Обучение проектной деятельности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по теме
Актуальность курса «Обучение проектной деятельности» возрастает в связи с модернизацией образования. Главной целью современного образования становится не столько приобретение учащимися ЗУНов, но освоение ключевых компетенций, которые позволят в будущем выпускнику средней школы успешно адаптироваться в социуме и самостоятельно овладевать новыми видами деятельности. Классно-урочная система, которая лежит в основе современной системы образования, не дает возможности в полной мере сформировать основные компетенции, овладение которыми, как правило, требует достаточно длительной целенаправленной кропотливой работы как учителя, так и ученика. Один из способов разрешения этого противоречия – введение в учебный процесс новой разновидности учебной деятельности – проектной работы.
Проектная деятельность школьников – это совокупность действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи (решения определенной проблемы, значимой для учащихся), результатом которой является получение конечного продукта.
Главная цель курса «Обучение проектной деятельности»: разработать технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся осваивают основные элементы проектной деятельности и технологию педагогического сопровождения познавательной и практической деятельности обучающихся в процессе создания продуктов проектной деятельности и их презентации.
Задачи курса:
1. Выработка у обучающихся навыков проблематизации, целеполагания и формулирования задачи;
1. Приобретение обучающимися умения производить адекватную оценку имеющихся ресурсов и на основе этого определять оптимальный способ деятельности
2. Обучение навыкам планирования деятельности.
3. Приобретение обучающимися способности критической оценки различных источников информации на основе их сравнения и анализа.
4. Развитие навыков аргументированной убедительной речи.
5. Формирование рефлексивных умений (критической оценки и самооценки произведенного продукта, корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов).
6. Освоение различных способов презентации произведенного продукта (включая разнообразные формы компьютерных, видеопрезентаций, творческих и ролевых презентаций, выставок и т.д.
7. Приобретение обучающимися навыков делового сотрудничества, умения работать в команде.
Для достижения поставленной цели и успешного выполнения задач предлагается использование следующих методов обучения:
1. Эвристическая беседа.
2. Мозговой штурм.
3. Практические занятия по отработке конкретных умений и навыков.
4. Деловая игра.
5. Ролевая игра.
6. Метод информационной избыточности/недостаточности.
7. Алгоритмический метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_proektnoy_deyatelnosti.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
г. Волжского Волгоградской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
г. Волжского Волгоградской области
Обучение проектной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Разработчик программы: | Коротов Г.О., учитель ОБЖ и физической культуры высшей категории |
Волжский - 2009
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса «Обучение проектной деятельности» возрастает в связи с модернизацией образования. Главной целью современного образования становится не столько приобретение учащимися ЗУНов, но освоение ключевых компетенций, которые позволят в будущем выпускнику средней школы успешно адаптироваться в социуме и самостоятельно овладевать новыми видами деятельности. Классно-урочная система, которая лежит в основе современной системы образования, не дает возможности в полной мере сформировать основные компетенции, овладение которыми, как правило, требует достаточно длительной целенаправленной кропотливой работы как учителя, так и ученика. Один из способов разрешения этого противоречия – введение в учебный процесс новой разновидности учебной деятельности – проектной работы.
Проектная деятельность школьников – это совокупность действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи (решения определенной проблемы, значимой для учащихся), результатом которой является получение конечного продукта.
Главная цель курса «Обучение проектной деятельности»: разработать технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся осваивают основные элементы проектной деятельности и технологию педагогического сопровождения познавательной и практической деятельности обучающихся в процессе создания продуктов проектной деятельности и их презентации.
Задачи курса:
- Выработка у обучающихся навыков проблематизации, целеполагания и формулирования задачи;
- Приобретение обучающимися умения производить адекватную оценку имеющихся ресурсов и на основе этого определять оптимальный способ деятельности
- Обучение навыкам планирования деятельности.
- Приобретение обучающимися способности критической оценки различных источников информации на основе их сравнения и анализа.
- Развитие навыков аргументированной убедительной речи.
- Формирование рефлексивных умений (критической оценки и самооценки произведенного продукта, корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов).
- Освоение различных способов презентации произведенного продукта (включая разнообразные формы компьютерных, видеопрезентаций, творческих и ролевых презентаций, выставок и т.д.
- Приобретение обучающимися навыков делового сотрудничества, умения работать в команде.
Для достижения поставленной цели и успешного выполнения задач предлагается использование следующих методов обучения:
- Эвристическая беседа.
- Мозговой штурм.
- Практические занятия по отработке конкретных умений и навыков.
- Деловая игра.
- Ролевая игра.
- Метод информационной избыточности/недостаточности.
- Алгоритмический метод.
Формы проведения занятий. Программа предусматривает проведение традиционных занятий, практических занятий, интерактивных занятий, уроков с привлечением узких специалистов (библиотекаря, учителя информатики и т.д.), защиту проектов, и др.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью текущего контроля. В качестве текущего контроля выступают:
- подготовка и озвучивание сообщений, сделанных учащимися;
- аннотирование научно-популярной и занимательной литературы;
- выполнение творческих работ;
- представление промежуточных результатов проектной деятельности.
Результатом и итоговой отметкой является защита проекта на традиционных научно-практических лицейских конференциях «Дарования юных - родному городу» и «Шаг в будущее».
Объем курса. Программа элективного курса рассчитана на обучение проектной деятельности начиная с 5-го и по 8-й класс включительно, по 17 учебных часов в каждом классе. Общее количество учебных часов – 68.
Структура программы носит концентрический характер, т.е. на каждом новом этапе обучения актуализируются базовые знания о содержании, целях, методах и этапах проектной деятельности. Вместе с тем из класса в класс нарастает степень сложности предлагаемых проектов, как с точки зрения их содержания, так и с точки зрения их практического исполнения и формы презентации; кроме того, на каждом последующем этапе обучения предполагается добиваться все большей степени самостоятельности исполнения проектов обучающимися.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов | Примерное содержание занятий | ||
Всего | теор | практ | ||
1. Что такое «Проект»? Примеры удачных и неудачных проектов. | 2 | 1 | 1 | Понятие проекта, отличие проекта от сообщения, учебного задания, концертного выступления и т.п.; |
2. Какие бывают проекты. | 2 | 1 | 1 | Знакомство с основными видами и типами проектов; определение типов проектов. |
3. С чего начинается работа над проектом. | 2 | 1 | 1 | Знакомство с понятиями «проблема», «цель», «задача», «гипотеза», Практическое освоение указанных элементов проектирования. |
4. Планирование проектной деятельности. Распределение ролей в групповых проектах. | 1 |
| 1 | Знакомство с понятиями «планирование», «ресурсы», «результат»; Практическое освоение указанных элементов проектирования. |
5. Методы сбора информации для осуществления проекта. | 3 | 1 | 2 | Особенности работы с различными источниками информации: энциклопедии, научно-популярная литература и другие письменные источники информации, информационные ресурсы, опытно-экспериментальные данные и т.д. Практические занятия по поиску информации на заданную тему. |
| 1 | 1 | Внесение (при необходимости) изменений в рабочую версию проекта. | |
7. Формы презентации проектов | 4 | 1 | 3 | Основные требования к презентации проекта. Знакомство с разнообразными формами презентации проектов. Практическое освоение доступных для данной возрастной группы форм презентации. |
8. Защита проектов. | 2 | 2 | Защита и обсуждение представленных проектов. Определение тематики будущих проектов. |
Ресурсный материал для учителя
1. Виды и типы проектов:
А. По продолжительности – краткосрочные (могут быть осуществлены на 1-2-х уроках);
- среднесрочные (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Б. По количеству учащихся – индивидуальные;
- парные;
- групповые.
В. По виду – учебные проекты (форма организации урочной и внеурочной деятельности
учащихся под руководством учителя-предметника в рамках определенной
учебной темы или раздела с целью углубления, расширения и отработки
ЗУНов, определенных программой);
- образовательные проекты (форма организации внеурочной деятельности
школьников по разрешению какой-либо проблемы, не привязанной жестко к
определенному предмету, учебной программе; возможно, этот проект вообще не
связан напрямую со школьным курсом).
Г. По типу – практико-ориентированный проект (нацелен на изготовление реального
продукта (предмета), который может быть использован в повседневной жизни);
- исследовательский проект ( по структуре напоминает подлинно научное
исследование: четкую формулировку объекта и предмета исследования, целей и
задач, анализ исследованности проблемы, выдвижение собственной гипотезы,
ее обоснование либо опровержение в работе; Продукт исследования –
получение нового (или субъективно нового) знания)
- информационный проект (направлен на сбор информации о каком-либо
объекте, явлении, с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой
аудитории. Продуктом проекта может быть создание информационной среды
школы);
- Творческий проект (направлен на реализацию творческого потенциала
учащихся; предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к
оформлению результатов).
- Ролевой проект (проектанты берут на себя роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Продуктом такого проекта
является сценарий с обязательной характеристикой (инструкцией) для каждой
роли).
- Обучающий проект (предполагает создание учебного пособия силами самих
учащихся для других учащихся. Отличие от информационного проекта:
информационный проект только знакомит с информацией, обучающий проект
включает в себя формирование определенных ЗУНов и их
проверку в различной форме).
- Социальный проект (направлен или на изменение социально-ценностных
установок групп людей; или на создание группы волонтеров для решения
значимых для социума проблем; или на обучение каким-либо конкретным
навыкам, видам деятельности).
2. Этапы проектной деятельности
ПОИСКОВЫЙ |
|
АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
|
ПРАКТИЧЕСКИЙ |
|
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ |
|
КОНТРОЛЬНЫЙ |
|
Поисковый этап
Данный этап начинается с определения тематического поля проектов. Тематическое поле проектов - это ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей.
Самый простой способ выбора темы проектов: учитель предлагает список примерных тем для работы над проектами, при этом темы могут каким-то образом анонсироваться, а могут просто вывешиваться на стенде в виде списка.
Этот вариант запуска проектов эффективен в ситуации, когда у учеников еще нет опыта проектной деятельности или сам учитель только начинает работу с использованием метода проектов. Нередко случается и так, что предложенные учителем темы становятся отправной точкой для обсуждения, в ходе которого тема изменяется, корректируется, расширяется и возникает новый замысел.
Среди других способов выбора тематики проектов можно назвать просмотр видеофильмов, обсуждение экскурсий. При этом необходимо помнить о том, что выбор темы - дело индивидуальное, поэтому никаких общих рецептов быть не может.
Следующим шагом является постановка проблемы. Проблема - это противоречие между идеальной и реальной ситуацией.
В идеале проблемы должны выдвигаться самими учащимися, а роль учителя должна состоять в том, чтобы способствовать определению проблемы наводящими вопросами. Однако, в силу психолого-педагогических особенностей возраста, о сформированной компетентности решения проблем можно говорить лишь применительно к учащимся 10-11 классов. Работа с проблемой подразумевает не только определенный уровень сформированности компетентности учащихся, но и владение учителем техниками проблематизации. Учащиеся начальных классов могут подтвердить свое понимание проблемы, сформулированной учителем, и объяснить причины, по которым они приступают к решению проблемы. Учащиеся 5-6 классов - описать ситуацию и указать свои намерения при работе над проектом.
Допустимо, чтобы при работе со школьниками 1-6 класса учитель сам формулировал проблему в виде адаптированного для понимания учеников противоречия, при этом важно не сводить деятельность учащихся к простому выполнению сформулированного педагогом технического задания.
Учащиеся более старшего возраста способны самостоятельно выполнять некоторые поисковые шаги, например, определить, каковы причины существования проблемы, в чем состоит ее сущность и т.п. Старшеклассники способны проявить полную самостоятельность от постановки проблемы, источником которой выступает их собственный опыт, до ее разрешения. Действия учителя во многом зависят от степени самостоятельности учеников.
Возможными источниками проблемы могут выступать базовые дидактические противоречия:
- между известным и неизвестным;
- между знаниями и умениями;
- между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
- между потребностями и возможностями их реализации.
Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.
Другим основанием для создания проблемной ситуации может выступать необходимость выбора из совокупности имеющихся возможностей (пути решения, ответа, оценки). Ситуация может приобрести проблемный характер если:
- имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
- требуется установить сходства и различия,
- важно установить причинно-следственные связи,
- необходимо обосновать выбор,
- требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,
- стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Условия, необходимые для перевода потенциальных проблем в актуальные, то есть личностно-значимые или принятые учеником как личностно-значимые:
- эмоциональность и яркость момента,
- прагматическая направленность в область личных интересов учащихся,
- возможность переноса знаний из одной сферы в другую,
- предоставление ученику широких возможностей для самоорганизации и самореализации,
- использование различных приемов стимулирования, в том числе и традиционные рекламные ходы с опорой на побудительные мотивы признания, самоуважения, новизны, избавления от скуки, занимательности.
Но в любом случае проблема обязательно должна быть значимой для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.
В реальной практике нередко случается, что учащийся сразу обращается к учителю если не со сформулированной проблемой, то, по крайней мере, с описанием своих намерений или высказывает определенный интерес. Если педагог столкнулся с четко выраженным намерением или зафиксировал познавательный интерес учащегося - выявить проблему, решению которой будет посвящен проект. На основе выявленной (или присвоенной) учащимся проблемы, он (в начальных классах с помощью учителя) ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика)?» Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения (отвечает на вопрос: «КАКИМ ОБРАЗОМ?»). Младшим школьникам тот или иной способ деятельности должен порекомендовать учитель, затем учащихся следует стимулировать к самостоятельным предложениям. Когда учащиеся (возможно, при поддержке учителя) начинают предлагать тот или иной способ достижения цели, учитель может предложить еще один или несколько способов, провоцируя их на размышление о наиболее эффективном, пригодном для той или иной ситуации способе достижения цели.
Многие проблемы могут быть решены различными способами, поэтому необходимым шагом в разработке замысла проекта старшеклассниками является изучение альтернативных способов решения проблемы и выбор оптимального решения. Анализ альтернатив может проводиться по различным основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п. Младшие подростки способны предложить способ убедиться в достижении цели, определить риски. Учителю необходимо грамотно провести с учащимися обсуждение способов решения проблемы, при этом можно использовать такие известные приемы, как, например, мозговой штурм.
В самом общем виде действия учителя ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:
Учитель | Ученик |
|
|
Аналитический этап
После постановки цели проекта в первую очередь на этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта). Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Задачи могут решаться в различной последовательности (иногда параллельно группа может работать над решением нескольких задач), их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации и т.п.). Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).
Даже при высоком уровне сформированности умений работать с информацией учащиеся могут столкнуться с объективными трудностями. Учитель может "прокомментировать непонятные места", отослать ученика к справочной литературе, порекомендовать ему обратиться к какому-либо эксперту.
Нередко при работе над проектом учащиеся находят источники информации, которые были неизвестны учителю, получают самую свежую информацию. Следует помнить, что руководитель проекта в первую очередь является носителем проектной культуры, отвечает за соблюдение общего алгоритма работы над проектом, при этом ему не обязательно самому лично прорабатывать всю информацию по проекту. Другая крайность - педагог не интересуется тем, как идет работа с информацией, пускает ее на самотек.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.
В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:
Учитель | Ученик |
|
|
Практический этап
На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают осваивают различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, и т.д.).
На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.
Консультант не дает ответа на вопрос, который не был ему задан.
Консультант не формулирует суждений, возражений или рекомендаций, пока учащийся полностью не выразит все свои чувства и мысли.
В высказываниях консультанта недопустимы оценочные суждения (не только негативные, но и позитивные!) в отношении содержания обсуждаемой темы, проблемы или путей ее решения, следует также избегать давления в отношении самоопределения учащихся.
Достаточно часто ученики задают вопросы, которые указывают не на недостаток информации, а на потребность в одобрении своего решения или в принятии решения самим учителем с позиций его авторитета. Важно, чтобы руководитель проекта не давал прямые ответы на подобные вопросы, а обращал учеников, например, к критериям оценки продукта, вынуждая их самих аргументировать и принять то или иное решение.
В случае, если групповое обсуждение не дает результатов, педагогу следует организовать рефлексию, задавая учащимся вопросы о том, что создавало затруднения при работе, что следует сделать, чтобы обсуждение было более эффективным.
В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:
Учитель | Ученик |
|
|
Презентационный этап
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. Это могут быть: видеофильм, альбом, барометр, компьютерная газета, бюллетень, зимний сад, альманах, сварочный аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, письмо главе местной администрации, макет, словарь, электромагнит, атлас, воздушный змей, передвижная выставка, экспозиция музея, генеалогическое древо, электродвигатель, экскурсия и т.д.
Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта. Достаточно распространенным является стремление учителя включить в презентацию все, что было создано учеником во время работы над проектом. На презентации в первую очередь должен быть представлен продукт проектной работы, это – своеобразная самореклама, предполагающая обратить внимание и заинтересовать аудиторию именно вашим проектом.
Возможен дополнительный этап - организация защиты проекта, на котором возможно организовать более детальное знакомство с проектом, определить его сильные и слабые стороны, получить рекомендации по его усовершенствованию.
Формы презентации проектов: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, стендовый доклад, электронная презентация, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д.
Если учитель ставит задачу развития критического мышления учащихся на материале презентации, он должен мотивировать ее участников задавать вопросы и высказывать критические замечания по поводу проектов, участвующих в презентации. Следует также подготовить педагогов – участников презентации к тому, чтобы они задавали вопросы различного типа, продвигающие учащегося в развитии его коммуникативной компетентности: для младшего школьника это уточняющие вопросы, для учащихся основной школы – вопросы, заданные на понимание или в развитие темы, для старшеклассника – вопросы на дискредитацию, подвергающие сомнению его позицию.
В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:
Учитель | Ученик |
|
|
3. Сопроводительная документация к проекту.
1. Паспорт проектной работы.
Паспорт проектной работы включает следующие пункты:
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Консультанты проекта (если есть).
- Вид проекта. Если это учебный проект, то в рамках какого предмета и по каким темам может использоваться продукт проекта. Если проект образовательный, то где могут быть применен.
- Возраст учащихся, на которых рассчитан проект (возраст авторов и возраст пользователей).
- Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
- Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой, социальный).
- Заказчик проекта (если есть).
- Цели проекта: первая группа целей – практическая (для учащихся), вторая группа целей – педагогическая (какие основные компетенции отрабатываются при работе над данным проектом).
- Задачи проекта (2-4 задачи, конкретизирующие практические цели проекта).
- Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта).
- Необходимое оборудование.
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, воспитательный аспект, краткое содержание).
- Предполагаемые продукты проекта.
- Этапы работы над проектом.
№ этапа | Содержание деятельности | Срок | Исполнитель | Отчет |
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
- Проектная папка (портфолио проекта) – включает в себя:
- Паспорт проекта.
- Планы выполнения проекта и отдельных его этапов.
- Промежуточные отчеты группы ( в таких отчетах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом оценка полученного результата).
- Вся собранная информация по теме проекта.
- Результаты исследований и анализа.
- Записи всех идей, гипотез, решений.
- Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.
- Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления.
- Эскизы, чертежи, наброски продукта.
- Материалы к презентации (сценарий).
- Другие рабочие материалы и черновики группы.
Задача проектной папки при защите – показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленное портфолио позволяет:
- четко организовать работу каждого участника проектной группы;
- объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
- сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов,близких по теме.
Список научной и методической литературы, используемой при реализации программы | |
Автор | Название |
| Конвенция о правах ребенка. |
| Закон РФ «Об образовании» |
| Концепция модернизации российского образования на период до 2100 года. |
Гузеев В.В. | Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. – Директор школы. - 1995, № 6. |
Гузеев В.В. | Развитие образовательной технологии. – М., 1998. |
| Методология учебного проекта: Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО. - 2001. |
Ивочкина Т., Ливерц И. | Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2000, №3. |
Казакова Е.И. | Познавательные проблемы в учебниках // На путях к новой школе. СПб., 2000/2001, №4. |
Новикова Т. | Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7 |
| Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия. – 1999. |
Пахомова Н.Ю. | Метод проектов. Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала. – Технологическое образование, 1996. |
Пахомова Н.Ю. | Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003. |
| Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. |
Чеглакова Л.М. | Консультирование в практике работы учителя// Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Образовательные технологии. Вып. №3. - Самара: Изд-во "Профи", 2003. |
Чечель И.Д. | Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. – М.: Директор школы, 1998, № 3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обучение проектной деятельности на уроках географии
на примере краеведческого материала группа учащихся составила проект развития туризма в пос. Чернышевский Мирненскогорайона Республики Саха (Якутия)....
Некоторые советы по обучению детей с РАС. (Составление программы обучения, чем наполнить программу)
Данный материал будет интересен специалистам, которые работают с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приведены примеры функциональных заданий, которые можно вставить в индивидуальную...
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД.
Безусловно, каждый из вас знает метод проектов, а большинство применяет его в своей практике, но до недавнего прошлого вопрос об использовании данного метода решался ...
Информационно-коммуникационная компетентность педагога в процессе обучения проектной деятельности школьников среднего звена на уроках английского языка
тема для самообразования 2019-2020 гг....
Использование проектного метода обучения при реализации программ дополнительного образования технической направленности
Настоящий проект – это представление опыта работы по использованию деятельностных технологий обучения, а именно проектного метода при освоении программ дополнительного образова...
Методические рекомендации по теме "Обучение проектной деятельности учащихся 6-7 классов"
материал для внеурочной деятельности...