в  рамках уроков-консультаций на осенних каникулах.

На третьем этапе, который занимает весь третий  триместр в 10 классе и 1 триместр в 11 классе, происходит реализация проекта. Важнейшая задача тьютора на данном этапе  - грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность учащихся и в тоже время при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности. Проект можно разделить на небольшие этапы, связанные со сбором информации, её обработкой и оценкой, изготовлением проектного продукта и его составляющих, подготовкой документацией проекта, подготовкой к презентации.            При консультативной помощи тьютора определяются степень достижения каждой из задач и цели, обсуждение полученных материалов и достигнутых результатов, корректировка содержания проекта, подготовка портфолио проекта - это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом. Портфолио включает:

1. паспорт проекта

2. планы и графики выполнения этапов проекта

3. рисунки, чертежи, графики, наброски проектного продукта

4. материалы к презентации

5. результаты экспертизы.

Паспорт проекта является основным документом портфолио. Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности. Паспорт состоит из следующих  разделов:

1. Название проекта

2. Предметная область, в которой выполняется проект

3. Тип проекта

4. Цель проекта

5. Задачи проекта

6. Тьютор проекта

7. Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение)

8. Предполагаемые продукты проекта

9. Этапы работы над проектом

10. Ресурсы.

Оформление отчета проекта состоит из разделов:

1. Титульный лист (с указанием ОО, темы проекта, автора и тьютора, год разработки)

2. Актуальность темы проекта, его назначение и его практическая значимость.

3. Цель и задачи проекта.

4. Методика выполнения проекта.

5. Результаты выполнения проекта.

6. Список использованных источников информации.

7. Приложения (иллюстративный, графический материал и т.д.)

К заполнению проектной папки следует относится серьёзно, но в тоже время не увлекаться сбором большого числа документов. записи должны быть емкими и краткими, отражать идеи и ход работы. Работая над документацией, учащиеся учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности.

Четвертый этап - презентация проекта. Основная задача этого этапа - представить результаты своей работы. Существуют различные формы презентации:

  • публичная защита проекта
  • театрализованное представление
  • презентация веб-сайтов
  • демонстрация видеофильма и т.д.

У нас запланирована форма презентации проекта- публичная защита. Публичная защита проекта будет проходить в апреле 2020 года. Будет сформирована комиссия  с привлечением администрации, педагогов. Процедура защиты включает собственно презентацию проекта (выступление учащихся  7-10 минут), ответы выступающих на вопросы комиссии. Для подведения итогов будет использован оценочный лист комиссии.

Название проекта

Самооценка учащегося

Оценка педагога

Оценка комиссии

Средний балл

Достигнутый результат

Оформление

Защита:

Представление

Ответы на вопросы

Процесс проектирования

Интеллектуальная активность

Творчество

Практическая деятельность

Средняя итоговая оценка

В процессе презентации проекта учащиеся должны продемонстрировать:

  • понимание цели и задач проекта
  • умение представить работу над проектом в устном сообщении
  • умение аргументировать выбор способов и путей решения проблемы
  • умение проводить анализ проделанной работы.

Оценивание проекта - важная и ответственная процедура. Учащиеся заранее будут ознакомлены с критериями оценивания.

Пока мы находимся на втором этапе "Планирование".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО"

Программа составлена как инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО, оформлена в соответствии со всеми требованиями. Расчитана на 3  года (2-4 классы)....

Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях ФГОС.

Статья "Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях ФГОС" . Пример проектной деятельности вМОБУ" Сертоловская сош №1"...

Использование системы контроля и мониторинга качества знаний на уроках географии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет  диагностировать уровень обученности и вести подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по географии....

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...